Алена Мареева: «Перенос «Тайны печати дракона» связан с китайской стороной»

Гендиректор RFG Distribution − об итогах первого года работы дистрибьютора, прокатных планах и тонкостях сотрудничества с Китаем

Корпорация «Русская Фильм Группа» в 2018 году вышла на рынок кинопроката, запустив дистрибьюторскую компанию RFG Distribution. На ее счету пока четыре выпущенных фильма. Мы поговорили с новым генеральным директором RFG Distribution Аленой Мареевой, занявшей этот пост в ноябре, об итогах первого года работы дистрибьютора, прокатных планах, тонкостях сотрудничества с Китаем и об очередном переносе флагманского проекта компании – сиквела ВИЯ.

Весь офис RFG заполнен материалами по картине BEEF. Это ваш ключевой проект в ближайшее время?

Да, в январе мы рассчитываем на BEEF. Выпуск фильма поддерживают все топовые хип-хоп-исполнители, с проектом было легко работать в плане поиска партнеров – на данный момент их более десяти (прим.− интервью брали в начале декабря 2018 года). Сейчас с нами сотрудничают Первый канал, «Яндекс», «ВКонтакте», Reebok, «Октава», Rap.ru и многие другие. Также нашим партнером стала Studio 21, входящая в состав холдинга ЕМГ, которая запускает свою хип-хоп-радиостанцию и поддерживает нас. В фильме снялось около 130 рэперов. Его называют документальным, но это не так, правильнее будет назвать проект музыкально-биографическим. В чем-то он пересекается с недавней БОГЕМСКОЙ РАПСОДИЕЙ: BEEF сочетает в себе документальную составляющую, в которой показана история успеха главных лиц хип-хопа, игровую постановочную линию молодого парня, который начинает свою карьеру с домашнего микрофона и продолжает ее на стадионе «Олимпийского», и музыкальные концерты с топовыми хитами рэперов. BEEF – это микс жанров, такие приемы используются в игровом кино, когда смешивают комедию, драму и фантастику. Я считаю, что у нас получилось сделать из этого музыкальный блокбастер. Мы показывали сырую версию проекта Константину Львовичу Эрнсту и казахстанским продюсерам из компании «Меломан» – и с одним, и с другими сразу же договорились о сотрудничестве. Все рэперы, снимающиеся в фильме, рассказывают о нем в своих соцсетях, охват которых, мне кажется, сейчас равняется охвату Первого канала. Их аудитория, наверное, одна из самых больших сегодня, потому что хип-хоп считается музыкой номер один. И как-то звезды складываются для проекта: ему играет на руку и шумиха вокруг рэпера Хаски – мы ее не инициировали (смеется). Режиссер BEEF Рома Жиган также участвовал в концерте «Я буду петь свою музыку» в поддержку Хаски вместе с Бастой, Оксимироном и Noize MC. Рома вместе с рэпером Птахой теперь все время мелькают в новостях, общаются с депутатами в Госдуме. Жиган по данному поводу высказался, что эти обсуждения бесполезны, – и фраза стала мемом. Идея спеть втроем песню «Моя игра» родилась после просмотра фильма Оксимироном – ему картина понравилась. Очень круто, когда создаешь кино, а оно кого-то на что-то вдохновляет. 

На ваш взгляд, не отразятся ли на выходе картины запреты концертов рэперов? Как вы оцениваете ее прокатный потенциал – пусть и на популярную тему, но это все-таки неигровое кино?

Концерты и кино – это разные вещи, поэтому мы не боимся препятствий со стороны Минкультуры. В фильме есть мат, мы будем его убирать и запикивать с должным креативом. После дискуссий с рэперами в Госдуме концерты больше не запрещают. С другой стороны, чем чаще они будут запрещать, тем больше у нас будет зрителей. Я не знаю, какая должна быть аргументация, чтобы проблемы возникли у проекта, рассказывающего историю успеха героев. Вообще, мне кажется, еще не было прецедента, чтобы запрещали российское кино. Мы будем позиционировать фильм как музыкальный блокбастер. Таковым он и является. Там много съемок концертов с 25-тысячных стадионов. По сборам я, конечно, пока не осмелюсь ориентироваться на БОГЕМСКУЮ РАПСОДИЮ – мы не Fox, и вряд ли кинотеатры доверят нам такую роспись. Когда мы на летнем Кинорынке показывали материалы по фильму, представители кинотеатров прониклись этой историей, поняли ее, потому что у многих из них есть дети, а практически все поколение до тридцати лет сейчас слушает эту музыку. Особенно подростки 14–16 лет сходят с ума по рэпу. Помимо подростков, вторичная аудитория фильма для меня – мама с дочкой, отец с сыном. Это кино, которое сблизит два поколения.

Промокампания проекта уже стартовала. В ближайшее время мы поймем, какая будет поддержка на Первом канале. Сейчас мы работаем с выступлениями артистов,  размещаем хардпостеры, крутим трейлеры на концертах Басты, Jah Khalib, Скриптонита, L’One, Noize MC – всего будет около тридцати мероприятий, это будет точечная работа с аудиторией. Трейлер фильма прикреплен к АКВАМЕНУ и ПОЛИЦЕЙСКОМУ С РУБЛЕВКИ. НОВОГОДНИЙ БЕСПРЕДЕЛ. Партнерами будут музыкальные каналы «Муз-ТВ» и Europa Plus TV. Акцент в рекламной кампании сделан на диджитал, потому что основная аудитория сидит именно в Интернете – в соцсетях, «ВКонтакте», на YouTube. По просьбам кинотеатров мы готовим региональные премьеры, совмещенные с концертами музыкантов. После просмотра фильма можно будет не просто пообщаться с режиссером и артистом, но и услышать его вживую. А более взрослую аудиторию планируем поднимать с поддержкой канала. Проект построен по классической драматургии игрового кино. Сначала рассказывается, что такое рэп, откуда он появился и почему, потом идет драма, конфликт. Очень сложно предсказать, как фильм захотят посмотреть зрители. Некоторые утверждают, что будут смотреть его в Интернете, и у меня есть знакомые, которые даже блокбастеры Marvel смотрят дома с телефона, так что эта аудитория одомашненных есть абсолютно у всех картин. Но фанаты рэпа – достаточно избирательные ребята, они точно предпочтут увидеть и услышать своих кумиров на большом экране, потом еще и билеты на фильм сохранят на память, и постеры украдут из ваших кинотеатров (смеется). Взрослых зрителей, думаю, приведут в кино либо их дети, либо друзья-фанаты, потому что в окружении любого человека есть поклонники рэпа. Как обычно, девушки тащат своих парней в кинотеатр, в этом случае такое сработает с друзьями. Я не говорю, что у BEEF будет сумасшедшая касса. Я просто ставлю минимальный эстимейт от 20–30 миллионов рублей, как было у 2PAC: ЛЕГЕНДА. Но если кинотеатры поверят в кино, в нас и распишут фильм, то там и сотня недалеко. Сейчас некоторые показчики сравнивают его с КЛУБАРЕ, но это абсолютно разные истории.

Как вы оцениваете первый год работы своей компании?

Мы сейчас только набираем опыт проката фильмов. После картины ПРОЩАТЬСЯ НЕ БУДЕМ к нам немного упало доверие кинотеатров. Мы выпустили ее летом в разгар чемпионата мира по футболу, и эта военная история еле набрала 5 миллионов рублей. Но нам нужно было попробовать рынок, посмотреть, что такое дистрибуция, все-таки мы всю жизнь занимались производством. А тут сработали наш гигантизм и амбиции. Мы с Алексеем Петрухиным в этом году одновременно запустили два стартапа – дистрибуцию и лабораторию. Переоценили свои силы, и лаборатория пока существует в бета-режиме. Следующий наш большой проект, ГРЕЦКИЙ ОРЕШЕК, кинотеатры не восприняли как кассовое зрительское кино, хотя это хороший, легкий фильм с крутой актерской игрой Александра Робака, Максима Лагашкина, Кирилла Кагановича. Но это все-таки картина для взрослой аудитории, она оказалась мимо кинотеатральной кассы, поэтому собрала только 7,4 миллиона. У нас еще есть несколько картин ограниченного проката, которые мы делаем в партнерстве с «ОС СП и ФК». Сейчас нам нужно выпустить проект, который принесет хорошие сборы, и кинотеатры поймут, что мы тоже про деньги, можем зарабатывать и наш контент интересен зрителю. Мы рассчитываем, что таким проектом станет BEEF.

Не самые высокие сборы фильмов заставляют предположить, что компания находится в некотором кризисе. Или это временные трудности?

Мы однозначно сейчас в кризисе. Жизнь компании всегда представляет собой синусоиду – либо ты внизу, либо наверху, иногда находишь точку в середине. У нас еще года два будет происходить становление. Мы планируем нащупывать свое, с чем мы станем работать, найдем своих условных БОГАТЫРЕЙ. Я однозначно подтяну иностранный контент, индийский в том числе, поскольку мы находимся в хорошей дружбе с Индией. Взрослое поколение выросло на этом кино, мы готовы сейчас с «ОС СП и ФК» протестировать эту историю и через фестивали индийского кино оценить прокатный потенциал картин. В ближайшее время в нашем пакете появится и иностранный контент с известными всем Николасом Кейджем, Киану Ривзом и другими звездами Голливуда. То, к чему мы идем, ради чего и создавалась дистрибуция – прокат блокбастеров, которые мы снимаем. Надеюсь, третий ВИЙ мы увидим в 2021 году, а в 2022-м выпустим КОРОЛЕВСТВО 13-Й ВЕДЬМЫ и ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ.

Насколько сложно расписывать фильмы, когда у компании нет хитов, а выход флагманского проекта раз за разом отодвигается?

Колоссально сложно. Временами чувствуешь себя какой-то попрошайкой, которая ходит и просит сеансы. Мы ищем какие-то пути, мотивации, приходится доказывать, что кино рабочее. Но всем не докажешь, и мне в целом кажется немного странной существующая бизнес-идея. Я за автоматизацию в работе, люблю современные платформы, уберизацию, но то, что сейчас происходит в индустрии кино – это прошлый век. Когда приходится лично звонить и просить расписать – давным-давно все это нужно перевести в автоматизированную систему росписи. Постепенно к этому пришли DCP24, автоматизировав роспись через «Киноплан». Какие-то шажочки делаются, но очень маленькие. Есть программа росписи, в которой работают все дистрибьюторские компании, но все это нужно серьезно интегрировать в индустрию и делать из этого рабочий бизнес, потому что время – деньги. А мы тратим время на уговоры, звонки, спам-письма. Я вижу это как платформу, закрытый кабинет для всех кинотеатров с продуманной системой защиты, где они смогут посмотреть кино и расписать его – без этих звонков.

ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ было перенесено сразу после премьеры на зимнем Кинорынке. В РФГ это объясняли тем, что кинопоказчики попросили убрать фильм с ноября в связи с его высоким кассовым потенциалом. Действительно ли это так?

После премьеры фильма было много отзывов кинопоказчиков о том, что они хотели бы поработать этим проектом. Но на 29 ноября стояло очень много релизов, и кинотеатры понимали, что никуда не могут втиснуть ПОСЛЕДНЕЕ ИСПЫТАНИЕ. Это же сиквел УЧИЛКИ, у фильма уже сформировалась своя аудитория. Те люди, которые расписывают кино – это взрослая публика, они понимают этот проект и знают, почему хотят с ним работать. Это нужное для молодого поколения кино, которое несет некую социальную миссию. Я не говорю, что у него высокий кассовый потенциал, у меня еще недостаточно опыта, чтобы делать такие прогнозы, я и не люблю предсказывать, для этого нужно быть реалистом, а я максималист. И Петрухин тоже максималист, поэтому у нас есть директор по кинопрокату Вика Михайлова, наш реалист, которая нас немного приземляет. А еще, как корабль назовешь, так он и поплывет, поэтому я маленькие цифры не люблю заявлять. По ИСПЫТАНИЮ также лучше подготовиться и заручиться поддержкой партнеров, нужно долго работать с пиаром, чтобы фильм был на слуху и о нем часто говорили. Там работают только два инструмента – пиар и ТВ. Первый канал обещал показать перед стартом первую УЧИЛКУ и поддержать выход второй. Очень многие ресурсы съел BEEF, поэтому мы все-таки решили сменить дату выхода ИСПЫТАНИЯ.

Промокампания первой УЧИЛКИ была масштабной – фильм участвовал в фестивалях, также у нас проходили региональные премьеры в 21 городе. В этот раз тоже будут такие премьеры, возможно, в меньших масштабах в зависимости от занятости артистов. В том же ноябре Ирина Купченко была слишком занята, чтобы участвовать в промо фильма, а в феврале артисты будут уже свободны. Некоторые регионы сейчас сами предлагают разные варианты промо – кинотеатры как-то цепляет это кино.

В последний раз по поводу переезда ТАЙНЫ ПЕЧАТИ ДРАКОНА говорили о проволочках с китайской стороны. С чем связан нынешний перенос?

Перенос опять связан с Китаем. Он больше ничем не может быть вызван. Кино уже готово, специалисты постпродакшна уже просто сидят и дорисовывают разные элементы графики. Это называется улучшайзинг. Монтаж зашит, утвержден, звук сделан, уже ничего нельзя менять в драматургическом плане. В Китае есть блокаут-периоды, когда выходит только национальное кино, и потенциал фильмов вырастает в 2–3 раза. В один из таких периодов мы и встали.

Как вы думаете, насколько фильм будет интересен российским зрителям, если учесть, что после правок со стороны китайских партнеров в нем стало меньше событий, происходивших в России и Европе? Можно ли сказать, что теперь вы в большей степени ориентируетесь на китайских зрителей?

Я помню, сколько продюсеры спорили над монтажом фильма. Первоначальный хронометраж составлял три часа, сейчас они сократили его до двух. И история стала намного крепче, плотнее, получилась целостной, не запутанной, четко выстроенной и понятной каждому зрителю. Она стала интернациональной! А для нас она навсегда останется российской историей, в которой снялись легенды – Джеки Чан и Арнольд Шварценеггер, привнесшие в фильм юмор, экшн и придавшие масштаб нашему российскому кино. Вкладывая в проект 50 миллионов долларов, мы прекрасно понимаем, что на отечественном рынке он никогда в жизни их не отобьет. Конечно, для нас важен Китай. Я думаю, китайцы это тоже прекрасно понимают, поэтому и ставят нам различные ультиматумы. И их рынок для нас в приоритете, потому что именно он даст нам возможность развиваться дальше. Развивать нашу индустрию, кинематографию России за счет привлеченных извне инвестиций. Кто еще так делает в России? Никто. Сейчас это непросто, так как это первый опыт, нам еще предстоит эту историю отработать в плане законодательства – очень сложно вывести деньги из Китая. В сотрудничестве с этой страной очень много подводных камней, из-за которых проект во многом и является долгостроем. В России мы бы уже давно его выпустили. Если фильм сработает в Китае, будет круто, если не сработает, то будет плохо всем.

Алексей Петрухин называл предполагаемую сумму сборов в Китае – 2 миллиарда юаней, что практически составляет 19 миллиардов рублей. Это тот уровень, на который вы рассчитываете?

Скажу словами Оксимирона из нашего фильма: «Тот уровень, на котором я сейчас, о нем я даже не мог мечтать». И да, это тот уровень.

На каком этапе сейчас находится производство проекта НА ПОРОГЕ БЕССМЕРТИЯ: ПУТЕШЕСТВИЕ В ИНДИЮ? Будут ли в картине задействованы звезды, как в ТАЙНЕ ПЕЧАТИ ДРАКОНА?

Фильм сейчас находится на этапе путешествия. Часть материалов мы уже отсняли. Следующий блок съемок стартует после Нового года. В январе режиссер картины Олег Степченко со съемочной группой улетает в Индию на досъемки. На данный момент сводят занятость всех актеров. Глупо отрицать: да, мы буксуем с третьим ВИЕМ из-за того, что второй фильм, к сожалению, никак не выйдет в прокат. Должен быть конвейер, а тут он из-за одного проекта встал. Ситуация экономически складывается немного не в нашу пользу, но мы ее постепенно выруливаем. И мировые звезды будут в фильме, планку занижать мы уже не можем. Пока не скажу, кто именно.

Что сейчас происходит с заявленными ранее проектами – ГИДРОАГРЕГАТ, ПРЕСТУПЛЕНИЕ И НАКАЗАНИЕ, фильм про Пеппи?

Фильм про Пеппи сейчас называется КОРОЛЕВСТВО 13-Й ВЕДЬМЫ. Это подростковый сюжет в стиле «Гарри Поттера», только про девочку. Персонаж книги Астрид Линдгрен вдохновил на создание кино, но сценарий и книга – совершенно разные вещи. Сюжет ПРЕСТУПЛЕНИЯ И НАКАЗАНИЯ рассказывает историю глазами Дуни Раскольниковой, которая отправляется на поиски своего брата Родиона. Это такой мистический экшн с сильной главной героиней. Съемки планируются летом и осенью. ГИДРОАГРЕГАТ у нас сейчас немного притормозил – сценарий мы еще не вытянули. Пока ВИЙ не вышел, мы работаем с небольшими проектами, нашими социально значимыми фильмами. Сейчас будет сниматься молодежная драма про соцсети ВЫЙТИ ИЗ ГРУППЫ. Мы развиваем два проекта с Бурятией. В марте организуем с Казахстаном фестиваль казахстанского кино и выпустим затем успешный в республике фильм БИЗНЕСМЕНЫ. К майским праздникам готовим военный вестерн КРАСНЫЙ ПРИЗРАК, сейчас он находится на этапе постпродакшна. В начале 2019 года Алексей Петрухин собирается снимать картину СТАРЫЙ ХУЛИГАН со Смоляковым в главной роли. Это трогательная история в стиле Алексея про старого бандита из 90-х и молодого парня, такой конфликт поколений. Из документального у нас сейчас будут ВОКЗАЛЫ, этот проект выйдет в ограниченный прокат. В марте у нас стартует комедия Я НЕ ТАКОЙ. Я НЕ ТАКАЯ.

Выходит, что казахстанские продюсеры, которые приезжали на Кинорынок и искали партнеров, будут теперь работать с вами? 

Мы взяли фильм БИЗНЕСМЕНЫ, выпустим его небольшим количеством копий, не думаю, что это будет широкий прокат. Постепенно посмотрим, как все сложится. Какие-то новые вещи нужно тестировать. Мне, конечно, хотелось бы заниматься только коммерческими проектами, но если ты не будешь ничего искать, то застрянешь в одной точке. Поэтому мне интересно работать и с Казахстаном, и с Китаем, и с Индией – вообще с миром. Миру интересно не только втюхивать и продавать, но и работать с ним. Мне очень нравится развивать сотрудничество с партнерами, снимать в копродукции, когда ты не один великий продюсер, который все замкнул на себе, а вас много. Сложность партнерства в том, что нужно находить компромиссы и становиться настоящим королем коммуникаций (смеется).

Чем больше в лодке пассажиров, тем интереснее, мощнее, разнообразнее проект. Такой Ноев ковчег, где каждый вносит свой вклад. Я очень активный, командный человек, для меня важнее люди, поэтому я предпочитаю больше говорить о команде, нежели о себе, амбициях компании и ее гигантизме. Только работая в команде, есть шанс достигнуть чего-то в бизнесе и в жизни. Это мое личное утверждение, моя позиция и кредо. Мне хочется рассказать о команде, которая тащит проекты студии, потому что она много всего делает и много вкладывает. Дизайнер Николай Бакулин уже пять лет в компании, он создает постеры, презентации, весь визуал для постматериалов. Саша Сержантов пришел к нам как трейлермейкер и вырос до арт-директора, сейчас уже выпускает BEEF как креативный продюсер и отлично с этим справляется. Сначала он просто делал трейлеры и ТВ-споты, у него даже есть номинация на трейлерный «Оскар» в Лос-Анджелесе, где он стал первым участником от России. Во многом маркетинг фильма BEEF также прорабатывал Саша. Юлия Власова отвечает за диджитал-маркетинг, за все партнерки – с «Яндексом», «Рамблером», «ВКонтакте» и так далее. Она изначально пришла к нам как фотограф, но благодаря своему вкусу и энергичности выросла до диджитал-маркетолога и каждый четверг ведет «ВКонтакте» RFG Live с артистами, набирая более полумиллиона просмотров живых участников. Андрей Родин пришел к нам в команду летом в качестве пиар-директора, активно включился, и теперь он руководит всем маркетингом, привлекает партнеров, выстраивает пиар и маркетинг. Наталия Егорова у нас уже пару лет возглавляет департамент региональных проектов, задача которого – отбирать лучшее кино в регионах и помогать им в развитии. Отделом кинопроката руководит Виктория Акимова, в ее команде еще четыре менеджера. Этому отделу сейчас сложнее всего, но мы стараемся постепенно влюбить в себя кинотеатры и показать им, что можем и умеем работать – пока мы завоевываем их доверие и сердца. Ну и, благодаря реализации иных прав, которыми занимается Марина Мнацаканян, мы можем инвестировать в прокатную историю и покупать иностранный контент.

Какой иностранный контент будет выпускать RFG Distribution?

Я люблю мультфильмы, поэтому у нас в пакете скоро должны появиться анимационные проекты. Я выросла на мультиках, обожаю их, не представляю без них своей жизни. Это внутреннее состояние, с которым легче всего работать. Я, конечно, могу продвигать что угодно, но мое гармоничное состояние – работать с анимацией. Еще мы собираемся на студии построить детскую комнату, так как у многих коллег есть дети. Вообще, мы стараемся организовать пространство, ориентированное на сотрудников, многие здесь днюют и ночуют. Еще бы вырулить к тому, чтобы не задерживать выплаты, было бы вообще отлично. Для этого нам нужно доковылять до сентября 2019-го. Мы смотрим на вещи с оптимизмом, не унываем, даже когда зарплаты задерживают – не то чтобы надолго, но не без этого. Мы не идеальны, но команда с нами уже двенадцать лет, я даже не припомню, чтобы от нас кто-то уходил или убегал – если нас покидают, то потому, что переезжают в другую страну или меняют сферу деятельности. Тем самым связи с миром становятся больше и команда – шире. В Китае у нас есть свой филиал, надеюсь, вскоре такие же появятся и в других странах.


14.01.2019 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

До этого она работала в «Киномаксе» и КАРО

Елена Захарова стала директором по репертуарному планированию Объединенной киносети

Подробнее
Опубликован список из 24 должников организации

Кинокомпании задолжали Фонду кино 720 млн рублей

Подробнее
«Алита» против российских фильмов

Прогноз кассовых сборов в России на 14–17 февраля

Подробнее
Она активно избавляется от имеющихся у нее площадок

Сеть «Люксор» постепенно уходит с рынка

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Рейтинг@Mail.ru Rambler's Top100