Марюс Вайсберг: ««Ночная смена» в итоге понравится зрителю, потому что мы сделали хорошее кино»
Режиссер и продюсер – о своей новой картине
НОЧНАЯ СМЕНА (в прокате с 21 июня) – комедия про мужской стриптиз от создателей БАБУШКИ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ – будет претендовать на титул самого кассового российского релиза июня. У фильма не самая простая прокатная судьба, однако его режиссер Марюс Вайсберг уверен, что летнее время – не помеха для хорошего кино. Об этом он рассказал в интервью БК.
Изначально НОЧНАЯ СМЕНА стояла в кинопрокатном плане на 4 января, но затем дистрибьютор передвинул фильм на лето, чтобы не мешать другому своему релизу – картине ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. Как вы отнеслись к этой ситуации?
Конечно, для меня это неожиданная история. Но мне объяснили, что тут дело не в дистрибьюторе, а в регуляторе, который не выдавал НОЧНОЙ СМЕНЕ прокатное удостоверение на январь. После этого нам предлагали разные варианты – например, встать на 8 Марта, майские или конец августа. Но в итоге совместным решением была выбрана дата 21 июня.
Летний период до недавнего времени считался мертвым для российских фильмов из-за традиционного сезона голливудских блокбастеров. В прошлом году ваша БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ сумела собрать летом 336 миллионов рублей вопреки этому стереотипу. Вы считаете, что тренд переломлен, и российскому производителю больше не нужно бояться лета?
Мне кажется, все всегда зависит исключительно от фильма. Например, картинам вроде ДВИЖЕНИЯ ВВЕРХ, наверное, лучше летом не выходить, потому что возрастная аудитория в это время не ходит в кинотеатры. А если кино рассчитано на публику до 30 лет, то дата премьеры принципиального значения не имеет. Эта аудитория ходит в кинотеатры регулярно, поэтому если фильм ее заинтересует, то она пойдет на него и летом.
Зритель российских комедий живет в основном в регионах. Вы не опасаетесь, что тема мужского стриптиза для региональной мужской аудитории окажется слишком смелой?
Такое опасение есть. Поэтому мы во всех промоматериалах пытаемся объяснить в том числе и мужской аудитории, что стриптиз и голые мужские тела у нас, конечно, есть, но эта тема – не основной движок истории. Стриптиз у нас, во-первых, показан не пошло, а во-вторых, НОЧНАЯ СМЕНА – сначала человеческая история и просто смешная комедия, а уже потом – все остальное. И еще есть прецедент невероятной популярности в регионах спектакля Lady’s Night, который идет с аншлагами по всей стране уже больше десяти лет. Это внушает нам оптимизм – значит, в таком формате историю о мужском стриптизе люди готовы смотреть.
После просмотра трейлера напрашиваются параллели с классическим британским фильмом МУЖСКОЙ СТРИПТИЗ. Вам такие сравнения нравятся?
Я обожаю этот фильм, для меня это один из лучших образцов британского социального реализма. Но я давно его не пересматривал и очень примерно помню. По-моему, в современном кино завязка истории уже давно не так важна, как ее оформление и дальнейшее развитие. Мало кто, например, проводит параллели между АВАТАРОМ и ПОКАХОНТАС. Если говорить о НОЧНОЙ СМЕНЕ, то у нас движок истории, конечно, похож на МУЖСКОЙ СТРИПТИЗ. Но это, в свою очередь, один из вариантов истории Золушки, которая была экранизирована миллион раз. Да, в нашем кино ребят тоже увольняют с завода, после чего один из них идет работать в стриптиз. Но буквально с этого момента начинается совсем другая история – совершенно самобытная, привязанная к специфике русской культуры и русского менталитета.
Как раз завязка в вашей комедии и удивляет. Кажется, впервые в вашем фильме появляется социальная подкладка. Это сознательное движение в сторону большего реализма в рамках жанрового кино?
Совершенно сознательное. Например, вторая БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ, которую я делаю прямо сейчас, также будет поднимать социальные проблемы. Общество движется в этом направлении, это сегодня актуально. И «патриотов», и «либералов» беспокоит текущее состояние страны, эта тема у всех на устах. Еще 10–15 лет назад такого не наблюдалось – поэтому тогда было время эскапистских сказок. Сейчас время гораздо более острое и натуралистичное. Я это, конечно, чувствую, пропускаю через себя. И рассказываю истории по-новому.
При этом бόльшую часть своей жизни вы проводите в Лос-Анджелесе. Удивительно, как вы при этом умудряетесь угадывать запросы региональной российской аудитории. Вы сами себе это как-то объясняете?
Коммерческое кино подчиняется глобальным трендам. То есть та же БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ стала бы хитом и в Америке, если бы она была сделана с сохранением оригинальной концепции, но с учетом западного менталитета и на английском языке. Вот специфика избирательной аудитории больших городов в России очень сильно отличается от США – это правда. То есть, грубо говоря, массовый зритель из российских регионов и из Америки более или менее одинаков в отличие от «изысканного» зрителя «кино не для всех» там и здесь.
Многих, кстати, удивило, что вторая БАБУШКА претендует на деньги министерства культуры как авторское и экспериментальное кино. Звучит парадоксально, не находите?
Это абсолютно оправданно. В нашем кино ничего подобного не существует – по сути это сочетание комедии в духе Леонида Гайдая с социальным реализмом в контексте пожилых людей. То есть это уникальное для России явление. Я считаю, что любой более или менее оригинальный мейнстрим – это авторское кино. Все мы понимаем, что тот же АВАТАР – это авторское кино, потому что, кроме Кэмерона, никто ничего подобного не сделал бы. Поэтому даже первая БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ – пример авторского мейнстрима, производство которого, кстати, не было поддержано ни Фондом кино, ни министерством культуры. От Фонда мы получили только возвратные деньги на промо.
Пожалуй, половина успеха БАБУШКИ – это Александр Ревва. В НОЧНОЙ СМЕНЕ главную роль играет Владимир Яглыч. Как, по-вашему, это кастинговое решение может повлиять на сборы?
Кастинг – принципиальная вещь для комедии. Зритель этого жанра ждет звезду в ее фирменной роли. Когда я запускался с БАБУШКОЙ, у меня было ощущение, что все хотят видеть Сашу именно в этом образе, что это «его» роль. По-моему, НОЧНАЯ СМЕНА – ровно та роль, в которой хотят видеть Яглыча. Володя – талантливый артист, он много снимается и давно на виду. Но у него еще не было «его» роли. НОЧНАЯ СМЕНА это исправляет. Понятно, что у шоумена Реввы поддержка в массах по разным причинам гораздо более широкая, чем у Володи. У меня нет сомнений в том, что НОЧНАЯ СМЕНА в итоге понравится зрителю, потому что мы сделали хорошее кино.
И какие у вас ожидания от проката НОЧНОЙ СМЕНЫ?
Я буду счастлив, если фильм соберет столько же, сколько собрала БАБУШКА ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ. Все, что в районе 300 миллионов рублей, я буду считать успехом. Конечно, есть много факторов, которые могут негативным образом повлиять на сборы: чемпионат мира по футболу, хорошая летняя погода, определенное конкурентное окружение. Но я верю, что сам фильм вышел настолько удачным, что он сможет долго работать на «сарафане».
Какие инструменты задействованы в продвижении фильма?
Нас поддерживает ТНТ – в первую очередь мы целимся в аудиторию этого телеканала. Кроме обширной телевизионной рекламы, звезды НОЧНОЙ СМЕНЫ примут участие в популярных шоу телеканала. Володя Яглыч и Валя Мазунина появятся в программе «Вечерний Ургант» на Первом канале. Кроме того, Эмин Агаларов в Москве поддерживает нас возможностями своей бизнес-империи. И, конечно же, мы очень активно заручались поддержкой крупных кинотеатральных сетей – есть ощущение, что они верят в фильм. В этом смысле есть большой плюс, что его перенесли с 4 января на 21 июня – мы смогли мощно прокачать кино с помощью трейлеринга.
Все ваши комедийные проекты обзаводились сиквелами. НОЧНАЯ СМЕНА тоже имеет потенциал для создания продолжения?
Ее сиквел уже существует – есть поэпизодник, осталось написать на его основе сценарий. По-моему, любой хороший фильм, за исключением историй, основанных на реальных событиях, может и должен иметь продолжение.
БАБУШКУ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ 2, как и НОЧНУЮ СМЕНУ, будет прокатывать «Централ Партнершип». При этом у первой БАБУШКИ дистрибьютором выступала компания «Каропрокат». С чем связаны изменения?
Прежде всего хочу поблагодарить «Каропрокат» за прекрасную работу с нашим релизом, мне очень нравится сотрудничать с этой компанией. С «Централ Партнершип» я тоже часто работал раньше, выпустил с ними много фильмов, в хороших отношениях с Вадимом Верещагиным и Павлом Степановым. В случае с БАБУШКОЙ 2 объяснение очень простое: компания ЦПШ вошла в производство картины, и наши продюсеры и партнеры настояли на том, чтобы именно ЦПШ стала ее дистрибьютором.