top banner

«Кинотавр–2018». День пятый: каждый хочет любить

На фестивале показали фильмы «Кислота», «Подбросы» и «Слоны могут играть в футбол»

Пятый день фестиваля должен был оказаться одним из самых мощных в программе. Здесь были запланированы режиссерский дебют Александра Горчилина из «Гоголь-центра», мировая премьера нового фильма Ивана И. Твердовского и свежий проект от автора РАССКАЗОВ и КИНО ПРО АЛЕКСЕЕВА Михаила Сегала. Потому совсем не удивительно, что в этот день тонкая грань между конкурсом дебютов и основным конкурсом стерлась окончательно. 

КИСЛОТА Александра Горчилина задолго до показа имела неофициальный статус самого ожидаемого фильма конкурса дебютов. «Виной» тому и яркие промоматериалы, анонсирующие «поколенческий манифест» двадцатилетних в стилистике Гаспара Ноэ, и имя режиссера – актер Александр Горчилин – одна из самых ярких звезд «Гоголь-центра». В кино он известен своими ролями в ДА И ДА Валерии Гай Германики, УЧЕНИКЕ и ЛЕТЕ Кирилла Серебренникова. В целом первая часть КИСЛОТЫ оправдывает ожидания. История о том, как жизнь двух лучших друзей меняется после того, как их приятель совершает самоубийство, снята уверенно и со знанием реалий. Во второй части, когда Горчилин решает вдруг прочитать зрителю мораль и фильм интонационно и стилистически вдруг начинает смыкаться с УЧЕНИКОМ, есть перегибы с использованием лобовых приемов и прямолинейного пафоса. Что не отменяет другого – перед нами действительно впечатляющая режиссерская работа, которая на данный момент убирает на задний план все показанное в конкурсе дебютов «Кинотавра» ранее.

Новая работа Ивана И. Твердовского – ПОДБОРОСЫ – частично продолжила начатую КИСЛОТОЙ тему, хотя в результате ушла совершенно в другую плоскость. Картина рассказывает о необычном молодом человеке, не чувствующем физической боли, который участвует в автомобильных подставах с целью дальнейшего вымогания денег у обеспеченных автомобилистов. И хотя формально лента является логическим продолжением первых двух работ молодого режиссера (он продолжает развивать свои любимые темы: инаковость, непонимание, нелюбовь и, как следствие всего этого, тотальное одиночество), стилистически она на них не очень похожа. В ПОДБРОСАХ Твердовский окончательно переходит от частного к общему, от тонких аллегорий к прямолинейной сатире. Для многих такое замещение сродни росписи в авторской беспомощности, но, с другой стороны, движение в эту сторону было заметно еще в предыдущей работе режиссера. В результате такой эволюции ПОДБРОСЫ лишились нарочитой артхаусности КЛАССА КОРРЕКЦИИ и провокативности ЗООЛОГИИ, но, увы, не получили ничего взамен. В итоге получился типовой европейский арт-мейнстрим, чисто технически сделанный безупречно, но какой-то неживой по сути. Впрочем, одного у этого проекта не отнять: он на сто шагов ближе к обычному, неподготовленному зрителю, чем все предыдущие, и это хорошо для проката. А критикам остается утешаться чем-то другим. 

Таким утешением должен был стать второй конкурсный фильм дня – лента Михаила Сегала СЛОНЫ МОГУТ ИГРАТЬ В ФУТБОЛ. Она рассказывает о сорокалетнем состоятельном, но одиноком мужчине, который питает особую слабость к молодым девушкам. Природа этой слабости, а значит, мотивации и цели главного героя, поначалу кажутся однозначно понятными. Однако постепенно зрителя заставляют сомневаться в первоначальной трактовке событий, причем настолько изобретательно, что не остается ни единого шанса не досмотреть это кино до конца. После показа лента разделила местное фестивальное сообщество. Одна половина назвала ее одной из лучших картин фестиваля, отмечая атмосферность, юмор, авторскую самоиронию и необычный подход к материалу. Другая – кривила носы, заостряя внимание на затянутостях, неровностях в повествовании, спорном монтаже и псевдопровокативности. В целом режиссеру Сегалу действительно можно все это предъявить, но и названные выше плюсы в его работе тоже имеются. Получилась милая безделица, которая искусно балансирует на тонкой грани «хорошо или плохо», но, главное, даже у своих противников не вызывает резкого отторжения. 


08.06.2018 Автор: Артур Чачелов, Александр Нечаев

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Стала известна дата вручения премии «Оскар» в 2025 году
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее