top banner

Роман Дорофеев: «Политика нашей компании – выпускать все приобретенные проекты в прокат»

Автор: Саша Плющ

25 июля 2016

Директор по кинопрокату «Русского Репортажа» об артхаусе, пакете и работе с кинопоказчиками

Компания «Русский Репортаж» более десяти лет регулярно выпускает на российские экраны артхаусное и фестивальное кино с прокатным потенциалом до 5 млн рублей. О том, как строится работа с такими фильмами и нужны ли они российскому кинорынку, говорили в том числе на деловых мероприятиях прошедшего «Кинотавра». В продолжение этих обсуждений мы побеседовали с директором по кинопрокату «Русского Репортажа» Романом Дорофеевым.

На Московском кинофестивале, который прошел в июне было показано сразу несколько фильмов из вашего пакета на текущий год. Пришлось ли вам приложить усилия к тому, чтобы картины «Русского Репортажа» оказались в программах киносмотра, или отборщики фестиваля сами обратили на них внимание?

Прежде всего я хочу сказать, что это всегда большая работа, и мы, естественно, прилагаем значительные усилия, чтобы практически все наши фильмы были показаны на каком-либо фестивале. Да, конечно, по каким-то проектам мы заранее получаем вопросы о возможности их показа на фестивалях. Кому-то отказываем, но в принципе половина – это моя личная работа по предложению и продвижению. У нас большое количество друзей, которые проводят фестивали – и посольства, и независимые компании, работающие в нише фестивальной дистрибуции. С ними мы пытаемся совместно что-то придумать и организовать. В этом году почти все релизы «Русского Репортажа» либо открывали какой-то фестиваль, либо показывались в рамках киносмотра. Конечно, Московский фестиваль – это самый крупный смотр в стране, поэтому для нас всегда большая честь, что наши фильмы туда попадают.

Что это за фильмы?

Два из них – ретроспективные показы в честь приезда Карлоса Сауры, что, впрочем, тоже приятно, так как это фильмы не старые, они выходили в прокат недавно (это ФЛАМЕНКО, ФЛАМЕНКО и АРГЕНТИНА). Конечно, особенно радует ситуация, когда несколько отборщиков хотят заполучить наш фильм в свою программу. В частности, так случилось с картиной, которая стартовала 14 июля в ограниченном прокате – это обладатель «Золотого медведя» Берлинале 2016 года, документальная лента МОРЕ В ОГНЕ, которая победила в конкурсе среди художественных фильмов. Проект попал одновременно в две программы ММКФ – «Европейская эйфория: между адом и раем» Андрея Плахова, и документальную секцию «Свободная мысль». Также мы показали на ММКФ два наших хита. Первый – это самый расхваленный критиками фильм Каннского кинофестиваля этого года ТОНИ ЭРДМАНН. К сожалению, картина получила в Каннах только приз ФИПРЕССИ, но с призами там в этом году вообще было сложно. Что касается проката этого проекта, то мы поставили его на февраль. По контракту наша страна не имеет права выпускать фильм раньше, чем в США.

Еще один участник конкурсной программы Каннского кинофестиваля – это картина режиссеров Жана-Пьера и Люка Дарденн НЕИЗВЕСТНАЯ. Она была представлена в программе «Европейская эйфория: между раем и адом». Релиз мы запланировали на ноябрь – имеем право выпустить фильм только после 12 октября, когда он выйдет в Бельгии и Франции. И, пожалуй, самая легкая история – это любовно-эротическая комедия Пако Леона, которую мы назвали СЕКРЕТЫ СЕКСА И ЛЮБВИ. Она участвовала в программе «Секс, еда, культура, смерть», или просто «С.Е.К.С.», которую делает Кирилл Разлогов. В испанском прокате этот фильм на первом месте среди национальных релизов. Мы не будем тянуть с выпуском – 15 сентября, когда уже все вернутся из отпусков, эта картина выйдет в прокат. Надеюсь, что показ на ММКФ и «сарафан» будут способствовать большему количеству экранов, чем бывает у обычного артхаусного проекта у нас в стране.

Вы сказали, что почти все ваши релизы участвуют в тех или иных киносмотрах. Как это сказывается на дальнейшем кинотеатральном прокате? Зависит ли эффект от масштаба фестиваля, в рамках которого проходит показ?

На самом деле все зависит от фильма. Безусловно, есть какие-то картины, которые не вызывают интерес в прокате. Однако в любом случае они обращают на себя внимание фестивальной публики и в дальнейшем привлекают аудиторию если не в кинотеатрах, то на альтернативных площадках. Поэтому мы считаем, что уж коли мы занимаемся фестивальным кино, то, естественно, эти фильмы должны быть представлены на кинофестивалях. У нас даже некоторые кинотеатры спрашивают, почему наши картины намного чаще участвуют в киносмотрах, чем проекты других компаний, работающих в том же сегменте. Мы объясняем, что это работа, которую необходимо проводить, иногда менять даты релизов под фестиваль, чтобы это было действительно удобно и всем интересно. Кроме того, на фестивали часто приезжают съемочные группы – от их визитов зависит количество публикаций в прессе. Обычный кинопрокат не дает таких событий, при том что аудитория артхауса, как правило, хочет дискуссий и обсуждений – это возможно только на фестивалях.

К слову об аудитории: в последнее время сборы артхаусных фильмов все чаще заставляют задумываться о зрителях, которые по-прежнему любят и смотрят такое кино. Судя по статистике вашей компании, их количество от фильма к фильму колеблется от четырех до десяти тысяч человек. В нашей стране действительно так мало любителей артхауса или же это просто ограниченный круг тех, кто идет смотреть его в кинотеатры?

Я считаю, что второе. Знаете, это ведь моя ниша, я люблю это кино, смотрю, но иногда бывают такие ситуации, что просто невозможно посмотреть фильм на большом экране – например, сеанс начинается в 23:45 или он идет в неудобном для меня лично кинотеатре. Это не значит, что я как аудитория отключаюсь, что меня нет – я хочу посмотреть этот фильм, но не всегда получается сделать это в кинотеатре.

Если мы еще раз обратимся к статистке, то увидим, что средние сборы ваших релизов составляют 3,5 миллиона рублей. Есть ли у вас планка бокс-офиса, при достижении которой вы можете считать прокат успешным?

Я бы сказал, что 5 миллионов рублей – это хорошие сборы для нас, и даже 3,5 миллионов – это уже успех в прокате. Но это совершенно не значит, что данный фильм будет работать так же на других площадках. У нас есть примеры релизов, которые в театральном прокате с треском провалились, были отмены сеансов, а на других площадках фильмы работали так, что в итоге у нас получался хороший плюс.

Количество копий ваших релизов в среднем составляет от двадцати до тридцати, хотя, конечно, бывают исключения – причем как в сторону увеличения до 60+, так и в сторону уменьшения, когда тот или иной фильм выходит на 5-6 экранах. Стоит ли перед вами задача существенно расширять круг партнеров-кинотеатров или вы работаете примерно с одними и теми же площадками?

Конечно, мы открыты к расширению, никому не отказываем. Единственное, если площадка собирает две тысячи рублей за время проката, то, наверное, смысла работать нет. Естественно, у нас есть фиксированный пул кинотеатров, на которые мы можем рассчитывать. Когда в Сочи на брифинге, посвященном прокату артхаусного кино, шла речь о шведском фильме ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УВЕ, нам задали вопрос, почему мы планируем всего 35 экранов. Так вот, мы планируем столько не потому что хотим, чтобы их было именно 35. Просто это среднее количество кинотеатров, которые стопроцентно возьмут этот фильм, будут его показывать и принесут какую-то прибыль. Мы не собираемся анонсировать 150 экранов, чтобы в итоге получилось 35 – это некрасиво, нечестно и никому не нужно.

Кстати, на том же брифинге в рамках «Поединков «Искусства кино», состоявшихся на «Кинотавре», обсуждался вопрос целесообразности проката среднего европейского кино в России. В частности, звучало мнение, что, возможно, компаниям, работающим в сегменте артхауса, стоило бы сосредоточить свои усилия на выпуске двух-трех сильных проектов в год, а не распыляться на более мелкие релизы. Что вы об этом думаете? Почему эта модель не кажется вам рабочей?

Прежде всего нужно понимать, что фильмы покупаются иногда на стадии сценария, иногда на стадии постпродакшна, и, конечно, проект может оказаться не тем, что мы ожидали, но отказаться в любом случае уже невозможно, потому что контракт подписан. Вообще, наша компания соблюдает все условия, мы стараемся их не пересматривать, потому что от этого зависит репутация. Иногда фильмы не получают заслуженных призов, иногда бывает не очень хорошая критика, но политика нашей компании – все равно выпускать все приобретенные проекты в прокат, давать им шанс. Ведь есть случаи, когда кому-то из нас фильм не нравится, а аудитория, наоборот, реагирует на него хорошо. Естественно, в нашем лайнапе иногда попадаются какие-то совершенно неизвестные фильмы. В частности, в Сочи дискуссия коснулась нашего ближайшего релиза ВТОРАЯ ЖИЗНЬ УВЕ, который я уже упоминал. Он малоизвестен за пределами Швеции, но там это блокбастер. Мы понимаем прекрасно, что донести до зрителя информацию, что это хороший фильм, будет очень сложно, потому что там нет известного во всем мире режиссера, в нем не принимают участия известные актеры. Но фильм покупается не на один год, а как минимум на десять лет вперед, и поэтому мы, естественно, надеемся на «сарафан», который пойдет от проката, пусть и ограниченного, и в дальнейшем кино будет успешно продаваться на других носителях, а также на телевидение. Если же мы не заявим об этом фильме, если мы откажемся от него и пропустим этот месяц вообще, то, может быть, какие-то риски мы уменьшим, но в целом для компании это будет месяц простоя. Наши сотрудники должны выполнять работу, а не просто сидеть и готовиться к релизу, запланированному на осень, вкладывая в рекламу все возможные средства. Фильм может просто провалиться, даже если это хорошая картина, в которую все верят и у которой высокие оценки критиков. Мне кажется (и, кстати, Жоэль Шапрон меня поддержал), что это более рискованная ситуация для компании, чем та модель, по которой работаем мы. То же самое могу сказать и о компаниях, которые слишком расширяют свой пакет и выпускают по три-четыре фильма в месяц. Я считаю, что это тоже какая-то странная бизнес-модель – это конкуренция с самим собой. У нас большая страна, но нет такого количества зрителей в кинотеатрах, чтобы отсматривать столько релизов в прокате – и это помимо фестивалей, помимо всех спецпоказов.

То есть вы стараетесь придерживаться плана по выпуску одного релиза в месяц?

Да, причем уже на протяжении более десяти лет, и мы довольны. Это самая оптимальная тактика работы компании по выпуску фильмов. Я имею в виду компанию, которая не занимается широким прокатом.

Как за последнее время изменилась ситуация с закупками? Стало ли сложнее подбирать контент? Мы слышим разные мнения о ценах на европейских Кинорынках – кто-то говорит об их неадекватном уровне, кто-то отмечает, что ценники постепенно приходят в норму.

Выбор не уменьшился, количество фильмов возрастает с каждым годом. Вопрос в том, что фильмов, которые действительно обладают и фестивальным, и прокатным потенциалом, не так много. Тем не менее нам хватает, не могу пожаловаться на отсутствие контента. Вместе с тем при сегодняшней экономической ситуации в стране, когда компании закрываются, открываются заново и меняют названия, объем конкуренции все равно очень высок. И, конечно, бывает так, что цены становятся необоснованными, когда какая-то другая компания предлагает бόльшие деньги, чтобы заполучить тот или иной проект. Тут опять же вопрос, как они все это окупают, но это уже нужно спросить у них. Такие компании были всегда, существуют они и сейчас. Если бы их не было, то даже изначально неадекватную цену, обозначенную международным дистрибьютором, можно было бы привести к нормальным значениям, объяснив ситуацию с курсом доллара, экономическим кризисом и так далее. Конечно, многое еще зависит от фильма – даже не от него самого, а от звезд, задействованных в нем. Если режиссер или актеры – раскрученные звезды, то у всех едет крыша.

А в вашей практике все проекты, на которые вы покупаете права, в конечном счете окупаются или все-таки бывают случаи, когда окупить не получается?

Да, конечно, бывают случаи, когда не получается. Но, во-первых, на окупаемость нужно смотреть по истечении срока действия прав, то есть сейчас мы можем говорить о тех фильмах, которым уже десять лет. Я сам не делал именно такую выборку, но в компании есть люди, которые за этим следят. И если таких проектов было бы очень много, то, наверное, мы бы уже закрыли кинопрокатный отдел. Они есть, но я думаю, что их немного, или же они окупаются за счет прибыли другого фильма. К тому же «Русский Репортаж» – это еще и телевизионное агентство, у нас большое количество фильмов, не только артхаусного направления, но и документального, сериалов, то есть мы предлагаем также и контент для телевидения.

Вернемся к конкуренции. За ТОНИ ЭРДМАННА вам пришлось побороться?

Да, но факт проката предыдущего фильма этого режиссера, СТРАСТЬ НЕ ЗНАЕТ ПРЕГРАД, все-таки был для нас козырем. Мы поверили в ту картину и выпустили ее на нашей территории, Германия нам, можно сказать, благодарна. Мы популяризируем ее культуру и верим не только в Тиля Швайгера, фильмы с участием которого независимо от качества собирают хорошие деньги в нашей стране, но и в других авторов.

На какие территории вы чаще всего приобретаете права – СНГ или страны Балтии тоже?

Случается и так, и так, но на самом деле фильмов с правами на страны Балтии не так много – не все международные дистрибьюторы идут на продажу прав на эти территории и, соответственно, сами страны Балтии просят не продавать России права. Это Евросоюз, другие правила, им удобнее получить контент оттуда, минуя таможню и все на свете.

А с какими странами СНГ удается сотрудничать наиболее плодотворно?

У нас есть постоянные партнеры-дистрибьюторы в Украине, с которыми мы регулярно работаем. Но там тоже есть свои тонкости. Например, последний фильм с участием Жерара Депардье СЕНТ-АМУР: УДОВОЛЬСТВИЯ ЛЮБВИ, к сожалению, нам не удалось показать в этой стране, поскольку актер там – персона нон-грата. На втором месте у нас стоит Республика Беларусь, где у нас тоже установились хорошие контакты, и практически все наши фильмы выходят на экраны этой страны. Ну и, наверное, Казахстан. Хотя в последнее время он уже меньше принимает участие в связи с экономической ситуацией в стране. Если говорить об остальных территориях, то это страны, где существуют международные фестивали – Грузия, Армения, иногда Азербайджан. А вот, к сожалению, в Узбекистане, Таджикистане, Киргизии и так далее кинопрокат артхауса практически отсутствует – никаких контактов с этим странами никогда не было, что, конечно, печально.

В России прокат ваших релизов традиционно для артхаусного кино сосредоточен в столицах?

По России в основном это крупные города-миллионники. Но мы никому не отказываем, открыты для сотрудничества с любыми городами. Все зависит в итоге от кинотеатра – как он сможет привлечь аудиторию именно на этот проект. Потому что в регионах работать с контентом, со зрителями должен, конечно, сам кинотеатр. Мы со своей стороны можем какие-то пиар-действия организовать.

В целом каков ваш стандартный набор инструментов продвижения релиза? Делаете ли вы ставку на индор-рекламу?

Конечно, афиши и флаеры – это обязательный компонент продвижения любого проекта. Мы всегда их русифицируем, печатаем, стараемся разослать – тут уж кому хватает. Также мы открыты к предложениям по печати постеров и флаеров на месте, всегда рассылаем макеты в кинотеатры, чтобы они могли их вставить в какие-то общие баннеры. Мы выпускаем дублированные трейлеры, как только нам предоставляют ролик. Кроме того, у нас есть страница в «Фейсбуке», «ВКонтакте», в «Инстаграме», есть сайт нашей компании, на котором публикуются все актуальные новости и прокатные планы. Ну и, естественно, рассылка, которая производится за месяц до каждого релиза, с максимумом информации о фильме. Еще важная деталь – обязательное участие в Кинорынке. Я знаю, что для некоторых компаний это спорный вопрос: участвовать, не участвовать, давать ли информацию в каталог Кинорынка, кто-то дает, кто-то – нет. Для нас это правило – мы даем информацию о ближайших фильмах и о компании, участвуем во всех Кинорынках. Это очень важно – даже если есть постоянные партнеры, с которыми мы работаем, информация всегда необходима и другим людям, которые, возможно, подумывают о начале проката артхаусного и фестивального кино или фильмов, которые не входят в фестивальный сегмент. Ведь у нас есть картины и для широкого проката – просто они национальные.

С таким национальным кино вы работаете много лет – но только с европейским. Возникало ли у вас желание поработать с российским артхаусом?

У нас всегда было и есть такое желание, а также есть фильмы, с которыми мы хотели бы работать, но до сегодняшнего дня у нас не было такой возможности. С российским кино ведь ситуация немного другая – необходимо заключать сделки с продюсерами на определенные проценты сборов. Если ты прокатываешь российский фильм, то у тебя есть обязательства перед продюсерами, но при этом у тебя оказываются не все виды прав. У продюсера же есть определенные ожидания – по сборам и по количеству кинотеатров, в которых фильм появится. Брать на себя такую ответственность очень тяжело в данном случае. У нас все-таки в кинотеатральном отделе работают два человека, третий – это пиарщик, который трудится на всю компанию. Есть дистрибьюторы, у которых большее количество людей в кинотеатральном отделе – естественно, они могут лучше расписать и вообще дать более четкие обещания. Если же прокат совсем узкий и ограниченный, то часто сами продюсеры занимаются дистрибуцией своего собственного фильма. Такая история была с картиной ЧАЙКИ – продюсер этого фильма тоже выступала на «Кинотавре» и рассказывала, что она лично звонила в кинотеатры и требовала, чтобы выложили флаеры, чтобы были показаны ролики, следила за сеансами. Если продюсер в теме, он может сделать это самостоятельно, не прибегая к услугам сторонней прокатной компании, что сейчас и происходит. А если это проект, по которому ожидания более высокие, чем ограниченный прокат до 50 копий, тогда уже российские продюсеры обращаются в компании с бόльшим количеством сотрудников. Вот и получается, что мы, называясь «Русским Репортажем», никогда не прокатывали русское кино.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее