top banner

Никита Щеголь: «Кинотеатры становятся местом глобального развлечения»

Автор: Мария Позина

5 декабря 2016

Гендиректор ГК «Формула Кино» – о перспективах для развития кинопроката и планах своей сети

Пока на мировых кинофорумах только говорят о возможной скорой интеграции формата виртуальной реальности в кинематограф, сеть «Формула Кино» делает решительные шаги в этом направлении, одной из первых в мире открыв зал виртуальной реальности Lost Frontier VR. БК поговорил с генеральным директором группы компаний «Формула Кино» Никитой Щеголем о том, какие реальные перспективы для развития кинопроката он видит в новой технологии и чем можно удержать современного зрителя, а также о планах киносети на ближайшее будущее.

Для начала расскажите, пожалуйста, о том, что представляет собой зал Lost Frontier VR.

Это совершенно новая технология. Можно сказать, она находится еще на начальной стадии развития, но я считаю, что за этим большое будущее в сфере развлечений. Человек, надев шлем виртуальной реальности, оказывается в ином пространстве, где может взаимодействовать с другими людьми. Но самое важное, что особенно нас привлекает, – эта история может быть связана с кино. У наших партнеров в ближайших планах – запустить программу с контентом из фильмов. Она заключается в том, что, посмотрев кино, после сеанса ты идешь в зал виртуальной реальности и можешь очутиться внутри того мира, который только что видел на экране. Сейчас идет работа над контентом по фильму ЗАЩИТНИКИ, в планах – еще ряд российских проектов. Для нас и наших партнеров это эксперимент, поэтому что-то конкретное говорить о его результатах пока рано, будем в следующем году подводить итоги. Пока пробуем и рассматриваем возможность открытия таких залов в других наших кинотеатрах.

Помимо парка виртуальной реальности, вы первыми в нашей стране также открыли зал IMAX с лазерной установкой. Насколько мы знаем, даже крупнейшие западные киносети не торопятся с этим, потому что, с одной стороны, оборудование слишком дорогое, а с другой – пока нет достаточного количества контента соответствующего качества, которое позволило бы в полной мере оценить уровень новых технологий. Как вы решились на этот шаг? Вы абсолютно уверены, что эти инвестиции окупятся?

Инвестиции всегда сопряжены с риском. Наша задача – снизить риск до приемлемого уровня. Что касается зала «IMAX лазер», то наша стратегия полностью сработала, причем оправдались наши самые оптимистичные ожидания. Кинотеатр вышел на уровень посещаемости, который мы планировали достичь в течение двух лет, буквально со второй-третьей недели, и стал самым посещаемым в сети. Так что результат доказывает, что решение было правильным. «IMAX лазер» – это совершенно другая палитра цветов, другая яркость, другой звук и так далее. Зрители эту историю распознали буквально с первой недели, потому что у нас этот зал выкупается самым первым при открытии продаж билетов на новые большие релизы. Эта технология с перспективой развития, но она уже сейчас имеет очень серьезное преимущество перед всем, что существует.

Вообще, если честно, когда заходишь в новые кинотеатры «Формула Кино», то даже не сразу понимаешь, что ты именно в кинотеатре. Бросаются в глаза не афиши или стенди фильмов, а реклама новых видов услуг – тир или тот же парк виртуальной реальности. По-вашему, это не отвлечет аудиторию от собственно просмотра кино?

Кино же начинается в зале.

Но до него можно и не дойти, когда столько развлечений на входе.

Если человек пришел испытать виртуальную реальность, то он это и сделает. Если хочешь пойти в кино, то ты пройдешь мимо всего. Можно купить билет в Интернете и пройти прямо в зал, предварительно забежав в бар и захватив попкорн, тоже заранее оплаченный онлайн. Кино начинается в зале, все остальное – сопутствующие вещи. В целом это общемировая тенденция – кинотеатры становятся местом глобального развлечения.

Столь стремительное развитие технологий в киноиндустрии, по-вашему, сможет привести к тому, что кино окончательно превратится в аттракцион? Каким в целом вы видите будущее кинопоказа? Останется ли в нем место классическому жанровому кинематографу или же все будут смотреть только блокбастеры со спецэффектами и контент в виртуальной реальности?

Мы для себя видим следующие тенденции. С одной стороны, появляется все больше масштабных релизов с обширным количеством спецэффектов, под которые строятся новые кинотеатры с передовыми технологиями. Но с другой стороны, блокбастерами сегодня становятся не только фильмы, отличающиеся лишь зрелищной картинкой, теперь люди не в последнюю очередь выбирают потрясающие сюжеты и качественную игру актеров. Контент меняется, зрительские пристрастия меняются, это доказывает успех того же ВЫЖИВШЕГО, который при этом получил премию «Оскар» в категории «Лучшая мужская роль», ДОКТОРА СТРЭНДЖА, где главную роль играет Бенедикт Камбербатч, который не так давно у нас собирал аншлаги на трансляции спектакля «Гамлет». Да, фильмы второго и третьего эшелона притягивают в кинозалы меньше людей, это факт. Но я не соглашусь, что традиционное кино, основанное на драматургии и игре актеров, полностью уйдет из кинотеатров. Я считаю, что эта часть бизнеса, безусловно, останется, ведь люди ходят в кино не просто для того, чтобы посмотреть фильм. Еще с тех пор, как появились видеокассеты, это можно сделать во многих других местах. Люди приходят в кинотеатр, чтобы сменить обстановку, пообщаться с друзьями. Они идут туда за эмоциями, ведь смотреть фильм одному и в полном зале – это совершенно разные ощущения.

Текущий год действительно наглядно демонстрирует изменения зрительских предпочтений. То, что раньше пользовалось спросом, сегодня проваливается, а «выстреливают» порой, наоборот, не самые очевидные картины. В связи с такими тенденциями как сегодня строится ваша репертуарная политика?

Сегодня во всех сферах услуг бизнес движется в сторону более индивидуального подхода к более узким сегментам аудитории, и киноиндустрия здесь не исключение. Мы пытаемся диверсифицировать свое предложение во всех параметрах, как с точки зрения цены, так и с точки зрения репертуара и услуг. Хочешь посмотреть ДОКТОРА СТРЭНДЖА в лучшем качестве с максимальным погружением – ты идешь в «IMAX лазер». Есть площадки, которые специализируются на фестивальном кино, арт-мейнстриме. В этом году мы начали работать с компанией «Иное кино», показываем классику кинематографа – получаем полные залы в «Формула Кино Горизонт», несмотря на то, что цена на эти сеансы выше, чем стандартная. Работаем с альтернативным контентом, те же самые технологии это позволяют сделать быстро и легко. Все уже привыкли к театрам и операм, но есть же много других направлений. В этом году мы начали активно проводить трансляции спортивных и киберспортивных соревнований, и это имеет стабильный спрос, у нас уже были аншлаги.

Не размывается ли киноаудитория в таком случае?

Кинотеатр – это в первую очередь коммерческая история, и он должен отвечать запросам зрителей. Если стоять на месте, то ты скорее всего придешь в никуда. Если зрители хотят разнообразия, хотят чего-то другого, то мы, отвечая на спрос, предоставляем эту возможность, тем самым привлекая в кинотеатры новую аудиторию. Понятно, что это нишевые истории, на уровне экспериментов, но они работают. Я знаю примеры, когда взрослые люди, которые не были в кинотеатрах по двадцать лет, приходя к нам, ощутив новые технологии и узнав о новых предложениях, становятся нашими постоянными гостями. Зритель пришел, посмотрел оперу или спорт – ему понравилось. В следующий раз он придет – уже кино посмотрит. Очень активно работаем с семейной публикой. У нас можно ребенка оставить одного в специальном, адаптированном для детей зале «Мувик», где есть няни, дополнительный свет, а родители могут сидеть в соседнем зале и видеть, что происходит с их ребенком, по мобильному приложению. Также мы привлекаем различные зрительские сегменты гибкими ценами. Если у тебя нет возможности заплатить за билет в премиальном формате в пиковое время, ты можешь сходить на тот же самый фильм чуть позже и посмотреть его за вполне приемлемые деньги в рамках нашей программы «Кино Sale». Существует система скидок для пенсионеров, многодетных семей, студентов, сейчас экспериментируем со школьниками. У нас есть разные партнерские программы, например, с MasterCard, есть детский билет для зрителей до 12 лет.

Можно ли сказать, что все эти меры по части цен вызваны кризисом?

Нет, это конкуренция. Наши ключевые регионы – Москва и Санкт-Петербург – самые насыщенные по части торговых центров, кинотеатров, различных развлекательных мероприятий. Тут есть все, что хочешь. И мы давно пришли к тому, что нужно диверсифицировать свое ценообразование, параллельно увеличивая количество услуг и форматов. Все это делается как раз с целью популяризировать поход в кино, дать возможность всем потенциальным зрителям получить новый опыт. Мы уверены в качестве наших услуг, в том, что человек, раз попробовав, станет нашим постоянным гостем, ну или будет периодически приходить, что тоже хорошо.

В регионах отличается ценовая политика? Насколько там зрители чувствительны к ценам?

Сама политика в регионах не отличается, подходы те же самые, цены просто ниже. С точки зрения чувствительности к цене – она высокая везде, и в Москве, и в Санкт-Петербурге, и в регионах. Есть своя специфика, в маленьких городах чувствительность выше, в Москве – ниже, но это связано не с тем, что в том или ином регионе денег больше. Это связано с вопросами логистики и транспорта. Зачастую в Москве ты идешь в то или иное место не потому что дешевле, а потому что ближе или нет пробок по дороге, а в каком-то региональном городе у тебя все в 15-минутной пешей доступности, и вопрос доступности транспортной для тебя не имеет значения.

То есть вы не ощущаете, что кризис как-либо повлиял на посещаемость?

Нет. На что кризис повлиял – люди стали внимательнее относиться к тому, за что они платят. Поэтому важна не сама цена, а баланс соотношения цены и качества. Опять же «IMAX лазер» – это далеко не самый дешевый зал в Москве и в нашей сети в частности, но он работает на аншлагах. Потому что это правильное ценообразование. Зрители обращают на это внимание, для них важно получить максимально адекватное предложение. И тогда можно ждать лояльность клиентов. В этом году у нас ситуация с экономикой, курсом как-то стабилизировалась. Люди знают как минимум, что будет завтра. И тут же выросла посещаемость. Я, кстати, это связываю в том числе с российским контентом. В этом году очень много хороших фильмов вышло – ЭКИПАЖ, ДУЭЛЯНТ, ЛЕДОКОЛ. А российское кино зачастую привлекает ту аудиторию, которая в принципе в кинотеатры на обычный репертуар не ходит.

Можно ли сказать, что в целом отношение к российскому кино стало более позитивным?

Я бы сказал по-другому: качество российского контента меняется. Причем я имею в виду не только само кино, а, что очень немаловажно, качество его продвижения. Потому что зачастую успех того или иного фильма очень сильно зависит от рекламной кампании, насколько она правильно ударила в целевую аудиторию. Мы видим проекты, крайне успешные именно за счет рекламы, и точно так же видели вполне неплохие проекты, но с проваленной рекламной кампанией, которые прошли неуспешно. Так вот качество отечественного кино растет, и это дает свои результаты. Зрителей становится больше, меньше ощущается негатива. Российский контент имеет свою специфику и аудиторию, потому что зачастую использует еще старые советские бренды либо имеет в основе идею, близкую для нашего менталитета.

Как вы относитесь к государственному участию в продвижении российского кино? Как оцениваете такую инициативу, как регулирование дат выхода картин в прокат? Насколько, по-вашему, такой шаг может быть эффективен?

К продвижению кино мы всегда относимся положительно. Мы придерживаемся мнения, что выбирает всегда зритель, но при этом считаем, что российское кино очень важно для нашей индустрии, оно является одним из драйверов роста для всего рынка. Это очень ощутимая доля выручки, поэтому мы крайне заинтересованы в увеличении количества таких фильмов, в повышении их качества и зрительского интереса к ним. Так что мы активно участвуем в продвижении, показываем у себя ролики, анонсирующие российский контент. Оценивать действующее законодательство – не наш подход, мы работаем в том правовом поле, которое есть.

Тогда вернемся к вашим планам и задачам. В этом году вы уже успели открыть две новые площадки в Москве: «Формула Кино на Кутузовском» и «Формула Кино на Полежаевской». Какие дальнейшие планы по расширению? Повлиял ли как-то кризис на этот аспект?

На самом деле мы задолго до кризиса и девальвации пересмотрели собственную инвестиционную стратегию в сторону снижения рисков и участия исключительно в проектах, в которых мы уверены. Это должны быть проекты в лучших локациях, в лучших современных торговых центрах, с использованием самых передовых форматов и технологий, с участием стабильных партнеров, которым мы доверяем. Все это в совокупности обеспечивает нам минимальный уровень риска, максимальный возврат наших инвестиций и рентабельность новых проектов. Сегодня же новые торговые центры, особенно по всем параметрам устраивающие нас, практически перестали строиться. Поэтому выбор площадок для нас сейчас практически отсутствует. Но это общая тенденция, судя по тому, что в этом году на нашем рынке очень серьезное замедление по открытию новых залов. Куда все перемещается? В реновацию, реконструкцию, развитие существующих площадок, которые успели морально поизноситься либо столкнулись с более высокой конкуренцией. Мы активно этим процессом занимаемся, начиная с 2013 года, и уже успели подвергнуть 25 процентов всей нашей сети капитальной реконструкции и реконцепции.

Но параллельно вы и закрываете площадки – например, «Стрелу».

Наш подход однозначен: мы не готовы иметь операционно убыточные кинотеатры, а размер аренды – это ключевая составляющая рентабельности любой площадки. В связи с тем, что по ряду проектов мы не достигли приемлемых для нас условий аренды, их пришлось закрыть. К счастью, это были единичные случаи, и с подавляющим большинством наших партнеров мы имеем полное взаимопонимание.

Каковы планы и амбиции «Формулы Кино» на ближайшее будущее?

Мы ощущаем себя лидерами рынка, и наши главные амбиции – это лидерство удерживать и усиливать. Глобальная задача – чтобы в сознании зрителей и наших партнеров мы были компанией first choice во всех отношениях. Естественно, мы собираемся развивать наш бизнес, увеличивать его рентабельность и капитализацию, внедрять новые технологии, над чем активно работаем. Детали пока раскрывать не готовы, но будем обязательно делиться новостями.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее