top banner

Наталия Мещанинова: «Проблему взаимоотношения природы и цивилизации не решишь в одном дворе»

Автор: Максим Туула

11 июня 2018

Режиссер фильма «Сердце мира» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Если еще десять лет назад выпускницу Школы Марины Разбежкиной Наталию Мещанинову знали главным образом как успешного документалиста, то сегодня ее имя на слуху у многих в российской киноиндустрии. Теперь она известна как автор удачного игрового дебюта КОМБИНАТ «НАДЕЖДА» (участник «Кинотавра-2014»), второй режиссер телесериала Валерии Гай Германики «Школа», режиссер вышедшего на Первом канале сериала «Красные браслеты» (также отмеченного главным призом и призом за режиссуру на кинофестивале «Движение») и один из самых востребованных сценаристов в русском кино: она стала соавтором сценария картин ЕЩЕ ОДИН ГОД Оксаны Бычковой, ВОЙНА АННЫ Алексея Федорченко и хитовой АРИТМИИ Бориса Хлебникова. Действие ее второго полнометражного фильма происходит на испытательно-тренировочной станции, где собак учат охотиться на диких зверей. Главный герой, похоже, сбежал сюда от проблем большого мира, но теперь ему приходится выстраивать новые сложные взаимоотношения с семьей начальника станции. Во многом СЕРДЦЕ МИРА – это история о человеческом одиночестве, о поиске тех, кого можно назвать семьей, и того места, которое можно назвать домом.

Говорят, что в основу сценария была положена история, связанная с вашим личным опытом.

Не то чтобы это была моя личная история, да и вообще изначально сюжет носил совсем другой характер, но в какой-то момент мы полностью его изменили, так как нам не понравилось, к чему мы пришли. Я заложила в кино скорее некое личное переживание, но это была лишь небольшая часть сценария, которая касалась главного героя: персонаж, обстоятельства, в которые он попал, были основаны на истории человека, выросшего в моей семье и очень схожего с героем внутренне. Когда мы говорили об этом персонаже со Степаном [Исполнитель главной роли и соавтор сценария Степан Девонин. – Прим. БК], то немного отталкивались от характера этого мальчика. Степан тоже закладывал в образ свои личные впечатления.

Фильм начинается со сцен на притравочной станции, и эти образы оказывают настолько сильное впечатление, что кажется, кино будет именно о станции, о собаках, о зверях. Но потом становится ясно, что фильм совсем не об этом, а о межчеловеческих отношениях.

Притравочная станция присутствовала в сценарии с самого начала: мы придумали ее как некий сложный фон с неоднозначным устройством, где нельзя сказать точно, кто в чем прав, а кто виноват. Это не умозрительная обстановка, взятая из головы. Сама я давно знала о существовании таких станций благодаря тому, что у нас охотничьи собаки, с которыми мы туда ездили и были знакомы с норными мастерами. Конечно, это место экзотическое и вызывает у людей разные чувства, но здесь присутствует еще важный разговор о взаимоотношении человека с природой. Мы решили, что если речь будет идти о герое, близком к животным, то станция будет удачной локацией, чтобы проявить его способности. На этом фоне мы рассказываем более личную историю о том, как человек нашел свой дом и цепляется за него, как может, хотя это не его семья, не его собственность, и в любой момент его могут выгнать или предать. И в начале фильма мы подробно рассказываем о месте – потому что без этого не будут понятны люди, которые здесь живут.

Притравочная станция выглядит как практически самодостаточный, существующий по своим законам мир – даже взаимодействие с остальной цивилизацией ограничивается не очень активными контактами: сельский магазин, школа, охотники…

Фильм и называется СЕРДЦЕ МИРА. Мы сознательно поместили героев глубоко в диком лесу, вдалеке от соседей, в своей экосистеме, где по двору ходят олени, в вольерах живут лисы и собаки. Мы только один раз выехали на съемки в город, чтобы показать, что рядом есть хоть какая-то цивилизация. В плане коммуникаций этот мир не совсем замкнут: например, мы видим, что у Николая Ивановича [Начальник станции. – Прим. БК] есть друзья-охотники, герои ездят в гости. В такой жизни нет ничего из ряда вон выходящего, так живут и в деревнях, на хуторах.

Хозяин станции Николай Иванович выглядит как мощный архетипический русский персонаж – со всеми его достоинствами и недостатками. Как вы его придумывали?

У нас было несколько источников вдохновения. Есть реальный норный мастер с такими же именем и отчеством, в характере которого мы наблюдали схожую суровость – и сентиментальность, спрятанную за грубыми словами. Он как будто бы резко и бесцеремонно разговаривает с окружающими, но при этом мы понимаем, что внутри него существуют очень большие способности к сильным чувствам, серьезным переживаниям. Другим прообразом был мой собственный свекор: какие-то вещи в поведении персонажа я списала с него. А когда появился артист Дмитрий Поднозов, он перевернул наши представления о герое: визуально мы представляли чуть более открытого, толстого, с большими ручищами человека, а у Дмитрия он получился более замкнутым и грубоватым. Но Поднозов стал нашим огромным приобретением, потому что привнес в этот образ свою не актерскую, а человеческую правду.

А как сценарий вообще изменился в ходе съемок?

Как ни странно, в отличие от моего излюбленного способа работы на этот раз сценарий никак не изменился – за исключением нескольких слов или внезапно появившихся деталей. Хотя я и настаивала на импровизации, по-настоящему импровизировали только Степан, игравший главную роль, и мальчик Витя. Все остальные придерживались текста, который они хорошо понимали. Мы ровно и стройно сняли сценарий, но потом на монтаже стали переделывать структуру, искать другие смыслы, которые проявились уже после съемок.

Неудивительно, если актерам нравились диалоги: если лет десять назад все использовали вербатим, то сейчас вы остались одним из немногих авторов, у которого герои говорят человеческим языком.

Я тоже использую технику вербатима, но для меня она является не прямой речью, которую можно применить в сценарии, а музыкой, которая настраивает меня на нужный ритм. Ты понимаешь, как человек строит фразу, какие использует слова и в каком ритме говорит (как, например, было с врачами в АРИТМИИ), и выстраиваешь его речь.

Борис Хлебников, кстати, значится в числе соавторов сценария СЕРДЦА МИРА.

Он участвовал скорее не в написании, а в обсуждении сценария. Он уделял нам много времени, внимательно читал текст, задавал неудобные вопросы, на которые мы не могли дать ответы, так что он выступал больше как редактор. Хотя есть несколько очень сильных сцен, которые придумал Боря.

Вы говорите о неоднозначности мироустройства, и в вашем фильме «зеленые» тоже показаны неоднозначно – скажем так, большой симпатии они не вызывают. Каково вообще ваше отношение к экологическим движениям?

Я считаю, что экологическое движение не может быть хорошим только потому, что оно является экологическим. Во всяком движении участвуют разные люди, и среди них есть толковые и бестолковые. И о каком бы благе для мира оно ни говорило, движение не может априори нести добро только потому, что ему дали такое название. Внятных людей, которые действительно понимают, что происходит в мире, не так много, а есть категория тех, кому хочется делать что-то полезное, но делать это получается только в меру их знаний и опыта, которых на радикально полезные действия им не хватает. Сейчас модно быть активистом или подписывать петиции, толком не разобравшись, за что, но чтобы куда-то влезть (освобождать тех же зверей), нужно понимать всю глубину процесса. Я их не считаю подлецами или злыми людьми, но правда в том, что проблему взаимоотношения природы и цивилизации не решишь в том одном дворе, в котором происходит действие нашего фильма. Когда мы придумывали персонажей «зеленых», то не хотели их обесчеловечивать и превращать в злую силу, а просто пытались показать действительно беспокоящихся людей, которые не знают, что бы им сделать, а потому творящих глупости.

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Никита Кологривый прокомментировал свой арест
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
В Москве прошла премьера второго сезона «Обоюдного согласия»
Подробнее
РОСКИНО проведет Фестиваль российского кино на Кубе
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Марго Робби спродюсирует экранизацию игры The Sims
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее