top banner

Ситора Алиева: «В программе «Кинотавра» впервые за всю историю фестиваля происходит столкновение эпох»

Автор: Макс Туула

3 июня 2019

Программный директор фестиваля − об особенностях конкурсных картин этого года и специфике бизнес-площадки.

9 июня открывается 30-й «Кинотавр» – фестиваль, создающий тренды и имена, который фактически работает барометром состояния отечественного авторского кино. Президент фестиваля Александр Роднянский назвал программу смотра этого года одной из самых насыщенных и интересных за все время существования «Кинотавра». В интервью БК его программный директор Ситора Алиева рассказывает об особенностях конкурсных картин этого года, а также о специфике бизнес-площадки.

Расскажите о вашем решении отменить отдельный конкурс дебютов. С чем это связано?

Есть две причины. Первая – в том, что министерство культуры поддержало за последние три года около сорока дебютов. Готовя прошлый «Кинотавр», мы впервые за много лет почувствовали, что в кино сформировалось новое поколение молодых и смелых авторов. Фильмы на отборе отличались невероятным разнообразием идей, тем и сюжетов. Конкурс дебютов обозначил, что мы должны уважать и выделить в отдельную экспертизу эту тенденцию. К слову, прошлогодний дебют КИСЛОТА тонко расшифровал проблемы трех поколений, живущих в одном доме, в нем неимоверно много кровавой правды. И он оказался частью общемировой тенденции: в Берлине, отобравшем его в свою программу, было много картин на эту тему. Более того, отбор этого года показал немало фильмов, сделанных под влиянием КИСЛОТЫ. Вторая причина – в этом году дебютов было меньше, и искусственно создавать конкурс не имело смысла. Мы решили: пусть картины соревнуются друг с другом наравне. Нужно отметить, что случился бум технологий, но не эстетический прорыв. Молодые кинематографисты зачастую не понимают, что кино делается на монтажном столе, и стараются впихнуть в него как можно больше. Важная тенденция – желание дебютантов быть ближе к зрителю. Ясный нарратив, понятные герои, актуальные темы. Молодые совершенно не стремятся снимать экстремальный артхаус и смело используют атрибуты мейнстрима. Не знаю, с чем это связано. Возможно, в том числе с расцветом сериалов, которые модифицируют кинематографию и открывают новые карьерные перспективы для режиссеров. Кстати, четыре фильма-конкурсанта – ГРОЗА, КЕРОСИН, ОДНАЖДЫ В ТРУБЧЕВСКЕ, ТРОИЦА – независимые работы, снятые без участия министерства культуры.

Фестивальный год открывал МКФ в Роттердаме, где Россию представляла работа Григория Добрыгина SHEENA667 о том, что вторая реальность в виде Интернета влияет на нашу жизнь, увы, не всегда позитивно. МАЛЬЧИК РУССКИЙ режиссера Александра Золотухина, выпускника мастерской Александра Сокурова, – подлинно авангардное кино, в основе которого неожиданная тема Первой мировой войны. Не случайно его мировая премьера состоялась в секции «Форум» Берлинского кинофестиваля. На днях пришла радостная весть из Карловых Вар: дебют Бориса Акопова БЫК отобран в программу East of the West, где соревнуются лучшие молодые кинематографисты Восточной Европы. Фильм уносит нас в далекие 90-е. Режиссерский дебют уже известного сценариста Анны Пармас ДАВАЙ РАЗВЕДЕМСЯ расшифровывает одну из наиболее волнующих тем этого года – тему распада семьи – с присущими Анне легкостью и юмором... Следующий дебютант – Мария Агранович, лауреат короткометражного конкурса «Кинотавра», − покажет в Сочи свое видение «тяжелой жизни» содержанок. А в картине КУРАТОР Петра Левченко реальное событие – всего лишь толчок для создания гиперреалистичной социальной драмы... Еще одним актуальным социальным высказыванием стал второй фильм Александра Лунгина БОЛЬШАЯ ПОЭЗИЯ – рефлексия на тему послевоенных травм, невозможности вписаться в мирную реальность. Свои вторые картины посвятили кризису семьи и режиссеры Нигина Сайфуллаева (ВЕРНОСТЬ) и Ян Гэ (ТРОИЦА). Валерия Гай Германика – далеко не дебютант – рискнула, объединив реальное и мистическо-религиозное в новой картине МЫСЛЕННЫЙ ВОЛК. Обладательница главного приза «Кинотавра» 2016 года Оксана Карас строит свой сумеречный мир семьи с его манипуляциями и пустотой в фильме ВЫШЕ НЕБА.

Но в конкурсе представлены и более опытные режиссеры, которые заявили о себе лет десять назад и раньше. Например, Юрий Быков получил на «Кинотавре» главный приз за короткометражный фильм «Начальник», неоднократно возвращался в Сочи с новыми работами, стал участником Локарно, Канн и многих других фестивалей...

Юрий Быков не дает о себе забыть. Его СТОРОЖ – жанровая история, яростная и эмоциональная. Григорий Константинопольский, неоднократный участник «Кинотавра», впервые получил у нас приз за бурлеск ВОСЕМЬ С ПОЛОВИНОЙ ДОЛЛАРОВ в 1999 году, а в прошлом году – награду за лучшую режиссуру с фильмом РУССКИЙ БЕС. Его ГРОЗА – адаптация пьесы Островского в нашей сегодняшней реальности с полностью сохраненным текстом. Юсуп Разыков был дипломантом Берлинале, лауреатом «Кинотавра» и приза ФИПРЕССИ в Карловых Варах. Его фильм КЕРОСИН – это провинциальная Россия и бабушка в придорожном доме. В 1998 году Лариса Садилова со своим дебютом С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ! «взорвала» «Кинотавр». Позже у нее были главные призы Роттердама и Варшавы за фильм С ЛЮБОВЬЮ, ЛИЛЯ, а в этом году ОДНАЖДЫ В ТРУБЧЕВСКЕ попал в программу Каннского фестиваля.

В конкурсе действует раздражающая и напряженная драматургия столкновения между разными поколениями, которые создают разный контекст, между разными стилями и направлениями. Впервые за историю фестиваля в программе происходит и столкновение эпох: классика в ГРОЗЕ, Первая мировая в МАЛЬЧИКЕ РУССКОМ, послевоенная эпоха во внеконкурсной ДЫЛДЕ Кантемира Балагова и фильме закрытия ФРАНЦУЗ Андрея Смирнова, 70-е – в фильме открытия ОДЕССА Валерия Тодоровского, а также постсоветская и современная действительность внутри самого конкурса. Перед нами встает история России за последние столетия.

Вы всегда много внимания уделяете роли женщин в кинопроцессе. Об этом вы говорили и десять лет назад – но тема стала еще актуальнее сегодня. В России тоже отражаются мировые тренды?

Безусловно. Россия не осталась в стороне, происходит смена парадигмы, феминизация кинопроцесса: в конкурсе «Кинотавра» семь женщин-режиссе-
ров и более десяти женщин-продюсеров, а в программе Work-in-Progress три женщины-режиссера и пять женщин-продюсеров. И женщины главным образом рассказывают о женщинах. Более того, есть и то, что я назвала бы кинофеминизмом: мужчины тоже рассказывают женские истории, как в случае с фильмами КЕРОСИН и ДЫЛДА, отчасти – с картиной Добрыгина. Как мы знаем, женщина и в центре сюжета ГРОЗЫ. Но если, скажем, в программе Каннского фестиваля присутствует элемент квотирования, то мы прежде всего отбираем кино, а не мужчин или женщин.

Александр Роднянский назвал «Кинотавр» «агентством полного цикла», подчеркивая, что режиссеры и короткометражного, и полнометражного конкурсов рано или поздно возвращаются на фестиваль. К тому же в этом году их дополняют программа Work-in-Progress и форум киношкол.

Когда мы решили придать короткому метру тот же статус, что и полному (с полноценными показами, конкурсом, жюри), то хотели запечатлеть те свежие идеи, смыслы, эксперименты, энергию, которых всегда много в фильмах молодых авторов. Как фестиваль мы хотели открывать новые имена, предъявлять их индустрии – с тем, чтобы некоторое время спустя эти режиссеры возвращались на «Кинотавр» с полными метрами. Традиция короткого кино – в принципе часть процесса кинематографического обучения, и вначале условное соревнование происходило между двумя киношколами – ВГИКом и ВКСР. Но в последние годы мы столкнулись с ростом числа короткометражных работ (нам их подали около 500) и открывшихся новых киношкол (их теперь больше 30) – однако количество не переросло в качество. Школы стали конкурировать между собой за возможность попасть в короткометражный конкурс «Кинотавра», процесс коммерциализировался – но искусство от денег, увы, не зависит. В профессию пришло огромное количество людей, которые на самом деле не понимают, что такое режиссура. «Кинотавр» стал жертвой процесса, который сам инициировал, и уже не может остановить этот поток. 

 Я уверена, что кинообразование – одна из важнейших частей киноиндустрии – находится у нас, увы, в зачаточном состоянии. Время меняется и требует новых методов обучения... Чтобы уменьшить агрессивную конкуренцию между учебными заведениями в программе «Кинотавра», мы, например, решили в будущем не принимать фильмы, в которых присутствуют упоминания киношкол. Форум киношкол призван в первую очередь познакомить нас с представителями главных учебных заведений в сфере кинематографа и услышать об их подходах к кино. Помимо прочего, пора разрешить и конфликт: студенты школ (и не только) обвиняют нас в том, что мы не смотрим присланные фильмы – но мы не просто смотрим, иногда мы смотрим даже не один раз. Мы рьяно ищем что-то новое, подлинное и свежее, нам это необходимо.

Work-in-Progress мы проводим во второй раз, и эта программа очень для нас важна. Это не питчинг в министерстве культуры или Фонде кино, атмосфера там более интимная и домашняя: можно обсудить, дать рекомендации. Мы намеренно отдали предпочтение дебютантам (единственный мастер – Алексей Федорченко с проектом ПОСЛЕДНЯЯ МИЛАЯ БОЛГАРИЯ), потому что именно они ищут совета и консультаций. Фильмы будут анализировать, хвалить, награждать и ругать. Наша задача – дать им жизнь.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее