top banner

Олег Березин: «Все изменения будущего кинопоказа будут связаны с технологиями и контентом»

Размышления о будущем отрасли на конференции «Кинобизнес–2026» на «Кино Экспо–2016»

Я хотел бы предложить попытаться представить, что может произойти в 2026 году, вспомнив, что было 10 лет назад, когда началась цифровая революция кинотеатров у нас в стране. Так вот, 10 лет назад не было iPhone, первый iPhone появится на год позже, в 2007-м. 2006 год – это первый год существования YouTube. Это только начало появления Wi-Fi, беспроводных систем и так далее. Вспомните, сколько всего изменилось за последние 10 лет, чтобы попытаться представить, как изменятся технологии в будущем и куда нас это может привести в 2026 году.

26-й год еще интересен тем, что это начало некоего нового цикла в развитии кинопоказа как системы большого экрана. В США это произойдет, на мой взгляд, немного раньше – в 2020–22 году, у нас по различным причинам чуть позже. Это новый цикл. Чем это важно? Если вы посмотрите, с чего начинался нынешний цикл кинопоказа, например, в 70-е годы в США, то увидите, что он был связан с двумя глобальными инновациями.

Первая инновация – организационная: появление мультиплекса. Мультиплекс изменил способы демонстрации фильмов, донесения и потребления информации. Вторая важная инновация была связана именно с контентом, с появлением так называемых блокбастеров: ЧУЖИЕ, ЧЕЛЮСТИ, ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ и так далее. Они потащили за собой другие – технологические – инновации: возник многоканальный звук Dolby (он и до этого существовал, но в массовую технологию пришел с появлением блокбастеров). Большой экран принес с собой требования к кинопленке, требования к качеству кинопленки и так далее. Этот цикл начался инновациями организационными и инновациями, связанными с контентом.

Возьмем 2003–2005 годы, когда начинался новый цикл домашнего экрана. Это было связано с появлением Интернета. Интернет принципиально изменил наше общение с домашним экраном. Мы уходим от эфирного телевидения, мы уходим от «кабеля» и все получаем через Интернет – даже новости, «Вести», программу «Индустрия кино». Мы можем в любой момент зайти, смотреть – это все благодаря Интернету.

Второй момент – появление нового контента, изменение картинки в телевизоре. Условно программа «Время» 90-х годов и сегодня – сравните, насколько изменилось информационное насыщение всей этой картинки. Это появление нового типа контента в виде HBO-сериалов. А что сегодня изменилось в кинотеатрах? Изменилась технология – мы перешли на цифру, но у нас глобально не изменился контент. Все, что мы сегодня смотрим на экранах кинотеатров, это все было придумано 10, 15, 20 лет назад. Меняется технология, улучшается, но сам принцип взаимодействия с большим экраном не изменился. И вот что произойдет в ближайшие 10 лет: я так понимаю, это будет нащупано, и найден новый тип контента.

Нельзя сказать, что не проводятся эксперименты, эксперименты есть: то, что делал Бекмамбетов с Найшуллером – это другой вид. Тот же УБРАТЬ ИЗ ДРУЗЕЙ – это попытка нащупать какие-то новые формы взаимодействия фильмов с интерактивными, мобильными и так далее. Это, например, и анимация, которая в принципе вынудила всех пойти смотреть кино в кинотеатрах. Вы можете сколько угодно пиратить ее дома, но вы не получите ничего от этого фильма на домашнем экране. Вы вынуждены заплатить деньги и пойти смотреть его в кинотеатры. То, что в какой-то степени сделал и АВАТАР. Кто собрал все миллиарды на АВАТАРЕ? Пираты?

Я убежден, что окна выхода и их величина – это искусственная история, административная история. Скоро окон не будет. Сам контент, сам тип контента, само потребление контента будут определять, как вы воспринимаете его: едете вы на такси, на автобусе, на поезде, на самолете летите – вы определяете, как вам это удобно. Так же вы будете определять, что вы идете смотреть этот фильм на большом экране, хотите смотреть его дома по телевизору или на маленьком смартфоне. Контент будет определять, как вы его будете потреблять. Дистрибьютор в классическом понимании с физическими материалами, с распределением фильмов – это все уйдет в прошлое. Вы свой фильм, который хотите показать зрителям, загружаете в iTunes через облачко, оно приходит к вам, и вы смотрите. Зритель говорит, я хочу сегодня посмотреть ДУЭЛЯНТ, система понимает, что вокруг вас еще 300 человек, которые тоже хотят его посмотреть, и говорит, вот ближайший кинотеатр, давай туда – сегодня в 16:00. Вы все собрались и посмотрели. Не будет системы, когда вам вывешивают расписание, когда какой-то менеджер по репертуару определяет, что вам посмотреть. Вы  сами будете выбирать, что смотреть, как смотреть, где смотреть, с кем смотреть.

Вы помните, каким сотовый телефон был 20 лет назад? Чемоданчик, ручка, 5 тысяч долларов и так далее. Все изменения, о которых мы говорим, они будут связаны с технологиями и будут связаны с контентом. Именно контент должен быть определяющим.

В стратегии государственной культурной политики есть фраза о том, что задача государства в 2035 году довести количество экранов до 5 тысяч. О каких экранах можно говорить в 2035 году? Что мы называем экраном в 2035 году? С такими программами поддержки можно догнать и до 10 тысяч. Мы все время пытаемся спрогнозировать будущее, исходя из своего опыта прошлого. Вы можете собрать своих друзей виртуально в кино – вы с ними общаетесь, вы их видите, они как-то реагируют на ваши эмоции. Мы переходим в систему виртуального коллективного потребления фильмов. Что мешает? Там не гаснет свет, и вы не можете положить руку на коленку любимой девушке… Хотя есть фильмы, которые я не хочу смотреть коллективно, есть фильмы, которые я очень хочу смотреть персонально, мне мешают люди вокруг, и таких фильмов много. Я хочу в 2 часа ночи поставить фильм и получить очень хорошие впечатления, персональное впечатление. Коллективно – это фактор большого экрана. Надо быть готовыми к этим изменениям.

Еще важный момент: если Россия не нащупает свои собственные важные решения, если мы не решим проблему с развитием науки, образования в этих областях, не будем провоцировать молодежь на создание новых своих историй, мы будем все эти 20–30 лет импортировать чужие решения, мы будем все время догонять. И если в 2026 году мы хотим где-то оказаться, мы сегодня должны думать о том, кто это будет делать в 26-м году. Это будут делать нынешние первоклассники, те, кто сегодня пошел в первый класс, именно они будут определять, какие фильмы и в каком виде будут появляться в 26-м, 30-м и 31-м годах. Их мы должны затащить в кинотеатры, им должны показать, как дедушки смотрели кино, это очень важно.   


27.09.2016 Автор: Анастасия Дугинова

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 28–31 марта
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее