top banner

Господдержка: денег мало, но лидеры еще держатся

О питчингах, их победителях и неожиданных последствиях

Материал был опубликован в печатном БК №7-8, 2017

Весна и лето в российском кинематографическом сезоне – время не только фестивалей, но и активной выдачи государственных средств на производство фильмов. Обычно пора питчингов приходится на май – начало июня, чтобы кинематографисты успели войти в съемочный период с гарантированными бюджетными средствами. В этом году питчинги сдвинулись по времени и пришлись на июнь-июль. Помимо этого, они принесли и неожиданные итоги государственного финансирования в 2017-м.

Лидеров – больше, проектов – меньше

Питчинг проектов компаний-лидеров в Фонде кино прошел 2 июня, его результаты стали известны 22 июня. Бюджет поддержки этого года – 2 млрд рублей безвозвратных средств, еще 500 млн – на условиях 100-процентного возврата. Полной пролонгации акции безвозмездной выдачи бюджетных денег, которую объявили в честь Года российского кино, не случилось, сумма поддержки лидеров все-таки несколько изменилась. В 2016-м им выделяли 1,8 млрд рублей, возвратных средств тогда не было. Тем не менее в этом году для лидеров ввели новые критерии эффективности – в частности, указали ожидаемый эстимейт будущих фильмов в размере как минимум 250 млн рублей. 

Экспертам было представлено 24 заявки от 10-ти студий. В этом году список лидеров расширился – в него вернулась компания Игоря Толстунова ПРОФИТ и добавился новичок, студия Yellow, Black and White. Первая представила экранизацию романа Алексея Иванова СЕРДЦЕ ПАРМЫ в постановке Сергея Бодрова, которая годом ранее принимала участие в питчинге независимых проектов, и полнометражную ленту НУ, ЗДРАВСТВУЙ, ОКСАНА СОКОЛОВА! дебютанта Кирилла Васильева, которая «выросла» из короткометражки этого же режиссера, победившей в прошлом году на фестивале «Короче», где жюри возглавляет Толстунов. Оба фильма в итоге были поддержаны Фондом кино: экранизация – на полностью безвозвратной основе, дебютная лента – по смешанной схеме.

Компания Эдуарда Илояна Yellow, Black and White, завоевавшая статус лидера благодаря КУХНЕ В ПАРИЖЕ и СУПЕРБОБРОВЫМ, пришла с более весомым пакетом. Государственное финансирование было запрошено на сиквел тех же СУПЕРБОБРОВЫХ, сказку ПОСЛЕДНИЙ БОГАТЫРЬ (в прошлом году уже получавшую субсидию Фонда кино и готовящуюся к прокату 19 октября), фантастический проект Александра Войтинского КВАZИ по одноименной книге Сергея Лукьяненко и комедию Резо Гигинеишвили ТРЕЗВЫЙ ВОДИТЕЛЬ. Два первых проекта были поддержаны по смешанной схеме, фильм Гигинеишвили получил безвозвратные деньги, а проект Войтинского попечительский совет Фонда кино в итоге не утвердил. Впрочем, три из четырех для нынешнего питчинга – вполне неплохой результат. Проект КВАZИ не был поддержан из-за проблем со сценарием, но компания готова его доработать.

Почти такой же «счет» и у компании Тимура Бекмамбетова «ТаББаК». От нее на питчинге было представлено пять заявок, бόльшая часть из них – уже анонсированные проекты. Получившие в итоге «смешанные» деньги ЕЛКИ 6 отсняты, такие же средства достались и седьмой части новогодней франшизы. Сиквел ОН – ДРАКОН, который скромно сработал в российском прокате (129,9 млн рублей), но оказался популярен в Китае, получил полностью возвратные средства. Вторым таким проектом стала только очередная часть «богатырской» франшизы ТРИ БОГАТЫРЯ И ПРИНЦЕССА ЕГИПТА кинокомпании СТВ. Два анимационных проекта «ТаББаК» СКАЗКА О ЦАРЕ САЛТАНЕ и #МОЙСУПЕРПАПА господдержки не получили. Последний, впрочем, ранее Фонд кино уже поддерживал.

Компания Сергея Сельянова – чемпион нынешнего питчинга среди лидеров. Продюсер представил четыре проекта, причем все они за исключением мультфильма про богатырей получили безвозвратную поддержку. Это вторая часть УРФИНА ДЖЮСА, семейная лента КОНЕК-ГОРБУНОК и комедия О ЧЕМ ГОВОРЯТ МУЖЧИНЫ 3. Как и в предыдущие годы, опытные лидеры – «Дирекция кино», студия ТРИТЭ Никиты Михалкова и «Нон-Стоп Продакшн» – пришли на питчинг с одним флагманским проектом. 

Анатолий Максимов, как и годом ранее, презентовал историческую ленту СОЮЗ СПАСЕНИЯ, сменившую, правда, режиссера – вместо Александра Котта им стал постоянно работающий с Максимовым Андрей Кравчук. Будущая картина об одном из лидеров движения декабристов Сергее Муравьеве-Апостоле получила деньги по смешанной схеме. Студия ТРИТЭ Никиты Михалкова, которая завершила работу над фильмом ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, взяла под свое крыло режиссерский дебют Данилы Козловского ТРЕНЕР. Съемки фильма, который в прошлом году получил средства как нелидерский проект компании Петра Анурова «Кинослово», завершились в начале июля, в прокат фильм выйдет 19 апреля 2019 года. Картина поддержана на полностью безвозвратной основе. Так же ее поддерживали и в 2016-м. Александр Роднянский, который так и не запустил прошлогодний проект ДЕВЯТАЯ, пришел с новой заявкой – ВЕНСКИЕ КАНИКУЛЫ по сценарию Владимира Высоцкого и Эдуарда Володарского. Фильм, если подтвердится международный актерский состав, согласен снимать Федор Бондарчук. Но с первого раза господдержку этому проекту получить не удалось. Как рассказал глава Фонда кино Антон Малышев, создателям ленты было необходимо уточнить достаточно важные моменты, связанные со сценарием.

Зато без всяких «если» Бондарчук станет режиссером ПРИТЯЖЕНИЯ 2, представленного на питчинге его и Дмитрия Рудовского компанией Art Pictures Studio. Картину, несмотря на коммерческий успех первой части и планируемую копродукцию с Китаем, поддержали безвозвратными деньгами. Другому проекту Art Pictures Studio – фильму МИФЫ – средства выделены по смешанной схеме, что, впрочем, вполне понятно, так как картина уже готова и успела принять участие в конкурсе «Кинотавра», правда, осталась там без призов. После фестиваля релиз ленты, запланированный на июль, перенесли на 16 ноября. Производством картины компания Бондарчука и Рудовского занималась вместе со студией Hype Film Ильи Стюарта.

Аутсайдерами питчинга лидеров оказались компании «Централ Партнершип» и Enjoy Movies. Первая пришла всего с одним проектом – комедией ФИЗРУК СПАСАЕТ РОССИЮ – и не получила на него средств. «По итогам очной защиты этот проект занял практически последнее место. Оценка экспертов была крайне невысокая. Исходя из такой оценки попечительский совет принял решение, что проект в этом году поддерживать не надо. Тем более в материалах было указано, что съемки начнутся в 2018-м, поэтому шанс этот проект доработать и еще раз подать у компании сохраняется», – отметил Антон Малышев. 

История с компанией Enjoy Movies оказалась гораздо интереснее. На питчинг ее представитель Георгий Малков пришел с тремя проектами – военной драмой ДОРОГА ЖИЗНИ, комедией ПАПА ИЗ «ФОРБС» и третьей частью ЧЕМПИОНОВ. Но никакой из них в итоге не был поддержан. За все время работы Фонда кино не случалось такого, чтобы компания, входящая в лидерский список, не получила деньги ни на один из своих проектов. Выяснилось, что Enjoy Movies судится с налоговой из-за доначислений налога на прибыль в размере 71 млн рублей. Более того, студия-лидер может признать себя банкротом из-за огромного количества кредиторов, в их числе и Фонд кино, который теперь тоже судится с компанией из-за 51 млн рублей, в 2015 году выделенных на возвратной основе на производство фильма Сарика Андреасяна ЗАЩИТНИКИ (в прошлом году на эту же ленту Фонд кино выделял еще и безвозвратную субсидию). Сам режиссер вместе со своим братом Гевондом Андреасяном в апреле публично сообщили о том, что уходят из Enjoy Movies, чтобы развивать собственную кинокомпанию. Как выяснилось уже после питчинга Фонда кино, счета Enjoy Movies были заблокированы по требованию налоговой еще в начале апреля этого года. Тем не менее компания дошла до питчинга. «Они торопились, хотели успеть закончить суды. Потом стало понятно, что это займет больше времени, процесс затянулся. Счета компании по-прежнему не разблокированы, поэтому, мне кажется, они поступили вполне по-джентльменски, отозвав свой пакет проектов перед заседанием попечительского совета», – считает Малышев. О том, что будет с лидерским статусом компании, по его словам, говорить пока рано. Ее представители предпочитают не комментировать эту ситуацию. Вышедший из Enjoy Movies продюсер Гевонд Андреасян считает, что проблемы компании с налоговой должны в скором времени разрешиться. В противном случае, по его мнению, это будет катастрофа для рынка. «Я надеюсь, что у всех хватит ума и мудрости такие проблемы, связанные с большой компанией, решать, иначе это снова вредит всей индустрии», – отмечает Андреасян. 

Крупные бюджеты и малокартинье

В итоге из 24-х проектов от 10-ти лидеров отечественного кинопроизводства Фонд кино в этом году поддержал лишь 16 заявок (с учетом того, что на момент написания текста ситуация с ВЕНСКИМИ КАНИКУЛАМИ была окончательно не решена). В прошлом году 8 лидеров представляло 20 проектов, поддержано было 15. Фактически произошло увеличение и количества заявок, и получивших госсредства, однако с учетом расширения числа лидеров кажется, что в этот раз поддержанных проектов меньше. При этом бόльшая их часть – это продолжения успешных франшиз либо фильмы, съемки которых уже почти завершены. «У меня нет ощущения, что количество проектов резко упало. Лидеры пришли с тем, что на данном этапе было готово к подаче. Все понимают, что есть условная сумма, которая приходится на одного лидера. И подавать в три раза больше проектов нет необходимости. Понятно, что средства конечны», – уверен Антон Малышев. 

Чуть больше чем за месяц до питчинга Фонд кино и Министерство культуры РФ подписали соглашение, по которому для компаний-лидеров отечественного производства были введены новые критерии оценки эффективности. В частности, теперь лидеры должны обеспечить хотя бы одного зрителя на каждые 100 рублей поддержки. Кроме того, Фонду кино не рекомендуется финансировать лидерские картины с потенциальными кассовыми сборами менее 250 млн рублей. «Думаю, планка в 250 миллионов повлияла. Не уверен, что радикально. В принципе, лидеры и раньше не баловались комедиями, оставляя их на откуп независимому блоку», – считает Малышев.

Член экспертного совета Фонда кино, глава компаний «Каро Премьер» и «Каропрокат» Алексей Рязанцев также считает, что компании-лидеры стали задумываться о вышеназванных показателях. Следствием чего, по его словам, и стал более точечный выбор проектов, которые подавались на питчинг. «Внутри существующего пула средств, которые выделяются на производство, конкуренция обостряется. Если раньше даже в лидерских пакетах были более сильные и более слабые проекты, то сейчас по представленным проектам это сложно сказать, и приходится выбирать не по умолчанию лучших среди всех, а лучших среди лучших. Это всегда сложная задача», – уверен Рязанцев.

Продюсер Сергей Сельянов придерживается несколько иной позиции. «Новые требования появились перед очередной сессией. Возможно, у кого-то из лидеров были небольшие, но экономически эффективные проекты, которые не достигали обозначенной цифры. Комедия или ужастик с прогнозом 150–200. Я про это не знаю, но, возможно, кто-то из лидеров подобный проект вынул из своего пакета. Однако поскольку соглашение возникло практически накануне питчингов, каких-то изменений не могло произойти. Новые пакеты или новые проекты за это время невозможно придумать», – уверен глава компании СТВ. Общий – довольно скромный – пакет лидеров, по его мнению, стал следствием того, что денег на поддержку таких проектов в отрасли мало. Исходя из мнения, что лидерские средства делятся примерно поровну между компаниями, выходит, что в год они могут получить 200 млн рублей безвозвратных средств и 50 млн возвратных, что ограничивает работу с проектами с бюджетом 400+. Два таких фильма одновременно не может запустить даже студия-лидер. При этом, даже запуская одну картину, продюсер серьезные рискует. «Получается, что есть установка на крупные проекты, она не вызывает никаких протестов. Но неправильно, что маленькие и экономически эффективные проекты у лидеров оказываются вычеркнутыми. Это приводит к определенному малокартинью среди лидеров. Если у фильма бюджет 600+, то два или три года лидер должен ехать на горючем, на одном фильме, иначе у него колоссальные риски, которые с высокой долей вероятности не оправдаются. Он получит убыток. Не просто убыток, а 100–150 миллионов рублей – это очень серьезно», – уверен Сельянов.

Согласно исследованию Фонда кино, которое было презентовано на «Кинотавре», российские фильмы с производственным бюджетом свыше 500 млн рублей являются наиболее эффективными в прокате. Так, три вышедшие в 2016 году картины (фонд их не называет, но, вероятно, речь идет о фильмах ЭКИПАЖ, ВИКИНГ и ДУЭЛЯНТ) имели средний производственный бюджет 890 млн рублей и средние сборы порядка 1 млрд. Три картины со средним бюджетом 343,3 млн рублей собрали лишь по 178,5 млн. Семь фильмов с бюджетом 210,5 млн рублей получили при этом 181,6 млн. У шести лент стоимостью 140,7 млн рублей средняя касса равнялась 219,2 млн. А 23 отечественные картины с производственным бюджетом 69,9 млн рублей собирали 77,3 млн. То есть возможность получить в прокате больше производственного бюджета имеют лишь самые крупнобюджетные проекты и фильмы стоимостью от 50 млн до 150 млн рублей. Среднебюджетные ленты не способны оправдать средства, потраченные на их производство.

Другим новшеством этого года стало отсутствие публикации рейтингов экспертов. По тому же соглашению с Министерством культуры РФ Фонд кино с этого года обязан отправлять рекомендации экспертов в ведомство. «Списки проектов согласуются с министерством культуры в том числе для того, чтобы избежать двойного финансирования, которое запрещено постановлением российского правительства, а также получить объективную информацию о неисполненных обязательствах», – уточняет Антон Малышев. Рейтинги экспертов же не публикуются по просьбе самих экспертов – людей, в основном работающих в индустрии. По словам Малышева, были просьбы, чтобы результаты голосования поступали исключительно для попечительского совета, который принимает окончательное решение о поддержке тех или иных проектов. «У компаний, пакет которых сильнее, будет возможность получить больше средств. Что в лидерском блоке, что в блоке независимых кинокомпаний. Важен проект, для лидеров важен сильный пакет. По-моему, произошла чистая иллюстрация этой истории. Год на год не приходится. Я не вижу никакого ужаса в этом, а вижу вполне понятную логику, которая выстроилась исходя из экспертизы сценарной рабочей группы, исходя из питчинга и дальнейшего обсуждения на экспертном совете и исходя из решений попечительского совета», – подводит итоги лидерского питчинга Малышев.

Фонд кино или Минкультуры?

В блоке независимых компаний в этом году, как считает глава Фонда кино, неплохой список проектов. В нем есть, в частности, новая заявка Валерия Тодоровского ГИПНОЗ, фильм-катастрофа КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ, режиссером которого выступит Роман Каримов, проект Резо Гигинеишвили РУССКИЕ, байопик ЦОЙ от студии «Рок» Алексея Учителя. Это, кстати, уже третий из анонсированных проектов про лидера группы «Кино». Как всегда, в этом блоке было много анимации (например, очередные части ФИКСИКОВ, БЕЛКИ И СТРЕЛКИ, ВОЛКОВ И ОВЕЦ, СНЕЖНОЙ КОРОЛЕВЫ) и жанровых проектов. Причем главными из них стали хорроры, на которые подписываются в том числе и крупные продюсерские компании. «Лидеры стараются запускать крупные проекты. Поскольку уровень их компетенции высочайший по рынку, то да, они участвуют в проектах независимых студий. Мне кажется, с точки зрения качества проектов это положительный опыт, потому что их набитые шишки стоят много денег», – уверен Антон Малышев.

Первым таким проектом от лидеров стал копродукционный ЛЕС РУК И ЗУБОВ со звездой «Игры престолов» Мэйси Уильямс и российским актером Константином Крюковым. Проект с совокупным бюджетом в 650 млн рублей представлял глава компании ПРОФИТ Игорь Толстунов, у Фонда кино, правда, было запрошено только 120 млн рублей, половину из которых продюсеры ленты (производственной компанией является не ПРОФИТ, а «Мир кино») готовы взять на возвратной основе. Другой, уже полностью российский проект – ВЕРНУВШИЙСЯ – собирается поддерживать компания «Нон-Стоп Продакшн» Александра Роднянского и Сергея Мелькумова. «Качественная драматургия и дуэт двух актрис – то, что нас привлекло и кажется успешным для проекта», – сказал на питчинге представитель компании Валерий Спирин. 

Проект ВЕРНУВШИЙСЯ был представлен создателями ленты ПИКОВАЯ ДАМА: ЧЕРНЫЙ ОБРЯД Святославом Подгаевским и Иваном Капитоновым. Они же – но уже вместе с «Киностудией КИТ» Джаника Файзиева – анонсировали и другой проект подобного жанра, ОЗЕРО МЕРТВЫХ: РУСАЛКА. На питчинге Файзиев признался, что ПИКОВАЯ ДАМА стала для него тем редким случаем, когда саспенс достигается не за счет спецэффектов, а за счет простых кинематографических средств. Тем не менее, по его мнению, хоррор-предложение отечественных кинематографистов существенно отстало от спроса. «Мне казалось, что правильное время было лет пять назад, когда появился хоррор. Этот жанр является одним из самых завлекательных с продюсерской точки зрения, потому что это, как правило, недорогие фильмы – за редким исключением, поэтому рентабельность у них довольно высокая. Видимо, нужно было время, чтобы созрели такие люди, как Подгаевский и все остальные, чтобы индустрия начала к этому относиться более лояльно», – уверен Файзиев. Он отметил, что количество хорроров в этом году действительно было довольно большим. «Но, к сожалению, это еще одно подтверждение того, что существует нехватка денежной массы, поэтому продюсеры вольно или невольно начинают обращаться к этому жанру. Ничего плохого я в этом не вижу, потому что жанр зрительский, есть большое количество людей, которые его любят. И, наверное, с точки зрения того, что наши кинематографисты должны учиться общаться со своей аудиторией, это правильно», – отмечает продюсер.

Файзиев уверен, что постепенно волна увлечения хоррорами спадет, так как только жанр не является залогом успеха. «Нужно правильно рассказывать историю, выдерживать эстетику, темп, ритм. Я считаю, что нет разницы – снимаешь ты фильм про любовь или ты снимаешь ужасы. С точки зрения творческих отдач различий никаких нет. Но часто бывает так, что очень многие люди думают, как это было после фильма АВАТАР, что если снять кино в 3D, оно автоматом принесет прибыль. Однако прошло несколько лет, которые доказали, что ни техника, ни жанр никогда никого не спасали», – говорит Файзиев.

По мнению продюсера Андрея Шишканова, презентовавшего хоррор КЛЯТВА, обращение крупных производителей к разным жанрам – это положительная тенденция развития индустрии. «В Америке производятся тысячи хорроров. У нас их еще все-таки мало, даже пропорционально нашему рынку. На питчинге было около 10-ти картин в этом жанре. Не все они скорее всего получат поддержку. Но даже если шесть таких проектов будет произведено, это никоим образом не испортит отношения аудитории к этому жанру. Какие-то фильмы будут успешными. Я считаю, это хорошая тенденция, что компании-производители обращают внимание на новые жанры и стараются их развивать. Это нормальный, естественный процесс», – уверен продюсер. Другой проект, сопродюсером которого выступает Шишканов – мистический сай-фай КОЛЬСКАЯ СВЕРХГЛУБОКАЯ, режиссером которого станет Роман Каримов, чей предыдущий фильм, комедия ГУЛЯЙ, ВАСЯ! с производственным бюджетом 40 млн рублей, получил в прокате почти в шесть раз больше – 257,7 млн. Нынешний проект, несмотря на смешение жанров, Каримов также обещает сделать недорогим (всего за 75 млн рублей) за счет подземных съемок, локации для которых уже отобраны. «Мне этот проект показался особенно интересным в формате хорроров и мистики. Рома снимает фильмы с небольшим бюджетом, которые собирают кассу как минимум в пять раз больше. Можно быть уверенным, что проект случится. Рынок сейчас становится аккуратнее, хочется меньше рисковать, быть более выверенными и работать в тех жанрах, которые имеют потенциал. Это не только хоррор. В жанровом сегменте вообще сейчас разрабатывается огромное количество проектов. На самом деле это хорошо. Рынок работает на повышение качества таких проектов. И зритель сейчас очень внимателен и избирателен, он идет на подобные фильмы за счет эффективной промокампании, а затем – исходя из «сарафана», – уверен Шишканов.

Продюсер Илья Стюарт, который представлял на питчинге тоже хоррор-проект, под названием ТВАРЬ, где главные роли должны сыграть Елена Лядова и Владимир Вдовиченков, считает, что популярность у продюсеров данного жанра обусловливается несколько иными критериями. «Это очень востребованный жанр у киноходящей аудитории, и наш интерес заключается в том, что конкретно у этого проекта есть международные перспективы. Хочется использовать свой накопленный небольшой опыт в этом направлении и сыграть не только на локальный рынок, но и на зарубежный. Мне кажется, что популярность хорроров связана с тем, что этот жанр имеет потенциал в международном контексте», – говорит Стюарт.

С ним согласен продюсер Гевонд Андреасян. «У хоррора могут быть какие-никакие международные продажи. У любой романтической комедии, даже с Данилой Козловским и топовой актрисой, не может быть международных продаж. А у хоррора может быть 200–300 тысяч долларов. И в данный момент это почти половина бюджета. Я считаю, что в таких проектах может быть некая формула нуля, которая всегда может случиться. Так раньше было с комедиями», – считает Андреасян. Также он уверен, что российский рынок, в отличие от американского, не способен воспринимать больше трех-четырех отечественных хорроров в год – с учетом опять же периодического выхода и зарубежных картин этого жанра. «Мне кажется, Фонд кино не должен поддерживать больше трех фильмов такого жанра. Четвертый, пятый появятся сами по себе. Если за один год будет восемь хорроров, то на следующий год они не нужны. У жанра имеется шанс поработать, такой тренд есть, но надо попробовать его чуть-чуть проконтролировать, чтобы продлить это удовольствие для индустрии», – уверен продюсер.

Сам он в этом году представлял на питчинге независимых компаний фантастический триллер КОМА, который в 2016-м получал господдержку Фонда кино по линии компании-лидера Enjoy Movies, однако затем эти деньги были возвращены фонду. На этот раз Андреасян представлял КОМУ со своей компанией «Большое кино» под крылом студии «Марс Медиа». «Я уже давно отпустил ситуацию с лидерами и нелидерами. И считаю, что все зависит от проекта. Если попечительский совет посчитает, что данный фильм нужен и у него есть потенциал, то он его поддержит», – уверен Андреасян. Среди других представленных на питчинге проектов больше всех ему понравились БОЛЬШАЯ ЗЕМЛЯ Сергея Безрукова и Анны Матисон, ГЕРОЙ Карена Оганесяна, НЕИДЕАЛЬНЫЕ Кирилла Плетнева и Рубена Дишдишяна, вторые полнометражные ФИКСИКИ, мультфильм БРЕМЕНСКИЕ МУЗЫКАНТЫ и проекты ПУТЕШЕСТВИЕ В КИТАЙ и СЕКРЕТ. Предпоследний, кстати, стал самым дорогим фильмом, претендующим на финансирование Фонда кино по блоку иных компаний. Его бюджет составляет 2 млрд рублей, правда, как утверждает продюсер Алексей Петрухин, в этой сумме есть и поддержка индийской стороны. 

Всего независимые студии представили экспертам 57 заявок – почти на уровне прошлого года. Тогда из 60-ти проектов поддержку получили 32. На момент написания текста итоги данного питчинга были неизвестны, но, по всей вероятности, количество поддержанных заявок будет таким же, как и в 2016-м. На эти цели у Фонда кино есть 500 млн рублей безвозвратных средств. Еще столько же, по словам Антона Малышева, будет выделено на возвратной основе – из собственных средств фонда. Даже если сложить эти деньги, то получится, что в среднем на проект приходится 30–35 млн рублей. 

Примерно такие же средства в этом году были выделены и на авторские и экспериментальные фильмы, поддержанные Министерством культуры РФ. Питчинг авторских проектов прошел 20 июня, его результаты появились 12 июля. На нем было представлено 73 заявки, поддержку получили 39, еще 17 были отправлены в так называемый резерв. В прошлом году из 60-ти заявок поддержали 31 и всего 4 оказались в резерве. Как минимум одна картина из него – ТРИ СЕСТРЫ Юрия Грымова – небольшую субсидию в итоге получила. В прошлом же году размер субсидии варьировался от 35 млн до 60 млн рублей. Сейчас она, по словам главы департамента кинематографии ведомства, составила 30–35 млн рублей. Многие продюсеры надеялись на большее, к тому же средства, выделяемые Минкультуры, безвозвратные. Несмотря на то, что с этого года ведомство тоже требует указывать возможного дистрибьютора и эстимейты, так строго за них, как в том же Фонде кино, никто спрашивать не будет. Возможно, по этой причине в Минкультуры вновь оказалось достаточное количество условно зрительских проектов, которым логичнее было бы просить поддержку в Фонде кино.

Так, например, по блоку авторского и экспериментального кино министерство в этом году поддержало две масштабные спортивные картины – уже три года находящийся в производстве фильм ЛЕВ ЯШИН. ВРАТАРЬ МОЕЙ МЕЧТЫ с производственным бюджетом 380 млн рублей и НАЧАЛО. ЛЕГЕНДА О САМБО, которую собирается снять режиссер ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ Дмитрий Киселев. Есть среди поддержанных проектов боевик про войну в Косово БАЛКАНСКИЙ РУБЕЖ, который, по словам представлявшего его актера Гоши Куценко, соберет в прокате 525 млн рублей. Есть лента об экспедициях на Шпицберген АРХИПЕЛАГ. Есть также как минимум две комедии – КРЫМСКИЕ КАНИКУЛЫ про жизнь нескольких семейных пар в одном из отелей в Крыму, где и пройдут съемки фильма с бюджетом 60 млн рублей и планируемыми кассовыми сборами в 200 млн, и ТРИ В ОДНОМ о женщинах, которым изменили, с производственным бюджетом в 54 млн рублей и 100 млн рублей на маркетинг. Поддержало ведомство сразу два проекта – НЕВЕДОМОЕ и ИДЕНТИФИКАЦИЯ – молодой компании «Киноданц», чей предыдущий фильм, ТАНЦЫ НАСМЕРТЬ, который еще в момент съемок многие журналисты успели окрестить «русским ответом ГОЛОДНЫМ ИГРАМ», получил в прокате менее 10 млн рублей. «Мне кажется, происходит некое стирание граней. В принципе, и у Фонда кино, и у министерства культуры цель одна – повышение зрительского интереса к российскому кино, что становится все сложнее с появлением большего количества высокобюджетных голливудских фильмов, поэтому надо – стараться, по крайней мере, – создавать свои зрительские фильмы. Нужен баланс между возможностями участвовать в фестивалях и быть интересными зрителю, как это получается у фильмов, которые, например, представлены в Каннах. Да, на ленту Звягинцева НЕЛЮБОВЬ государство денег не давало, но фильм прошел в прокате вполне успешно, и многие соискатели бюджетных денег и выпустившие кино до таких результатов не добрались», – считает Алексей Рязанцев.

Стоит признать, что в отличие от прошлого года, когда было действительно совсем мало авторских проектов (экспертный рейтинг тогда возглавила АРИТМИЯ Бориса Хлебникова, получившая главный приз фестиваля «Кинотавр»), в этом году на питчинг министерства все-таки заявлено больше картин от режиссеров отечественного авторского кино. На этот раз экспертный рейтинг возглавил проект Андрея Кончаловского ГРЕХ с огромным производственным бюджетом в 780 млн рублей, который объясняется долгими съемками в Италии и большим количеством декораций – для фильма, например, будут возводить копию Сикстинской капеллы. У министерства культуры запрашивалось, правда, только 60 млн рублей. Остальные средства уже предоставили итальянские партнеры – местное аналогичное министерство и телерадиокомпания Rai, а также фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова, который получил статус сопродюсера картины.

Кроме Кончаловского, господдержку со стороны министерства получили новые проекты Анны Меликян, Ивана И. Твердовского, Наталии Мещаниновой, Светланы Проскуриной, Юсупа Разыкова, Оксаны Карас, Юрия Быкова, Романа Каримова, Нигины Сайфуллаевой, Валерии Гай Германики. «В этом году в категории авторского кино поддержали очень много приличных картин, так что в ближайшие два-три года, как мне кажется, мы очень достойно будем выглядеть на фестивалях – российских и международных», – считает продюсер Наталья Мокрицкая.

Тем не менее удивление и у нее, и у других участников и экспертов питчинга вызвало то, что на предпоследнем месте в резервном списке оказался новый проект Александра Миндадзе ПАРКЕТ. Камерная драма КОМНАТА режиссера Бакура Бакурадзе с Яной Трояновой и Алексеем Федорченко в главных ролях и проект Оксаны Бычковой БАРСУК господдержки не получили вовсе. Режиссерское имя не является гарантией, на рынке появляется все больше новых игроков, что, с одной стороны, идет на пользу развитию индустрии, а с другой – добавляет вполне успешным в фестивальном сегменте продюсерам и режиссерам неуверенности в получении господдержки даже несмотря на хорошо проработанный сценарий.

Дебютов стало меньше

Прошлый год запомнился большим количеством поддержанных дебютов, и это свидетельствовало о том, что на данный сегмент кинематографа Минкультуры обратило пристальное внимание. В Год российского кино из 41 дебютной заявки было поддержано 25, еще 3 оказались в резерве, но финансирования так и не получили. На этот раз до питчинга дошло только 28 проектов, господдержку из них получило только 12, еще 8 пошли в резерв. «В этом году интересных проектов действительно было немного. Хотя я, конечно, увеличивал бы квоту на поддержку дебютного кино. Время летит, и завтра и Федору Сергеевичу Бондарчуку, и другим нашим успешным режиссерам нужна будет замена. А где ее взять, если не поддерживать дебюты?» – считает Алексей Рязанцев.

Во время самого питчинга эксперты, например, говорили, что неплохо было бы Министерству культуры РФ финансировать не только первые и вторые полные метры начинающих режиссеров, но и короткометражные картины, которые сейчас пользуются все большей популярностью и демонстрируют потенциал будущих режиссеров полнометражного кино. «В этом году, честно сказать, уровень дебютных заявок был послабее. Но главное другое: я не могу понять – это реальное положение дел, реальный инфантилизм у молодых кинематографистов или просто так работает наша система?» – говорит член экспертного совета, режиссер Владимир Хотиненко. Он отмечает, что раньше был уверен: в год 20–25 дебютных полнометражных проектов для финансирования можно набрать. В этот раз такого не случилось. «Денег мало, надо работать на энтузиазме, надо, чтобы из ноздрей дым шел, доказать, что я могу рассказать что-то не только для своих друзей и родственников, снять не семейный альбом, а что-то важное, потому что сегодня очень много таких важных вещей происходит. Я ощутил какое-то общее состояние инфантильности: и в лес не пойду, и дома не останусь. Деньги все же не всё определяют. Пример того же Родригеса, который за три копейки смог себя показать, доказал, что если ты хочешь и если ты можешь, то снимешь интересный фильм. Если не умеешь играть на скрипке, ты на ней не сыграешь – можешь говорить сколько угодно о музыке, а звуки не извлечешь. В этом году, к сожалению, печальное ощущение после питчинга. Возможно, оно требует какого-то анализа», – отмечает Хотиненко.

Как и в прошлом году, каждая дебютная картина должна была иметь художественного руководителя. Однако тенденцией нынешнего года стало и то, что, помимо громкого имени худрука, с дебютантами приходили и известные продюсеры. Так, рейтинг экспертного совета по дебютному кино возглавил проект БИТВА Анара Аббасова, который уже неплохо себя проявил с первым полным метром АМУН, презентованным на омском фестивале «Движение» и получившим там несколько наград. Продюсером новой картины станет Алексей Учитель. На втором месте – драма НОЧНОЙ ПРИЛИВ режиссера Исмаила Сафарали, за ее производство взялся продюсер Александр Роднянский. Есть в списке поддержанных проектов и уже известный ЮМОРИСТ Михаила Идова, который продюсирует Артем Васильев, бюджетное финансирование также получила комедия РЕЙТИНГ, которую молодой режиссер Александр Чернов делает под руководством Федора Бондарчука. 

Конечно, о качестве всех поддержанных министерством дебютных проектов еще только предстоит говорить в ближайшие годы, однако совершенно очевидно, что поддержка такого кино является одним из приоритетов, и именно на нее ведомству нужно тратить больше бюджетных средств. Не исключено, что произойдет это за счет сокращения поддерживаемых авторских проектов (по крайней мере, тех, которые вполне могут отойти Фонду кино), или, что лучше, за счет сегмента детского кино, которое по-прежнему демонстрирует самые низкие показатели.

Детское кино осталось без реформы

В прошлом году министр культуры РФ Владимир Мединский был крайне недоволен прошедшим питчингом детского кино и пообещал реформу в этом направлении. Однако она так и не произошла. В 2016-м из 24-х представленных заявок поддержали только 6. В нынешнем году на питчинге было 18 проектов. Господдержку получили 8, причем один из этих проектов – военная драма ПЕТЬКА, продюсером которой выступает актер Александр Тютрюмов, – перекочевала в «детский» список из блока авторского и экспериментального кино. 8 проектов отправили в резерв, не поддержало министерство всего 3 будущих детских фильма. При этом по итогам питчинга директор департамента кинематографии Вячеслав Тельнов отметил, что больше всего ведомство рассчитывает именно на прорыв в детском кино. 

Пока поддержанные проекты уверенности в этом не вызывают. Среди них – традиционный ЕРАЛАШ, две военные картины (уже упомянутый ПЕТЬКА и фильм Александра Галибина СЕСТРЕНКА), еще один проект компании «Киноданц» ЭБИГЕЙЛ, лента Елены Хазановой БРАТСТВО БЕССМЕРТНЫХ про умирающего в хосписе мальчика, проект Евгения Герасимова ЗИМНЯЯ ПОЕЗДКА К ДЕДУ, комедия ДОМОВОЙ и фильм РОБО от новой компании братьев Андреасян «Лаборатория кино». «Я поддержала бы меньше проектов, но дала бы им больше денег. По моему мнению, не все сценарии, которые поддержали, достойны воплощения. Нельзя назвать их детским кино, даже подростковым», – считает член экспертного совета по детскому кино, продюсер Наталья Мокрицкая. С ее оценкой согласен и Алексей Рязанцев, также входящий в этот совет. «Мы долго будем топтаться на месте, пока не уйдем от этого привязанного ярлыка к тому, чего нет на самом деле. Детских сеансов, когда школьники прогуливали уроки, не существует. Есть семейный экран. Голливуд давно уловил эту тенденцию и снимает универсальные фильмы, которые называются семейными. А мы все пытаемся снимать детские фильмы, которые ни в одну, ни в другую аудиторию не попадают – ни детям они не нравятся, ни их родителям», – уверен Рязанцев. По его мнению, блок с так называемым детским кино вообще не нужно отделять от других заявок. Они вполне могут быть представлены и в категории авторских проектов, и в категории дебютов, и на питчингах Фонда кино.

Всего господдержку со стороны Фонда кино и Министерства культуры РФ получило в этом году больше сотни фильмов, которые будут выходить в ближайшие два-три года. Качество их и заинтересованность в них зрителя (массового или фестивального) еще предстоит обсудить. На счастливчиках, которых в кризисные годы поддержали государственные организации, лежит большая ответственность. Остальным же придется искать другие способы финансирования производства – от зарубежных фондов до краудфандинга. Прошедший в июне фестиваль «Кинотавр», где больше половины конкурсных фильмов было снято без бюджетных денег, доказал, что это возможно. Другой вопрос в том, насколько картины, сделанные без господдержки, смогли завоевать положительные оценки критического сообщества и смогут ли они дойти до зрителя, который все еще с недоверием относится к отечественному кино.


18.08.2017 Автор: Мария Токмашева

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 28–31 марта
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее