top banner

Наталья Мокрицкая: «Фестиваль «Зимний» не является альтернативой «Кинотавру»

Автор: Никита Никитин

2 декабря 2022

Программный директор нового кинофестиваля о задачах смотра, принципах отбора картин и текущем состоянии фестивального кино

Сегодня в Москве открывается кинофестиваль «Зимний», который анонсируется как мера дополнительной поддержки авторского кино в условиях кризиса. В программу смотра вошли десять российских фильмов, среди которых новые картины Алексея Федорченко, Ивана И. Твердовского, Михаила Брашинского, Виктора Шамирова, Григория Константинопольского и Игоря Волошина. В рамках фестиваля также пройдут первый форум московских киношкол, мастер-классы и творческие семинары. Мы поговорили с программным директором фестиваля Натальей Мокрицкой о задачах, стоящих перед новым смотром, принципах отбора картин и состоянии фестивального кино в условиях новой реальности.
 
Какие амбиции у вас связаны с фестивалем «Зимний»? Планируете ли вы превратить его, например, в альтернативу «Кинотавру»?
«Кинотавр» – старейший фестиваль российского авторского кино. Ему больше тридцати лет, и я считаю огромной ошибкой, что он не состоялся в 2022 году. Сегодня отечественный кинематограф находится на новом этапе развития, российские кинематографисты в  сложном положении – наши картины не приглашают на международные фестивали, пытаются отменить русскую культуру, принизить наш вклад в  мировое искусство. Я отношусь к этому крайне отрицательно. Считаю, что искусство не должно быть политизировано. Это неприемлемо. Недавно все наблюдали, как известному режиссеру российского кино, участнику конкурсной программы в  Каннах на пресс-конференции не задали практически ни одного вопроса о кино и творческих проблемах, а только о политике и его личной позиции. Я убеждена, что авторское кино не должно становиться жертвой политических обстоятельств.
В этой ситуации «Кинотавр» должен был сыграть свою благотворную роль. Он был важнейшим фестивалем для отрасли. Любимым. Таким он останется и  в  истории. Мы не пытаемся его заменить. «Зимний» не является его альтернативой. У него другие цели. Мы видим свою задачу в том, чтобы показать и профессиональной, и  широкой зрительской аудитории наше новое авторское кино, вернуть к нему интерес, поддержать творческие поиски молодых кинематографистов и  талантливой молодежи. «Кинотавр» был создан по инициативе Марка Рудинштейна для того, чтобы поддержать киноиндустрию уходящего Советского Союза. В  той ситуации это была чуть ли не единственная возможность сохранить киносообщество. Менялись поколения, уходила в  прошлое привычная советская государственная киноиндустрия. Наступало некое кинематографическое безвременье – кино практически не снималось, новые картины появлялись редко. Чтобы показать, что российское кино живо, что мы как кинематографическая держава все еще что-то из себя представляем, что у  нас все еще есть авторское и  жанровое кино и,  главное, что у  нас сохраняются перспективы – вот для этого и  нужен был такой фестиваль, как «Кинотавр». В  начале 90-х он поддержал кинематографическое братство и  укрепил его веру в  себя. Кинематографисты могли встречаться, общаться и  создавать новые альянсы. Позже, в середине 2000-х после обновления, «Кинотавр» способствовал появлению нового поколения таких российских кинематографистов, как Хлебников, Попогребский, Сигарев, Твердовский и многих других.
 
По каким критериям составлялась программа фестиваля «Зимний»? Кто проводил отбор фильмов?
Критерий один – талантливое кино. Мы выбирали лучшие авторские фильмы, которые были сняты за последние два года. Отбор проводили несколько человек. Я  как руководитель отборочной комиссии и  еще трое молодых выпускников киноведческого факультета ВГИКа отсмотрели всю программу и  составили консолидированное мнение. Их имена пока еще неизвестны, но тем не менее они являются серьезными специалистами и  обладают достаточным профессиональным уровнем, соответствующей компетенцией и квалификацией, чтобы оценивать нашу фестивальную программу.
Возвращаясь к  вопросу об амбициях и  задачах нового фестиваля: мы поставили перед собой задачу омолодить пул критиков и лидеров мнений и изменить ситуацию в кинокритике, которая сложилась в последнее время. В рамках фестиваля авторского кино «Зимний» начнется формирование сообщества новых авторов со свежими взглядами и  новыми мыслями. Пишущая о кино молодежь сможет проявить себя в рамках конкурса рецензий на фильмы фестиваля. Мы рассчитываем, что в  конкурсе примут участие студенты гуманитарных вузов и факультетов, изучающие кино, театр, медиа, которые любят кино и  мечтают рассказывать о  нем. Лучшие из текстов будут опубликованы в журнале «Сеанс» и в интернет-ресурсе Кино-Театр.ру. А  их авторы получат денежные призы и  возможность посетить самые известные российские кинофестивали в качестве представителей прессы.
 
Не было ли у вас соблазна включить в программу контент от онлайн-платформ? Поступали ли вам подобные заявки?
Дело в  том, что в  настоящий момент рынок фестивалей интернет-платформ достаточно полон. Только в  2022  году было организовано четыре фестиваля, где были представлены проекты стримингов: «Пилот», «Реалист», «Новый сезон», Original+. Поэтому у  нас не было такого соблазна. Мы с большим уважением относимся к  интернет-платформам и  считаем, что они являются кузницей молодых авторов, дают возможность зрелым авторам свободно заниматься творчеством. Но фестиваль «Зимний» посвящен исключительно авторскому кино.
 
Видите ли вы какие-то общие тенденции и  мотивы в  отобранных в  программу фильмах? Можно лиутверждать, что ваша программа предлагает актуальную картину состояния нашего кино на текущий момент?
Основная тенденция – гуманизация. На первом месте человек, его личность, драматическая ситуация и  возможность выйти из затруднительного положения. Прослеживается возвращение интереса авторов к  литературному наследию. Мы наблюдаем, что режиссеры стали больше тяготеть к  классическим литературным произведениям. Десять фильмов, которые можно будет увидеть в  программе фестиваля, созданы ведущими авторами российского кино в 2021-2022 годах. Это абсолютно актуальная картина, сложившаяся в нашем авторском кинематографе на сегодняшний день.
 
Что конкретно будет происходит в рамках форума московских киношкол и открытого киноклуба «Как смотреть авторское кино»?
Мне кажется очень важным, что, кроме фестивальных показов, в рамках «Зимнего» пройдет форум московских киношкол. Он может стать своеобразным творческим мостом между нашим кинонастоящим и  кинобудущим. Если в  конкурсной программе фестиваля принимают участие профессионалы, то участником форума может стать любой, кто хочет посвятить свою жизнь кинематографу, но пока еще только присматривается к  миру кино, не зная, с  чего начать. Это и  выпускники старших классов, и  студенты непрофильных вузов, и  просто талантливая молодежь. Для таких людей кинофорум станет важным ориентиром и  бесценным кладезем информации. Совершенно бесплатно они смогут познакомиться с ведущими киношколами, узнать о  специфике преподавания, пообщаться с  педагогами и  выбрать для себя подходящую. Форум киношкол пройдет в  простом и  понятном формате Дня открытых дверей. Все, что может предложить молодым талантам современное московское кинообразование, посетители увидят за пять дней форума. Знакомить с  киношколами будущих абитуриентов будут ведущие российские кинематографисты.
Московскую школу кино представит режиссер и  сценарист Алексей Попогребский. Режиссер Лена Ланская, чей дебютный фильм НИЧЬЯ получил главный приз программы «Новые режиссеры» на международном фестивале в  Сан-Себастьяне, расскажет об особенностях обучения в  школе «А.Р.К.А». Познакомиться со спецификой преподавания в  Московской школе нового кино участникам и  гостям смотра поможет режиссер, сценарист, композитор, продюсер и  актер Юрий Быков. Институт кино Высшей школы экономики представит продюсер Александр Акопов. Режиссер и  сценарист Иван И. Твердовский расскажет о  своем курсе в Школе дизайна ВШЭ. Режиссер, сценарист, продюсер и  театральный педагог Жора Крыжовников поделится подробностями образовательного процесса в Школе кино и  телевидения «Индустрия». На преимуществах обучения на Высших курсах сценаристов и  режиссеров остановится советский и  российский режиссер, сценарист, актер, педагог, народный артист Российской Федерации Владимир Хотиненко. Режиссер Александр Котт расскажет о получении профессиональной подготовки во Всероссийском государственном университете кинематографии.
Одна из ключевых задач семинара «Как смотреть авторское кино» – вернуть интерес к  авторскому кинематографу, заново научиться его смотреть и разбираться в нем. Он пройдет в кинотеатре «Иллюзион». Известные российские режиссеры и  критики проведут показы и  обсуждения с  молодежной аудиторией лучших образцов мирового фестивального кино. Режиссер и сценарист Юсуп Разыков проведет анализ и разбор картины ДОГВИЛЛЬ Ларса фон Триера, Иван И. Твердовский обсудит с  участниками семинара фильм ПИАНИСТКА Михаэля Ханеке, критик и  киновед Егор Москвитин поделится своими мыслями о  культовой картине БРАТ, Юрий Быков расскажет о ленте ПЫЛАЮЩИЙ корейско- го режиссера Ли Чхан-дона.
 
Как вы оцениваете дальнейшие перспективы фестивального движения в России?
Фестивальный рынок России, бесспорно, нуждается в  обновлении. Много хороших фестивалей проходит в  регионах – в  Вологде, Пскове, Липецке. У  них очень высокий KPI. И хороший потенциал. Нужно обратить на них внимание. В  отличие от «Кинотавра», на кинофестивале «Зимний» творческая молодежь и  все желающие смогут абсолютно бесплатно посмотреть фильмы, которые мы покажем. Им нужно только зарегистрироваться на тот или иной кинопоказ или мероприятие на официальном сайте «Зимнего» https://zimnyfest.ru/. Учитывая проведение в рамках фестиваля форума московских киношкол и семинара «Как смотреть авторское кино», можно смело сказать, что в отличие от «Кинотавра» к нам приходят не только профессионалы, но и  люди, которые увлекаются кино, которые хотят выбрать для себя дорогу в будущее. Абсолютно любой молодой человек, который интересуется кино и хочет им заниматься, мо- жет посетить форум и посмотреть актуальную картину.
 
Как вы оцениваете итоги состоявшихся в этом году фестивалей – «Окно в Европу», ММКФ, «Новый сезон»?
Из перечисленных фестивалей в этом году я была только на ММКФ. На фестивалях «Окно в Европу» и «Новый сезон» я  не присутствовала, поэтому оценивать их не могу. Считаю, что ММКФ, который с этого года ввел новую программу – конкурс российского кино, сделал очень важное дело. Я  рада, что руководство фестиваля вместе с  новым директором программ Иваном Кудрявцевым создали этот новый конкурс. Это очень важно для поддержки отечественной киноотрасли. Особенно в современных условиях.
 
Как вы считаете, фильмы, премьеры которых вынужденно состоялись не в Сочи, а на других фестивалях, получили достаточную паблисити-поддержку?
Нет, не получили. В том числе и для этого мы и проводим свой кинофестиваль «Зимний», чтобы авторы осознали свое место в сегодняшней культурной повестке.
 
Сейчас наблюдается усиление взаимосвязи между киноотраслью и фестивалями? Смотры становятся более важными именно для киноиндустрии?
Я  со студенческой скамьи была активным участником кинофестивального движения. Начинала работать на ММКФ, трудилась на «Кинотавре» в качестве переводчика, работала в кинопоказе Кинофорума молодых кинематографистов и очень хорошо знаю эту «кухню» изнутри. Конечно, я считаю, что кинофестивали в России являются движущей силой киноиндустрии.
 
Как функционирует киносеть «Москино» в  условиях кризиса?
Нам не привыкать к  сложным временам. В  период пандемии было тоже очень непросто. Тем не менее мы продолжали активно работать: придумывали специальные программы, яркие кинособытия, инициировали фестивали, творческие встречи, юбилейные вечера, тематические показы. И  это дало свои результаты. «Москино» не является коммерческой структурой. Занимаясь кинопросвещением и  кинообразованием, мы развиваем сеть кинотеатров как классическую городскую культурную институцию. У  нас особенный зритель. Он любит сложное кино. Ему нравится разбираться в  его нюансах. Мы его обучаем и  воспитываем. Поэтому в изменившихся условиях у нас не произошло такого катастрофического падения посещаемости, как в коммерческих киносетях. Мы просто продолжили интенсивно работать в том же направлении, совершенствуя качество наших специальных программ, расширяя их географический и  жанровый диапазон. Кроме того, у  «Москино» есть уникальная возможность демонстрировать фильмы с  35-миллиметровой пленки. Это благодаря нашему фильмофонду, в  котором хранится около 9  тысяч копий лучших образцов мирового кинематографа.
В  2022-м «Москино» исполнилось 90  лет. Почти все, что мы сделали и продолжаем делать в  этом году, так или иначе посвящено этой круглой дате. Получается, что юбилей мы справляем целый год. За это время мы реализовали много интересных и  ярких проектов. Это и  кинофорум к  100-летию СССР, и  фестиваль, совместно подготовленный с изданием «Москвич Mag» «Женщины снимают: СССР – страна победившего феминизма», серия мероприятий к  юбилею Тарковского, проект «Первый сеанс», «Детские утренники» вместе с «Союзмультфильмом», совершенно новаторская история «Малышарики идут в «Москино» совместно с компанией «Рики», цикл кинопоказов и концертов наших рок-звезд вместе с «Нашим радио», киноконцерт к  юбилею «Москино», а также мероприятия ко Дню города и 5-летию парка «Зарядье», образовательный цикл «Московское кино в  школе», «Ночь кино» и многое другое. Мы много и упорно работаем.
 
Как вы оцениваете состояние кинопроката? Какие вали специальные программы, яркие кинособытия, советы вы можете дать коллегам?
Считаю, что нам нужно воспитывать новое поколение киномаркетологов, кинообозревателей. Мы стремимся к этому и будем развивать эту работу на фестивале, формируем свой киноклуб молодых кинообозревателей «Звезда». Нам нужно больше работать и создавать новую школу по продвижению российского кино. Мы слишком привыкли полагаться на зарубежный опыт. Надо заново учиться выстраивать производство и продвижение отечественного кино, кстати, используя и советский опыт.
 
Есть ли у  вас какие-нибудь предстоящие кинопроекты в разработке?
Представители кинокомпании «Новые люди» весну и  лето 2022  года провели в  Венесуэле, Аргентине и Уругвае, где выбирали локации, проводили кастинги для двух новых проектов – МАРГАРИТА Марины Любаковой и СВИДЕТЕЛИ Сергея Мокрицкого.
 

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Фонд кино проведет очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Россияне назвали «Незнайку» самой ожидаемой экранизацией детской классики
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 11–14 апреля
Подробнее
Объявлена программа 77-го Каннского кинофестиваля
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Манкимэн» превзошел «Немую ярость»
Подробнее
Телеканал «КиноТВ» оштрафован на 1 млн рублей за показ фильма «V значит Вендетта»
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
Профессиональная премия кинооператоров «Белый квадрат» назвала лауреатов
Подробнее
Amazon Prime выпустит российско-ливанский сериал «Ничего личного»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Заключительный MIPTV не смог привлечь делегатов
Подробнее
Фестиваль «Окно в Европу» объявил даты проведения и открыл прием заявок
Подробнее
В Москве прошла премьера триллера «Город тайн. Исчезнувшая»
Подробнее
Владимир Тодоров назначен продюсером по документальному контенту Okko
Подробнее
Официальная касса России: «Летучий корабль» лидирует третью неделю подряд
Подробнее