top banner

Игорь Мишин: «Фестивальное кино сегодня разворачивается лицом к публике»

Автор: Мария Позина

25 июля 2017

Именитый продюсер – о тенденциях в кинематографе и своих будущих проектах

В этом году Игорь Мишин был в жюри «Кинотавра» – главного фестиваля российского кино, по уровню конкурса которого принято судить о состоянии отечественного кинематографа в артовом сегменте. БК поговорил с продюсером о его впечатлениях от киносмотра, замеченных на нем тенденциях, параллельно обсудив сложности производства артхауса, недостатки системы государственного финансирования и расспросив о будущих кино- и телепроектах.

Говоря о 28-м «Кинотавре», в жюри которого вы находились, можете ли выделить какие-либо тенденции в современном российском кинематографе?

Я бы сказал, что есть тенденция качественного разнообразия, потому что все картины отличались друг от друга и по жанру, и по языку. Но при этом даже ленты, которые принято относить к авторскому, артхаусному кино, были явно ориентированы на зрителя. По сравнению с прошлыми годами на этом «Кинотавре» не было излишне заумных и депрессивных картин, после которых надо сидеть и думать: а что же хотел сказать этим планом или этой сценой режиссер? Это, на мой взгляд, положительная тенденция – фестивальное кино сегодня разворачивается лицом к публике. Это было заметно и по дебютам. Очень интересные, разные и сильные дебютные картины, аж целых семь из четырнадцати.

Какую роль, по-вашему, сегодня играет «Кинотавр» как для российского кинематографа, так и для индустрии?

Я назвал бы «Кинотавр» уникальной индустриальной лабораторией, где, кроме основного конкурса, одним из ключевых событий является короткометражный конкурс. Каждый год он приковывает к себе внимание и продюсеров, и режиссеров, потому что состояние короткого метра, идеи, которые рождаются в этом формате, имена – это завтрашний день кинематографа, как жанрового, так и артового. И работы, которые попадают на конкурс «Кинотавр». Короткий метр», с каждым годом становятся все сильнее и сильнее. Безусловно, на фестивале завязываются новые контакты, альянсы, заключаются сделки по конкурсным фильмам, что доказывает: «Кинотавр» – это и деловая площадка, тесно связанная с Кинорынком, что очень важно для развития индустрии и с творческой точки зрения, и с позиции бизнеса.

Какими проектами, направлениями вы занимаетесь сегодня, после ухода с телевидения?

На сегодняшний день у меня несколько линий деятельности. Одна из них – как раз работа с молодыми кинематографистами. Во-первых, я очень много времени посвящаю участию в различных питчингах и конкурсах, где у меня есть возможность помогать молодым людям оценивать их готовые работы или разработки проектов. Во-вторых, я провожу практические занятия в различных московских киношколах – школе Александра Митты, школе Первого канала и многих других, где я веду мастер-классы, в том числе и по подготовке к питчингам. Для этого я разработал интерактивную деловую игру, которая называется «Публичная защита сценарной заявки». Это трехчасовое практическое занятие, после которого (я гарантирую) студенты получают определенные навыки, закалку, как моральную, так и интеллектуальную, для того чтобы защищать свой будущий проект перед любой аудиторией – продюсером, инвесторами и так далее. Мне нравится заниматься с начинающими авторами, пока они дерзкие, пытливые. В этом есть для меня и практический смысл. Например, во вгиковском конкурсе короткого метра я нашел историю, легшую в основу сериала, который мы сейчас разрабатываем. В Московской школе кино найден проект ТОЧКА ОТРЫВА. Примечательно, что когда мне попал в руки первый вариант этой истории, сценарий был очень сырой, но мне так понравились герой и фабула, что я решил попытаться вместе с автором-дебютантом довести эту идею до полной кондиции. Для меня лично это эксперимент, потому что обычно продюсеры не занимаются сценариями в таком плохом состоянии, все ищут что-то более профессиональное и разработанное.

Вы настолько поверили в эту историю?

Да, мне кажется, у нее есть все шансы неплохо выступить в рамках своей категории. Это романтический экшн про молодого человека, которому 25 лет. Он занимается разработкой интернет-стартапа, пытается состояться в этой среде, но при этом он безумно увлечен скейтбордингом, фантастически катается и является формальным и неформальным лидером мира так называемых досочников. А это на самом деле целая культура, которая сегодня очень бурно развивается, становится приметой городского лайф-стайла для современной молодежи. Ключевым моментом истории является недуг героя: ему диагностируют стремительно развивающееся тяжелое заболевание, и весь мир, который был у его ног – спорт, бизнес, любовь – оказывается под большим вопросом. Несмотря на фабулу, это очень позитивная, жизнеутверждающая история с большим количеством юмора. Референсом к ней можно назвать 1+1 – это тоже кино про то, как человек, оказавшийся в ситуации ограничения своих физических возможностей, продолжает жить.

После триумфа 1+1 подобные истории стали буквально мировым трендом.

Это вполне закономерно, потому что тема дает возможность для создания мощной истории. Ведь болезнь в данном случае – это метафора. Человек попадает под пресс жесточайших внешних обстоятельств, которые нарушают все его планы и надежды, и, казалось бы, нет шансов это преодолеть. Конечно, интересно наблюдать, как сильные герои с этим справляются. Такие истории не новы, но они все время должны придумываться для следующих поколений, потому что меняется мир, меняются обстоятельства, меняется мода, в конце концов. А если ты обращаешься к зрителю 16–30 лет, кино должно быть стильным, современным, музыкальным.

Какие еще проекты у вас в разработке?

Мы работаем над несколькими экранизациями, в частности, над сценарием восьмисерийного фильма по мотивам книги Валентина Черных «Москва слезам не верит».

Это будет современная версия оскароносной картины?

Совсем нет. Действие начинается в 2000 году и заканчивается в наши дни. Но это не ремейк фильма. К сожалению, мало кто знает, что Валентин Черных спустя 15–16 лет после выхода картины «Москва слезам не верит» на основе собственного сценария написал книгу. И с точки зрения сюжетных поворотов, плотности событий она многообразнее фильма. Хотя структура истории останется похожей. Помимо этого мы работаем еще над несколькими экспериментальными форматами и жанрами, которые вряд ли на сегодняшний день могут заинтересовать эфирные каналы, потому что некоторые из них в зоне 18+, некоторые – достаточно резки и необычны. В данном случае я верю в трех-пятилетнюю перспективу становления российских цифровых платформ, которые смогут работать по модели Netflix, предоставляя премиальный сериальный контент по подписке, а там поле для творчества расширяется нереально. Онлайн-площадкам нужно будет очень сильно удивлять потенциального зрителя, чтобы он платил деньги за российский сериальный продукт, поэтому тут будет место для экспериментов, новых сюжетов, героев, фабул, историй на грани фола или запрещенных табуированных тем. Так как у нас нет сжатых сроков, авансов от эфирного телевидения, то мы работаем медленно и очень тщательно. Наша задача – написать потенциальные шедевры.

Схема кажется довольно рискованной – нужно рассчитывать, что онлайн-площадки смогут в довольно близкой перспективе отбивать затраты на производство.

Конечно, в этом есть определенный риск – время и деньги, пусть и небольшие, которые тратятся на разработку новых перспективных форматов, условно говоря, замораживаются на какой-то срок, потому что их реализация может произойти не так быстро. Но тем не менее я абсолютно точно понимаю, что будущее рынка производства сериалов в том числе и за цифровыми платформами. Потому как эфирные каналы, которые развивали сериальный сегмент, сегодня зачастую тормозят это развитие. Потому что, во-первых, все основные из них вышли на плановое количество часов в год. И если каналу нужно, условно говоря, сто часов сериалов, то в ближайшие два-три года он точно не будет заказывать двести. Во-вторых, существует достаточно много ограничений (редакционных, программных) и очень много сюжетов, персонажей, которые находятся просто вне зоны внимания программных директоров, что абсолютно понятно и справедливо, но не радует продюсеров. Так что мы сегодня пишем сериалы на будущее, «на вырост».

По каким критериям вы подходите к выбору проектов?

Если проанализировать все, что я делал до этого, то в моей фильмографии можно обнаружить буквально взаимоисключающие друг друга работы. Я не стремился специально, чтобы у меня была такая разнообразная палитра. Просто меня каждый раз интересуют абсолютно новые вещи. Тираж однажды найденных успешных решений – это точно не про меня. При этом у меня нет предпочтений ни по жанру, ни по аудитории, потому что везде есть свои секреты, свое ноу-хау, свой вызов, чтобы сделать проект, который полюбили бы зрители.

Если сравнивать мейнстрим и артовый сегмент, где сложнее сегодня работать?

В артовом сегменте мало кто интересно пишет. Сегодня в России снимается в год примерно 3,5 тысячи часов сериалов и сто полных метров, поэтому профессия сценариста востребована нереально. Но такие истории, как, к примеру, ОВСЯНКИ, продать сложно. Тот же ОРЛЕАН Юрий Арабов написал лет за восемь до того, как его сняли. Конечно, сценаристы это считывают – зачем им тратить время на разработку историй, которые могут восемь лет лежать в столе?

С продюсерской точки зрения, наверное, это тоже не самое выгодное вложение денег и времени?

Зарабатывать на этом ощутимые, приличные деньги невозможно. Мотив заниматься подобными историями – это понимание того, что периодически авторы и продюсеры должны тратить часть себя, своего времени и ресурсов на вещи, которые либо останутся в истории кино, либо отвечают на вопросы экзистенциального порядка, которые волнуют людей. Да, таких людей в разы меньше, чем тех, кто приходит в кинотеатр посмеяться. Но тем не менее они есть, и значит, необходимо поддерживать диалог между кинематографическим миром и зрителем, чтобы бередить души, формулировать смыслы, которые заставляют человека потрясенным выходить из кинозала, задумываться, где граница добра и зла, или, как актуально можно сформулировать в связи с выходом фильма Андрея Звягинцева, любви/нелюбви. Я вижу в этом определенную миссию.

Как в целом вы оцениваете состояние нашего кинематографа?

Тут можно подойти к ответу по-разному: констатировать факт или анализировать динамику. Если констатировать факт, то можно все свести к одному предложению: сегодня «АвтоВАЗ» соревнуется с «Мерседесом». То есть с точки зрения состояния индустрий Голливуд – это «Мерседес», а российская киноотрасль – это пока «АвтоВАЗ». И впереди у нас длинный, трудный, но необратимый путь к строительству «Мерседеса». Это не делается быстро, в сжатые сроки. Это не делается в ситуации экономического кризиса. Поэтому можно, конечно, нашу индустрию сравнивать с Голливудом и писать хлесткие журналистские статьи, которые, кстати, тоже мешают развитию отрасли, а можно сесть и проанализировать динамику. И тогда мы увидим, как за последние несколько лет выросло количество удачных фильмов, которые предопределяют состояние рынка, выросло количество художественных находок и так далее. Можно заметить невероятный бум прихода молодых людей в кинематограф как через традиционные каналы, коим является, например, ВГИК, так и через огромное количество новых киношкол. Это же позитивный фактор, и мы понимаем, что это та кадровая среда, которая в будущем насытит индустрию большим числом ищущих, активных людей, у которых открытое мировоззрение и которые ставят для себя амбициозные планы – построить российский Голливуд.

Чтобы «АвтоВАЗ» превратить в «Мерседес», нужны серьезные денежные вливания. Сегодня ключевой инвестор в кино – государство. Насколько существующая система государственного финансирования эффективна?

Меня беспокоит, что эта система, которая была придумана семь лет назад, замерла в своем развитии. Понятно, что при постоянно меняющемся мире и конъюнктуре рынка подобные системы не могут обходиться без прогрессивных изменений в течение столь длительного срока. Мне кажется, что уже назрела необходимость некоторых перемен, созвучных состоянию рынка. Система абсолютно точно требует бóльших денег, которые государство должно вкладывать при отсутствии эффективной экономики проката. А полноценной экономики проката у нас пока нет просто потому, что так быстро ее не построить – мы не можем за десять лет пройти путь, который равен пятидесяти. Помимо этого, мне кажется, нужно гибко, но неуклонно менять структуру поддержки кинематографа. И от поддержки исключительно производства перейти к балансу между финансированием производства и выпуска в прокат. У нас ведь очень много фильмов, которые недобирают свой бокс-офис, потому что их маркетинг был недостаточно агрессивным в хорошем смысле этого слова.

Не можем обойти и болезненную для рынка тему – вмешательства государства в вопросы проката. Как вы оцениваете протекционистскую политику по отношению к национальному кинематографу?

Я сторонник рыночных схем. Очевидно, что с точки зрения кинопроцесса и кинопроката мы ближе к европейской модели, где кино работает в основном на своих замкнутых рынках. А для американского кино рынок – это мир. И никто нас в этом мире не ждет, ведь если мы туда придем, то будем отгрызать кусок хлеба, который и без нас там уже делят. Так вот для того, чтобы выступать на международных соревнованиях, ты хотя бы в рамках Российской Федерации должен работать в реалиях рынка. А если ты существуешь в тепличных условиях, когда тебе дают дополнительную протекцию, как ты сможешь выйти на уровень компетенции или на пик формы, чтобы соревноваться с международными атлетами? Поэтому преференции, всякие истории с квотами, дополнительные налоги на прокатки американским фильмам – это пустое. Нужно заниматься финансированием кинематографического образования, нужно заниматься увеличением производства и увеличением затрат на продвижение. И на этом помощь государства должна заканчиваться. Дальше ты выходишь на рынок и борешься. Даже если ты проигрываешь, ты все равно становишься мудрее и опытнее, и на следующем проекте уже допускаешь меньше ошибок.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Никита Кологривый прокомментировал свой арест
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Итоги российского онлайн-проката в феврале 2024 года
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
В Москве прошла премьера второго сезона «Обоюдного согласия»
Подробнее
РОСКИНО проведет Фестиваль российского кино на Кубе
Подробнее
В Москве состоялась премьера романтической сказки «Летучий корабль»
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Актера Никиту Кологривого арестовали на 7 суток по статье о мелком хулиганстве
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Режиссер «Папа, сдохни» снимет голливудский хоррор для создателей «Оно»
Подробнее