«Кинотавр–2018». День шестой: женский взгляд
На фестивале показали фильмы «Мертвые ласточки», «На районе» и «История одного назначения»
Шестой день «Кинотавра» вышел не совсем обычным. Организаторы построили программу таким образом, что в ней оказались только фильмы режиссеров-женщин. Правда, ради этого пришлось изменить привычному принципу и показать сразу две картины из конкурса дебютов и лишь одну из основного. Но, стоит признаться, этому дню такой расклад пошел только на пользу.
Открывать конкурсную программу выпало ленте МЕРТВЫЕ ЛАСТОЧКИ, представляющей из себя основанную на русском фольклоре мрачную сказку с элементами хоррора. В этой работе молодого режиссера Натальи Першиной есть много интересного: кикиморы и лешие, упыри и призраки, болота и морок. А вот стройности повествования, чувства меры, изобретательности и режиссерской уверенности в ней нет. Так что МЕРТВЫЕ ЛАСТОЧКИ, пожалуй, единственный дебют конкурса, выглядящий как ученический фильм. Впрочем, этот ученик все же имеет неплохие шансы развиться в крепкого жанрового режиссера. Особенно если получит достойный бюджет, чуть более деспотичного продюсера и проявит большую креативность в подходе к реализации материала.
Вторым дебютом, разительно отличающимся от первого по качеству и по все тому же бюджету, стала криминальная драма НА РАЙОНЕ – история двух владивостокских парней с окраин, которые, стремясь выбиться в люди, ввязываются в криминальные истории, параллельно выясняют отношения между собой, ищут любовь, решают проблемы с родителями – одним словом, живут. Это бодрое пацанское кино, и тем удивительнее, что сняла его хрупкая девушка Ольга Зуева, причем по своему же сценарию. Сняла уверенно и красиво, за что спасибо блестящему оператору Федору Ляссу, чья фамилия стоит в открывающих титрах сразу после режиссерской. И, без сомнения, не без помощи Данилы Козловского, который здесь в одной из главных ролей (что несколько спорно). НА РАЙОНЕ – дебют весьма уверенный и ровный, но для фестиваля этот фильм простоват. Он слишком зрительский, а потому на «Кинотавре» кажется чужаком.
Чего не скажешь о ленте из основной конкурсной программы – ИСТОРИИ ОДНОГО НАЗНАЧЕНИЯ Авдотьи Смирновой. Вот уж где целое поле для обсуждения и поиска смыслов. Лента начинается как лирическая комедия, но постепенно превращается в серьезную драму. Создатели ставят перед зрителем вопрос, что важнее – закон, пусть даже и плохой, или человечность с милосердием? Для самой Смирновой ответ однозначен – конечно, милосердие, и она всеми доступными ей способами старается убедить в этом сомневающихся. Ради такого хорошего дела все средства хороши, вот только со второй трети кино резко теряет в динамике и слишком сильно погружается в лишние детали и жизни второстепенных персонажей. Впрочем, даже несмотря на недостатки, картина подтвердила свое звание одного из фаворитов конкурса. Без призов она отсюда точно не уедет.
08.06.2018 Автор: Артур Чачелов