«Кинотавр–2017». День второй: с Каннским приветом
На фестивале показали фильмы «Теснота», «Прорубь» и «Нелюбовь»
Этот день «Кинотавтра» можно с полным правом назвать «Каннским»: здесь показали сразу два российских фильма, принимавших участие в работе самого известного и престижного кинофестиваля мира в этом году. Конкурсная программа дня открылась ТЕСНОТОЙ, получившей в Каннах приз ФИПРЕССИ в конкурсе «Особый взгляд», а завершился день спецпоказом НЕЛЮБВИ Андрея Звягинцева, отмеченной призом жюри основного конкурса. Между ними организаторы поставили еще один фильм – ПРОРУБЬ Андрея Сильвестрова, который, кстати, является президентом российского Канского (от названия города Канск в Сибири) видеофестиваля.
Сказать, что фильм ТЕСНОТА вызвал на фестивале интерес, – ничего не сказать: немаленький зал Зимнего театра набился битком так, что многим «счастливчикам» пришлось смотреть кино, сидя в проходе. Виной тому, конечно, ажиотаж, который возник вокруг дебютной работы Кантемира Балагова после приза в Каннах. Зверь действительно оказался не из простых: ТЕСНОТА, снятая в крайне некомфортном для киноэкрана, почти квадратном соотношении сторон, оправдывала свое название каждым кадром. Лента рассказывает основанную на реальных событиях историю людей, которые всеми силами борются с теснотой жизненных обстоятельств. Теснота, в данном случае, – не только те экстремальные условия, в которых герои оказываются после пощихения бандитами одного из членов их семьи, но еще и узость закрытого сообщества, к которому они себя относят, ограниченность возможностей для маневров, характерная для типичного небогатого провинциального города и многое другое. Но самой страшной оказывается «теснота» внутри семьи: герои душат друг друга необходимостями, традициями, огромной любовью – всем тем, что, казалось бы, должно лишь помогать и упрощать жизнь.
Несмотря на некоторую затянутость и перебор с числом микрофиналов, лента производит на зрителя примерно то же впечатление, что и НЕЛЮБОВЬ. Концентрируясь на бытовых деталях, Балагов довольно уверенно выводит своих героев к общему мрачному и неизбежному финалу, который, кстати, не настолько уж и однозначен в трактовках. В любом случае, ТЕСНОТА – оправдывает звание одного из лучших дебютов года, и скорее всего, не без приза «Кинотавтра» не останется.
На трактовках и большой относительности завязан сюжет второго участника конкурсной программы этого дня – ленты ПРОРУБЬ. Картина весьма необычна: это экранизация пьесы в стихах, посвященной одной из актуальнейших проблем современного российского общества – влиянию телевидения (а фактически – пропаганды) на обычного человека. Впрочем, фильмом в его классическом понимании ПРОРУБЬ назвать сложно. Это арт-объект: авторский эксперимент над формой и содержанием, стоящий на грани кино и современного искусства. Эксперимент этот, к сожалению, крайне неровный, а потому, ближе к концу, вызывает лишь недоумение. Смотреть это «кино», несмотря на его небольшой хронометраж, довольно непросто.
Как известно, участие ПРОРУБИ в конкурсе «Кинотавра» – тоже весьма занятный эксперимент. Который, судя по реакции публики, кажется, закончится неудачей.
10.06.2017 Автор: Артур Чачелов