top banner

Николай Буц: «Если продюсеры сейчас не будут выстраивать нормальную цепочку открытия прав, то они начнут терять деньги»

Автор: Мария Позина

4 сентября 2017

Директор киноканалов холдинга «Ред Медиа» – о контенте и платящей аудитории

В то время как в Америке платное телевидение переживает свой звездный час благодаря производству сериалов и оригинальных форматов, наш рынок Pay TV пока не является весомым источником доходов для правообладателей. О том, какой потенциал скрывается в этом сегменте, какой контент интересен платящей телеаудитории и реально ли отучить наших соотечественников от пиратских ресурсов, БК поговорил с директором киноканалов холдинга «Ред Медиа» Николаем Буцем.

«Ред Медиа» производит одиннадцать киноканалов. Как построено их программирование и контентное наполнение?

На текущий момент у нас самое обширное кинопредложение на рынке платного ТВ, которое способно удовлетворить запросы самой разной аудитории. Пять телеканалов входят в состав нашего премиального пакета «Настрой кино!» – это «Кинопремьера» и «Кинохит», где мы показываем, соответственно, новинки и популярные фильмы, «Мужское кино», где идут триллеры, экшн, боевики, «Киносвидание» (романтические комедии и мелодрамы) и «Киносемья» (полнометражная анимация и семейное кино). Оставшиеся шесть каналов распространяются в базовых и тематических пакетах операторов платного ТВ: два из них отданы под российский контент – это «Наше новое кино» и «Родное кино», есть каналы, посвященные комедиям, индийскому кино и зарубежным сериалам, а также канал «Киномикс», который формируется из тематических подборок.

Какой у вас охват аудитории? 

Все зависит от канала. Если взять премиальный пакет, то аудитория измеряется в сотнях тысяч абонентов. Когда мы говорим о базовых каналах – это уже миллионы человек. Наш самый распространенный канал – «Кинокомедия». По данным Mediascope, у него аудитория до 10 миллионов зрителей в месяц.

Аналитики рынка давно отмечают тенденцию перетекания зрителей с эфирного на платное телевидение. Насколько это перетекание дает ощутимый прирост пользователей и доходов? 

Конечно, есть такая тенденция. К сожалению, рост доходов не прямо пропорционален увеличению аудитории, но перспективы имеются, и мы знаем точки приложения усилий, чтобы этот рост произошел. Кроме некоторых контентных преимуществ и возможностей потребления в зависимости от тематических предпочтений, во многом перетекание аудитории происходит потому, что выросло проникновение платного телевидения. Люди, покупая себе, к примеру, тарелку НТВ+, получают в одном и том же пакете и Первый канал, и каналы «Ред Медиа». Естественно, что внимание аудитории рассеивается. С другой стороны, у какого оператора ни спроси, они все равно скажут, что по их статистике бόльшую часть смотрения занимает федеральное телевидение. Одна из причин – программирование российских эфирных каналов несопоставимо сильнее, чем в общемировой практике.

В чем разница?

На эфирных каналах за рубежом нет такого сильного кинопоказа, как у нас. Но тут есть еще один момент, который характерен для нашего рынка: у нас часто не соблюдается цивилизованная система цифровых окон. К примеру, Первый канал может легко блокировать все платные ТВ-права на фильм до показа его у себя. Так происходит, к слову, с картиной ВРЕМЯ ПЕРВЫХ – эксклюзивные права на нее проданы на Первый с холдбэком для всех остальных площадок. Хотя с точки зрения общепринятой рыночной системы должно быть по-другому: сначала идут показы на премиальных каналах, а потом уже – на бесплатных эфирных.

Рынок как-то реагирует на такое «неспортивное» поведение? Или правообладателей все устраивает?

На самом деле это серьезная проблема как для платных каналов, так и для продюсеров. Если платные фильмовые каналы не смогут получать премьеры, рынок Premium Pay станет приносить меньше доходов, соответственно, и выручка правообладателей от продажи прав Pay TV упадет. Так что если продюсеры сейчас не будут выстраивать нормальную цепочку открытия прав, то в скором времени они начнут терять деньги. Кто-то этим вопросом озабочен и старается что-то предпринимать, но есть и те, которые хотят заработать здесь и сейчас. И для них не принципиально, как рынок дальше будет развиваться.

Но вы же при этом понимаете, что подобная сделка с Первым каналом по тому же ВРЕМЕНИ ПЕРВЫХ гарантирует соответствующий объем промо перед выходом фильма в кинотеатральный прокат, а значит, потенциально бόльшие сборы в кинотеатрах. Едва ли выручка от платных каналов сможет когда-либо побить эти расходы. Что может предложить платное ТВ продюсерам?

Не надо смешивать одно с другим. Промоподдержка одного эфирного канала не означает обязательную блокировку прав Pay TV (возьмите для примера ЭКИПАЖ или ЖЕНИХА, которые мы показали на наших каналах впервые на телевидении). Равно как и не означает суперуспешные результаты первого уикенда, если говорить про то же ВРЕМЯ ПЕРВЫХ. Для продюсера в долгосрочной перспективе более выгоден рынок, где он зарабатывает на каждом окне монетизации контента во всех средах распространения. Это диверсифицирует его доходы и делает менее зависимым от конкретных игроков.

Раньше были случаи, когда платные телеканалы, в свою очередь, пытались выкупать эксклюзивные права с холдбэком для онлайн-кинотеатров. Какой в этом есть резон? Вы в принципе ощущаете конкуренцию с VoD-платформами за зрителя?

Конечно, мы конкурируем между собой как средства развлечения. Но не за зрителя, а за его время. Эфирные и платные каналы, онлайн-сервисы, парки, велодорожки, фитнес-клубы, журналы, что угодно – мы все конкурируем за время пользователя. Главное – как говорится, получить доступ к телу, а дальше попытаться этот доступ монетизировать. Что касается блокировок, то я против этого, потому что, повторюсь, рынок должен функционировать в нормальном режиме. И пока что у нас есть возможность параллельно развиваться и зарабатывать. Гораздо больший урон нам наносят пираты, которые распространяют как наши каналы, так и контент, который доступен в онлайн-кинотеатрах. Так что тратить деньги, чтобы блокировать VoD-права в то время, когда контент доступен на нелегальных ресурсах – это просто неэффективное вливание средств, а нам есть куда их потратить: на продвижение, на новый контент.

Что сегодня пользуется наибольшим спросом у ваших зрителей? Насколько рейтинги на платных каналах коррелируют со сборами в кинопрокате? 

Конечно, корреляция есть – контент, который собрал миллиарды рублей в кинопрокате, не может не интересовать и телевизионную аудиторию. Но, безусловно, существуют фильмы с хорошим «сарафаном» и высоким рейтингом, которые не так громко проходят в кинотеатрах, зато интересны для домашнего просмотра. Тот же самый хит 1+1. Плюс сегодня растет интерес к российскому продукту. Показатели канала «Наше новое кино» увеличились в два раза за последний год. Да, мы провели его ребрендинг, изменили промополитику и обновили контент, но, безусловно, рост был бы невозможен без изменения отношения аудитории к российскому кино и без фильмов-событий, которые появились за прошлый год и в начале текущего. Мы боремся за эксклюзивные показы отечественных премьер – в частности, ЭКИПАЖ, ЖЕНИХ, ДУЭЛЯНТ, ЗЕМЛЕТРЯСЕНИЕ, ПРИТЯЖЕНИЕ, ЗАЩИТНИКИ, ДЕД МОРОЗ. БИТВА МАГОВ вышли у нас впервые на телевидении, потому что большое российское кино стимулирует покупки премиум-пакета и смотрение базовых киноканалов.

Как ваша аудитория реагирует на менее массовое российское кино – драмы, артхаус? Насколько вы заинтересованы в подобном контенте?

Есть интерес к кино в сегменте арт-мейнстрима. Например, ХОРОШИЙ МАЛЬЧИК – отличное кино для показа по телевизору. Мы регулярно посещаем «Кинотавр», смотрим конкурсные работы. В этом году я, к сожалению, видел не все фильмы программы. Из того, что видел – ЗАЛОЖНИКИ и БЛОКБАСТЕР, которые я с удовольствием показал бы на наших каналах. Но, конечно, мы работаем на широкую аудиторию, и сложными авторскими решениями нам ее не привлечь, поэтому мы отсеиваем очень много картин в отборах.

Насколько успешно показывает себя отечественный сериальный контент? Российские сериалы драйвят подписку премиальных пакетов?

С российскими сериалами немного другая история – проекты, интересные широкой аудитории, выходят на федеральных каналах: на ТНТ, на Первом, на «России 1». Их можно посмотреть бесплатно по телевизору. Кроме того, они, как правило, после эфира доступны на сайте канала и тоже бесплатно. Так что генерировать первичные покупки премиального пакета они вряд ли будут.

В США бум платного телевидения произошел за счет производства сериалов. В России это реально? Вы рассматриваете для себя возможность создания телеконтента?

На текущий момент доходы российского платного телевидения не позволяют снимать сериалы, тем более – такого уровня, как производят платные каналы в США. В теории это нормальный путь развития – когда канал создает свой уникальный продукт и тем самым получает конкурентное преимущество. Но пока мы этого не можем себе позволить. 

Что больше всего мешает сегодня расти доходам платного телевидения?

Мешает то, что пока привычка платного потребления контента широко не распространена. Эту привычку надо формировать: повышать качество сервиса, улучшать контентное предложение, закрывать альтернативные источники контента – пиратские ресурсы. Есть и хорошие новости: все эти задачи решаемы. Борьба с пиратами ведется и поддерживается изменениями в законодательстве, развиваются дополнительные сервисы – отложенный просмотр, мультискрин, растет конкуренция между платными каналами, а значит, и качество их контента тоже растет. Так что мы с уверенностью смотрим в будущее.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее