top banner

Дмитрий Месхиев: «Нужно вовремя уступать дорогу, а до того – подпитываться от молодежи идеями»

Автор: Александр Нечаев

5 июня 2018

Режиссер фильма «Два билета домой» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Среди фильмов конкурсной программы картина ДВА БИЛЕТА ДОМОЙ Дмитрия Месхиева выделяется, пожалуй, своей традиционностью. Заочно кажется, что это возвращение режиссера к жанру мелодрамы, который и принес ему успех еще в конце позапрошлого десятилетия. Сам Месхиев в интервью БК с этим тезисом соглашается лишь отчасти – впрочем, и спорить с ним он также не намерен. А в качестве основного источника вдохновения для ДВУХ БИЛЕТОВ ДОМОЙ называет фильмы Динары Асановой.

В этом году «Кинотавр» впервые определил дебютные фильмы в отдельный конкурс. Вы как к этой инициативе относитесь?

Считаю это абсолютно правильным. Во всем мире существует практика дебютных конкурсов, даже отдельных дебютных фестивалей. Начинающие режиссеры должны соревноваться между собой, а все остальные – участвовать в другом конкурсе. Да, за последние десять лет на «Кинотавре» трижды побеждали именно картины дебютантов. Но дело же не в статистике. Они могли и десять раз выиграть, потому что молодые, делают новое кино и готовы идти на эксперименты. Но конкурс молодых и конкурс зрелых режиссеров – это совершенно разные вещи. У двух поколений режиссеров даже разный подход к профессии, поэтому правильно, когда их оценивают по разным критериям.

Благодаря этому нововведению средний возраст режиссеров основного конкурса заметно вырос. В основном это люди вашего поколения. Не приведет ли это к тому, что основной конкурс «Кинотавра» превратится в парад традиционного кино, в то время как все привыкли, что там представлен весь спектр авторского кинематографа нашей страны?

Судя по режиссерам, участвующим в конкурсе, такого не произойдет. Мы все настолько разные сами и в настолько разных направлениях идем, что никаких опасений за соблюдение кинотавровского баланса у меня лично нет. Уверен, это будет разноплановый конкурс – еще до начала фестиваля понятно, что в нем нашлось место и артхаусу, и мейнстриму. В жюри также собрались очень разные люди, что тоже интересно. Так что нас ждет много неожиданностей – никаких заранее запрограммированных вещей нет, зато есть интрига.

Существует мнение, что старшее и младшее поколения наших кинематографистов не понимают и не принимают фильмы друг друга – настолько разные у них эстетические повестки. Вы сами ощущаете этот поколенческий конфликт?

Думаю, это не совсем так. Старшее поколение прекрасно понимает молодежь. Да и молодежь, если она не глупая, принимает картины старшего поколения, если они хорошо сделаны. Да, молодых стало очень много. Да, в нашем кино происходит смена поколений – и это очень важно и правильно. Я хорошо помню время, когда режиссеры моего поколения уже перестали считаться молодыми. Нас было человек шесть, наверное. И складывалось ощущение, что после нас кино уже не будет, потому что за нами нет никого. И это очень плохо. Обилие молодой режиссуры, новых мыслей и нового мировоззрения дает и взрослым стимул для развития. Это как пустить щенка к взрослой собаке. Та поневоле будет играть и вести себя, как молодой пес. Так что много юных талантов – это и для нашего поколения большой плюс. Наблюдая за ними, можно стараться делать современное кино. Мне, например, не хотелось бы снимать устаревшее кино, которое даже не по содержанию, а уже по каким-то формальным признакам отстает от того, что сейчас смотрят. Я вообще считаю, что нужно вовремя уступать дорогу. А до того – подпитываться от молодежи идеями, мыслями, мировоззрением, огнем.

Одним из авторов сценария фильма ДВА БИЛЕТА ДОМОЙ стал Сергей Гармаш, для которого это дебют в качестве сценариста. Идея принадлежит самому Гармашу?

Верно. Мы с Сережей давно дружим и работаем вместе. Он несколько лет назад рассказал мне идею фильма – буквально в трех фразах. Это была просто задумка, без персонажей и каких-то нюансов. Не столько сюжет, сколько завязка. Я ему сказал: давай попробуем вместе написать сценарий. Довольно долго мы над этим сценарием работали, затем вместе спродюсировали фильм. Он сыграл главную мужскую роль, а я это кино срежиссировал. Такой почти семейный подряд получился.

Нужно ли понимать, что вы впервые с 2009 года возвращаетесь к жанру мелодрамы?

Честно говоря, хотелось бы, чтобы фильмы, которые я делаю, были разными. Я не стремлюсь к чему-то вернуться или сесть на какой-то один стул и больше с него не вставать. ДВА БИЛЕТА ДОМОЙ я снимал не как мелодраму, а как драму. Но не буду протестовать, если этот фильм назовут мелодрамой. Потому что верно и то, что я вернулся к каким-то вещам, которые когда-то уже много раз делал. Не вижу в этом ничего плохого. Во всяком случае, зрителям такое мое кино нравится – например, у ЧЕЛОВЕКА У ОКНА очень высокие оценки в Интернете. Другое дело, что подобные фильмы гораздо уютнее себя чувствуют на малом экране. Вот и у ЧЕЛОВЕКА У ОКНА проката в свое время так и не случилось. С ДВУМЯ БИЛЕТАМИ ДОМОЙ совсем другая история. Здесь главная героиня – совсем юная девушка. Это молодежное кино. У картины уже есть прокатчик, компания «Наше кино». Так что сравнивать этот фильм с ЧЕЛОВЕКОМ У ОКНА совсем нельзя.

А с чем можно? До просмотра кажется, что референсом выступает фильм КАК ВИТЬКА ЧЕСНОК ВЕЗ ЛЕХУ ШТЫРЯ В ДОМ ИНВАЛИДОВ. Насколько это близкие истории?

Мне кажется, это очень отличающиеся истории, хотя у нас тоже роуд-муви, в котором героиню ждет много приключений. Вообще, сложно подбирать какие-то аналоги для своего собственного фильма. Я старался делать эмоциональную картину. Для меня самым важным было заставить зрителя чувствовать, сопереживать героям. С моей точки зрения сейчас очень мало пронзительных фильмов, чтобы, как писал Пушкин, «над вымыслом слезами обольюсь». Я сам тоскую по такому кино, потому и решил сделать эту картину. Снимая ДВА БИЛЕТА ДОМОЙ, я держал в голове фильмы Динары Асановой ПАЦАНЫ, КЛЮЧ БЕЗ ПРАВА ПЕРЕДАЧИ, НЕ БОЛИТ ГОЛОВА У ДЯТЛА. Так что основным референсом, пожалуй, служит ее творчество.

Вы всячески подчеркиваете, что действие ДВУХ БИЛЕТОВ ДОМОЙ происходит в провинции. Вообще, это сложившийся тренд нашего кино – отправлять персонажей в глубинку. Причем этому тренду следует как арт-кино, так и мейнстрим – есть АРИТМИЯ и, допустим, ГОЛОВА. ДВА УХА, а есть, например, ЛЕД и ТРЕНЕР. С чем вы связываете столь заметную миграцию героев из двух столиц в другие города?

Это тенденция не только кино, но и, например, литературы и драматургии. Новое российское искусство заново открывает для себя Россию. И понимает, что не только в Москве и Санкт-Петербурге люди живут интересной жизнью. Провинция начинает поднимать голову и расправлять плечи. И это прекрасно, потому что наша культура испокон веков именно от провинции и подпитывалась. Так что все просто встает на свои места. Кино начинает идти к зрителю. Если во многих фильмах, которые выходили в 2000-е, люди с трудом узнавали себя, это была жизнь других, то теперь ситуация совсем иная. Если говорить про меня, то я совершенно сознательно хотел сделать картину про условный провинциальный город, которых в нашей стране сотни – и это, конечно, тоже шаг навстречу зрителю.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее