Международное кинопроизводство с участием России: плюсы и минусы
Итоги деловой конференции, прошедшей в рамках «Кино Экспо»
В рамках деловой программы XVIII Международного форума и выставки «Кино Экспо» состоялась конференция «Международное кинопроизводство с участием России».
Мероприятие открыл Владимир Григорьев, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям и член исполнительного совета Европейской аудиовизуальной обсерватории от России. Он отметил, что Россия является одним из лидеров по экспорту нефти и газа, но не интеллекта: «Это происходит в силу различных причин, но прежде всего из-за отсутствия компетенции». Выступавшая следом Сузане Николчев, исполнительный директор Европейской аудиовизуальной обсерватории, подчеркнула, что «копродукция позволяет выйти за рамки своего рынка, а также достичь того, что без нее было бы невозможно».
В круглом столе, посвященном проблемам российско-европейского совместного кинопроизводства, приняли участие российские и европейские продюсеры, а также представители фонда «Евримаж». Наталья Дрозд, продюсер компании СТВ, пожаловалась, что в России существует проблема государственной поддержки проектов с миноритарным участием нашей страны. Артем Васильев, продюсер Metrafilms, констатировал, что проблема привлечения зарубежных съемочных групп в нашу страну связана с отсутствием системы фискальных стимулов. Леонид Демченко, начальник отдела государственной поддержки производства неигровых и анимационных национальных фильмов Министерства культуры РФ, национальный представитель России в Совете фонда «Евримаж», парировал, что нельзя говорить о существовании каких-то проблем с копродукцией с Европой, поскольку в 2015 году рекордное число российских проектов получило поддержку фонда «Евримаж» (пять, четыре из которых с мажоритарным участием России). Он также отметил, что Министерство культуры работает над проектами налоговых вычетов для съемочных групп в России и новых двусторонних соглашений с зарубежными странами. Польский продюсер Дариуш Яблонски, генеральный директор Apple Film, отметил, что копродукция касается не только денег, но относится к сфере культуры, кооперации и партнерства.
В ходе конференции было также представлено новое исследование «Кинопроизводство и копродукция в России. Экспорт российских фильмов за рубеж», состоящее из количественной части, представленной ведущим аналитиком «Невафильм Research» Ксенией Леонтьевой, и качественной, представленной социологом Викторией Ивановой. Интервью с российскими продюсерами, проходившие в рамках исследования, показали ряд недостатков отечественного продюсерского цеха, на что Наталья Дрозд ответила, что в России очень не хватает курсов управления проектами для продюсеров двухсторонних соглашений».
В дискуссию вступил исполнительный директор Фонда кино Антон Малышев, который сказал, что в настоящее время ведется работа над внедрением фискальных стимулов в России, нацеленных в первую очередь на местных продюсеров и предназначенных для производства официальной копродукции: «Не думаю, что мы будем рекордсменами [по предлагаемым процентам возвратов], но мы постепенно движемся к тому, чтобы их ввести. Надеюсь, что все получится».
Новый отчет «Невафильм Research» для Европейской аудиовизуальной обсерватории на русском языке можно скачать на сайте компании.
05.10.2016
Источник: Невафильм