top banner

Мария Безенкова: «Мы все в «Невафильме» мыслим в одном направлении»

Автор: Анна Багрова

10 мая 2017

Глава дистрибьюторского отдела «Невафильм» – о прокатных хитах компании и кинообразовании

В этом году компания «Невафильм» отмечает серьезный юбилей – 25 лет. К нему долгожитель российского кинорынка подошел с внушительным багажом уже имеющихся достижений и не менее масштабными планами на будущее. И о том, и о другом, пожалуй, никто не расскажет лучше, чем основатель и бессменный руководитель компании «Невафильм» Олег Березин, сплотивший под ее крышей не просто коллектив, а самую настоящую семью. О том, каково быть ее частью, а также о прекрасном подарке к юбилею – успешном прокате проекта RAMMSTEIN: PARIS!, ставшего самым кассовым релизом «Невафильм Emotion», – мы поговорили с руководителем дистрибьюторского отдела Марией Безенковой. 

Мария, поздравляем вас с юбилеем компании! Вы помните, как пришли работать в «Невафильм»?

Я достаточно долго общалась с Ксенией Леонтьевой, мы вместе учились во ВГИКе. И когда стало известно, что в компании открывается кинопрокатное отделение, Ксюша предложила мою кандидатуру. Я пообщалась с Олегом Березиным и мы договорились, что я буду работать и попробую развить направление по прокату альтернативного контента.

Какой опыт вам принесли годы работы в компании?

Я работаю в «Невафильме» уже восемь лет, но интересный опыт получаю и сейчас. А главным, наверное, могу называть опыт развития ивент-мероприятий в кинотеатрах России. Потому что по сути именно наша компания, будучи пионером в области дистрибуции альтернативного контента, предлагает различные варианты этой практики. Мы придумываем концепции разнообразных ивентов, реализуем их, получаем отклик от кинотеатров, и этот опыт решения различных задач для меня очень важен.

25 лет успешной работы на рынке – внушительный срок, который был бы невозможен без сплоченного коллектива. В чем, на ваш взгляд, заключается его сила?

Наверное, в том, что при всем разнообразии мы все в «Невафильме» мыслим в одном направлении, и это направление, такая «красная линия», которая существует в человеке, работающем в каждом из отделов, позволяет нам двигаться вперед, а не быть как лебедь, щука и рак из басни Крылова.

Знаете, мы регулярно обращаемся к Олегу Березину по самым разным вопросам – и всегда уверены, что в ответ получим авторитетное экспертное мнение. Но, пользуясь случаем, не можем не спросить: каков же основатель «Невафильма» как руководитель? Каким тонкостям он учит своих сотрудников?

Он замечательный руководитель, строгий, но справедливый. Наверное, главный опыт, который я получила от него, – это умение общаться с людьми одновременно на профессиональном и личностном уровне. Когда ты видишь в человеке не только коллегу, но и личность, индивидуальность, это позволяет тебе сразу выстроить с ним более живые и тесные взаимоотношения.

Пожалуй, отличным подарком к юбилею компании можно назвать результаты проекта RAMMSTEIN: PARIS, собравшего более 21 миллиона рублей. Киноконцерт посмотрело около 40 тысяч зрителей, что сопоставимо с аудиторией живого концерта. А демонстрации выступления эпатажной немецкой группы предшествовали разного рода активности, в том числе и файер-шоу у входа в московский киноцентр «КАРО 11 Октябрь». Похоже, грань между показом фильма и реальным концертом постепенно стирается?

На самом деле мне кажется, что этой грани просто нет. Фанаты, приходящие в кинотеатр, – это те же люди, которые посещают живые концерты. Для них важно получить эмоцию от своей любимой группы, и не имеет значения, будет это живое выступление или шоу на экране. Я могу сказать, что дополнительные опции и ивенты, который мы предлагали в киноцентре «КАРО 11 Октябрь», были бонусами тем людям, которые собрались и приехали в центральный кинотеатр Москвы. Но по всей России этот день Rammstein обрастал какими-то дополнительными мероприятиями, потому что все фанатские тусовки сами очень активно встраивались в работу кинотеатра. Они предлагали и кавер-группы, и тату-раскрашиваний на территории РФ было организовано штук пятнадцать. Фуршеты, граффити-шоу – все это было. Это то, что добавляет эмоционального фона для восприятия контента. И как только люди оказывались в зале, они полностью погружались в шоу, в звук, в свет, в любимых героев. В зале «Октября» все пели, плясали, насколько это было возможно, вставали с мест. Получилось по-настоящему зрелищное шоу. Никого не волновало, что все происходит только на экране.

Однако, насколько нам известно, с запуском проекта не все шло гладко. Какие возникали сложности?

Основная проблема заключалась в том, что мы получили подтверждение о возможности проката 30 декабря, а открыть предпродажи билетов должны были 20 января. Как вы понимаете, все новогодние праздники наша страна отдыхала. Первую рабочую неделю года пришлось очень активно уговаривать кинотеатры сразу открыть предпродажи на событие, которое должно было состояться только через два с половиной месяца. То, что традиционно для Европы, для нас еще немного в новинку. Хотя, мне кажется, после RAMMSTEIN: PARIS все кинотеатры очень остро осознали необходимость собственных интернет-продаж. Потому что именно благодаря им большинство показчиков изначально забукировали и полностью продали один, два, три, четыре зала, а потом были совершенно уверены в успехе и занимались промоактивностями, уже понимая, сколько народу придет на мероприятие. Еще одной сложностью была цена билета, но это проблема, которая всегда существует с альтернативным контентом. Дело в том, что в Европе на такие проекты принято повышать цену. В среднем она составляет 15–20 евро за сеанс. На территории Российской Федерации подобная стоимость билета невозможна. И даже если мы заявляли минимальную цену в 700 рублей в Москве и Петербурге и в 500 рублей – в регионах, многим кинотеатрам она показалась завышенной.

Это как-то отразилось на ходе росписи?

Не могу сказать, что роспись была сложной. Проблемы возникали скорее с правообладателями, для которых было принципиально, чтобы дополнительные залы открывались только после полного выкупа существующих. Нам приходилось все время немножко притормаживать кинотеатры, которые хотели открывать новые и новые залы. Другая проблема заключалась в том, что с 1 марта по требованию правообладателя роспись была закрыта, и к этому моменту, за три недели до концерта, появилось порядка пятидесяти площадок, которые внезапно захотели показать концерт, а я не могла им это подтвердить. Можно только посочувствовать этим показчикам и их упущенной выгоде, однако им нужно было реагировать заранее.

Остались ли вы, тем не менее, довольны количеством полученных площадок?

У нас с правообладателем абсолютно одинаковое видение по поводу росписи. Мы считаем, что, кроме Москвы, Петербурга, и, может быть, еще Екатеринбурга и Новосибирска, имеет смысл давать основным городам эксклюзивность. Поэтому мы самостоятельно ротируем роспись. Мы понимаем, где изначально существует интерес публики, даже если это небольшой город (Лесной, Мценск, Мичуринск, Ковров, Таруса), и даем туда концерт на эксклюзиве. Но также мы даем его на тех же условиях в города, которые обладают большим количеством публики. Например, Пенза и Ульяновск у нас работали на эксклюзиве. Там было продано один, два, три, а в Пензе – восемь сеансов сразу. Это принципиальное отличие от классической росписи. Мы сознательно уменьшаем количество потенциальных площадок и даем эксклюзив одному кинотеатру для того, чтобы он мог работать в максимальном режиме соответствия. Число площадок для нас было не принципиально.

Проект RAMMSTEIN: PARIS стал самым кассовым релизом «Невафильм Emotion». Почему вы не спешите с повторным прокатом?

У нас права были открыты с 23-го по 30 марта, и сейчас они закрыты. Как только стало понятно, что на 23 марта продано от одного до пяти сеансов, правообладатели разрешили нам открывать другие даты. И большинство киносетей и независимых кинотеатров, в которых предпродажи шли очень хорошо или суперхорошо, открыли дополнительные сеансы на доступные даты. Это, естественно, были не ежедневные показы. Кто-то открыл один сеанс, кто-то – два на уикенде. Дополнительные показы прошли, но так как права закрыты, мы не будем баловать нашу фанатскую аудиторию дальше. Выходит DVD-релиз, его можно купить и наслаждаться этой музыкой уже в индивидуальном режиме.

Расскажите, пожалуйста, о первом международном кинофестивале CinemaEmotion, в рамках которого проходил в том числе и прокат киноконцерта Rammstein. Что это за мероприятие? Это формальное образование или показы действительно проходят в рамках фестивальной традиции?

Дело в том, что кинотеатры работают с нами в рамках сезонного расписания. Мы расписываем наши мероприятия сразу на год вперед, с осени до весны. И для того, чтобы сделать федеральную рекламную кампанию, чтобы сотрудничать с федеральными СМИ и телевидением, нам, конечно, удобнее и интереснее заявлять показы именно в формате кинофестиваля. Кроме того, зритель знает, что в рамках фестиваля происходит много интересных событий, и идет не на конкретные фильмы, а на фестиваль, понимая, что увидит разный, интересный и качественный контент. Показы у нас однократные, то есть мы сохраняем присущий кинофестивалю формат эксклюзивности. Вместе с этим мы предлагаем отдельные секции – классики, концертов, образовательные программы. Поэтому я могу сказать, что это одновременно и формальное событие, и настоящий кинофестиваль.

Насколько на сегодняшний день велика постоянная аудитория театральных постановок и образовательных программ в кино? И сколько еще зрителей можно привлечь к просмотру альтернативного контента?

При постоянно существующий росписи, если не учитывать большие проекты и крупные музейные постановки, у нас выходит порядка 150 сеансов в месяц. В общей сложности мы можем говорить об аудитории пятьдесят тысяч плюс, которая так или иначе смотрит наш контент каждый месяц на территории Российской Федерации, Казахстана и Белоруссии. В целом на сегодняшний момент 2–4 процента от киноходящей аудитории в России постоянно посещают сеансы альтернативного контента. За рубежом этот показатель составляет 10–15 процентов. То есть у нас есть большой люфт для увеличения публики на сеансах. И различные проекты альтернативного контента демонстрируют устойчивый рост. Если посмотреть на проекты «Театральной России», на концертные проекты, которые привлекают совсем другую фанатскую аудиторию, на абсолютно стабильное число зрителей классического контента, то, в принципе, можно сказать, что этот рынок растет и у него очень хороший потенциал.

Запись концерта немецкой группы «выстрелила» у нас и в мире, вероятно, потому, что ее целевая аудитория довольно молода и очень активна. Киноверсии чьих концертов могли бы повторить отличные результаты этого проекта?

Я считаю, что из проектов, которые были бы востребованы нашей публикой, можно назвать, безусловно, группу Muse, проекты, связанные с поп-музыкой, формата Beyonce или Lady Gaga и, наверное, классический рок типа группы Iron Maiden, которая до сих пор очень активно собирает публику на живых концертах, и есть достаточно большое количество фанатов, которые готовы прийти в кинотеатр. Эти проекты будут запускаться.

Поскольку вы также являетесь доцентом ВГИКа, хотелось бы затронуть и тему кинообразования. Как бы вы в целом оценили актуальность тех знаний, которые даются в институте? Справляется ли ВГИК с наплывом студентов? Хватает ли педагогов?

Я считаю, что ВГИК предлагает классическое гуманитарное образование с очень жесткой привязкой к практике. На данном этапе во ВГИКе разработана система классического творческого образования, которое предполагает насыщение теоретическими знаниями на первых двух курсах, а дальше – резкое погружение в практику, начиная с третьего курса, когда у режиссеров, операторов, сценаристов, киноведов и вообще всех-всех-всех появляется возможность слушать лекции на практическом материале, работать на различных проектах и реализовывать себя в практике. На данный момент те программы, которые существуют во ВГИКе, на мой взгляд, являются наиболее методологически верными и актуальными именно для кинообразования. С наплывом студентов институт справляется, хотя у нас очень большой конкурс. Сейчас начались очередные актерские пробы для нового поступления, и в здание иногда просто не зайти, потому что количество абитуриентов в силу демографической ситуации резко возросло, начиная с прошлого-позапрошлого года. Педагогов хватает, могу вас уверить. Мы все читаем продуманные креативные курсы и стараемся, чтобы нашим студентам было интересно и весело.

Как вы относитесь к образованию, которое дают в популярных сейчас киношколах?

Все зависит от того, что предлагает киношкола. Если это какие-то краткосрочные курсы по овладению определенной техникой, то, наверное, не стоит ей называться киношколой, а стоит называться курсами. Потому что киношкола, и вообще понятие «школа», предполагает наличие методологии – методологии воспитания, образования. И бесконечные актерские, режиссерские киношколы, школы сценического мастерства и прочие-прочие – это, конечно, на самом деле просто курсы. Предполагается, что человек приходит туда и получает чисто практические знания, которые он в дальнейшем может где-то реализовывать. Если же говорить о системе кинообразования, то, на мой взгляд, если ты называешься киношколой (например, «Невафильм» сейчас набирает Высшую школу киноинженеров), то должно быть методологически обоснованное образование: продуманный учебный план, программа различных специальных и общетеоретических курсов, обязательные методики проверки усвоения знаний. И когда человек поступает в подобного рода школу, он получает полноценное кинообразование. Если он пришел туда с минимальным объемом знаний, то выйдет с максимальным объемом знаний по всему наполнению той специализации, которую решил получить.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее