top banner

Алексей Гуськов: «Учиться новым правилам и бороться за свое кино я умею»

Автор: Рая Башинская

16 октября 2018

Исполнитель главной роли и продюсер фильма «Вечная жизнь Александра Христофорова» – о продвижении проекта

В прокат выходит комедия ВЕЧНАЯ ЖИЗНЬ АЛЕКСАНДРА ХРИСТОФОРОВА, где на фоне крымской природы персонажи говорят о вечных вещах и ищут смысл жизни в парке развлечений. Исполнитель главной роли и продюсер фильма Алексей Гуськов рассказал БК о том, как проходит продвижение проекта, о своем продюсерском опыте и о схожести визуального стиля картины с киноязыком Уэса Андерсона.

Мы с вами недавно обсуждали ситуацию с СУПЕРБОБРОВЫМИ, которые переехали на дату старта вашего фильма. Расскажите, пожалуйста, как независимому продюсеру удалось решить конфликт интересов с Disney?

Прежде всего я хочу поблагодарить «Бюллетень кинопрокатчика» за отклик и за публикацию двух позиций. Решить удалось не мне. Ваша публикация была связана с вопросом разумности одновременного выхода двух российских картин одного жанра с похожей целевой аудиторией и с одними и теми же актерами. Я по-прежнему повторяю, что за каждой объявленной заранее датой релиза всегда стоит содержание. C датой выхода нашего фильма мы определились еще в апреле и не изменяли ее ни разу! Перед тем, как объявить ее, мы просмотрели, какие картины и когда будут выходить, обдумали, как продвигать свой проект. Поэтому вы видите на наших постерах слоганы «фильм, который продлевает лето», «фильм рекомендован к просмотру как средство от осенней хандры» и тому подобное. В результате тот факт, что с 21 сентября нами уже был организован огромный тур региональных премьер по городам России, была оплачена реклама и вообще совершены все действия для громкого выпуска фильма 18 октября, привел к тому, что выход СУПЕРБОБРОВЫХ перенесли на другую дату. 

В новых условиях какие у вас ожидания от проката?

Это вопрос к «Нашему кино», но я очень хотел бы добраться до 1000–1200 копий. Я рассчитываю на высокий эстимейт.

Вообще, с какими трудностями вы как независимый продюсер столкнулись при съемках фильма и сейчас, в рамках его продвижения?

При съемках фильма я ни с какими трудностями не сталкивался, потому что человек я взрослый и опыта у меня много. Молодые не знают, что в 2000 году я закончил производство мультфильма НЕЗНАЙКА НА ЛУНЕ, то есть занимался еще и анимацией. 14 эпизодов по 13 минут – это формат, который продвигался Диснеем миллион лет назад, а у нас им еще и не пахло. Я делал один из первых сериалов с романной формой повествования – «Таежный роман». В те же годы вышла картина МУСОРЩИК, а с 2008-го я занимался копродукцией, поэтому на некоторое время исчез с российского рынка, работал на иностранных проектах, мне было очень интересно этим заниматься. Но когда я вернулся в 2015-м, киноиндустрия представляла собой уже совершенно новое пространство. И с трудностями я столкнулся только в сфере проката. Есть диктат мэйджоров, с которым непросто нам, независимым продюсерам. Но я не сдаюсь, учусь новым правилам на рынке. Учиться и бороться за свое кино я умею.

Вы одновременно продюсер фильма, исполнитель главной роли, также вы принимали участие в создании сценария. Чем вас привлекает эта история?

Мой первый продюсерский проект ДОРОГА В РАЙ выходил еще в 1994 году, то есть я очень давно занимаюсь этой деятельностью. Как продюсер я предпочитаю работать больше в форме содружества, чем жесткого диктата. Самое главное для меня – это заразить своей историей и идеей других участников процесса: режиссера, оператора, моих коллег-актеров. История ВЕЧНОЙ ЖИЗНИ АЛЕКСАНДРА ХРИСТОФОРОВА началась с того, что я нашел в Интернете опрос, где надо было ответить на два вопроса. Что бы вы сделали, если бы жили вечно? И что бы вы сделали, если бы вам осталось жить всего несколько дней или недель? Оказалось, что абсолютное большинство отвечающих на два таких разных вопроса дали одинаковые ответы. То есть мы совершенно не знаем, что нам делать с нашей жизнью, что в ней важно, а что второстепенно. И сегодня в современном, насыщенном информацией пространстве, среди вороха неприятных новостей, которые сыплются на нас тоннами, мы прячемся в развлекухе. Именно поэтому действие фильма происходит в парке развлечений под названием «Вечная жизнь». Целью было сделать картину ироничную, без умничанья, отличающуюся от мрачных российских проектов, современную по ритму, яркую по изображению, быструю по монтажу, искрометную в диалогах. Короче – кино хорошего настроения! Каждый зритель найдет в нем то количество смыслов, насколько он захочет их искать и понимать. История героя, который проходит путь от полного циника и чемпиона среди неудачников, а в конце получает от жизни подарки – любовь и внимание близких, – и есть наш ответ на вопрос, что на сегодняшний день в жизни главное, а на что совсем не надо обращать внимания…

Почему в качестве режиссера вы пригласили Евгения Шелякина, снявшего до этого Ч/Б и ПЯТНИЦУ?

Потому что в этих фильмах есть немножко сказки. Я говорю в первую очередь о Ч/Б. После просмотра этого кино мне показалось, что режиссер умеет и любит совмещать реальность и фантасмагорию. И еще рассказывает историю с легкой иронией, с данелиевской интонацией. А мой любимый фильм всех времен и народов – НЕ ГОРЮЙ! Георгия Данелия.

Какие проекты вы могли бы назвать в качестве российских и зарубежных референсов своего фильма? В целом чем он будет интересен зрителям?

По изобразительному ряду, буйству красок, по юмору это работы Уэса Андерсона. Вы видели нашу анимированную заставку, когда героиня Оксаны Фандеры идет по набережной на высоких каблучках, а мой герой едет за ней на скутере? Все происходит на фоне моря, синего неба с белыми, как снег, облаками. И весь фильм наполнен атмосферой моря, криком чаек, летом, временем отпусков, когда с нами случаются удивительные приключения. В пользу картины говорит открыточная подача истории, потому что даже море можно снять гадко. Другие референсы: фильм ЛУЧШЕ НЕ БЫВАЕТ с Джеком Николсоном и ДЕНЬ СУРКА с его удивительной ироничной интонацией. Безусловно, я очень люблю картины братьев Коэн, Вуди Аллена.

Продюсер Я ХУДЕЮ Сергей Корнихин рассказывал о том, что участие в проекте Романа Курцына исключило возможность проката картины на Украине. У вас же и Курцын, и съемки в Крыму...

Сейчас вы сами отвечаете на свой вопрос. Если фильм не сможет выйти на Украине, то только по решению украинских властей. И Курцын, и я, и Угольников, и огромное количество моих коллег – в списке невъездных на Украину. Но в том же списке и Михаил Булгаков, потому что «Белая гвардия» тоже запрещена. Этот вопрос для меня болезненный и личностный, потому что мой отец похоронен в Киеве. И я дожил до того момента, когда не могу привезти свою 83-летнюю мать на могилу мужа. А одна она ехать не может.

Как вы будете позиционировать фильм? Когда стартует его маркетинговая кампания?

Слоган нашей картины – «фильм, который продлевает лето» – по-моему, актуален для осени. Наши партнеры – холдинг МК, «7 дней», «Юмор FM». Выход проекта будет освещаться и федеральными каналами. «Вечерний Ургант» на Первом со мной и Оксаной Фандерой,  эфир на «Одноклассниках» – «ОК на связи». Из оригинального – мы готовим музыкальный сюрприз от Шнура и Агутина. Мы организовали тур региональных премьер с участием творческой группы более чем в 25 городах страны – от Дальнего Востока через Сибирь, Урал, Поволжье, Южный федеральный округ, Москву, Питер. Затем будет поддержка в прокате, которая завершится моим приездом в Сургут 27-го и 28 октября. Самое главное, что мы в первую очередь обращены к регионам. Там людям интересны их местные новости, и мы сотрудничаем со всеми региональными СМИ, такими как телеканал «Губерния» в Хабаровске и Владивостоке, ГТРК «Башкортостан», крупными медиахолдингами – «Татмедиа» в Татарстане, «Сибинформбюро» в Тюменской области, «Кубань 24» в Краснодарском крае и так далее. Все они – наши партнеры по прокату фильма. Также задействованы популярные местные интернет-порталы и группы в социальных сетях. Причем рекламная кампания уже идет! Старт ее был еще летом, когда мы выпустили первый тизер с помощью «Одноклассников» в Интернете и стали работать роликами в кинотеатрах. Во многих регионах мы планируем размещать наружную рекламу.

Кого вы видите в качестве аудитории фильма? Это семейное кино?

Безусловно, это семейное кино. Даже по сценам, что мы показали на «Кино Экспо», видно, что это фильм для широкой публики, в нем нет пошлости, насилия и вообще ничего, что может помешать пойти посмотреть его всей семьей. Но мы стараемся работать со всеми сегментами аудитории – делаем разные ролики, например, недавно презентовали так называемый женский ролик, где передана любовная линия и рассказывается история женщины, получившей в подарок вот такого хамоватого мужика, как мой герой, но готового измениться рядом с ней и ради нее. И у нас еще много сюрпризов!

Проводили ли вы фокус-группы, чтобы проверить реакцию зрителей на фильм?

Производство фильма было завершено в феврале. и надо было принимать решение: предлагать его «Кинотавру» или Московскому кинофестивалю. Но когда определилась дата релиза, стало очевидно, что ни один фестиваль нам не в помощь, а скорее наоборот. Информационное пространство настолько плотное, что написанное прессой в июне к выходу фильма просто забудется. Мы проводили тестовые просмотры. Я благодарен киносети «Монитор», возглавляемой Николаем Расторгуевым, говорю огромное спасибо их букеру Елене Полянской и директору по пиару и маркетингу Оксане Полифоровой. Они собрали на просмотр более тридцати директоров кинотеатров, пиар-отделы, случайных зрителей, а после показа последовало двухчасовое обсуждение. И через месяц, учитывая данные просмотра в Краснодаре, мы провели еще один тестовый показ в городе Пушкино, в кинотеатре «Облака», где окончательно утвердились в правильности нашей стратегии выпуска.

Как вы выбирали дистрибьютора? Как у вас складываются отношения с «Нашем кино»?

Дистрибьютор выбирался по принципу «ручного» выпуска картины. Чтобы была возможность сделать нестандартные ходы по выпуску фильма и поддержке его в прокате.

Как обстоят дела с международными продажами фильма?

В январе фильм появится на американском iTunes. По компании world sales определенности на сегодня нет. Есть переговоры с рядом дистрибьюторов.

Вы участвовали в нескольких копродукционных историях. Сложнее или легче стало работать с зарубежными партнерами за последние годы? Возникновение кинокомиссий делает съемки в России привлекательнее или по-прежнему снимать в Восточной Европе выходит дешевле?

Любая копродукция должна иметь смысл и содержание, а история фильма должна получить прописку по месту съемок. Копродукция – это же не только денежная составляющая. Как только появляется ответ на вопрос, зачем французскому зрителю смотреть русский фильм, сразу же и появится копродукция с Францией. Что же касается возникновения российских кинокомиссий, то это абсолютно правильно, работу в этом направлении надо продолжать и развивать. Фильм Фредерика Бегбедера ИДЕАЛЬ, действие которого проходило во Франции и в России, полностью снимался в Венгрии именно потому, что стоимость съемок была ниже и организацию их значительно облегчила венгерская сторона. Организация съемок в России для иностранцев – по-прежнему дело нелегкое и дорогое, не говоря уже о процессе получения виз, поэтому любая помощь с российской стороны поможет привлечь к нам зарубежные продукции.

Вы – один из наиболее активно работающих в Европе российских актеров. Как вам это удается?

Я об этом никогда не задумывался, и никогда не был озабочен, чтобы «удалось», и никогда не прекращал свою работу в России. Французский фильм КОНЦЕРТ режиссера Раду Михайляну в 2009-2010 годах имел громкий успех и у зрителя, и у критиков во Франции, Италии. И даже компания Харви Вайнштейна прокатывала фильм в США. За эту картину я получил премию «Давид ди Донателло», побывал на французском «Сезаре», на «Золотом глобусе». У меня появились актерские агенты во Франции, Италии, начали поступать разные предложения. Но если кто-то думает, что кинопроцесс в Европе иной по сравнению с Россией, то он глубоко заблуждается. Там так же много шлака, телеформатов на уровне говорящих голов. А интересные и неожиданные предложения тоже редки, как и у нас.

Вы планировали снять ВЕЧНУЮ ЖИЗНЬ в копродукции с Италией. Почему не получилось?

Потому что евро подскочил в два раза, и смета, которую предлагали итальянцы, сразу стала невозможна для нас. А фильм действительно сначала задумывался для Рима – Вечного города.

Как вы думаете, в чем причина того, что сборы российского кино в последнее время растут?

Улучшилось его качество. Публика ценит хорошее кино. Мы научились и писать сценарии, и подавать картины. Я поздравил создателей фильма ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ, потому что это большая удача.

Есть ли проекты, над которыми вы собираетесь работать в ближайшее время как продюсер? Есть ли у вас планы самому снимать фильмы?

Нет, планов таких нет. У меня актерский темперамент. И я успеваю за время создания фильма сняться в очень многих проектах. Я, наверное, неправильный продюсер, но это моя жизнь. А планов много, два больших телевизионных проекта. И вообще я сейчас больше хочу работать как продюсер, а не как актер, это мне интересней. В 2019 году выйдет фильм ЭЛЕФАНТ, который я сделал с режиссером Алексеем Красовским. Оператор – Сергей Астахов. Моими партнерами по площадке стали Евгения Дмитриева, Полина Агуреева, Ян Цапник и Фредерик Бегбедер.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее