Анна Меликян: «Если фильм мне нравится, он ничего не собирает»
Режиссер «Звезды» – о том, как полезно побывать в шкуре продюсера
Ученица Сергея Соловьева Анна Меликян свою последнюю режиссерскую работу, РУСАЛКА, выпустила семь лет назад, а в последние годы занималась продюсированием недорогих романтических комедий и сериалов, с которыми ЗВЕЗДА ничего общего не имеет. Новая постановка Меликян – это по-прежнему трагикомическая смесь жанров, где в центре повествования – угловатая, хрупкая и неуклюжая девушка, храбро покоряющая этот безумный, безумный, безумный мир. Также в фильме есть три других по-своему трагических персонажа, в роли одного из которых дебютирует 18-летний Павел Табаков, отправившийся по стопам отца. ЗВЕЗДА примечательна также песнями Алины Орловой, операторской работой лауреата Венецианского кинофестиваля Алишера Хамидходжаева и пародией Гоши Куценко на самого себя.
В ЗВЕЗДЕ очень неожиданный и интересный подбор актеров, а самая интригующая и обаятельная актриса – конечно, исполнительница главной роли Тина Далакишвили. Где и как вы ее нашли? Чем она вас зацепила?
Я очень люблю актеров, люблю людей, лица, люблю их фотографировать. Вот к пейзажам я спокойна, а мимо интересного лица никогда не пройду. Поэтому кастинг для меня – всегда мучительный процесс, я очень долго ищу актеров. В этот раз поиски длились полтора года. Но как только я увидела Тину, сразу же полетела к ней в Грузию и сразу же поняла, что буду ее снимать. Хотя, во-первых, она не актриса, а во-вторых, совершенно не соответствовала тому образу, который был придуман – напротив, она была полной его противоположностью. Но кино тем мне и нравится, что это живой процесс – появляются люди и меняют лицо твоего фильма. Тина, конечно, сильно его изменила – это такая маленькая, хрупкая девочка, в жизни как ребенок, с огромным потоком внутреннего света, который пробивается через экран. По крайней мере я это чувствую, другие – не знаю.
Хрупкие и нежные героини вашего фильма несколько раз неожиданно крепко матерятся. В свете недавно принятого закона о запрете нецензурной лексики в кино как вы планируете поступить с этими эпизодами? И что думаете по поводу самого закона?
У нас, конечно, есть несколько вариантов озвучания, и я думаю, что в прокат пойдет версия без мата. Но я не считаю это правильным. Кино всегда является отражением нашей жизни, мы пытаемся быть достоверными, мат – часть нашей жизни. И если это не самоцель, если его употребление оправдано историей, героями, о которых ты рассказываешь, то из-за этого запрета кино будет обделено. Мне кажется, что надо воспитывать людей, вкладывать в образование, а не бесконечно что-то запрещать. Образованный человек сам разберется, как ему разговаривать, что и где смотреть.
В вашем фильме за кадром звучат песни певицы из Литвы Алины Орловой и участвуют литовские актеры – известный в России Юозас Будрайтис и совершенно незнакомая Северия Янушаускайте. Откуда взялся этот «литовский след»? И кто еще внес свой вклад в саундтрек?
Это скорее случайность, никакого умысла в этом нет. Что касается Алины, то мне просто нравится ее голос и ее музыка, так что я пригласила ее дебютировать в качестве композитора в нашем фильме. Сама летала к ней в Вильнюс, и мы вместе с ее музыкантами писали композиции для картины. Также в ЗВЕЗДЕ есть музыка очень талантливой Ани Друбич. Она появилась неожиданно, ближе к финалу, но мне так понравилось то, что она написала, что мы решили совместить ее музыку с Алининой. Еще есть треки, написанные Игорем Вдовиным – с ним мы сотрудничали и на РУСАЛКЕ. Есть песня Регины Спектор, с ней мы познакомились, когда она приезжала с концертом в Москву. И есть в этом фильме большое музыкальное открытие для меня – балалаечник-виртуоз Алексей Архиповский. Я никогда не думала, что на балалайке можно так играть и создавать такую музыку. Мы использовали его трек, он очень важен для фильма. В общем, как вы видите, саундтрек собирался трепетно, по крупицам, потому что музыку я люблю так же, как людей.
Какой опыт вы приобрели, продюсируя фильмы? Как он отразился на вашем киноязыке и режиссерском подходе к созданию новой картины?
Побывать в шкуре продюсера, в принципе, полезно для любого режиссера. У постановщика ведь чаще всего складывается ощущение, что его обделяют, ущемляют, не дают полностью раскрыться творчески и, конечно, не понимают. И ему совершенно не хочется знать о проблемах, с которыми сталкивается продюсер, стремящийся выполнить все пожелания режиссера. Это важный опыт – находиться с двух сторон, знать, чего ты хочешь и сколько это стоит. Как это меня изменило? Я просто перестала ругаться с администрацией. Мы стали дружить, чувствовать, что мы в одной лодке, и вместе решать проблемы. Раньше, когда мне говорили: «этого нет», «смен больше не дадим», «объекты дорогие», «переработки невозможны» и так далее, я всегда всех подозревала во всем, обижалась. Сейчас я сама за это отвечаю и сама знаю, что могу себе позволить, а что – нет.
Как вы считаете, насколько ЗВЕЗДА может быть коммерчески привлекательной?
Я в этом мало что понимаю – для меня чаще всего остается загадкой система проката российского кино и то, какие фильмы собирают кассу. То есть понятны действия, которые нужно совершить, чтобы привлечь зрителя, и мы их, конечно, совершим. Но результат непредсказуем. Чаще всего, если фильм мне нравится, он ничего не собирает. Я знаю только, что снимая кино как режиссер, никогда ничего специально не делаю для того, чтобы фильм стал привлекательнее для фестивалей или проката, для того, чтобы просчитать успех. Я считаю это самым бессмысленным занятием. Я просто рассказываю свои истории, стараюсь делать это максимально искренне и, насколько это возможно, хорошо.