top banner

Денис Яньшин: «Если долго не появляешься на Кинорынках, то возникает ощущение, что выпадаешь из процесса»

Автор: Андрей Белый

8 сентября 2014

Показчики Дальнего Востока – об отношении к ним дистрибьюторов и федеральных сетей

В конце августа на Сахалине прошел IV международный кинофестиваль «Край Света». Воспользовавшись моментом, «БК» решил пообщаться с представителями кинотеатров Дальнего Востока. Денис Яньшин руководит ГАУК «Сахалинское кинодосуговое объединение», которое выступает заказчиком данного смотра, а также объединяет в себе сеть государственных кинотеатров на острове. Андрей Яковлев является генеральным директором «Далькино», в ведении которого четыре кинотеатра в Хабаровске.

Чем вас, как кинопоказчиков, привлекает фестиваль?

Денис Яньшин: У меня есть интерес вообще к кино. При этом мы, как кинопоказчики, постоянно и непрерывно анализируем, почему человек идет на тот или иной фильм. Нас интересует, какие факторы влияют на то, чтобы был ажиотаж. Вы, наверное, слышали, что у нас в день объявления раздачи билетов на фестиваль случился коллапс. Мы раздали шесть тысяч билетов, был ажиотаж, люди стояли в очереди. Мы анализируем, что люди смотрят, как повлиять на интерес зрителей к авторскому кино.

Почему было принято решение раздать билеты бесплатно?

Денис Яньшин: Потому что это авторское кино. Мы сами знаем – в прокате авторские фильмы не отличаются сборами. Плюс фестиваль всего лишь четвертый. В прошлые годы мы не наблюдали стопроцентной заполняемости зала, особенно на первых двух киносмотрах. Еще тогда приняли решение раздавать билеты бесплатно, понимая, что пустые залы нам не нужны. Плюс это государственная политика – фестиваль патронирует губернатор, на организацию направлены средства Сахалинской области, поэтому местные жители должны иметь право доступа.

Сказывается ли как-то близость азиатских стран на интерес зрителей в кинопрокате к фильмам из Японии, Китая, Южной Кореи?

Андрей Яковлев: К фильму ВЕТЕР КРЕПЧАЕТ был достаточно большой интерес, люди ходили, готовы были платить деньги. Любители японского кино очень сильно отреагировали.

Денис Яньшин: Тут вопрос больше такой: наблюдается ли этот интерес? С чем он связан, отследить трудно. В Южно-Сахалинске зимой проходит фестиваль японского кино, мы его делаем вместе с японским консульством. И повышенный интерес к японскому кино есть. Но этот киносмотр тоже бесплатный. Не знаю, готовы ли люди за те же фильмы платить деньги. Но смотрят с интересом, готовы обсуждать, им нравится культура, которая совсем недалеко.

Андрей Яковлев: В Хабаровске тоже проводят японский фестиваль, но контингент, который ходит на бесплатное кино, не совсем наш клиент. 70 процентов – это бабушки, которым делать нечего, они приходят на фестивальное кино, потому что оно бесплатное. Такие фестивальные фильмы в большинстве своем не для тех людей, которые готовы платить.

А на вашей работе как сказывается близость Азии? Посещаете ли азиатские кинорынки?

Денис Яньшин: Я имею возможность их посещать, но не думаю, что от этого будет толк, потому что работаю с российскими дистрибьюторами. Другой момент, что я планирую по своей работе посещать не только кинорынки, но и значимые азиатские события. Пока не сложилось, но с удовольствием посетил бы некоторые. Однако и Барселону никто не отменяет.

А за техническими новинками отсюда не легче следить?

Денис Яньшин: Нет, мы, хоть и далеко, все равно работаем с российскими партнерами. Мы государственная компания, у нас усложнена работа с иностранными партнерами.

Андрей Яковлев: Но кресла корейские фактически на всем Дальнем Востоке.

Денис Яньшин: Да, но покупаем мы их не у корейцев, а у представителей в России. И представитель находится в Москве. Все те же коммуникации, что и у московских показчиков. Другое дело, что я, когда планирую покупку, просчитываю транспортную составляющую. Иногда транспортная история может быть дороже, чем сам продукт.

В связи с дальними расстояниями есть ли проблемы с доставками копий?

Денис Яньшин: Скажем так, ситуация из года в год становится лучше в связи с цифровизацией и с тем, что мы потихоньку учимся все это логистически оптимизировать. Мы привыкли на Дальнем Востоке, что может быть по-разному. Может быть метель, и самолет с жестким диском не прилетит. С пленками вообще отдельная история была. Это определенный объем, если на несколько кинотеатров – еще больший объем, а под Новый год начинают везти из Москвы кучу грузов. У меня в столице был специальный человек, задача которого была пропихнуть в аэропорту наш груз. Сейчас у нас нет такой необходимости. Даже если и задержка, есть возможность договориться без отдельно нанятого человека.

Есть ли принципиальная разница в работе в Хабаровске и Сахалинске? Отличаются ли цены на билеты?

Денис Яньшин: Тут вопрос не в цене. Вопрос в зрителе. Отличается ли зритель? Только по ощущению могу сказать, что сахалинский зритель более придирчивый, хотя у него нет такого предложения, как в Хабаровске. Но, имея по закону оплачиваемую дорогу в любой конец страны и имея зарплату выше, он ездит в азиатские страны, в Европу. Поэтому у него более высокие требования к качеству сервиса. Если что-то не нравится, он не пойдет. Так как качество растет медленно, зритель предпочитает никуда не идти, а смотреть дома на плазме. Он может себе это позволить. В Хабаровске, мне кажется, если какой-то кинотеатр не дорабатывает, к этому лояльно относятся.

Андрей Яковлев: Для сравнения – в Хабаровске двенадцать кинотеатров, а в Южно-Сахалинске – три.

Денис Яньшин: Казалось бы, всего три кинотеатра, должен быть вал, но нет – если кому-то не нравится, лучше подождут, а потом скачают и дома посмотрят. Мой девиз этого года – поднять сервис.

По статистике, в этом году в Хабаровске идет увеличение посещаемости на 11%, в Южно-Сахалинске, наоборот, падение на 9%. Как считаете, с чем это связано?

Денис Яньшин: Мы закрыли на реконструкцию большой зал «Октября». Примерно два-три месяца спустя наш конкурент в Южно-Сахалинске, другая сеть, закрыл два своих однозальника. Я с этим падение связываю.

Андрей Яковлев: В Хабаровске рост из-за открытия новых кинотеатров, и только из-за этого, наверное. При этом новая площадка львиную долю себе не забирает, потому что появляется новый зритель.

Денис Яньшин: Думаю, у нас, если все будет хорошо и откроем «Октябрь» весной, как планируем, будет рост заметный.

Есть ли планы построить кинозал IMAX?

Денис Яньшин: Насколько знаю, Южно-Сахалинск не очень интересен компании IMAX по численности населения.

А Хабаровск?

Андрей Яковлев: В Хабаровске вот в чем проблема: если строить IMAX, то вокруг него должно быть еще пять залов. Построить просто зал IMAX неинтересно. У нас есть большая площадка, где думали построить IMAX, но затраты выходили порядка 2 млн долларов. Считаю, что пока это экономически нецелесообразно. В этом году IMAX запустит Владивостокская сеть «Иллюзион».

В Москве недавно открылся 22-зальный кинотеатр. В столице такой формат сработает, а в Хабаровске и Южно-Сахалинске сколько залов будут экономически эффективны?

Андрей Яковлев: Шестизальник должен быть как минимум, чтобы спрос удовлетворить. В шести залах можно показать практически все новинки. Сейчас максимальное количество залов – всего лишь четыре.

В целом залов хватает?

Андрей Яковлев: Строить еще можно, но проблема в том, что строят на деревенском уровне – одно- и двухзальные кинотеатры. Инвесторы в основном все местные. Московские понимают, что нужны минимум шестизальники, причем желательно с галерейной геометрией зала. У нас строят по принципу: есть пустое место в торговом центре, надо кинотеатр влепить.

Денис Яньшин: Или просто по принципу «хочу». Не все осознают, что это целый комплекс вопросов, а не просто так.

Андрей Яковлев: Кинотеатр сам по себе уже работает не так, как раньше. Должна быть развлекательная зона для детей, боулинги, бильярды, фудкорты.

А федеральные сети проявляют интерес к Дальнему Востоку?

Андрей Яковлев: Вообще нет.

Денис, у вас была идея организации кинорынка на Дальнем Востоке. Сейчас она жива?

Денис Яньшин: Она остается, мы не отказались от нее, но пока кинорынок существует только на уровне идеи. Мы обговариваем детали с Алексеем Медведевым (программный директор фестиваля «Край Света» – прим. «БК») и Алексеем Аграновичем (генеральный директор фестиваля «Край Света» – прим. «БК»). Не могу пока сказать, реализуем мы эту идею или наоборот откажемся от нее. Сейчас прощупываем почву, думаем, есть ли смысл, возможно ли это.

Много ли букеров или представителей кинотеатров Дальнего Востока ездят в Москву, Санкт-Петербург или Сочи?

Андрей Яковлев: Все ездят практически.

Денис Яньшин: Обходится дорого, но мы ездим, потому что это погружение в среду. Здесь мы отдалены, не хотим замыленности взгляда и падения спроса. Хотим оставаться в общем потоке, и у нас, если долго не появляешься, возникает ощущение, что выпадаешь. Я как директор стараюсь хотя бы раз в году посетить кинорынок. Андрей посещает все.

Какое у вас отношение к последним кинорынкам? Хватает ли материалов?

Андрей Яковлев: Кинорынок кинорынку рознь. Если это сочинский, то там меньше материала, все готовятся к Барселоне, где гораздо больше материала. Питерский кинорынок – да. Очень серьезно к нему относимся.

Денис Яньшин: Самая продуктивная поездка – это сентябрьская. Хотелось бы, чтобы Москва увеличил стабильность. Мне не очень нравится, когда ряд дистрибьюторов не выставляет свои стенды, но как мы можем повлиять на это?

Андрей Яковлев: Все равно российский рынок движется в сторону глобализации. У нас четыре рынка, поэтому дистрибьюторы вынуждены распределять все материалы. Слышал, хотят убрать один рынок – не знаю, будет ли это декабрьский, мартовский или даже сочинский – кто что говорит. В общем, все к этому идет.

Денис Яньшин: Кстати, все может прийти к единому форуму – одному или двум. Сочи не хотелось бы терять (смеется).

Новогодняя битва для одно- и двухзальников – это катастрофа или нет?

Андрей Яковлев: Все зависит от опыта. Когда я десять лет назад начинал, то конечно, сидел и думал: Новый год – ужасно. Сейчас понимаешь, что брать, а что не брать. Отношения с компаниями сложились. В принципе, уже не так сложно все расписать, договориться с прокатчиками.

Денис Яньшин: Уже есть собственная схема, знаешь подходы, знаешь, что бесполезно нервничать – все взять не сможешь. Знаешь, как будешь к этому относиться, кому-то звонишь и говоришь «извини».

Вы в прошлом году говорили, что у вас были проблемы с WDSSPR. Они разрешились?

Денис Яньшин: Нет, они не разрешились. WDSSPR в Южно-Сахалинске не дает фильмы нашей сети. Мы начали работать по другим городам Сахалина, а в Южно-Сахалинске только наш партнер-конкурент показывает.

Андрей Яковлев: В России это единственный случай такого блокирования компании по каким-то личным причинам, а не за долги.

Денис Яньшин: Это даже не по нашим личным причинам. Мы много раз просили объяснить причины, но безрезультатно.

Вы не видите здесь нарушения антимонопольного законодательства?

Денис Яньшин: Вижу, но чего я добьюсь? Полным экраном четыре недели? Мне хочется нормальные отношения с WDSSPR выстроить, мы идем к тому, чтобы построить нормальный диалог. Сейчас запланирована встреча на кинофоруме, надеюсь, будут результаты.

А «Киноальянс» не должен решать такие проблемы? В чем вы видите его задачи?

Денис Яньшин: Вообще, организации кинопрокатчиков должны быть обязательно. Другое дело, какие задачи она ставит, насколько она грамотно выстраивает политику, понимает, что нужно. Крупные сетевики сами могут о себе позаботиться, проблемы возникают у однозальников. Фактически им навязывают репертуар, они никак повлиять не могут. Наши союзы сконцентрировались на РАО, и масса других вопросов фактически опущена. Хотелось бы иметь обратную связь. Наша проблема с WDSSPR почему не может стать проблемой «Киноальянса»? Это же нонсенс. Он может стать силой, но для этого нужно начать заботиться о малых. Да, мы в альянсе, но он посчитал какое-то усредненное направление и по нему идет. Плюс такой момент: кинотеатры, которые не вступили в НП, в случае его победы, например, в битве с РАО, все равно будут пользоваться результатами этой победы. Зачем тогда вступать?

Вы следили за ситуацией с новосибирскими кинотеатрами, которых оштрафовали за показ ВОЛКА С УОЛЛ-СТРИТ? Что думаете по этому поводу?

Денис Яньшин: Мы должны показывать те фильмы, которые получили прокатные удостоверения. Другой момент, что смотришь на фильм, и думаешь, не пропаганда ли это. Но кинотеатры не должны определять, что есть пропаганда.

Не должны, но крайними остаются именно они.

Андрей Яковлев: Да, если перед фильмом не напишут, что он содержит сцены с курением, то штраф у кинотеатров будет.

Денис Яньшин: Если фильм получил прокатное удостоверение, это уже, по идее, вопрос решенный. Например, у гигиенической продукции есть свой гигиенический сертификат, но магазины же не решают, можно ли это продавать. Есть специальный орган, который выдает эти сертификаты. В нашем случае прокатное удостоверение – это тот же сертификат. И есть специальный орган, который выдает прокатное удостоверение. Мне, получается, надо делать просмотровый зал, самому отсматривать и решать? Это глупо. Если каждый будет решать по-своему, что мы в итоге получим?

Часто ли вы сами прибегаете к помощи юристов?

Денис Яньшин: У меня есть в штате юрист, общаюсь с ним минимум раз в неделю, прецедентов каких-то ярких нет, обычная текущая работа. В перепалки не вступаем, ведь нас еще жестче проверяют, потому что государственная компания. 

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» продолжает лидировать
Подробнее