Алена Мареева: «Перенос «Тайны печати дракона» связан с китайской стороной»

Гендиректор RFG Distribution − об итогах первого года работы дистрибьютора, прокатных планах и тонкостях сотрудничества с Китаем

Корпорация «Русская Фильм Группа» в 2018 году вышла на рынок кинопроката, запустив дистрибьюторскую компанию RFG Distribution. На ее счету пока четыре выпущенных фильма. Мы поговорили с новым генеральным директором RFG Distribution Аленой Мареевой, занявшей этот пост в ноябре, об итогах первого года работы дистрибьютора, прокатных планах, тонкостях сотрудничества с Китаем и об очередном переносе флагманского проекта компании – сиквела ВИЯ.

Весь офис RFG заполнен материалами по картине BEEF. Это ваш ключевой проект в ближайшее время?

Да, в январе мы рассчитываем на BEEF. Выпуск фильма поддерживают все топовые хип-хоп-исполнители, с проектом было легко работать в плане поиска партнеров – на данный момент их более десяти (прим.− интервью брали в начале декабря 2018 года). Сейчас с нами сотрудничают Первый канал, «Яндекс», «ВКонтакте», Reebok, «Октава», Rap.ru и многие другие. Также нашим партнером стала Studio 21, входящая в состав холдинга ЕМГ, которая запускает свою хип-хоп-радиостанцию и поддерживает нас. В фильме снялось около 130 рэперов. Его называют документальным, но это не так, правильнее будет назвать проект музыкально-биографическим. В чем-то он пересекается с недавней БОГЕМСКОЙ РАПСОДИЕЙ: BEEF сочетает в себе документальную составляющую, в которой показана история успеха главных лиц хип-хопа, игровую постановочную линию молодого парня, который начинает свою карьеру с домашнего микрофона и продолжает ее на стадионе «Олимпийского», и музыкальные концерты с топовыми хитами рэперов. BEEF – это микс жанров, такие приемы используются в игровом кино, когда смешивают комедию, драму и фантастику. Я считаю, что у нас получилось сделать из этого музыкальный блокбастер. Мы показывали сырую версию проекта Константину Львовичу Эрнсту и казахстанским продюсерам из компании «Меломан» – и с одним, и с другими сразу же договорились о сотрудничестве. Все рэперы, снимающиеся в фильме, рассказывают о нем в своих соцсетях, охват которых, мне кажется, сейчас равняется охвату Первого канала. Их аудитория, наверное, одна из самых больших сегодня, потому что хип-хоп считается музыкой номер один. И как-то звезды складываются для проекта: ему играет на руку и шумиха вокруг рэпера Хаски – мы ее не инициировали (смеется). Режиссер BEEF Рома Жиган также участвовал в концерте «Я буду петь свою музыку» в поддержку Хаски вместе с Бастой, Оксимироном и Noize MC. Рома вместе с рэпером Птахой теперь все время мелькают в новостях, общаются с депутатами в Госдуме. Жиган по данному поводу высказался, что эти обсуждения бесполезны, – и фраза стала мемом. Идея спеть втроем песню «Моя игра» родилась после просмотра фильма Оксимироном – ему картина понравилась. Очень круто, когда создаешь кино, а оно кого-то на что-то вдохновляет. 

На ваш взгляд, не отразятся ли на выходе картины запреты концертов рэперов? Как вы оцениваете ее прокатный потенциал – пусть и на популярную тему, но это все-таки неигровое кино?

Концерты и кино – это разные вещи, поэтому мы не боимся препятствий со стороны Минкультуры. В фильме есть мат, мы будем его убирать и запикивать с должным креативом. После дискуссий с рэперами в Госдуме концерты больше не запрещают. С другой стороны, чем чаще они будут запрещать, тем больше у нас будет зрителей. Я не знаю, какая должна быть аргументация, чтобы проблемы возникли у проекта, рассказывающего историю успеха героев. Вообще, мне кажется, еще не было прецедента, чтобы запрещали российское кино. Мы будем позиционировать фильм как музыкальный блокбастер. Таковым он и является. Там много съемок концертов с 25-тысячных стадионов. По сборам я, конечно, пока не осмелюсь ориентироваться на БОГЕМСКУЮ РАПСОДИЮ – мы не Fox, и вряд ли кинотеатры доверят нам такую роспись. Когда мы на летнем Кинорынке показывали материалы по фильму, представители кинотеатров прониклись этой историей, поняли ее, потому что у многих из них есть дети, а практически все поколение до тридцати лет сейчас слушает эту музыку. Особенно подростки 14–16 лет сходят с ума по рэпу. Помимо подростков, вторичная аудитория фильма для меня – мама с дочкой, отец с сыном. Это кино, которое сблизит два поколения.

Промокампания проекта уже стартовала. В ближайшее время мы поймем, какая будет поддержка на Первом канале. Сейчас мы работаем с выступлениями артистов,  размещаем хардпостеры, крутим трейлеры на концертах Басты, Jah Khalib, Скриптонита, L’One, Noize MC – всего будет около тридцати мероприятий, это будет точечная работа с аудиторией. Трейлер фильма прикреплен к АКВАМЕНУ и ПОЛИЦЕЙСКОМУ С РУБЛЕВКИ. НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ. Партнерами будут музыкальные каналы «Муз-ТВ» и Europa Plus TV. Акцент в рекламной кампании сделан на диджитал, потому что основная аудитория сидит именно в Интернете – в соцсетях, «ВКонтакте», на YouTube. По просьбам кинотеатров мы готовим региональные премьеры, совмещенные с концертами музыкантов. После просмотра фильма можно будет не просто пообщаться с режиссером и артистом, но и услышать его вживую. А более взрослую аудиторию планируем поднимать с поддержкой канала. Проект построен по классической драматургии игрового кино. Сначала рассказывается, что такое рэп, откуда он появился и почему, потом идет драма, конфликт. Очень сложно предсказать, как фильм захотят посмотреть зрители. Некоторые утверждают, что будут смотреть его в Интернете, и у меня есть знакомые, которые даже блокбастеры Marvel смотрят дома с телефона, так что эта аудитория одомашненных есть абсолютно у всех картин. Но фанаты рэпа – достаточно избирательные ребята, они точно предпочтут увидеть и услышать своих кумиров на большом экране, потом еще и билеты на фильм сохранят на память, и постеры украдут из ваших кинотеатров (смеется). Взрослых зрителей, думаю, приведут в кино либо их дети, либо друзья-фанаты, потому что в окружении любого человека есть поклонники рэпа. Как обычно, девушки тащат своих парней в кинотеатр, в этом случае такое сработает с друзьями. Я не говорю, что у BEEF будет сумасшедшая касса. Я просто ставлю минимальный эстимейт от 20–30 миллионов рублей, как было у 2PAC: ЛЕГЕНДА. Но если кинотеатры поверят в кино, в нас и распишут фильм, то там и сотня недалеко. Сейчас некоторые показчики сравнивают его с КЛУБАРЕ, но это абсолютно разные истории.

Как вы оцениваете первый год работы своей компании?

Мы сейчас только набираем опыт проката фильмов. После картины ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ к нам немного упало доверие кинотеатров. Мы выпустили ее летом в разгар чемпионата мира по футболу, и эта военная история еле набрала 5 миллионов рублей. Но нам нужно было попробовать рынок, посмотреть, что такое дистрибуция, все-таки мы всю жизнь занимались производством. А тут сработали наш гигантизм и амбиции. Мы с Алексеем Петрухиным в этом году одновременно запустили два стартапа – дистрибуцию и лабораторию. Переоценили свои силы, и лаборатория пока существует в бета-режиме. Следующий наш большой проект, ГРЕЦКИЙ ОРЕШЕК, кинотеатры не восприняли как кассовое зрительское кино, хотя это хороший, легкий фильм с крутой актерской игрой Александра Робака, Максима Лагашкина, Кирилла Кагановича. Но это все-таки картина для взрослой аудитории, она оказалась мимо кинотеатральной кассы, поэтому собрала только 7,4 миллиона. У нас еще есть несколько картин ограниченного проката, которые мы делаем в партнерстве с «ОС СП и ФК». Сейчас нам нужно выпустить проект, который принесет хорошие сборы, и кинотеатры поймут, что мы тоже про деньги, можем зарабатывать и наш контент интересен зрителю. Мы рассчитываем, что таким проектом станет BEEF.

Не самые высокие сборы фильмов заставляют предположить, что компания находится в некотором кризисе. Или это временные трудности?

Мы однозначно сейчас в кризисе. Жизнь компании всегда представляет собой синусоиду – либо ты внизу, либо наверху, иногда находишь точку в середине. У нас еще года два будет происходить становление. Мы планируем нащупывать свое, с чем мы станем работать, найдем своих условных БОГАТЫРЕЙ. Я однозначно подтяну иностранный контент, индийский в том числе, поскольку мы находимся в хорошей дружбе с Индией. Взрослое поколение выросло на этом кино, мы готовы сейчас с «ОС СП и ФК» протестировать эту историю и через фестивали индийского кино оценить прокатный потенциал картин. В ближайшее время в нашем пакете появится и иностранный контент с известными всем Николасом Кейджем, Киану Ривзом и другими звездами Голливуда. То, к чему мы идем, ради чего и создавалась дистрибуция – прокат блокбастеров, которые мы снимаем. Надеюсь, третий ВИЙ мы увидим в 2021 году, а в 2022-м выпустим КОРОЛЕВСТВО 13-Й ВЕДЬМЫ и ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

Насколько сложно расписывать фильмы, когда у компании нет хитов, а выход флагманского проекта раз за разом отодвигается?

Колоссально сложно. Временами чувствуешь себя какой-то попрошайкой, которая ходит и просит сеансы. Мы ищем какие-то пути, мотивации, приходится доказывать, что кино рабочее. Но всем не докажешь, и мне в целом кажется немного странной существующая бизнес-идея. Я за автоматизацию в работе, люблю современные платформы, уберизацию, но то, что сейчас происходит в индустрии кино – это прошлый век. Когда приходится лично звонить и просить расписать – давным-давно все это нужно перевести в автоматизированную систему росписи. Постепенно к этому пришли DCP24, автоматизировав роспись через «Киноплан». Какие-то шажочки делаются, но очень маленькие. Есть программа росписи, в которой работают все дистрибьюторские компании, но все это нужно серьезно интегрировать в индустрию и делать из этого рабочий бизнес, потому что время – деньги. А мы тратим время на уговоры, звонки, спам-письма. Я вижу это как платформу, закрытый кабинет для всех кинотеатров с продуманной системой защиты, где они смогут посмотреть кино и расписать его – без этих звонков.

ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ было перенесено сразу после премьеры на зимнем Кинорынке. В РФГ это объясняли тем, что кинопоказчики попросили убрать фильм с ноября в связи с его высоким кассовым потенциалом. Действительно ли это так?

После премьеры фильма было много отзывов кинопоказчиков о том, что они хотели бы поработать этим проектом. Но на 29 ноября стояло очень много релизов, и кинотеатры понимали, что никуда не могут втиснуть ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ. Это же сиквел УЧИЛКИ, у фильма уже сформировалась своя аудитория. Те люди, которые расписывают кино – это взрослая публика, они понимают этот проект и знают, почему хотят с ним работать. Это нужное для молодого поколения кино, которое несет некую социальную миссию. Я не говорю, что у него высокий кассовый потенциал, у меня еще недостаточно опыта, чтобы делать такие прогнозы, я и не люблю предсказывать, для этого нужно быть реалистом, а я максималист. И Петрухин тоже максималист, поэтому у нас есть директор по кинопрокату Вика Михайлова, наш реалист, которая нас немного приземляет. А еще, как корабль назовешь, так он и поплывет, поэтому я маленькие цифры не люблю заявлять. По ИСПЫТАНИЮ также лучше подготовиться и заручиться поддержкой партнеров, нужно долго работать с пиаром, чтобы фильм был на слуху и о нем часто говорили. Там работают только два инструмента – пиар и ТВ. Первый канал обещал показать перед стартом первую УЧИЛКУ и поддержать выход второй. Очень многие ресурсы съел BEEF, поэтому мы все-таки решили сменить дату выхода ИСПЫТАНИЯ.

Промокампания первой УЧИЛКИ была масштабной – фильм участвовал в фестивалях, также у нас проходили региональные премьеры в 21 городе. В этот раз тоже будут такие премьеры, возможно, в меньших масштабах в зависимости от занятости артистов. В том же ноябре Ирина Купченко была слишком занята, чтобы участвовать в промо фильма, а в феврале артисты будут уже свободны. Некоторые регионы сейчас сами предлагают разные варианты промо – кинотеатры как-то цепляет это кино.

В последний раз по поводу переезда ТАЙНЫ ПЕЧАТИ ДРАКОНА говорили о проволочках с китайской стороны. С чем связан нынешний перенос?

Перенос опять связан с Китаем. Он больше ничем не может быть вызван. Кино уже готово, специалисты постпродакшна уже просто сидят и дорисовывают разные элементы графики. Это называется улучшайзинг. Монтаж зашит, утвержден, звук сделан, уже ничего нельзя менять в драматургическом плане. В Китае есть блокаут-периоды, когда выходит только национальное кино, и потенциал фильмов вырастает в 2–3 раза. В один из таких периодов мы и встали.

Как вы думаете, насколько фильм будет интересен российским зрителям, если учесть, что после правок со стороны китайских партнеров в нем стало меньше событий, происходивших в России и Европе? Можно ли сказать, что теперь вы в большей степени ориентируетесь на китайских зрителей?

Я помню, сколько продюсеры спорили над монтажом фильма. Первоначальный хронометраж составлял три часа, сейчас они сократили его до двух. И история стала намного крепче, плотнее, получилась целостной, не запутанной, четко выстроенной и понятной каждому зрителю. Она стала интернациональной! А для нас она навсегда останется российской историей, в которой снялись легенды – Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер, привнесшие в фильм юмор, экшн и придавшие масштаб нашему российскому кино. Вкладывая в проект 50 миллионов долларов, мы прекрасно понимаем, что на отечественном рынке он никогда в жизни их не отобьет. Конечно, для нас важен Китай. Я думаю, китайцы это тоже прекрасно понимают, поэтому и ставят нам различные ультиматумы. И их рынок для нас в приоритете, потому что именно он даст нам возможность развиваться дальше. Развивать нашу индустрию, кинематографию России за счет привлеченных извне инвестиций. Кто еще так делает в России? Никто. Сейчас это непросто, так как это первый опыт, нам еще предстоит эту историю отработать в плане законодательства – очень сложно вывести деньги из Китая. В сотрудничестве с этой страной очень много подводных камней, из-за которых проект во многом и является долгостроем. В России мы бы уже давно его выпустили. Если фильм сработает в Китае, будет круто, если не сработает, то будет плохо всем.

Алексей Петрухин называл предполагаемую сумму сборов в Китае – 2 миллиарда юаней, что практически составляет 19 миллиардов рублей. Это тот уровень, на который вы рассчитываете?

Скажу словами Оксимирона из нашего фильма: «Тот уровень, на котором я сейчас, о нем я даже не мог мечтать». И да, это тот уровень.

На каком этапе сейчас находится производство проекта НА ПОРОГЕ БЕССМЕРТИЯ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНДИЮ? Будут ли в картине задействованы звезды, как в ТАЙНЕ ПЕЧАТИ ДРАКОНА?

Фильм сейчас находится на этапе путешествия. Часть материалов мы уже отсняли. Следующий блок съемок стартует после Нового года. В январе режиссер картины Олег Степченко со съемочной группой улетает в Индию на досъемки. На данный момент сводят занятость всех актеров. Глупо отрицать: да, мы буксуем с третьим ВИЕМ из-за того, что второй фильм, к сожалению, никак не выйдет в прокат. Должен быть конвейер, а тут он из-за одного проекта встал. Ситуация экономически складывается немного не в нашу пользу, но мы ее постепенно выруливаем. И мировые звезды будут в фильме, планку занижать мы уже не можем. Пока не скажу, кто именно.

Что сейчас происходит с заявленными ранее проектами – ГИДРОАГРЕГАТ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, фильм про Пеппи?

Фильм про Пеппи сейчас называется КОРОЛЕВСТВО 13-Й ВЕДЬМЫ. Это подростковый сюжет в стиле «Гарри Поттера», только про девочку. Персонаж книги Астрид Линдгрен вдохновил на создание кино, но сценарий и книга – совершенно разные вещи. Сюжет ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ рассказывает историю глазами Дуни Раскольниковой, которая отправляется на поиски своего брата Родиона. Это такой мистический экшн с сильной главной героиней. Съемки планируются летом и осенью. ГИДРОАГРЕГАТ у нас сейчас немного притормозил – сценарий мы еще не вытянули. Пока ВИЙ не вышел, мы работаем с небольшими проектами, нашими социально значимыми фильмами. Сейчас будет сниматься молодежная драма про соцсети ВЫЙТИ ИЗ ГРУППЫ. Мы развиваем два проекта с Бурятией. В марте организуем с Казахстаном фестиваль казахстанского кино и выпустим затем успешный в республике фильм БИЗНЕСМЕНЫ. К майским праздникам готовим военный вестерн КРАСНЫЙ ПРИЗРАК, сейчас он находится на этапе постпродакшна. В начале 2019 года Алексей Петрухин собирается снимать картину СТАРЫЙ ХУЛИГАН со Смоляковым в главной роли. Это трогательная история в стиле Алексея про старого бандита из 90-х и молодого парня, такой конфликт поколений. Из документального у нас сейчас будут ВОКЗАЛЫ, этот проект выйдет в ограниченный прокат. В марте у нас стартует комедия Я НЕ ТАКОЙ. Я НЕ ТАКАЯ.

Выходит, что казахстанские продюсеры, которые приезжали на Кинорынок и искали партнеров, будут теперь работать с вами? 

Мы взяли фильм БИЗНЕСМЕНЫ, выпустим его небольшим количеством копий, не думаю, что это будет широкий прокат. Постепенно посмотрим, как все сложится. Какие-то новые вещи нужно тестировать. Мне, конечно, хотелось бы заниматься только коммерческими проектами, но если ты не будешь ничего искать, то застрянешь в одной точке. Поэтому мне интересно работать и с Казахстаном, и с Китаем, и с Индией – вообще с миром. Миру интересно не только втюхивать и продавать, но и работать с ним. Мне очень нравится развивать сотрудничество с партнерами, снимать в копродукции, когда ты не один великий продюсер, который все замкнул на себе, а вас много. Сложность партнерства в том, что нужно находить компромиссы и становиться настоящим королем коммуникаций (смеется).

Чем больше в лодке пассажиров, тем интереснее, мощнее, разнообразнее проект. Такой Ноев ковчег, где каждый вносит свой вклад. Я очень активный, командный человек, для меня важнее люди, поэтому я предпочитаю больше говорить о команде, нежели о себе, амбициях компании и ее гигантизме. Только работая в команде, есть шанс достигнуть чего-то в бизнесе и в жизни. Это мое личное утверждение, моя позиция и кредо. Мне хочется рассказать о команде, которая тащит проекты студии, потому что она много всего делает и много вкладывает. Дизайнер Николай Бакулин уже пять лет в компании, он создает постеры, презентации, весь визуал для постматериалов. Саша Сержантов пришел к нам как трейлермейкер и вырос до арт-директора, сейчас уже выпускает BEEF как креативный продюсер и отлично с этим справляется. Сначала он просто делал трейлеры и ТВ-споты, у него даже есть номинация на трейлерный «Оскар» в Лос-Анджелесе, где он стал первым участником от России. Во многом маркетинг фильма BEEF также прорабатывал Саша. Юлия Власова отвечает за диджитал-маркетинг, за все партнерки – с «Яндексом», «Рамблером», «ВКонтакте» и так далее. Она изначально пришла к нам как фотограф, но благодаря своему вкусу и энергичности выросла до диджитал-маркетолога и каждый четверг ведет «ВКонтакте» RFG Live с артистами, набирая более полумиллиона просмотров живых участников. Андрей Родин пришел к нам в команду летом в качестве пиар-директора, активно включился, и теперь он руководит всем маркетингом, привлекает партнеров, выстраивает пиар и маркетинг. Наталия Егорова у нас уже пару лет возглавляет департамент региональных проектов, задача которого – отбирать лучшее кино в регионах и помогать им в развитии. Отделом кинопроката руководит Виктория Акимова, в ее команде еще четыре менеджера. Этому отделу сейчас сложнее всего, но мы стараемся постепенно влюбить в себя кинотеатры и показать им, что можем и умеем работать – пока мы завоевываем их доверие и сердца. Ну и, благодаря реализации иных прав, которыми занимается Марина Мнацаканян, мы можем инвестировать в прокатную историю и покупать иностранный контент.

Какой иностранный контент будет выпускать RFG Distribution?

Я люблю мультфильмы, поэтому у нас в пакете скоро должны появиться анимационные проекты. Я выросла на мультиках, обожаю их, не представляю без них своей жизни. Это внутреннее состояние, с которым легче всего работать. Я, конечно, могу продвигать что угодно, но мое гармоничное состояние – работать с анимацией. Еще мы собираемся на студии построить детскую комнату, так как у многих коллег есть дети. Вообще, мы стараемся организовать пространство, ориентированное на сотрудников, многие здесь днюют и ночуют. Еще бы вырулить к тому, чтобы не задерживать выплаты, было бы вообще отлично. Для этого нам нужно доковылять до сентября 2019-го. Мы смотрим на вещи с оптимизмом, не унываем, даже когда зарплаты задерживают – не то чтобы надолго, но не без этого. Мы не идеальны, но команда с нами уже двенадцать лет, я даже не припомню, чтобы от нас кто-то уходил или убегал – если нас покидают, то потому, что переезжают в другую страну или меняют сферу деятельности. Тем самым связи с миром становятся больше и команда – шире. В Китае у нас есть свой филиал, надеюсь, вскоре такие же появятся и в других странах.


14.01.2019 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

Телерейтинги фильмов в эфире федеральных каналов на неделе с 8 по 14 апреля

Кино на ТВ: «Гарри Поттер» снова всех победил

Подробнее
Первые 30 проектов

Питчинги Фонда кино 2019: независимые компании. Часть 1

Подробнее
Оставшиеся 20 проектов

Питчинги Фонда кино 2019: независимые компании. Часть 2

Подробнее
В топ-10 также попало еще несколько новинок

Касса четверга: «Хеллбой» уверенно лидирует

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100