top banner

«Крым наш»

Как кинотеатры полуострова пережили вхождение в российскую систему кинопроката

Материал был опубликован в печатном номере журнала «Бюллетень кинопрокатчика» №4-5 (105-106) за апрель-май 2015

Чуть больше года прошло с тех пор, как по итогам референдума в состав России вошли Республика Крым и город федерального значения Севастополь. 1 января 2015-го завершился переходный период – девять с половиной месяцев, отведенных на интеграцию новых субъектов Российской Федерации в экономическую, финансовую, кредитную и правовую системы страны. Урегулирование этих вопросов, несомненно, коснулось и всех сегментов киноиндустрии на территории Крыма. «БК» решил выяснить, каким там был прошедший год для кинопоказа, дистрибуции и фильмопроизводства.

Первым сегментом киноиндустрии, ощутившим на себе перемены, последовавшие за референдумом по статусу полуострова, стал кинопоказ. Практически сразу после того, как 21 марта 2014 года был ратифицирован договор о включении Республики Крым в состав Российской Федерации, местные кинотеатры лишились возможности демонстрировать фильмы американских студий. Причины у сложившейся ситуации были как политического, так и юридического характера. Например, голливудская студия Paramount, чьи фильмы в России эксклюзивно прокатывает «Централ Партнершип», уведомила своего российского партнера о том, что не разрешает отдавать копии своих картин в кинотеатры Крыма. По мнению студии, работу с крымскими показчиками должен был продолжить ее украинский партнер, B&H Film Distribution Company. Такое решение Paramount диктовалось официальной позицией Соединенных Штатов Америки, не признававших итоги референдума по крымскому вопросу. Между тем заключить договоры с российскими прокатчиками сразу после присоединения полуострова к России крымские кинотеатры не могли, поскольку на тот момент они продолжали значиться как украинские юридические лица. «Работа с российскими дистрибьюторами в марте-апреле 2014-го никак не строилась, – говорит Виталий Дюгай, директор кинотеатра «Спартак» в Ялте. – Мы работали с Украиной до июня или июля. Чтобы взаимодействовать с основными российскими прокатчиками, нам нужно было предоставить перерегистрированные на Россию документы, а их на тот момент еще не было». 

Однако вскоре ситуация начала утрясаться – крымские кинотеатры постепенно проходили перерегистрацию и уже в качестве российских юридических лиц заключали договоры с прокатчиками. «В марте-апреле 2014-го некоторые дистрибьюторы не могли подписывать договоры, пока это не решалось за границей, скажем так, – рассказывает менеджер по кинопрокату симферопольского кинотеатра «Спартак» Галина Решитько. – Но все разрешилось, сейчас никаких трудностей в работе с российскими дистрибьюторами нет, работа строится очень позитивно, нам грех жаловаться». Первыми релизами отечественных прокатчиков на экранах Крыма стали российские картины, независимые и привлеченные проекты, а мэйджорский студийный контент постепенно начал появляться в крымских кинотеатрах летом. «Мы одними из первых начали сотрудничать с кинотеатрами Крыма, – рассказывает директор по кинопрокату «Централ Партнершип» Вадим Верещагин. – По пакету Paramount – на прокате фильма ГЕРАКЛ, а по всем остальным проектам – сразу после присоединения территории к России». «Я помню, что полноценно сотрудничать мы начали с проекта ГРАНЬ БУДУЩЕГО, – говорит генеральный директор компании «Каро Премьер» Алексей Рязанцев. – Как только появилась возможность, связанная с юридическим оформлением статуса крымских кинотеатров, которые вошли в государственный реестр российских предприятий, мы сразу же начали работать с площадками, изъявившими желание. А желание изъявили все, включая единственный кинотеатр формата IMAX в Крыму. Что касается сложностей, связанных с решением студии Warner Bros., то их практически не было, поскольку официальные документы характеризовали данные кинотеатры как российские учреждения. Так как контракт по работе с пакетом Warner Bros. у нас подписан на российскую территорию, то здесь проблем не возникло. Никаких препон или саботажа не было».

Поначалу релизы мэйджорских студий появлялись в Крыму лишь на небольшом количестве площадок, так как в некоторых случаях процесс перерегистрации и налаживания отношений с российскими дистрибьюторами затянулся на несколько месяцев, до осени. «Сначала не все соглашались с нами работать – то санкции, то еще что-то, – говорит Екатерина Пошивайлова, управляющая кинотеатром «Апельсин» в Севастополе. – Мы работали с Украиной, по-моему, до октября, до ИСЧЕЗНУВШЕЙ. Сейчас все хорошо, уже работаем со всеми. Прокатчиков, которые не захотели сотрудничать с нами, нет». 

Договоры с кинотеатрами Крыма российские дистрибьюторы заключали на тех же условиях, что и с любыми другими показчиками на территории России. «Раньше с крымскими кинотеатрами работал наш партнер, компания «Вольга Украина», – рассказывает директор по кинопрокату «Вольги» Дарья Рязанцева. – С сентября (летом у нас не было проектов) мы начали заключать договоры с крымскими кинотеатрами самостоятельно. Изначально подписали стандартные лицензионные соглашения на общих условиях, как со всеми российскими площадками. Вопрос об изменении условий не поднимался ни с нашей, ни с их стороны. Все процессы по проекту ГОЛОДНЫЕ ИГРЫ: СОЙКА-ПЕРЕСМЕШНИЦА. ЧАСТЬ 1 и дальше мы уже полностью вели из Москвы. Никаких изменений с тех пор не происходило». «Крымские кинотеатры вполне современные, оснащены новейшим технологическим оборудованием, почему мы должны создавать для них отдельные условия? – говорит Алексей Рязанцев. – У нас прозрачные отношения – мы даем кино, они привлекают зрителей в кинотеатры, обеспечивают качественный кинопоказ, а доход мы делим в соответствии с установленной между дистрибьютором и экзибитором в России прокатной платой. Так что условия одинаковые для всех кинотеатров, с которыми мы сотрудничаем, без разницы, в каком регионе находится площадка – будь-то Калининград, Владивосток или Крым. Мы довольны сотрудничеством, думаю, крымчане – тоже».

Судя по комментариям крымских кинотеатров, даже индор-реклама от российских прокатчиков поступает к ним вовремя и в достаточном объеме, хотя, казалось бы, доставка маркетинговых материалов на полуостров могла вызвать определенные трудности. Однако, как отмечают дистрибьюторы, обеспечить Крым рекламой ничуть не сложнее, чем другие регионы, а иногда даже проще, чем, например, Дальний Восток.

«Рекламные материалы мы доставляем воздушным транспортом – логистических проблем нет», – отмечает Вадим Верещагин. «Крым для нас не сложнее и не легче любых регионов, которые находятся за МКАД, – говорит Алексей Рязанцев. – У нас работают все курьерские службы, все виды транспортного сообщения – логистика налажена. Если все делать дисциплинированно, упорядоченно и вовремя, никаких срывов в поставке материалов и тиражных копий не возникает». «Рекламные материалы прямо на кассу привозят, в отличие от Украины – раньше мы сами ездили за ними в офисы компаний. Нам максимально облегчили жизнь», – комментирует Екатерина Пошивайлова.

Согласно принятым в третьем чтении поправкам в федеральный закон «О присоединении к Российской Федерации Республики Крым и города федерального значения Севастополя», с 1 июня 2014 года в Крыму были прекращены расчеты в гривнах – до этого момента хождение национальной украинской валюты допускалось наряду с рублем. Как отмечают крымские показчики, переход на рубли хоть и вызвал определенный дискомфорт, но в целом прошел довольно гладко. При этом, как показывает статистика за три последних квартала, средняя цена билета в кинотеатрах Крыма постепенно растет. Если в июле прошлого года она равнялась 185 рублям, то уже в октябре поднялась до 199 рублей, а в первом квартале 2015-го составила 209 рублей. Одно из объяснений этому – разный уровень средней цены билета в Украине и в России (в 2014 году билет в украинских кинотеатрах стоил порядка 46,7 гривен, а в российских – 242,6 рублей). «У нас цены на билеты в гривнах начинались от 20-ти до 50-ти, то есть, если перевести по курсу, от 60 рублей, – объясняет Виталий Дюгай. – Естественно, мы их вывели на минимальный уровень, и теперь наши цены – от 100 до 200 рублей, выше не поднимаем, потому что дорого». Этим обстоятельством аргументирует рост стоимости билета Екатерина Пошивайлова: «На момент перехода билеты у нас были по 60 рублей, поэтому мы спокойно повышаем, чтобы выйти на среднюю российскую цену». 

Отрицательного воздействия на посещаемость увеличение средней стоимости билета пока не оказывает. Напротив, статистика свидетельствует о росте этого показателя на территории Крыма и в Севастополе. Многие представители кинотеатров связывают возросшее количество зрителей с тем, что теперь у них появилась возможность смотреть фильмы только в русскоязычной озвучке. «Самый положительный момент, который ощутимо повлиял на нашу работу, это то, что фильмокопии теперь на русском языке, – говорит Наталья Журжа, директор кинотеатра «Ракета» в Евпатории. – Поэтому и у зрителей настроение лучше, и, соответственно, у нас. Посещаемость благодаря этому увеличилась процентов на 25 точно». 

Жаркие споры о том, на каком языке должны идти фильмы в Крыму, можно было неоднократно встретить на форумах местных кинотеатров еще задолго до событий марта прошлого года, а сразу после референдума желание зрителей смотреть кино в русскоязычной озвучке проявилось еще ярче, что неудивительно – по итогам переписи населения в Крымском федеральном округе в октябре 2014-г, 84% населения полуострова назвали родным языком русский. «Раньше те, кто ходил в кино, смотрели фильмы и на украинском языке, но после перехода на русскоязычный дубляж посещаемость выросла примерно на 20 процентов», – отмечает Мияра Седаметова, менеджер по рекламе кинотеатра «Мультиплекс» в Симферополе. 

По данным «Невафильм Research», на текущий момент в Крыму действует 15 коммерческих кинотеатров (12 – в Республике Крым и 3 – в Севастополе) на 36 залов – все они оснащены цифровым оборудованием. В основном это независимые площадки или же маленькие локальные киносети, состоящие из двух-трех кинотеатров. Бόльшая их часть приходится на города Севастополь, Симферополь и Ялта (по три площадки в каждом городе). В последнем находится и единственный в Крыму кинотеатр IMAX, входящий в состав украинской сети «Планета кино». После мартовских событий в нем также были установлены цены в рублях и стали демонстрироваться русскоязычные копии, однако юридические тонкости управления данной площадкой руководство сети никак не комментируют. Впрочем, стоит отметить, что накануне референдума ООО «Триумф Медиа Груп», владеющее сетью «Планета кино», выступило на своем сайте со специальным обращением, в котором заявило, что «не имеет никаких иных отношений с владельцем арендуемого здания в Ялте, кроме тех, что предусмотрены договором об аренде», а его деятельность находится вне политики.

Данные ЕАИС по количеству площадок в Крыму несколько отличаются от статистики «Невафильм Research». Расхождения данных возможны из-за различия в критериях, по которым ведут подсчет площадок – например, некоммерческие заведения, DVD-залы, автокинотеатры не попадают в статистку «Невафильм Research», но при этом в теории могут передавать данные в ЕАИС. Поэтому списки крымских кинотеатров у этих источников отличаются не только количественно, но и качественно. Кроме того, перерегистрация предприятий в Крыму происходила вплоть до 1 марта текущего года, поэтому не все кинотеатры могли успеть подключиться к обеим упомянутым системам отчетности. Площадки, которые передают данные в Rentrak, еще весной делали это в «ручном» режиме. Что же касается обязательной для всех ЕАИС, то кинотеатры, пока не подключившиеся к этой системе, ждут установки оборудования для автоматической передачи данных. 

Если сегменту кинопоказа удалось сравнительно быстро перестроиться на новый формат работы, то кинопроизводству в Крыму для этого требуется куда больше ресурсов – как временных, так и финансовых. Одной из задач, поставленных правительством после присоединения Крыма, стало возобновление работы Ялтинской киностудии. Однако это совершенно точно вопрос не ближайшего будущего – студия требует капитального ремонта, а значит, серьезных денежных инвестиций. На данный момент ее территория частично национализирована – в собственность республики перешла меньшая часть, находящаяся на Севастопольской улице в доме 4. Другая часть, располагающаяся в доме 3 по улице Мухина, вот уже который месяц является предметом судебных разбирательств между ее бывшим владельцем, российским предпринимателем Сергеем Аршиновым, и местными властями. Еще прошлой осенью совет министров Крыма одобрил постановление о переводе этой территории Ялтинской киностудии в республиканскую собственность путем выкупа за сумму приватизации (порядка 3,7 млн рублей), с которой не согласился Аршинов. По текущим прогнозам, разрешение вопроса национализации этого объекта может растянуться на весь 2015 год.

Та же часть студии, что находится в собственности республики, была отремонтирована на выделенные местным правительством средства – впрочем, удалось провести только основные работы.

Тем не менее Крым всегда был и по-прежнему остается привлекательной локацией для съемок. В предыдущие годы его активно использовало украинское кинопроизводство, которое к настоящему моменту полностью свернулось. Теперь на эту территорию охотно заходят российские производители – в 2014-м в Крыму прошли съемки фильма Андрея Прошкина ОРЛЕАН, а на текущем году полуостров встречает съемочные группы проектов ЛЕДОКОЛ (компания ПРОФИТ), ЗАЩИТНИКИ (Enjoy Movies) и КРЕСТИТЕЛЬ (студия «Слово»). Весной в Симферополе прошел кастинг для съемок в массовых сценах ВИКИНГА от «Дирекции кино».

Появляются в Крыму и локальные продакшны – например, компания «Крым Кино», созданная режиссером и продюсером Виталием Павловым. В марте она завершила съемки фильма ЧУДО В КРЫМУ с Михаилом Пореченковым в главной роли. Картина должна быть окончательно готова к концу года, а ее презентация предварительно назначена на предновогодние дни в Симферополе. Планов по широкому прокату у создателей пока нет, однако подобную возможность они не исключают. При этом сама компания «Крым Кино», по задумке Виталия Павлова, со временем должна превратиться в полноценную студию. «Сейчас мы ищем помещение, чтобы разместить павильон и гостиницу для съемочной группы, – говорит Павлов. – Собственно, почему именно в Крыму? Просто это одна большая натурная площадка, а павильонов не хватает. Мы уже заручились поддержкой местной власти – и госсовета, и премьер-министра». 

Для производителей Крым в первую очередь интересен как раз в качестве натурной площадки. «Это место всегда было и остается привлекательным для кинематографистов своей неповторимой эклектикой, – говорит генеральный директор компании ПРОФИТ Игорь Толстунов. – Здесь есть почти все мыслимые, кроме джунглей Амазонки, природные ландшафты – степи, горы, каньоны, есть возможность работать и на натуре, и в интерьерах памятников архитектуры. И это практически единственное место в стране, где мы можем снимать море. Погода, солнце, отсутствие пробок – все это плюсы Крыма. Недаром раньше здесь ежегодно снималось порядка десяти-пятнадцати картин. Всю необходимую натуру можно спокойно найти в Крыму, и, естественно, это экономически целесообразно». Те же преимущества территории отмечает продюсер и режиссер картины ЗАЩИТНИКИ Сарик Андреасян: «В нашем фильме необходимо показать несколько регионов Советского Союза. В частности Кавказ, Казахстан и Черное море. В Крыму есть и горы, и степи, и соляные пустыни, и, конечно, море. Соответственно, за одну экспедицию мы охватим все необходимые локации». 

Однако, по мнению Игоря Толстунова, у производства в Крыму есть и определенные минусы: «Съемки нашего нового проекта ЛЕДОКОЛ мы планируем в Севастополе летом, приблизительно в течение полутора месяцев, – будем снимать там корабли и натурные декорации. Сейчас идет подготовка к экспедиции, и в процессе мы столкнулись с некоторыми проблемами. Ограниченные ресурсы ялтинских кинематографистов вынуждают нас везти с собой технику и, соответственно, людей, что увеличивает расходы. Но самая большая головная боль – это Керченская переправа как единственно возможный путь на полуостров, ведь для съемок фильма нам надо доставить туда специальную технику и грузовые машины с декорациями».

Что любопытно, производственная база – как человеческие, так и технические ресурсы – в Крыму есть. Основная проблема заключается в том, что пока между местными профессионалами и производителями, которые приезжают в Крым снимать свои проекты, не налажен контакт. На сегодняшний день на исправление этой ситуации нацелена деятельность крымского Союза кинематографистов и организации «Лига возрождения кино в Крыму им. А. А. Ханжонкова». Вот что рассказывает ее руководитель Элен Шиллер: «У нас есть и актерские агентства, и локейшн-агентства, и база аппаратуры. Но все это очень разрозненно. Например, на тот же ВИКИНГ был объявлен кастинг – кто услышал, тот смог прийти, но огромное количество людей просто не узнало о такой возможности. Задача «Лиги» состоит в том, чтобы аккумулировать все ресурсы и придать всему этому хороший коммерческий формат, чтобы люди могли получать работу».

В отсутствие возможности начать производство на студии «Ялта-фильм» в Крыму достаточно активно реализуются различные социальные проекты, связанные с кино. Например, текущей весной в Ялте была организована специальная акция «Киносубботник», в рамках которой планируется приводить в порядок места, где проходили съемки знаменитых советских фильмов. «Лигой возрождения кино» был запущен проект «Киносреда» – еженедельные встречи, на которых проводятся семинары и мастер-классы, посвященные кино. Готовится к открытию продюсерско-учебный центр «КрымМедиаМир», заточенный под различные образовательные программы – на начало мая там запланирован обучающий курс по специальности «Инженер видеозаписи» совместно с Московским государственным университетом информационных технологий, радиотехники и электроники.

Можно сказать, что ситуация на отдельно взятой территории Крыма в какой-то мере отражает обстановку и в целом по стране. Более-менее отлаженная за последние годы российская система кинопроката заработала здесь довольно быстро и без особых накладок. А вот задачи, в решении которых планирует принять участие государство, включая превращение полуразрушенной Ялтинской киностудии в современный производственный цех, скорее всего останутся в подвешенном состоянии еще довольно продолжительное время. Впрочем, это вполне объяснимо: хоть кино и важнейшее из искусств, но в Крыму пока слишком много других, все же более насущных вопросов – от жилищных условий до образования и состояния дорог.


09.07.2015 Автор: Саша Плющ, Анастасия Дугинова, Ангелина Манахова

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее