top banner

Вадим Горяинов: «Людей, которые у нас умеют делать кассовое кино, можно по пальцам пересчитать»

Автор: Мария Позина

22 августа 2016

Один из продюсеров фильма «Ночные стражи» – о проблемах жанрового кино и прогнозирования сборов

Какой бы критике ни подвергался качественный уровень российского кино, не признать, что в плане жанровости оно становится все более разнообразным, нельзя. Прошли те времена, когда наши продюсеры штамповали лишь комедии и историко-патриотические драмы. Сегодня родной кинопром с тем или иным успехом работает практически во всей существующей жанровой палитре – от фантастики до фильмов ужасов. Одной из малоизведанных территорий пока остается городское фэнтези, ведь повторить успех франшизы НОЧНОЙ ДОЗОР десятилетней давности пока никому не удалось. Попытку сделать это предпримет картина НОЧНЫЕ СТРАЖИ, которую 25 августа выпускает на экраны «Вольга». Подробнее об этом проекте, а также о проблемах жанрового кино и прогнозирования сборов в российском прокате БК побеседовал с одним из продюсеров СТРАЖЕЙ Вадимом Горяиновым.

Вы заявили о начале работы над фильмом больше года назад. За это время российский кинорынок оказался, по сути, в новой реальности – зрители теперь реже ходят в кино, стали еще избирательнее. Вы ощущаете, что с тех пор, как вы приступили к производству проекта, кинопрокат успел сильно измениться?

Вообще, сценарий картины был написан намного раньше, где-то лет пять назад, просто я все ждал случая и возможности, когда его можно будет реализовать. А к производству мы приступили действительно около года назад. По поводу ситуации в прокате я бы сказал, что она изменилась не за это время. Это произошло где-то два года назад, когда рубль сильно девальвировался по отношению к доллару, и мы все, кто живет в России, стали беднее в три-четыре раза. Цены на все выросли, и нам пришлось перераспределять свои бюджеты, думая в первую очередь о еде и вещах первой необходимости. И если раньше поход в кинотеатр был обыденным делом, то сейчас это можно уже отнести к роскоши. Потому что если идет семья из четырех человек, то билеты, попкорн, мороженое – пять тысяч рублей надо выложить. Поэтому сейчас многие не могут позволить себе ходить в кино, как раньше, каждую неделю, теперь они делают это раз в месяц. Вот, собственно говоря, что произошло. Это чистая экономика, а не то, что люди разлюбили в кино ходить.

Вы эту экономику уже учитывали, когда приступали к созданию картины?

Да, я понимал, что если снимать кино для проката, то надо делать это так, чтобы у него был шанс занять первую строчку по сборам на своей дате. Только тогда у фильма есть возможность собрать хорошие деньги. Потому что тем, кто сегодня занимает второе, третье место на уикенде, практически ничего не достается. Поэтому мы и дату таким образом выбирали, чтобы у нас не было сильных конкурентов, и остановились на 25 августа. Во-первых, на ней нет ни одного – ни американского, ни русского – блокбастера, и в то же время люди уже возвращаются из отпусков, начинают ходить по торговым центрам, что-то покупать для школьников, заодно заходят и в кино. А дальше, после 1 сентября, уже точно все вернутся домой, так что мы рассчитываем на две сильные недели.

То есть вы не рассматриваете, например, МЕХАНИКА в качестве конкурента?

МЕХАНИК – конечно, сильный конкурент, просто когда мы вставали на эту дату, его там еще не было. С другой стороны, я считаю, что когда бы фильм со Стэйтемом ни вышел, на него всегда придет определенное количество людей – поклонники франшизы, фанаты актера. А наше кино – для очень широкой семейной аудитории, потому что в нем есть элементы как для детей, так и для взрослых. На него придут люди, которые любят городское фэнтези, такие фильмы, как УЧЕНИК ЧАРОДЕЯ, ПРИЗРАЧНЫЙ ПАТРУЛЬ, НОЧНОЙ ДОЗОР. И судя по сборам этих релизов, их немало.

Вы проводили тестовые показы, фокус-группы?

Как таковых тестовых показов у нас не было, потому что фильм полностью будет готов только 10 августа, а показывать недоделанную работу я не люблю. Мы тестировали трейлер, проводили фокус-группы в Интернете для широкой аудитории, и тогда выяснилось, что наше первоначальное название КРЫЛЬЯ у большинства людей ассоциируется с романтической мелодрамой или с фильмом про летчиков. Мы поняли, что название надо менять, выбрали несколько вариантов, из которых наибольшее количество голосов получили НОЧНЫЕ СТРАЖИ.

Новым названием вы даете четкую отсылку к НОЧНОМУ ДОЗОРУ. Насколько, по-вашему, это должно повлиять на интерес аудитории?

Мы не боимся того, что наш фильм будут сравнивать, потому что, во-первых, выросло новое поколение, которое не знает, что такое НОЧНОЙ ДОЗОР, а во-вторых, люди, которым нравились ДОЗОРЫ, захотят посмотреть, чем отличаются НОЧНЫЕ СТРАЖИ. А они отличаются, наш проект не вторичен, у нас есть много штучек, которые раньше в этом жанре не использовались. Но у СТРАЖЕЙ коренное отличие – там не так все серьезно. У нас много иронии, много юмора, зритель не будет вовлечен в какой-то ужастик. Это легкое зрелище. Да, у нашей картины схожая тематика, но мир, который мы создали, он другой.

Городское фэнтези по своему определению – молодежный жанр. В этом смысле интересно, что ключевое место на всех рекламных материалах вашего проекта занимает Леонид Ярмольник, который больше знаком и любим старшим поколением. Почему вы решили выбрать такую стратегию продвижения?

Было бы странно не использовать в кампании Ярмольника, которого знает вся страна. И потом, если вы обратили внимание, на постере нет его фамилии, только образ. Причем очень необычный, многие даже не узнают актера. Видят, такой крутой лысый чувак стоит, а потом: «Ой, неужели это Ярмольник?» В то же время Ваня Янковский и Люба Аксенова пока не являются кумирами молодежного поколения, и если мы их вытащим вперед, это мало что даст. В любом случае на молодежь мы будем работать другими точечными методами. В частности, уже записано несколько композиций со студией «Газгольдер» для саундтрека, будем их продвигать.

Расскажите, пожалуйста, в целом про маркетинговую кампанию.

У нас большая кампания, задействуем и Интернет, и наружку, и телевидение – будет реклама на Первом канале, ТНТ. Вообще, хочу особо отметить профессионализм отдела маркетинга компании «Вольга», они часто нас просто удивляют своими уникальными предложениями по продвижению. А главное, они умеют очень хорошо раскручивать большие фильмы с потенциалом франшизы. А у нас как раз есть прицел на продолжение, фильм заканчивается таким образом, что дальше так и просятся НОЧНЫЕ СТРАЖИ 2.

Легко было найти прокатчика под этот проект? Вы ведь не сразу обратились к «Вольге».

Мы сначала обратились в компанию «Каропрокат», показали материалы и объяснили, что нам не хватает 25 миллионов рублей на постпродакшн. Рязанцев обещал ответить после Нового года, когда будет понятно, как отработали на каникулах их российские релизы. Потом мы с ним снова встретились, и он извинился: «Ребята, денег нет». А у «Вольги» и деньги оказались, и, главное, огромное желание работать с нашим кино.

По-вашему, прокатная компания должна участвовать финансово в проекте наряду с продюсером?

Я не говорил бы в таком ключе, что должны или не должны. Но, в принципе, такая практика в мире существует. Например, на американские фильмы делают пресейл, и дистрибьюторские компании часто помогают финализировать бюджет. Когда прокатчик, видя потенциал проекта, вкладывает деньги, это всем выгодно.

Можете поделиться своими эстимейтами? И насколько, по-вашему, сегодня в российском прокате вообще возможно что-то прогнозировать?

Эстимейтами не могу поделиться, я не хотел бы публично их озвучивать. Безусловно, сегодня сложнее что-то угадывать, наблюдается определенная турбулентность. Но на рынке есть люди, которые умеют прогнозировать довольно точно.

Кто, например?

Один из таких людей – Николай Ларионов. Думаю, вы его знаете…

Безусловно. Но аналитики могут оценить продукт, только когда он хотя бы частично готов, а продюсеры должны принимать решение о проекте на стадии идеи. По каким критериям вы отбираете фильмы для работы?

Я думаю, что любой продюсер делает фильмы в первую очередь для себя. Потому что если сценарий не нравится, то ты им просто не будешь заниматься. Что касается лично меня, то я ориентируюсь в первую очередь на жанровое кино. Из всех фильмов, которые я продюсировал, был только один артхаусный – КИСЛОРОД Вани Вырыпаева, все остальные – жанровые. Причем у меня нет такого понимания, что надо делать только боевики или только комедии. Зрителями востребовано хорошее кино, а жанры могут быть любые. К примеру, по статистике, зрители в России меньше всего любят мюзикл. Но Тодоровский снял СТИЛЯГ, которые в прокате собрали 17 миллионов долларов. Почему? Потому что фильм хороший. Другое правило – необходимо четко соблюдать законы жанра, зритель должен точно понимать, что его ждет. Если это городское фэнтези, то там должны быть экшн, вампиры, победа добра над злом, если это боевик – там должны быть все составляющие боевика и так далее. Кстати, наиболее точно в этом плане умеют работать на телевидении, потому что у них очень четкое понятие аудитории. Как только на канале делают что-то не так – рейтинг идет вниз, теряются большие деньги. И поэтому кинопроекты Константина Эрнста и Анатолия Максимова успешны – они умеют выдерживать жанр. А многие наши продюсеры грешат тем, что идут на поводу у режиссеров и сценаристов, которые им говорят: «Старик, давай сделаем посложнее», и начинают что-то закручивать.

Какие основные проблемы остаются на сегодня в кинопроизводстве?

Режиссеры и сценаристы скажут, что у нас нет профессиональных продюсеров, а продюсеры скажут, что у нас, к сожалению, мало талантливых авторов и коммерческих режиссеров. Людей, которые у нас умеют хорошо делать кассовое кино, можно по пальцам одной руки пересчитать. Потому что наша школа учит режиссеров самовыражаться, а не снимать для зрителей. Получаешь сценарий – и каждый раз встает проблема, кто это будет снимать: тот не хочет, этот занят на следующие два года, третий – еще что-то. Могу рассказать смешную историю. Мы дали одному режиссеру почитать сценарий НОЧНЫХ СТРАЖЕЙ. Потом я его случайно встречаю на какой-то тусовке, и он, не зная, что я – продюсер фильма, говорит: «Ты представляешь, мне прислали сценарий – какая-то заказуха ФСБ. Там агенты из федеральной службы безопасности мочат вампиров из Восточной Европы». Я говорю: «Подожди, так это наш фильм. Какой заказ ФСБ? Маловичко пять лет назад написал этот сценарий, он никакого отношения не имеет к политике. А то, что вампиры из Восточной Европы, – так это логично, они изначально в Румынии появились». Вот такое мышление у режиссера.

Поэтому вы в итоге взяли иностранного постановщика?

Да, потому что не могли найти среди российских. Начали расширять круг и так вышли на литовца Эмилиса Веливиса. Посмотрели его боевик ЗАНЕСЛО, который собрал в Литве, чье население составляет 2 миллиона человек, 2 миллиона евро. Представляете? Очень смешной фильм, такой восточноевропейский КАРТЫ, ДЕНЬГИ, ДВА СТВОЛА. Нас в Эмилисе привлекло то, что он не только талантливый, но и может работать в условиях ограниченного бюджета. И у него даже мыслей не возникло, что это заказ ФСБ (смеется).

Но если работать с иностранцами, у нас никогда не появятся свои режиссеры.

Конечно, я не перестаю искать новые кадры и в нашей стране. Я вхожу в экспертный совет питчинга молодых кинематографистов, который проводит российский Союз кинематографистов, и все время пытаюсь найти там интересные проекты, новые имена. Сейчас, например, мы запустились с дебютом ДИКИЕ ТАНЦЫ. Режиссер Амет Магомедов еще не снимал полного метра, но он очень талантливый. Амет по национальности дагестанец, лакец, и он написал уморительно смешной сценарий про дагестанцев и москвичей.

Сложная тема для проката.

Да, тема сложная. И чтобы ни у кого не возникало никаких вопросов, и чтобы Фонд кино мог беспрепятственно дать нам деньги, мы специально встречались с президентом Дагестана Рамазаном Абдулатиповым, показали ему сценарий, объяснили, что очень хотим, чтобы дагестанцы в России воспринимались не как террористы и бандиты, а такими, какие они есть – добрыми, веселыми, со своими традициями. Мы хотим сделать кино с таким посылом, как у МИМИНО и НЕ ГОРЮЙ! Я верю, что может получиться очень интересный фильм и появится новый хороший режиссер. Потом мы запустили музыкальную драму ЖГИ Кирилла Плетнева. Это тоже дебют, он до этого успел снять только три короткометражки, которые были отмечены на различных фестивалях. Если продолжать говорить про дальнейшие планы, то еще я очень хочу запустить новогоднюю сказку для всей семьи ДОМОВОЙ.

Насколько мы знаем, вы еще и телепроектами начали заниматься, в частности, продюсируете сериал «Гостиница «Россия». Это для вас пробный шаг или начало новой деятельности? Где сейчас легче, интереснее снимать – в кино или на телевидении?

Да, мы уже закончили снимать «Гостиницу Россия», сейчас идет монтаж. Для меня это был первый сериальный опыт, поэтому с самого начала я работал над этим проектом с Рубеном Дишдишяном, который много и успешно снимает для телеканалов. Мне лично легче заниматься кино. На телевидении существует масса ограничений: у каждого канала своя аудитория, свои предпочтения, плюс они сейчас мало платят и работают в основном со своими компаниями. Например, у ТНТ есть три собственных производителя. К ним можно прийти со своим проектом, они не отказывают, но у них очень высокая планка по качеству сценария, их стандартам довольно трудно соответствовать. И потом, телевидение подразумевает сериал, а это очень долго и тяжело. Производство сериала – это как работа на заводе. И ты к этому заводу привязан – должен каждый день туда ходить и вкалывать. А я люблю быть в свободном плавании.

К слову о свободном плавании. Насколько мы знаем, вы в 2013 году вышли из состава студии «Красная стрела». Можете рассказать о причинах ухода?

Причины я не буду называть, просто так сложилось, что мы – Леонид Лебедев, Валерий Тодоровский и я – десять лет успешно посотрудничали, а потом разошлись. Я считаю, что в любом случае у «Красной стрелы» было много достижений. С Валерой мы все так же дружим, может, еще что-то вместе сделаем.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее