top banner

Екатерина Бордачева: «Состояние и этап развития индустрии определяют, каким будет Кинорынок»

Автор: Анна Багрова

20 мая 2019

Программный директор Кинорынка − об апрельском мероприятии, отмене летнего слета и многом другом

Предыдущие индустриальные слеты приносили неожиданные новости и поддерживали участников во мнении, что рынок кинопроката и кинопоказа проходит через период глобальных изменений. Последний по времени, 108-й Кинорынок не стал исключением. О впечатлениях от прошедшего мероприятия, отмене летнего слета и дальнейших перспективах мы поговорили с программным директором Кинорынка Екатериной Бордачевой.

Как вы оцениваете 108-й Кинорынок и его результаты?

На мой взгляд, на прошедшем рынке нам удалось выполнить две крайне важные задачи. Мы распределили презентации основных игроков так, чтобы каждый день был равномерно продуктивным. Это удается не всегда, часто интересы мэйджоров сталкиваются на одном из дней рынка, как, например, это было на апрельском смотре 2018 года. Тогда и организаторы, и участники почувствовали серьезную нагрузку на первую половину рынка. Вторая важная задача – это, конечно, представление проектов, вызывающих немало вопросов у отрасли, от даты релиза до качества и потенциала. Например, WDSSPR показал фильм БРАТСТВО Павла Семеновича Лунгина и утвердил дату старта. Для общей ситуации с расписанием мая это очень важный шаг. Появились эксклюзивные креативы и даты выхода в прокат проектов ТАЙНА ПЕЧАТИ ДРАКОНА и ВРАТАРЬ ГАЛАКТИКИ, которые по разным причинам не раз переносились, а также не предлагали визуализации, дающей представление о прокатном потенциале. Довольно много новых проектов с отложенной датой старта представила компания «Централ Парнтершип» – по ДОРОГОМУ ПАПЕ, КОМЕ или РОБО продемонстрировали последние материалы, в том числе уровень графики, сценарные точки, стратегии, определяющие способы заинтересовать зрителя. «Каропрокат» совместно с продюсерами показали материалы фантастического триллера АВАНПОСТ и сдвинули дату релиза, на мой взгляд, на более правильную. Также неожиданно в пакете этого прокатчика появилась ФЕЯ Анны Меликян, первый проект, поддержанный частным инвестиционным фондом «Кинопрайм». Добавлю к сказанному, что можно было отметить без преувеличения высокий уровень подготовки презентаций независимых игроков («Вольги», Megogo Distribution, RWV, «Парадиза» и многих других). И отдельно благодарю за креатив, эксклюзив и элемент шоу в выступлениях WDSSPR, «Каро Премьер» и Universal.

Еще в ноябре вы говорили, что рассматриваете возможность возврата весеннего рынка на третью декаду марта. Почему в конечном счете было решено сохранить прошлогодние апрельские даты? Довольны ли вы принятым решением?

Довольны. И еще раз убеждаемся, что на ближайший период эти даты наиболее рациональны. Март давал больше возможностей для представления российских фильмов, выходящих в прокат в апреле-мае, но таких проектов было два-три. При этом представители студий не готовы до международного рынка CinemaCon (в последние годы он проходит в конце марта – начале апреля) открывать такое же количество новых материалов,
как после завершения этого форума. Да и оглядываясь на прошлые мартовские рынки, я отметила для себя, что первый квартал – не самый продуктивный период для независимых компаний: между крупнейшими европейскими рынками в Берлине и Каннах много незавершенных сделок.

Какие факторы повлияли на решение об отмене Кинорынка в Сочи?

Основные факторы прежде всего экономические и, конечно, многое зависит от календаря мировых индустриальных смотров. Мнения, как всегда, полярны. Бόльшая часть вздохнула с облегчением, потому что последние летние рынки были далеки от определения рабочих и эффективных. С другой стороны, для продюсеров российского контента «Кинотавр» остается важной ступенью, и наше сотрудничество, несомненно, приносило плоды. Когда-то в 90-х Марк Григорьевич Рудинштейн, основав фестиваль, связался с моими коллегами и сказал, что «Кинотавр» не будет сильным и полноценным профессиональным смотром без Кинорынка, и пригласил нас к сотрудничеству. На том этапе, когда национальное кино возрождалось из руин, это мнение было особенно справедливым. Кинорынок привносил в фестиваль финансовую поддержку и выполнял роль основной бизнес-площадки. Безусловно, наша синергия создавала уникальные условия для продвижения российских проектов. Наши участники стремились наряду с рыночной программой охватить конкурс «Кинотавра», в чем их часто ограничивал фестиваль, ссылаясь на нехватку мест в зале Зимнего. Но никто не может отрицать, что рынок насыщал «Кинотавр» и вечерними мероприятиями, и деловой активностью. Думаю, что мы вместе не выиграли в сложившейся ситуации.

Какими вам видятся перспективы Кинорынка – будет ли он теперь постоянно проводиться только весной и осенью? Останется ли на своем месте осенний Кинорынок?

На данном этапе конец ноября – начало декабря и первую декаду апреля наши основные партнеры считают наиболее эффективными и удачными датами. Прежде всего эти сроки предваряют главные для рынка периоды – «новогоднюю битву» и время летних студийных блокбастеров. Кроме того, это контрактные периоды для интеграторов и продавцов услуг, время, когда идет подготовка тендеров, аукционов и тому подобного. Пакеты прокатчиков и мировой календарь – как всегда, основные показатели для выбора дат. Следующий рынок пройдет на стыке ноября и декабря.

Ощутили ли вы приток участников на 108-м Кинорынке в связи с новостью об отмене сочинской сессии? Как в целом обстоят дела с количеством и составом посетителей слета?

Отмена сочинской сессии не особенно повлияла на количество делегатов. Апрельский рынок принял более 1200 гостей и партнеров, свыше 500 из которых – это представители кинопоказа. Кроме них, в состав постоянных участников вошли делегаты практически всех онлайн-платформ, и не только российских, но и стран ближнего зарубежья, работники отделов по закупкам ТВ-контента, немало рекламных и коммуникационных агентств. Количество представителей кинотеатров, конечно же, не растет. Даже, напротив, несколько снижается, поскольку посреднические компании активно убеждают площадки переходить под их управление или договорное репертуарное планирование. С другой стороны, количество кинотеатров среди наших участников увеличивают сотрудники сферы кинопоказа бывшего СССР. Справедливо отметить, что и рынок не развивается с той интенсивностью, чтобы имел место серьезный прирост новых игроков. Кинотеатры, открывающиеся по программе Фонда кино, на сегодня не располагают средствами для полноценного участия в наших мероприятиях.

Какой рост аудитории Кинорынка допускает нынешняя площадка на Новом Арбате? Довольны ли вы ею?

Кинозал вмещает более тысячи человек, он действительно является главным достоинством площадки вместе с локацией в центре Москвы. Мы постоянно проводим мониторинг. В столице нет ни одного объекта, соответствующего нашим форматам, который мы не посетили бы и не оценили – от Сколково до Международного дома музыки. Ближайший рынок планируем провести в том же здании.

Уже второй год подряд даты Кинорынка максимально приближены к срокам проведения Московского международного кинофестиваля, в рамках которого действует бизнес-площадка. Как вы оцениваете такое соседство, было ли оно преднамеренным?

Скажу только, что и в прошлом году, и в этом мы выбирали даты исходя из мирового календаря мероприятий и графиков релизов основных партнеров. В 2018-м даты были объявлены гораздо раньше переезда ММКФ. Но в этом соседстве мы видим только позитив, я встречаю некоторых наших участников из регионов, которые, видимо, стремятся компенсировать отсутствие летнего рынка и посещают российские программы ММКФ.

Почему фестиваль и Кинорынок до сих пор никак не взаимодействуют? Вы часто говорите, что будущее индустрии лежит в области копродукции. Ранее на ММКФ проводился масштабный копродукционный форум. Нет ли желания, например, совместными усилиями или мощностями одного Кинорынка возродить его?

У нас с ММКФ разные бюджетообразующие платформы. Опыт сотрудничества в 2010-м и 2011 году был, но попытки сделать полноценный международный Кинорынок тогда успехом не увенчались, так как организаторы не согласовали цели и возможности. Нам нужен международный рынок достойного уровня, и где же еще, как не в рамках ММКФ, его организовывать! Но для того, чтобы вернуть копродукционный форум, нужна стабильная, не голословная организационно-финансовая поддержка на всех уровнях. Не получится просто объявить возобновление работы форума и ждать денег со всего мира. Года три снова нужно будет работать на поддержание репутации и статуса серьезной площадки. В этом должны быть заинтересованы все участники процесса, которые способны его организовать и поддерживать на должном уровне.

В фокусе Кинорынка в этот раз было детское и семейное кино: прошла презентация проектов – лауреатов фестиваля «Дух огня» и Европейской ассоциации детского кино. Почему была выбрана именно эта тема?

Я позволяю себе обращать внимание участников на неформатные проекты. Этот взгляд называется «в едином медиапространстве». Сотрудничая с несколькими фестивалями, я нахожу перспективные проекты, не замеченные прокатчиками, и оказываю им поддержку на нашей платформе. «Дух огня» – первый в России международный фестиваль кинодебютов, у него уникальная история. Европейская ассоциация, членом которой я являюсь, ставит своей задачей поддерживать прокат и продвижение детского кино, и вот уже более тридцати лет с успехом выполняет эту задачу. Нам в России нужен подобный опыт и ресурс. Я ощущаю это как букер кинотеатров и репертуарный менеджер, поскольку, кроме основного репертуара, кинотеатру, особенно в городах с конкуренцией, нужны фильмы, которые подчеркнут его индивидуальность.

На прошлом Кинорынке бизнес-площадка была объективно сильнее – только в рамках Дня «Централ Партнершип» прошло сразу несколько мероприятий деловой направленности. Почему в этот раз масштаб оказался более скромным?

На прошлом рынке, кроме деловой активности ЦПШ, в рамках основной программы мы провели также три мероприятия, которые были востребованы и актуальны. В апреле много яркого и обязательного контента, который является для нас приоритетным. На будущий, 109-й Кинорынок мы с партнерами сформулировали и утвердили три темы для деловой программы. Это, во-первых, работа кинотеатров, субсидированных Фондом кино, проблемы обучения персонала и включение площадок в рыночный контекст. Во-вторых, копродукция и, наконец, в-третьих, кинопрокат в России и в мире. Все темы поддержаны, для их реализации будут приглашены ведущие спикеры и практики отрасли.

Лейтмотивом последнего года служит тема необходимости диалога между всеми игроками индустрии для поиска компромиссов, и в том числе – выработки стратегий дальнейшего существования отрасли. Кинорынок предоставляет широкие возможности для кулуарного общения. Должен ли он стать базой для разностороннего диалога именно в общественном пространстве?

Особенность российского рынка в том, что бόльшая часть диалогов происходит «за кадром» – не на площадках, а в частном общении. На Кинорынках транслируется выработанная стратегия, разработанная и утвержденная внутри. Покупателям, в данном случае кинопоказчикам и проводникам контента, она предлагается в готовом виде. Это отличает наш рынок от мировой практики, где основным является диалог между производителем и дистрибьютором.

На прошедшем Кинорынке свои проекты презентовали только четыре мэйджорских компании. Как тектонические сдвиги в системе кинопроката могут отразиться на слетах?

Отвечая на предыдущий вопрос, я ответила отчасти и на этот. Рынок – это всегда зеркало отрасли. То, в каком состоянии и на каком этапе развития находится индустрия, определяет, каким будет Кинорынок как событие. Укрупнение всегда ставит под удар конкурентные механизмы. Чем очевиднее лидер, тем инертнее будет реакция сбытовой сети.

О чем, на ваш взгляд, сигнализирует инцидент с выложенным в соцсеть видео с презентации «Каро Премьер»? Можно ли считать его признаком существования глобальной проблемы с непониманием кинотеатрами деятельности дистрибьюторов, их сложностей с получением эксклюзивного контента?

По причине сокращения свободных денег в отрасли наблюдается приток непрофессиональных и неподготовленных кадров. Такие нарушения – это следствия тенденции. В частности, тот, кто позволил себе выложить в сеть эксклюзив «Каро Премьер», очевидно, на сто процентов не соответствует уровню менеджера кинопоказа. Из разговора с руководителем сотрудника, совершившего пиратский слив, я и коллеги из «Каро» сделали вывод, что и он слишком безответственно и примитивно оценивает систему координат в кинопрокате. В результате в неловкой ситуации оказались остальные наши участники, профессиональные и порядочные люди. 

Как вы оцениваете сотрудничество с независимыми компаниями по итогам прошедшего Кинорынка? Есть мнение, что они испытывают потребность в альтернативе летнему слету.

Независимые прокатчики ведут себя довольно необузданно, часто – себе во вред. Намечают пресс-показы в дни рынка на других площадках, когда бόльшая часть СМИ старается посетить нашу программу, понимая, что инфоповоды и события сконцентрированы на Кинорынке. Не соглашусь, что независимым компаниям нужны более частые встречи. На прошлом сочинском смотре мы провели эксперимент и предоставили независимым игрокам возможность рассказать о каннских закупках. Все бы ничего, но эти презентации не собрали достаточного количества партнеров, покупателей. Как итог – независимый прокатчик вложил немалый труд и средства, но оказался неудовлетворен обратной связью, не получил ожидаемой росписи и наработки.

Кинорынок в этом году отмечает 30-летие. Как он менялся в течение этих лет? Каким вам видится будущее рынка и индустрии в свете всех тех перемен, которые мы переживаем?

Кинорынок сейчас другой. Это нетворкинг и коммуникационный ивент, интегрированный в механизм работы прокатных компаний на российском рынке. К сожалению, по мнению экспертов и по моим ощущениям, сейчас российский рынок не слишком привлекателен для зарубежных партнеров. С другой стороны, объективно развитие национального кинопроизводства позволяет сохранять общий уровень кассовых сборов и поддерживать интересы киноходящей аудитории. Онлайн-контент и большое кино сейчас имеют как никогда внятные связи, питают друг друга. И еще довольно долгое время такое взаимопроникновение продолжит приносить позитивные плоды. Основными зрителями остаются дети с родителями. Пока это так, индустрия будет существовать.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Сергей Минаев и Андрей Золотарев выступят отборщиками фестиваля сериалов «Пилот»
Подробнее