top banner

Лидеры отечественной господдержки в цифрах

Как проявили себя в прокате проекты компаний-лидеров, поддержанные Фондом кино

Материал был впервые опубликован в электронном выпуске «Бюллетеня кинопрокатчика» №14 от 8 апреля 2016 года. 

Ежегодный питчинг компаний – лидеров отечественного кинопроизводства в этом году уже прошел. Совсем скоро – очная защита независимых проектов, которая, обычно не так увлекательна и показательна, как презентации наших больших студий. Потому что по сути, именно мэйджоры и должны бороться за высокую долю российских фильмов в прокате, претендовать на самые «вкусные» даты в графике релизов и демонстрировать успехи кинопромышленного хозяйства как внутри страны, так и за ее пределами.  

В этом году лидеров осталось восемь, как и в 2015-м. Согласно приказу Фонда кино от 09.02.2016 № 7, период, оцениваемый для отбора организаций кинематографии – с 1 января 2011-го по 31 декабря 2015-го. За это время компании должны были достойно прокатать свои фильмы в кинотеатрах, показать их на ТВ, повозить по фестивалям и представить к кинонаградам. Все это является худо-бедно статистическими аргументами для выявления лидеров кинопроизводства. Подобно тому, как на прошлом «Кино Экспо» обсуждалось, насколько измерение доли посещаемости российского кино может быть точным способом подсчитать эффективность существующей господдержки, так и относительно данных критериев можно постановить: неидеальны, но других, по сути, нет.

Как и нет по большому счету других компаний, столь же давно и системно работающих в отрасли и двигающих ее вперед… Тут можно было бы порассуждать, допустим, о подрастающих создателях тех же недавних СУПЕРБОБРОВЫХ. Или еще каких-то отдельных игроках. Но вспоминается уже другой круглый стол на другом «Кино Экспо», когда Олег Березин, призывал не бунтовать и критиковать данность, а конструктивно поразмыслить, как можно эту данность улучшить. В конце концов, господдержка – как женщина легкого поведения: все ее осуждают, но при этом все хотят. И еще стоит отметить, что при всей постулируемой суперпрозрачности текущей господдержки Фонд кино на самом деле успевает помочь и тем, о ком громко не заявляют. И если какая-то картина вдруг прошла мимо финансирования на этапе производства, она может получить какие-то деньги на прокат. Однако широкая общественность об этом уже не узнает.

Равно как не узнает она и о других подводных течениях, допустим, в стане лидеров. Например, о том, что одна крупная студия может помогать другой на съемках как подрядчик. Или что какой-то лидер нынче усиленно укрепляет свои позиции, собирая на рынке сильнейшие кадры, а другой, наоборот, находится на кадровом и идеологическом перепутье – какие проекты производить, на какой рынок ориентироваться и не закрыть ли вовсе свое прокатное подразделение.

Отдельным и, безусловно, любопытным моментом, но тоже по понятным причинам скрытым за семью печатями, являются расчеты лидеров в отношении защищаемых проектов. В нашем кинопроме едва ли удастся у кого-нибудь добиться внятной цифры производственного бюджета (нередко она варьируется до и после проката – например, сначала продюсер говорит цифру X, а потом, чтобы объяснить результаты, уверяет в сумме Y). Зато по записям с питчингов, например, или из других источников по кое-каким проектам можно восстановить информацию об эстимейтах продюсеров в отношении собственных картин – при подаче заявок на финансирование собственный прогноз доходов от кинотеатрального проката и реализации прочих видов прав является строкой, обязательной для заполнения. И вот тут, конечно, подивишься некоторым эстимейтам, но, как и в отношении бюджетов, до конца не узнаешь правды – были ли эти цифры кокетством или красным словцом для пущей убедительности. На прошлогоднем питчинге много вопросов у экспертов вызывали именно эти моменты. Тогда же было озвучено, что каналы сейчас практически не платят за права, а VoD, по крайней мере для русских проектов, не вырос настолько, чтобы перекрыть погибший рынок DVD.

Интересно, что прояснится на защитах этого года. В ожидании их мы, ни на что не претендуя и никого не оценивая, предлагаем вам взглянуть на получившиеся за отчетный период сводки по лидерам.


26.05.2016 Автор: Саша Плющ, Мария Дружинина

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее