top banner

Леонид Демченко: «Хотелось бы, чтобы в России активнее пользовались программами Eurimages»

Автор: Мария Позина

23 мая 2016

Представитель страны в Eurimages о способах продвижения европейского кино и поддержке кинотеатров

Пока российские чиновники с целью защитить отечественный кинопром от нашествия иностранных конкурентов придумывают для последних различные «прогрессивные» налоги, европейцы отвечают кардинально иными методами. Основанный в 1988 году при Совете Европы фонд Eurimages, в состав которого Россия вошла 2011 году, проводит конкурс на поддержку европейских релизов в российском прокате. Об условиях этого конкурса, о том, кто и как может получить грант Eurimages, и о других способах продвижения европейского кино на территории РФ мы поговорили с Леонидом Демченко, национальным представителем России в совете фонда Eurimages.

В чем состоят условия конкурса в этом году? Кто может рассчитывать на получение грантов от фонда?

Стоит начать с того, что программа Eurimages по поддержке проката за последнее время значительно изменилась. До 2014 года фонд осуществлял поддержку дистрибьюторов из любых стран – членов фонда, которые выпускали тот или иной европейский фильм, в том числе и российское кино, на других территориях. Теперь правила поменялись, и фонд поддерживает не отдельные релизы, а компании, которые занимаются прокатом европейских фильмов в странах, не имеющих доступа к аналогичным программам ЕС. К ним относятся Россия, Грузия, Армения, Турция и Швейцария. Конкурс проходит в два этапа. На первом отбираются дистрибьюторы, которые в качестве оснований для участия предоставляют каталог релизов, которые они планируют и/или уже успели выпустить в текущем году, начиная с 1 января. После этого отобранные компании вправе в течение года претендовать на поддержку проката того или иного фильма. И по каждому фильму комиссия Eurimages отдельно выносит решение.

Каким критериям должны отвечать компании и фильмы, чтобы решения по ним были положительными?

Мы учитываем опыт работы компании с европейскими фильмами, их прокатную стратегию, позицию на рынке. Что касается фильмов, то ключевым условием является участие европейских студий в производстве картины. Оно должно составлять как минимум пятьдесят процентов. Это могут быть художественные, документальные или анимационные фильмы продолжительностью не менее семидесяти минут. Применительно к России прокат картины должен осуществляться как минимум на десяти копиях (одновременно).

А помимо таких, формальных критериев есть еще какие-то характеристики, дающие картинам дополнительные преимущества? Коммерческий успех в прокате в других странах, участие в фестивалях и так далее?

Скажем так, все это берется в расчет – чем больше в пакете заметных картин, которые были отмечены на крупнейших фестивалях, успешно вышли в прокат на других территориях, тем выше шансы на положительный результат.

На что могут рассчитывать прошедшие отбор фильмы? В чем заключается поддержка Eurimages?

Поддержка заключается в виде возмещения 50 процентов расходов на маркетинг и рекламу релиза, при этом сумма не может превышать 10 тысяч евро за один фильм. Также предусмотрен дополнительный бонус в размере одной тысячи евро, если компания выпускает в прокат картину, созданную при поддержке Eurimages. Деньги в любом случае выплачиваются постфактум, после релиза, исходя из фактических затрат компании. Если, допустим, расходы на продвижение составили 15 тысяч евро, то, соответственно, компании будет выплачено 7,5 тысяч евро. Если дистрибьютор потратил 25 тысяч евро, то Eurimages закроет сумму в 10 тысяч евро, так как это лимит, установленный правилами. Естественно, перед выплатами фонд проводит проверку, был ли фильм действительно выпущен в прокат. Для этого дистрибьютор предоставляет документы, которые могут это подтвердить: напечатанные плакаты, флаеры, отчеты кинотеатров, в том числе финансовые.

Результаты проката как-то могут повлиять на решение о поддержке компании на следующий год?

Напрямую результаты проката не повлияют на дальнейшее сотрудничество с фондом. Миссия Eurimages состоит в том, чтобы довести европейское кино до зрителей. До тех зрителей, которые действительно в нем заинтересованы. Другое дело, если будет очевиден некий дисбаланс между количеством затраченных средств и кассовыми показателями... Если сборы будут стремиться к нулю, наверное, мы этот случай как-то отметим у себя. Наиболее успешные прокатчики, конечно, имеют больше шансов на положительное решение о сотрудничестве в следующем году. При этом, вне зависимости от результатов, при возобновлении договора, согласно правилам, каждый раз нужно будет предоставлять такой же пакет документов, как и при первом обращении в фонд. В этом вопросе преференций не предусмотрено.

Есть ли ограничения по количеству фильмов, прокат которых Eurimages в состоянии поддержать в этом году?

Как таковых ограничений нет, кроме общего бюджета программы. Другое дело, что фильмы, заявленные прокатчиками, будут тщательно проверяться на соответствие требованиям и данным об их европейской принадлежности.

Вы сказали, что новые правила программы действуют совсем недавно. Успели ли российские прокатчики принять в ней участие? Насколько наши дистрибьюторы активны в этом году?

При поддержке Eurimages в прокат уже вышли три французские картины компании «Каскад фильм»: МОЙ АТТИЛА МАРСЕЛЬ, ВУЛКАН СТРАСТЕЙ, ХОЧЕШЬ ИЛИ НЕТ? Насколько прокатчики будут активны в этом году, мы сможем узнать после завершения срока подачи заявок. Интерес к программе уже проявило несколько российских компаний.

Помимо прокатчиков, фонд поддерживает также и кинотеатры, работающие c европейским кино. В настоящий момент в сеть Eurimage / Europa Cinema входит девять российских площадок, на рассмотрении находятся еще две.

Причем особенно приятно, что их география самая широкая. Помимо Москвы и Санкт-Петербурга, Eurimages поддерживает кинотеатры в Калининграде, Нижнем Новгороде, Саратове, Екатеринбурге, Новосибирске и Иркутске.

Каким критериям отвечают эти площадки? Что нужно, чтобы войти в состав сети?

Основные параметры: площадка должна на момент подачи заявки функционировать не менее шести месяцев, иметь цифровое оборудование для кинопоказа (хотя бы в одном зале) и быть подключенной к ЕАИС. Также обязательные параметры: минимальное количество мест – 70, минимальная посещаемость за год – 12 тысяч человек, минимальное количество показов в год – 520. При этом кинотеатр должен отдавать не менее 50 процентов всех сеансов европейским фильмам, из них 25 процентов – не национальным, и как минимум 10 процентов сеансов должны занимать фильмы, созданные при поддержке Eurimages. Эти условия не касаются мультиплексов (от восьми залов и больше), для них требования по количеству сеансов чуть ниже. Мы понимаем, что в современных реалиях коммерческий многозальник не может отдавать половину своего экранного времени европейскому кино.

Что получают кинотеатры, вошедшие в сеть Eurimages?

Поддержка для каждой площадки рассчитывается индивидуально, из расчета один евро за зрителя, купившего билет на европейский фильм. При этом максимальная сумма поддержки не может превышать 15 тысяч евро в год.

Эти средства кинотеатры могут тратить по своему усмотрению? Или предусмотрены ограничения?

Эти деньги можно расходовать на продвижение европейских фильмов, на организацию мероприятий, посвященных европейскому кинематографу, фестивалей, премьер и так далее, а также на переоборудование кинотеатра и улучшение его инфраструктуры.

Каковы ваши прогнозы по дальнейшему развитию этой программы? Ожидаете ли существенный прирост?

В данный момент площадки добавляются достаточно равномерно. Это происходит по мере понимания того, что программа дает реальную поддержку. Мы проводили презентацию на российском Кинорынке, если не ошибаюсь, пару лет назад. Был определенный интерес, подходили представители кинотеатров, задавали вопросы. Но что удивительно, в итоге за поддержкой в Eurimages обратились другие площадки, которые не присутствовали на мероприятии. Это дает основание полагать, что еще имеются кинотеатры, которые специализируются на европейском кино. Следовательно, нам есть куда развиваться. Кстати, хочу обратить внимание площадок, заинтересованных в сотрудничестве, что крайний срок подачи заявок в этом году – 30 июня. Время еще есть, но оно быстро истекает.

Какие объективные сложности могут возникнуть у небольшой региональной площадки при подаче заявки на участие? Ведь, наверное, для многих из них даже заполнить ее на английском языке, как того требуют правила, может стать невыполнимой задачей.

Вероятно, это может вызвать определенные затруднения... Впрочем, сама форма для подачи заявки очень проста и требует заполнения небольшого количества основных данных, что вполне под силу сделать даже с базовым уровнем знания языка. В дальнейшем придется пройти процесс согласования кинотеатра. По правилам эта процедура подразумевает выезд специалиста организации Europa Cinemas на площадку для оценки соответствия критериям. Важно, чтобы все, что заявлялось кинотеатрами на бумаге, соответствовало действительности. Этот технический визит является таким финальным аккордом в принятии решения. К примеру, визиты в два кинотеатра, которые на сегодняшний день ожидают окончательного одобрения, будут организованы в мае-июне этого года. А заявки от них поступили и были рассмотрены еще в прошлом году.

То есть весь процесс вхождения в сеть может растянуться на год?

Да. Но поддержка носит ретроактивный характер. То есть если эти два кинотеатра пройдут проверку, то они будут считаться принятыми с 1 января 2016 года. И поддержка будет рассчитываться из показателей деятельности кинотеатра, начиная с этой даты. Но для этого нужно пройти очную финальную проверку. Если площадки пройдут ее, то начнут получать поддержку.

А договор, который заключается с кинотеатрами, рассчитан на какой период?

Соглашения ежегодно продлеваются, и каждый раз решения по конкретному кинотеатру принимаются исходя из того, соблюдает ли он все необходимые критерии.

То есть если через год кинотеатр в силу каких-то причин не сможет соответствовать всем прописанным в соглашении требованиям, он автоматически выбывает из сети Eurimages?

Если есть какие-то объективные сложности или если, например, всего один из основных критериев достигается не каждый год, в этом нет ничего страшного. Просто сумма поддержки будет чуть меньше. С другой стороны, это стимулирует кинотеатры ежегодно показывать хорошие результаты.

Не секрет, что делать это, работая с европейском кино, с каждым годом все сложнее. Российские зрители предпочитают сегодня смотреть его дома, а не на большом экране. Исходя из сегодняшних реалий, Eurimages планирует как-то менять свою стратегию продвижения европейского кинематографа, вливать дополнительные деньги или, наоборот, оптимизировать расходы?

Не буду отрицать, что перспективы у европейского кино в российском прокате сегодня не самые радужные. В этой связи хотелось бы, чтобы кинотеатры и дистрибьюторы активнее пользовались программами Eurimages. Понятно, что объемы средств, которые фонд тратит на продвижение европейского кино, несопоставимы с голливудскими маркетинговыми бюджетами. Но и эта поддержка, которая на первый взгляд выглядит скромной, тем не менее, способна влиять на ситуацию в отношении европейских фильмов. На сегодняшний день наши усилия направлены на поддержание программы, которую осуществляет Eurimages в партнерстве с Europa Cinemas, в том виде, в котором она существует. И сворачивать ее мы не собираемся.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее