top banner

Иван Гродецкий: «Онлайн-платформы фиксируют бум интереса к российскому кино»

Автор: Рая Башинская

24 сентября 2018

Генеральный директор Okko – об интеграции на рынке видеосервисов и о дальнейших перспективах онлайн-платформ

Рынок онлайн-платформ стал одним из самых быстрорастущих в индустрии кинопоказа. С каждым годом он привлекает все новых игроков, инвесторов и пользователей, готовых платить за услуги. Один из его лидеров в России, компания Okko, весной стал частью Rambler Group. О вертикальной интеграции на рынке видеосервисов, связанных с этом изменениях и о дальнейших перспективах онлайн-платформ в нашей стране БК рассказал генеральный директор Okko Иван Гродецкий.

Все игроки рынка онлайн-показа в России рапортуют о росте числа подписчиков. Как в этом смысле обстоят дела у Okko? 
Мы приросли в полтора раза по сравнению с прошлым годом, для более точных цифр нужно отслеживать отдельные месяцы. Jason и TMT рапортовали о 6,5 миллиардах рублей платной выручки за 2017 год по рынку в целом. Соответственно, в 2018-м мы идем в район 9–10 миллиардов.

Какие основные тренды вы можете выделить на российском рынке онлайн-кинотеатров?
Очевидно, акцент всех онлайн-кинотеатров сместился с рекламной модели на SVoD. Все задумались о необходимости производства контента. Все развивают продукты и инструменты привлечения дополнительных пользователей. Конкуренция возрастает. С другой стороны, мы все вместе развиваем этот рынок, и конкуренция во многом становится благом. Сервисы растут не за счет конкуренции друг с другом, а за счет привлечения новых пользователей.

Изменилось ли что-то в работе компании с вхождением в Rambler Group? 
У нас появились новые возможности благодаря тому, что мы стали частью крупного холдинга, и большие совместные амбициозные задачи. Если говорить о текущих достижениях, то вы можете видеть существенное количество рекламы Okko в кинотеатрах, входящих в Rambler Group. Недавно мы запустили интеграцию Okko и сервиса «Рамблер/касса», и теперь к билетам в кино предлагаем пользователям возможность купить цифровую копию тех фильмов, которые им понравятся. Для нас это, во-первых, возможность продавать кино. А во-вторых, это первый шаг к созданию новой экосистемы и нового поколения продуктов, объединяющих кинотеатры, digital и медиа. О совместных услугах мы расскажем, когда придет время.

Видеосервис Megogo стал дистрибьютором фильмов. Есть ли у вас в планах развитие деятельности в сфере кинопроката? Или, быть может, в производстве контента, как это делают Netflix или даже ivi?
Родственная Megogo дистрибьюторская компания существовала с самого рождения сервиса, так что это скорее трансформация внутри семьи, нежели новая ветка. В рамках Rambler Group тоже есть дистрибьюторский бизнес. О производстве контента мы думаем как об одном из инструментов развития нашей продукции. Опять же, когда будет конкретика – выпущенные релизы – все об этом узнают. На текущий момент для того, чтобы производство контента окупалось, нужны миллионы абонентов – сейчас ни у кого на рынке нет такого объема пользователей, чтобы это было эффективным бизнесом. Позволю себе напомнить, что первые оригинальные сериалы Netflix снял тогда, когда абонентская база сервиса достигла 25–30 миллионов подписчиков. 

По последним данным, кто лидирует на рынке онлайн-видео – Okko или ivi?
Для начала нужно разделить принципиально разные рынки – платный и бесплатный. В платной части мы с ivi периодически друг друга обгоняем. Каков статус на данный конкретный момент, я не знаю. Мне кажется, мы примерно на одном уровне. В 2017 году ivi был незначительно впереди, сейчас, может быть, и наоборот. 

Кто ваш основной потребитель? Сколько ему лет, какой у него средний уровень дохода? По каким каналам вы получаете информацию об аудитории?
На текущий момент наши основные потребители – домохозяйства, состоящие из родителей 35–45 лет с маленькими или чуть подросшими детьми. Это домохозяйства с доходом выше среднего, потому что они в состоянии приобрести Smart TV, которое является основной платформой для потребления премиального контента в России у всех сервисов, не только Okko. Это люди с высшим образованием, которые могут позволить себе путешествия. При этом рынок расширяется, и очевидно, что наш пользователь молодеет, начинает смещаться в категорию более молодых и мобильных пользователей, которые тоже начинают платить за контент. Мы как IP-сервис видим всю информацию о своих абонентах – где они расположены и с каких носителей смотрят Okko. Нам регионы дают больше половины выручки, так что две столицы не доминируют в нашем бизнесе. Основным рынком являются, конечно, крупные города. Кроме того, в регионах, где развит быстрый Интернет и фиксируется высокий доход у потенциальной аудитории, мы видим хорошее проникновение Okko. Высокие доходы, отсутствие других развлечений и плохая погода (часто в таких местах климат не позволяет выйти из дома) – это подходящая комбинация для того, чтобы пользователь стал лояльным подписчиком Okko и потреблял платный легальный контент. Также мы опираемся на big data, вдобавок проводим регулярные качественные и количественные исследования и интервью. В монетизации премиального контента в России у всех картина примерно одинакова: для Okko основной платформой является Smart TV, потому что на ней минимальна возможность пиратства. Именно обладатели smart-телевизоров готовы платить деньги за удобство – не столько за сам контент, сколько за его комфортное потребление. Доля мобильных устройств, в частности Apple, хорошо растет – это значимая для нас платформа. Okko – единственный из премиальных кинотеатров в России, который представлен на игровых консолях PlayStation 4, и это тоже заметная часть бизнеса. Android и Web для нас на текущий момент не являются приоритетными платформами, так как на них распространено пиратство и есть простые, быстрые способы для пользователей добраться до контента бесплатно. 

Согласно последнем опросу ВЦИОМ, треть россиян уже готова платить за просмотр контента в Интернете. Как вы думаете, за счет чего меняется отношение пользователей и появляется готовность платить за услуги?
Люди привыкают к удобству и понимают, что платят не только и не столько за сам фильм, сколько за experience, опыт, переживание. За последние годы мы все стали намного больше потреблять онлайн-сервисов. Через приложения мы покупаем еду и одежду, заказываем такси, подписываемся на музыку и постепенно вовлекаемся сами и вовлекаем окружающих нас людей в премиальное, легальное и, главное, очень удобное потребление. Но на текущий момент доля тех, кто регулярно платит, достаточно мала. Ее рост – это долгий процесс. Здесь важны поддержка государства в борьбе с пиратством, а также развитие продуктов и категорий для привлечения большего количества пользователей и значимого роста бизнеса. 

Какой контент пользуется наибольшей популярностью на вашей платформе? Было ли что-то «выстрелившее» вопреки вашим ожиданиям?
Исторически Okko возник как домашний кинотеатр новинок, и до сих пор мы очень хорошо умеем их продавать. И весь рынок мы научили продавать блокбастеры. При этом за последние годы в бизнесе существенно выросла доля подписки, а это значит, что благодаря ей люди смотрят больше библиотечного контента – нишевого, тематического, познавательного, детского. Важную роль играет российский контент: доля новых российских фильмов постоянно растет, и их результаты сопоставимы с показателями самых крупных иностранных блокбастеров. Зарубежного контента производится в разы больше, поэтому его доля в просмотрах также выше, чем у российского кино. Но у него при этом идет бум – растет количество и качество отечественных фильмов, увеличивается число их просмотров. Если говорить о жанрах, то экшн, драмы, комедии в сервисе Okko стабильно показывают высокие результаты. В кинотеатры люди приходят, не только чтобы посмотреть кино, а во многом для того, чтобы выйти из дома, пообщаться людьми, посидеть в мягких креслах в темном зале, взявшись за руки. Так что в этом смысле мы не конкуренты для кинотеатров, так как даем совершенно другой опыт. Но большинство людей ходит в кино не три раза в неделю, а в среднем один-два раза в месяц. А фильмов, которые выходят в кинотеатрах и которые человек с удовольствием посмотрел бы, гораздо больше. Поэтому наша задача – показывать картины, которые люди не успели увидеть в кино. Мы хорошо умеем прогнозировать, какой контент «выстрелит» – как на уровне экспертной оценки, так и с использованием искусственного интеллекта и нейронных сетей. Наш бизнес весь строится на качественном моделировании и прогнозировании, поэтому в последнее время все меньше историй, когда нас что-то удивило или «выстрелило» без нашего ведома. Скорее это скрупулезный анализ и эффективная работа с данными, прогнозами, аудиторией и контентом. 

Какую долю в ваших доходах составляют подписка и транзакционные покупки?
Подписка составляет примерно половину бизнеса, вторая половина – соответственно, это транзакционные покупки. Надо отметить, подписка постоянно растет и ее доля со временем увеличивается. 

Чем библиотека Okko принципиально отличается от библиотек других онлайн-кинотеатров?
Библиотеки всех онлайн-кинотеатров арендуются на одинаковом каталоге, к которому у каждого сервиса есть небольшие дополнительные сегменты. Okko – единственный сервис в России, где есть Ultra HD, HDR и контент от голливудских мэйджоров в 4K-качестве, а также звук Dolby Atmos. Если говорить о контенте, то у нас есть сделки, которых нет у ближайших конкурентов: подписки нескольких российских студий и голливудских, обширные каталоги образовательного и познавательного контента.

Как вы относитесь к возможности показывать ТВ в видеосервисе?
Так как основной бизнес концентрируется на smart-телевизорах, там в 99 процентах случаев есть те же самые каналы. Когда ты начинаешь конкурировать с тем же продуктом или хуже, мы понимаем, что версии каналов для онлайн очень уступают версиям, которые транслируются через антенну или кабельного оператора. Поэтому не совсем понятно, зачем дублировать то, что у пользователя уже есть. При этом это понятная категория, которую просто объяснить и продать абоненту. Каждый сервис выбирает свой подход. Мы всегда концентрировались на премиальном контенте и на возможности пользователя самому решать, что и как смотреть, в отличие от линейных каналов, где редактор составляет сетку для среднестатистического зрителя. 

Кинопрокат за последние полгода демонстрирует спад. Как обстоят дела с просмотрами в Okko?
Мы наблюдаем устойчивый рост Okko от года к году и от месяца к месяцу. Безусловно, в июне-июле во время чемпионата мира по футболу люди отвлекались на просмотры матчей. На дневном графике потребления Okko мы отчетливо видели провалы в 5 и 9 вечера, когда начинались матчи. За вычетом этого VoD стабильно показывает рост и в ближайшие годы будет продолжать расти. Насколько я понимаю, у кинотеатров комплексная проблема. В частности, последние несколько месяцев нет сильных фильмов, которые тянут людей в кинотеатры. Появится хорошее кино – и люди с удовольствием вернутся.

На любом конкурентном рынке рано или поздно наступает момент консолидации. Как вы считаете, сколько еще российскому рынку онлайн-платформ до этой стадии? Есть ли у Okko амбиции в эпоху слияний и поглощений занять лидирующие позиции на рынке?
Консолидация может быть горизонтальной и вертикальной. Горизонтальные слияния и поглощения пока на нашем рынке не наблюдаются. Скорее мы видим приход новых игроков и уход некоторых старых. Какие-то сервисы уже интегрированы в вертикальные холдинги, что дает им больше возможностей и потенциала для развития. Как правило, в мире, за исключением редких кейсов, видеосервисы являются частью большого холдинга, состоящего из продакшна, дистрибуции, телеканалов, медиа и так далее. Наше вхождение в Rambler Group – пример такого слияния. 

Как вы оцениваете принятие поправок к закону о фестивалях? Как это отразится на работе онлайн-кинотеатра? 
Слава богу, для фестивалей есть упрощенный режим показа фильмов, что позволит им жить и развиваться. На самом деле фестивали – это очень нишевые истории, и количество зрителей, которые попадают на подобные мероприятия, в масштабах VoD-бизнеса не очень значительно. Поэтому те, кто хочет посмотреть фестивальное кино, как и раньше, смогут увидеть его в Okko. Но не думаю, что это приведет к приросту аудитории. Мы в принципе видим потребность пользователей в умном образовательном контенте, а не только в развлекательном, поэтому создаем соответствующие продукты и расширяем библиотеку. В том числе у нас есть множество лекций и независимого кино, что становится еще одним нашим преимуществом.

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» продолжает лидировать
Подробнее