Джордан Дауни: «Мне кажется, мы сделали что-то исключительное. Что-то темное и леденящее кровь»

Режиссер хоррора «Время монстров» − об особенностях проекта и работе над ним

1 мая в российский прокат выйдет средневековое хоррор-фэнтези ВРЕМЯ МОНСТРОВ. О своем, отмеченном целым рядом кинематографических наград детище, рассказывает ученик Уэса Крэйвена, режиссер, продюсер, сценарист и монтажер картины Джордан Дауни.

Расскажите, как появилось это кино?

Месяцами мы с Кевином Стюартом встречались за чашкой кофе и перебирали идеи, пытаясь зацепиться за что-то, о чем могли бы написать сценарий и снять кино. Я никогда не был одним из тех, кто целиком полагается на современные технологии и возможности, которые они дают. Для меня важна история. Наконец что-то щелкнуло. Момент, когда мы нащупали концепт, был волшебным. Всадник в доспехах и меховых шкурах мчится по туманной равнине. Он истекает кровью. С седла свисает холщовый мешок – мы можем только догадываться, что внутри. Воин с ноги распахивает дверь странного жилища, и мы отчетливо понимаем, что на дворе Средневековье. Он скидывает свое облачение и накладывает густую черную мазь на жуткие кровоточащие раны, нанести которые мог только дикий зверь… или кто-то похуже. От боли он теряет сознание, а очнувшись, обнаруживает, что благодаря чудодейственному эликсиру раны затянулись. Мы узнаем, что он охотник за монстрами и в мешке лежит очередной трофей. Но что если… его преимущество станет его уязвимым местом? Что тогда? Так и возникло ВРЕМЯ МОНСТРОВ. Для меня крайне важны первые моменты после рождения идеи. Я всегда надеюсь, что годы спустя она вызовет у зрителей те же зашкаливающие эмоции, что были у меня в самом начале процесса.

В чем особенность этого фильма?

Для меня как для режиссера, ВРЕМЯ МОНСТРОВ – совершенно особенное кино. Мне невероятно повезло наконец поработать с теми темами и в тех жанрах, на которых я помешан с детства. Большинство фильмов ужасов пренебрегают эмоциональной стороной истории. В то время как мои любимые картины, все до единой, заставляют по-настоящему сопереживать героям. Так что я быстро проникся этой историей и сделал все возможное, чтобы органично вплести драматическую составляющую в классический жанр хоррора. Думаю, лучшие фильмы о монстрах обыгрывают идею того, что чудовища вторгаются в вашу жизнь, вашу душу, вашу семью. Это не может быть просто кино о том, как жуткое существо показывается на экране, чтобы подкрепиться. Моральный ущерб важен так же, как и физические увечья, которые оно наносит. В этом фильме необычно уже то, что монстр и личная жизнь героя тесно переплетены. Их связывает целая история, это не случайное столкновение. И это еще не все. Меня пугала сама мысль о жизни в одиночку в глухой чаще, где голос из темноты шепчет: «Мяса…». И идет за ТОБОЙ. От одной мысли жутко. Надеюсь, мурашки по коже побегут не только у меня. Мне кажется, мы сделали что-то исключительное. Что-то темное и леденящее кровь. Но при этом с душой и сердцем, созданное увлеченными кинематографистами, начавшими с чашки кофе и блокнота.

Повествование в фильме следует за героем, который не слишком разговорчив. Он предпочитает действовать нежели болтать. Это ограничивало вас или усложняло задачу удержать внимание зрителя?

Да, вы правы, могло бы. Но мне всегда нравились такого типа фильмы, которые в значительной степени держатся на видеоряде. При хорошем раскладе их воздействие оказывается куда мощнее, чем от кино с длинными диалогами. Возможно, это моя сильная сторона, умение рассказывать истории без обилия слов. Начало ВАЛЛ·И, когда он один на планете, – пример такого изумительного кино. От БОРЬБЫ ЗА ОГОНЬ тоже невозможно оторваться. Думаю, ключевой компонент – конфликт и борьба. Если персонаж сражается или страдает, если бьется, чтобы двигаться вперед, тогда аудитория будет следовать за этим парнем сквозь огонь и воду, желая увидеть, как он победит.

Какие темы вы исследовали? Вплотную затронуты темы семьи и потери. Они важны для вас?

Я все время представлял, что лучшие годы моего героя закончились. Пока он еще силен, но однажды потерпит неудачу, и тогда все изменится. Ветер и вода были важными элементами на экране, потому что они все время меняются, двигаются и предстают в ином виде. Это напрямую связано с силами монстра и тем, как он эволюционирует на протяжении фильма. Тема семьи была также очень важной, но в основном в том контексте, что семья и война не могут сосуществовать вместе. Когда наш герой приходит на могилу любимого человека, то оставляет меч вдалеке. Так он пытается развести войну и семью насколько возможно. Это источник его страданий: осознание того, что он не может разделить их и что-то одно в конечном итоге обязательно возьмет верх.

Как вам работалось с исполнителем главной роли Кристофером Раем?

Крис был таким профессиональным и подготовленным, настоящим бойцом. У него была тысяча и одна причина жаловаться: костюм был неподъемным, мы снимали по ночам, мерзли, мокли под дождем и часто находились далеко от цивилизации. Крис ни разу не выразил и тени недовольства. Сложности его не смущали и ничуть не мешали ему быть убедительным в своей игре. А может, где-то даже и помогали. Этот парень заслуживает только самых теплых слов, он сыграл персонажа с огромным диапазоном чувств. На первый взгляд его герой тот еще засранец, но глубоко внутри это одинокий грустный человек. В общем, как бы я ни хвалил Криса, этого будет мало. Без него фильма бы просто не было.

У главного героя потрясающий костюм, в кадре смотрится фантастически. Расскажите о его создании.

Его сделал кожевенник Андре Бравин в паре с помощником Себастьяном Столтом из маленькой шведской мастерской Patina Leathercraft. Они много лет занимаются созданием костюмов,  реквизита и очень хотели наконец поработать для кино. Так что тут звезды сошлись. Ребята – супер-асы своего дела, каждый их костюм – единственный в своем роде. Они никогда не повторяются. Я описал им одежду главного героя как нечто среднее между доспехами викинга и нарядом Кожаного лица из ТЕХАССКОЙ РЕЗНИ БЕНЗОПИЛОЙ. Костюму отведена отдельная важная роль в истории персонажа, убившего бесчисленное множество монстров. Естественно он не воспроизводит «моду» Средних веков с исторической точностью. Это же фильм ужасов. Бравин и Столт прониклись задумкой и вложили массу труда в каждую деталь – усохшие головы и пузырьки со снадобьями на груди, плащ, сшитый из морд чудовищ, их клыки и кости на доспехах и т.д. И костюм на Крисе сидит идеально. А на всех остальных смотрится просто смешно. Шлем выглядит как надо только при наличии длинных волос и бороды. Нужно ли говорить, что когда мы первый раз увидели Рая в костюме, то выпали в осадок.

Фильм снимали в маленькой португальской деревушке. Почему выбрали ее и как там работалось?

Сценарист/продюсер/оператор Кевин Стюарт родом из Португалии. Место, где мы снимали, называется Сотелу-Моришку, это на севере Португалии, почти на самой границе с Испанией. Бабушка Кевина прожила в этой деревне всю жизнь. Там невероятно. На некоторое время это место стало для нас настоящим домом, там мы находили все необходимое для фильма, включая реквизит и декорации. Жилищем главного героя стала заброшенная мельница у лесного источника. Мы поменяли только крышу, накидав на нее палок и травы. Единственная причина, по которой стоит ехать снимать так далеко, это пейзажи. Так что мы делали все возможное, чтобы передать красоту и атмосферу этих мест. Часть оборудования летела из Лос-Анжелеса, остальное взяли на прокат в компании Toolbox в Порто. Так что, несмотря на то, что мы были в настоящей глуши, у нас было все, что нужно. Еда невероятная, люди более чем дружелюбные. Вся команда отлично провела время.

В фильме масса забавных деталей и второстепенных сквозных тем, например, окно и некоторые элементы декораций. Какова их роль?

Окно было для нашего героя постоянным источником неприятностей. Он один из тех, кто всегда наточит свой меч, залатает доспехи, убьет монстра, но не сделает простых вещей вроде работы по дому или колки дров. Так что окно стало примером чего-то, чего никто из нас не ожидает. Ведь часто мы берем в расчет только очевидное.

Кульминация происходит в маленькой тесной пещере. Как снималась эта сцена?

Мы все не могли найти идеальное место для финальной сцены, пока двоюродный брат Кевина не рассказал нам о древнем подземном водохранилище, вырытом внутри холма. Оно оказалось затопленным и сильно заросшим, так что пришлось провести полноценные ирригационные работы. Но результат стоил усилий! Место выглядит фантастически, правда нас подкупило даже не это, а то, как оно повлияло на ход сюжета. Монстр заманивает воина туда, где так тесно, что нельзя вынуть меч и нужно снять доспехи. Вот только раздеться пришлось не одному герою, но еще и нам – в переносном смысле. Мы использовали минимум оборудования. Но в данном случае ограничения даже сыграли на руку. Мы должны были заходить и выходить паровозиком, как состав, движущийся через туннель. Помещался только один источник света. Так что Кевин соорудил китайский бумажный фонарик, который держали над головой, будто шумовой микрофон. От дыма нам не раз становилось плохо и приходилось проветриться. Фильму эти дни съемок точно добавили очков, но для нас они были самыми сложными.

Что повлияло на создание саундтрека?

Я люблю музыку для кино, просто обожаю. Возможно, это самое важное, что есть в фильме, наряду со сценарием и актерским составом. Саундтрек для ВРЕМЕНИ МОНСТРОВ написал Ник Сул, которому я всецело доверяю. Я ни в чем его не ограничивал, напротив, просил останавливаться на самых смелых и странных решениях, которые придут в голову. Мы с ним много обсуждали, какая музыка подойдет эпохе Средневековья, но при этом не будет старомодной или слишком предсказуемой. Самым сложным оказалось найти баланс между хоррором и драмой… Некоторые проигрыши призваны менять настроение зрителя с испуганного на сочувствующее. У монстра своя музыкальная тема, у дочери героя своя, отдельная дорожка подобрана для моментов одиночества. Мне было важно, чтобы саундтрек внушал ужас на протяжении фильма. Все изменилось, когда Ник показал мне СОЛЯРИС, который я прежде не видел. Это оказало огромное влияние на меня и на эту картину. К созданию саундтрека мы подошли так, словно действие происходит на другой – средневековой – планете, в жизни которой что-то пошло не так.

Финал шокирует. Почему вы решили закончить историю именно так?

Да, после показа ко мне подходили люди и говорили об этом. Но я бы не назвал его неожиданным. В картине столько намеков на подобное завершение, включая самые неприметные детали вроде выбранного нами ракурса. Мы целенаправленно работали над тем, чтобы именно такой финал был правильным и логичным. И, судя по одобрительной реакции зрителей, мы не ошиблись.


29.04.2019 Автор: БК

Самое читаемое

Второе и пятое места тоже за китайцами, «Хоббс и Шоу» только третьи

Международная касса: уикенд выиграл китайский мультфильм «Нэчжа»

Подробнее
Портал обвиняют в недобросовестной рекламе

ФАС возбудила дело против «КиноПоиска»

Подробнее
Для поддержки рекомендовано 13 проектов

Минкультуры объявило результаты питчингов дебютантов

Подробнее
Такое предложение появилось в новом документе Минкультуры

В Госдуме высказались против запрета на проход в кинозал с собственной едой

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru Rambler's Top100