top banner

Екатерина Бордачева: «Декабрьский Кинорынок обеспечит многоуровневое взаимодействие специалистов отрасли»

Автор: Мария Мухина

1 ноября 2016

Программный директор Кинорынка о том, чего ждать на этот раз

Зима близко и до декабрьского Кинорынка остается месяц. Мы побеседовали с программным директором Российского Международного Кинорынка Екатериной Бордачевой о том, чего ждать и к чему готовиться.

Расскажите, пожалуйста, о текущей подготовке к 101-му Российскому Международному Кинорынку. Каковы ваши ожидания от декабрьского слета?

Прежде всего мне хотелось бы поблагодарить всех, кто провел с нами в Сочи 100-й Кинорынок – компании «Вольга», WDSSPR, «Каропрокат», «Каро Премьер», «Наше кино», «Централ Партнершип», всех участников, партнеров и спонсоров. Отдельно хочу сказать спасибо БК и вашей команде за содействие в организации мероприятий открытия и освещение самых ярких событий юбилейного форума. Зимний рынок мы очень ждем! Времени для подготовки к нему обычно достаточно – практически шесть месяцев. Будучи самой крупной из трех бизнес-сессий, московский декабрьский Кинорынок обеспечивает многоуровневое взаимодействие специалистов отрасли – от творческих работников до чиновников. Поэтому он прост и сложен одновременно. Основная сложность в том, что предложение экранного времени для презентаций и показов ограниченно. Поэтому при планировании расписания мы оставляем за собой право учитывать, насколько тесно сотрудничаем с заявителем в течение всего бизнес-года (зима, весна, лето), и отдаем предпочтение партнерам, которые, кроме скринингов, открыты к полноценному участию в деловой программе и индустриальном пространстве, выставке. Мы стараемся организовывать и размещать самые сильные презентации и фильмы, одновременно ограничивая участие компаний, у которых достаточно часто серьезно меняются даты и состав релизов, происходят срывы выхода фильмов, не выполняются маркетинговые программы, обещанные показчикам, и тому подобное. С другой стороны, мы обеспечиваем равные условия для работы. Небольшие презентации, представление независимых фильмов, выходящих в ограниченный прокат, с плавающей датой показа мы объединим в совместные блоки. В течение нескольких дней партнеры смогут оценить потенциал таких проектов. Одновременно для остальных участников рынка будут проводиться семинары, конференции, работа на выставке – 6-го, 7-го и 8 декабря в первой половине дня мы запланировали такие секции.

Получается, что Российский Международный Кинорынок отчасти берет на себя функцию экспертизы кинопроката, если не сказать больше – его ассенизации. Миссия важная, но неблагодарная. Насколько вам помогает ваша букерская практика? Вы же сами расписываете сейчас какие-то кинотеатры? Сложно ли оставаться объективной при таком раскладе?

Отчасти можно и так сказать, почему нет. Объективными нам помогает быть равнозначная заинтересованность в партнерстве как с прокатными компаниями, так и с кинопоказчиками, а также с продюсерами, медиапланерами, профессиональными СМИ, интеграторами и прочими. И, конечно, мне пригодился мой опыт репертуарного планирования, приобретенный в работе с государственными киносетями и муниципальными однозальниками Московской и Тверской областей. Сейчас я букирую шестизальник «Киногалактика» в городе Одинцово и консультирую ряд площадок, открывающихся по программе поддержки Фонда кино.

Можете ли вы уже поделиться какими-либо деталями программы? 

Предварительная программа, надеюсь, сложилась к концу октября. Уже сейчас согласована презентация и показ фильма с компанией «Централ Партнершип», которая откроет 101-й Российский Международный Кинорынок, утверждаем планы сотрудничества с компанией «Юниверсал», ожидаем детали мероприятий от WDSSPR, рассчитываем в скором времени запланировать показы и презентации компаний «Каро Премьер» и «Каропрокат», «Вольга», «Наше кино», «Парадиз», продолжаем обсуждать совместную организацию выездной презентации «Двадцатого Века Фокс СНГ», которая станет закрывающим событием и состоится 8 декабря. 5 декабря, мы проведем официальное открытие 101-го Кинорынка и совместное с 15-м фестивалем немецкого кино, компаниями German Films и «Русский Репортаж» мероприятие «В едином медиапространстве», посвященное фильму ТОНИ ЭРДМАНН, сенсации 69-го Каннского кинофестиваля, обладателю десятка престижных премий, рекордсмену рейтинга киноэкспертов и номинанту на «Оскар». Картину представят исполнители главных ролей.

Презентация компании «Фокс», как обычно, пройдет в кинотеатре «КАРО 11 Октябрь»? Обсуждалась ли возможность проведения их мероприятия в ЦМТ? Как вы в принципе относитесь к выездным мероприятиям в рамках Кинорынка – поощряете или, напротив, не приветствуете?

Компания «Двадцатый Век Фокс СНГ» подтвердила выездную презентацию 8 декабря. На наш взгляд, технически зал «Амфитеатр» в ЦМТ обеспечен всем необходимым, вместимость в 500 мест, при выполнении условий регламента, соответствует требованиям. Плюс всегда можно организовать дополнительную трансляцию в ивент-холле – и мы будем предлагать такие форматы. Со стороны компании «Фокс» открытых недовольств залом мы не получали. Несколько рынков назад мы с удовольствием восприняли идею закрывающего выездного мероприятия «Двадцатого Века Фокс СНГ» в «КАРО 11 Октябрь», в проведении которого также участвуем. Мы искренне надеемся, что получится, как всегда, что-то впечатляющее, с множеством новых материалов и фильмов! В целом же презентации вне площадок ЦМТ, кроме вечерних ивентов, нам кажутся не совсем уместными, если нет очевидных недостатков для реализации сценария мероприятия. Особенно это касается первых дней, когда делегаты заезжают в гостиницы, получают аккредитации, конференц-материалы, строят программные планы.

Вы сказали, что небольшие презентации и представления независимых проектов будут объединены в блоки. Складывается ощущение, что такое объединение сразу нескольких независимых компаний в рамках одной презентации становится неким трендом индустриальных слетов, который чаще всего вызывает недовольство у этих компаний. С чем это связано в первую очередь? С отсутствием у них большого количества контента? С условиями их участия в Кинорынке?

Прокатные решения независимых компаний все чаще вызывают недоумение. За последние пять лет на рынок вышли десятки близких по потенциалу дистрибьюторских бюро, нишевых прокатных структур, которые сформировались из международных сейлз-агентств. Они имеют небольшой коллектив из 4-5-ти человек и, соответственно, весьма ограниченные объемы росписи и нередкие дискоммуникации. В итоге мы получаем на одной дате два или более схожих, пересекающихся по жанру, потенциалу и аудитории релиза. Рынок способен выдавливать такой продукт, который перегружает репертуарную сетку и не оказывает влияния на основные отраслевые показатели. И наоборот, он выталкивает на поверхность те проекты, которые заслуживают внимания, получили позитивные отклики кинопоказчиков, профессиональных медиа, способны увеличить зрительский интерес, скажем, на датах, где работают средние проекты крупных игроков, исчерпавшие себя кинофраншизы и тому подобное. Поэтому, как я уже отмечала, мы предоставим максимум возможностей как для лидеров, так и для игроков с меньшей долей на рынке, но проявим несколько больше внимания и требований к качеству предложенных материалов и к способу их трансляции участникам.

Есть ли уже сейчас понимание, насколько насыщенным будет грядущий Кинорынок по части показов картин полностью?

Несмотря на ограниченные временные рамки, конструктор программы сложился так, чтобы уместить максимальное количество фильмов – как минимум предновогодний и рождественский прайм-фокус и релизы первого квартала 2017 года. Кроме того – несколько громких проектов с сомнительными эстимейтами, спорной реакцией отрасли, российских прежде всего. Таких как ЖЕНИХ, которого мы показали в Сочи. Насколько полярными были мнения! Но, к счастью, настроение и ожидания от проката фильма, которыми был озарен (смеется) 100-й Кинорынок, передались зрителю, и мы вместе радуемся судьбе ЖЕНИХА! Непростые времена для независимого кино, надеюсь, повлияют на организованность некоторых дистрибьюторов и стимулируют их заранее запланировать скрининги, получить материалы и подготовить адаптированные версии. Практически месяц пройдет после AFM, будут закрыты или доведены до контрактов «спящие» сделки весенних и закупки осенних международных Кинорынков, сложится репертуарное равновесие первого полугодия 2017 года. Сверхзадача, на которую мы ориентируемся, это 9-10 фильмов и 12-13 презентаций, включая выездные вечерние приемы. Кроме того, планируются еще две-три «Презентации в ивент-холле», идея организации которых появилась совсем недавно. Чуть позже мы поделимся подробностями, когда согласуем сеттинги с докладчиками.

В этом году Кинорынок снова сотрудничает с фестивалями. Предыдущий опыт оказался положительным?

Проведение мероприятий с фестивалями и кинофондами «В едином медиапространстве» впервые было реализовано на прошлом зимнем Кинорынке. Мы извлекли организационные уроки и собрали отзывы от участников. Хочу отметить, что показы имели позитивный результат, не массовый, безусловно, но точечный и индустриально ориентированный. Зарубежные проекты вошли в программы нескольких региональных зрительских фестивалей, вышли в прокат в фестивальных центрах и киносетях в текущем году (например, киносеть «Люксор» покажет в октябре чешский фильм СЕМЬ ВОРОНОВ, премьеру которого организовал Кинорынок в декабре 2015 года). Гораздо эффективнее, когда интересы фильма, продукта представляют несколько заинтересованных участников. Надеемся на развитие подобных промособытий на наших площадках.

Расскажите, пожалуйста, подробнее о деловой программе. Какие темы планируются к обсуждению на семинарах и конференциях?

Деловая программа 6-го, 7-го и 8 декабря будет включать в себя две отраслевые конференции, 3-4 семинара компаний – интеграторов услуг, итоговые мероприятия по программам реализации государственной поддержки, закрытые совещания. За три дня мы подведем итоги Года российского кино, касаясь тех мероприятий, которые повлияли на отраслевые процессы. Проанализируем, какие меры прижились и принесут плоды, а какие останутся формально выполненными и не получат развития. Надеемся на результативную дискуссию. О составе спикеров и участников мы сообщим позднее, сейчас ведем переговоры. Организуем круглый стол о перспективах и доле авторской отечественной анимации в кинотеатральном прокате, современном медиапространстве, об успешных моделях выпуска серийной анимации. К участию в круглом столе приглашены учредители и сотрудники ведущих российских анимационных фестивалей, прокатных компаний, студий, кинопублицисты, представители кинотеатров. Надеемся, что доведем до завершения запланированную в Сочи, но не состоявшуюся кросс-промопанель с рынками креативного контента и ТВ. Будем информировать читателей БК оперативно о любых новостях и дополнениях.

Последние два года весной Кинорынок тестировал «старые новые» площадки – гостиницы «Космос» и «Radisson Славянская». Декабрьский же слет неизменно проходит в Центре международной торговли. В чем вы видите преимущества этой привычной площадки?

Центр международной торговли – это многофункциональная конгресс-площадка, способная обеспечить мероприятия разного формата и уровня. На этой площадке возникает минимум организационных сложностей, мы имеем возможность, во многом благодаря компании «Кинопроект», за несколько дней до завершения подготовительного этапа произвести монтаж и настройку оборудования в залах, вовремя начать заливку контента и репетиции. Условия ЦМТ хорошо известны нашим участникам и экспонентам. Помимо основных конгресс-зала и «Амфитеатра», мы проводим мероприятия, в том числе закрытые, в пресс-зале, конференц-аудиториях и переговорных офисах, которые расположены на линии индустриальной зоны. К слову, совсем недавно в конгресс-центре завершился ремонт.

Изменились ли каким-либо образом с вашей стороны условия для участников с учетом текущей экономической ситуации?

Условия участия останутся практически на уровне прошлых лет. Не скрою, непросто удерживать ценовое предложение наших услуг, но мы предпринимаем шаги, поскольку, как вы верно заметили, экономическая составляющая играет одну из основных ролей в принятии положительного решения об участии. В ближайшее время мы опубликуем регламент, который будет содержать максимально диверсифицированный набор услуг и опций участия по сравнению с зимними Кинорынками прошлых лет. Предложение дополнят доступные рекламные опции, новые виды аккредитаций для экспонентов, включающие основной и расширенный пакет.

Планируете ли вы предоставить льготы для кинотеатров, открывшихся по программе поддержки Фонда кино, как это было сделано на «Кино Экспо»?

О намерении предоставлять льготы бюджетным организациям кинопоказа, получившим финансирование на переоборудование от Фонда кино, мы заявляли еще весной этого года, до летнего Кинорынка. Правильные шаги с точки зрения развития отрасли – не только освобождение таких площадок от затрат на аккредитацию, но и всестороннее консультирование, которое, скажем, происходит на сайте БК или посредством образовательных мероприятий. Для коммерческих организаций кинопоказа, в том числе региональных мини-сетей, которые также получили финансовую поддержку по программе Фонда кино, аккредитация останется платной, поскольку они уже интегрированы в рынок.

Насколько активно на территории выставки будут представлены дистрибьюторские компании? Востребован ли формат стенда среди прокатчиков?

Очевидно, что формат стенда среди прокатных компаний востребован меньше, а жаль – не только для нас как организаторов, но и для участников, от которых мы нередко слышим доводы в пользу стендов… Хочу сказать несколько слов в защиту такого вида представительства, обязательной составляющей для компании, серьезного игрока. Да, стенд сегодня – история имиджевая, демонстрирующая положение компании на рынке, как и во всем мире. В кинокомпаниях происходит ротация менеджерского состава, букеров, «плавающие» релизные планы, непродолжительная или менее обеспеченная рекламная кампания – при таких обстоятельствах уместны стенды-офисы. Рынок несколько уплотняется за счет развития «слепого», удаленного букинга, агентств или персональных услуг, оказываемых нескольким кинотеатрам, небольшим киносетям. С другой стороны, новые площадки открываются, пусть медленно, но число залов увеличивается.

На ваш взгляд, что в первую очередь влияет на решение компаний отказаться от стенда?

Основной вопрос, как мне представляется, экономический! В период, когда Кинорынок получал финансовую поддержку Минкультуры, мы дотировали ряд позиций, прежде всего цены на застройку, рекламу и проживание, например, – это одни из ощутимых статей. Сейчас другие входящие условия. Но при желании всегда можно найти компромисс, мы заинтересованы в результате не меньше, чем наши участники. И открыто работаем с каждым партнером. Интернет – не панацея. Частый ответ «ролики есть в Интернете» абсолютно недальновидный. Рынки, смотры цифровых медиа и интернет-технологий во всем мире проходят все в том же формате, что и наше мероприятие. Ни одна уважающая себя компания в мире не публикует в Интернете креативы, стратегии, разработки до представления их основным партнерам. Самые профессиональные презентации, демонстрирующие потенциал продукта, продаются человеком, командой, харизмой, умением строить публичный и частный диалог, убеждать и аргументированно спорить на реальном рынке. Даже, я сказала бы, на бизнес-ринге, таком как наш Кинорынок.

Следующий, 102-й Кинорынок пройдет с 27 февраля по 2 марта 2017 года там же, где состоялся весенний слет в этом году – в гостинице «Radisson Славянская». С чем связано такое распределение рынков по местам проведения? Какой фидбэк от участников вы получили по этой площадке? Будут ли еще корректироваться даты 102-го Кинорынка?

Да, мы собрали мнения о площадке, и плюсов оказалось гораздо больше – конференц-пространство и залы там хорошего уровня, есть возможности для расширения выставки при необходимости, удобное месторасположение и тому подобное. Заявленные сроки на сегодня не изменились, возможно, заезд гостей и открытие состоятся в воскресенье, 26 февраля 2017 года. В декабре будут утверждены основные организационные условия. На мартовском Кинорынке заметно меньше заказывается рекламных и промоконструкций. Нет необходимости в отдельном выставочном помещении, наоборот, участники, выходя из зала, попадают в индустриальную зону, где размещены стенды. Это удобно.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее