top banner

Карен Оганесян: «Если удается сделать историю реалистичной и при этом смешной – это высший пилотаж»

Автор: Мария Позина

2 октября 2017

Режиссер и продюсер – о проекте «Жизнь впереди», рецептах успешной комедии и о планах на будущее

В прокате стартует отечественная комедия ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ. Режиссер картины Карен Оганесян, чье имя знакомо зрителю по фильмам ПОДАРОК С ХАРАКТЕРОМ, ПЯТЬ НЕВЕСТ и ДОМОВОЙ, вернулся в большое кино спустя два года, проведенных на телевидении в работе над сериалами «Клим» и «Налет». Воспользовавшись поводом, БК поговорил с постановщиком о его новом проекте, о рецептах успешной комедии и о планах на будущее.

Расскажите, пожалуйста, чем вас привлек проект ЖИЗНЬ ВПЕРЕДИ.

Это очень живая история. Бывают сценарии, которые читаешь, и тебе кажется, что ты лично знаешь всех героев. Я, например, в ком-то узнаю своих друзей, в ком-то – одноклассников, в ком-то – себя самого. Я подумал, что если эта история настолько задела меня, то она будет близка и зрителям. Мне кажется, очень полезно узнавать себя в героях на экране – иногда так легче понять, что пришла пора что-то менять. В определенном возрасте каждый человек начинает думать, что все кончено. Посыл нашего фильма в том, что жизнь впереди, надо жить сегодняшним днем и не цепляться за старое.

Кого вы видите целевой аудиторией фильма? Насколько эта история может быть интересна юным, активным зрителям? Ведь им пока не знакомы проблемы 30-летних героев.

Да, нашим героям за 30, но в основе сюжета – их воспоминания о школьных годах. Я не думаю, что школьные переживания – интриги, обиды, первая любовь, дружба, предательство – у сегодняшних девяти-десятиклассников чем-то сильно отличаются. Возможно, им как раз будет интересно посмотреть, что стало с ребятами, которые учились на несколько классов старше. Все же обычно мечтают вырасти побыстрее, стать взрослыми. А тут они увидят, чего добились те, кому они когда-то подражали. И, возможно, задумаются, стоит ли иметь кумиров или надо идти своей дорогой. С другой стороны, людям постарше эта история будет тоже близка, потому что это все узнаваемо. Когда мы выложили ролик фильма на «КиноПоиске», вы не представляете, сколько было комментариев – люди узнавали себя и ситуации из своей жизни.

Герои в фильме вспоминают, кстати, не только смешные истории из школы, но и довольно драматичные. Насколько, по-вашему, в комедии должны подниматься серьезные или даже грустные темы?

Люди приходят в кино за эмоциями. Если на протяжении всего фильма тебя только смешат, то в какой-то момент ты привыкаешь к этому и тебе становится скучно. Я люблю, когда кино – как «американские горки». Когда есть и смешное, и грустное. В этом плане для меня очень крутой пример – ВПРИТЫК с Робертом Дауни-младшим. Это комедия, но в ней много морали, много серьезных тем – про взаимоотношения между людьми, про отношение государства к своим гражданам. Опять же, если вспомнить прекрасные советские комедии, то на них всегда можно было и посмеяться, и задуматься, и немного всплакнуть. Это очень сложно, но если удается сделать историю реалистичной и при этом смешной, и чтобы юмор был подсказан жизнью, а не выглядел искусственно придуманным гэгом, – это высший пилотаж. В данном случае мы старались, чтобы зритель настолько узнал и полюбил наших ребят, что у него возникло бы ощущение, будто он сам с ними учился.

Практически все роли в картине играют популярные или как минимум узнаваемые актеры. Насколько известные исполнители являются гарантом успеха? Есть ли сегодня в нашем кино имена, которые точно приведут зрителей в кино?

Вот мы сейчас и проверим. Я знаю случаи, когда это работало и когда совсем не работало. И были случаи, когда абсолютно неизвестные артисты делали кино успешным. Узнаваемые лица помогают привлечь внимание к проекту, но нельзя сказать, что являются каким-либо гарантом. Бывает, что в одной картине складывается все – и сюжет, и роли так удачно ложатся на актеров, что они раскрываются по-новому, и зрителям это нравится. А бывает, ты все рассчитываешь, высчитываешь – и ничего не сходится. Самое главное, что на этой картине все работали от сердца, потому что прониклись самой историей. Все понимали, что у нас небольшой бюджет, и шли нам навстречу, за это большое спасибо всем артистам и съемочной группе.

Ваши прошлые киноработы – БЕЗ ГРАНИЦ («Армянская новелла»), ПОДАРОК С ХАРАКТЕРОМ – выходили пару лет назад. Насколько, по-вашему, за это время наш рынок и киноаудитория успели измениться?

Мне кажется, у нас начали снимать больше смелых, масштабных проектов. Насколько они качественные, будет понятно через год-два, потому что многие большие картины еще не вышли в прокат. Я вижу, что интерес зрителя к нашему кино вырос, да и сама аудитория изменилась, повзрослела. Это иллюзия, что в кинотеатры ходят только люди в возрасте 14–25 лет. И это здорово, это развязывает нам руки, потому что в какой-то момент запускали только молодежные истории, объясняя нам, режиссерам, что зритель хочет лишь этого. А если он стал старше, ему можно и более серьезные разножанровые проекты предлагать. Мне нравится, что сегодня делают фильмы про нашу историю, про великих людей, про достижения прошлого, о которых нынешняя молодежь не знает – ЛЕГЕНДА №17, САЛЮТ-7, ДВИЖЕНИЕ ВВЕРХ. Это прекрасно, что продюсеры начали браться за самые разные темы, а не продолжают узко смотреть на молодежную аудиторию. Свою роль в этом играет и Фонд кино, который поддерживает оригинальные проекты – это говорит о том, что мы ищем ключ, рецепт развития нашего кинематографа в различных направлениях.

В целом, по-вашему, государственная система поддержки национального кинематографа работает эффективно? И входит ли в обязанности государства финансировать киноотрасль?

Я думаю, что государство должно вкладываться в кино до того момента, пока наша индустрия не начнет сама зарабатывать. Другое дело, что российским продюсерам, возможно, стоит задуматься над сокращением расходов на производство. Я не говорю про блокбастеры, которые невозможно дешево снять. Я имею в виду маленькие и средние проекты, которые подчас оказываются неоправданно дорогими. Если уменьшить их бюджеты, тогда вырастут доходы, и наше кино если не самостоятельно, то хотя бы на одной ноге, с палочкой, но пойдет. Но чтобы экономить, нужно напрягаться, что-то придумывать. Я как режиссер и продюсер в одном лице понимаю, как с минимальным бюджетом добиться максимального эффекта. Но я и работаю не по 10–12 часов, а по 18–20, и счастлив, что могу это делать. Только так можно чего-то добиться. Просто сегодня мы не имеем права шиковать: во-первых, это государственные деньги, а во-вторых, мы должны отбивать бюджеты. Как только мы научимся это делать, государству придется уже не столько усилий вкладывать в коммерческие проекты, а направлять поддержку на более экспериментальное кино, которое будет развивать отрасль.

Что вас заставило в какой-то момент начать заниматься продюсированием? Можно ли сказать, что это был вынужденный шаг – грубо говоря, не хотелось зависеть от продюсеров, в чьем профессионализме вы не уверены?

Просто я в какой-то момент понял: если хочешь делать кино, которое тебе интересно, делай его сам. Придумай, найди сценариста, сними. Будучи производственным режиссером, гораздо легче быть продюсером – ты понимаешь технические проблемы, бюджеты и так далее.

Судя по ряду недавних скандалов, когда режиссеры убирали свои имена из титров, обвиняя продюсеров в диктате или неуважении, складывается ощущение некоего противостояния в отрасли между творческими кадрами и людьми, распоряжающимися бюджетами.

Я не думаю, что есть какая-то глобальная проблема на рынке. Да, случаются частные конфликты между режиссерами и продюсерами. И опять же, мы не знаем, что на самом деле скрывается за каждым скандалом. Но бывает такое: ты думаешь, что этот режиссер справится, а он не справился, ты думаешь, что этот сценарист напишет хорошую историю – не написал. И тогда продюсеру приходится решать, можно еще «вылечить» эту картину или уже нет, стоит ли еще тратить деньги, чтобы ее переснять, или нет. Да, у меня тоже возникали сложные аналогичные ситуации с какими-то проектами, от которых я в итоге отказался. Но если режиссер – не побоюсь этого слова – «с яйцами», он будет работать с теми людьми, которые это ценят. На сегодняшний день основная проблема – это увлеченность своим делом. У нас авторы подчас на таком поверхностном уровне изучают тему, о которой пишут, что даже зрителю видно: люди не пытались покопаться, узнать какие-то подробности. Естественно, если сценарист плохо знает материал, режиссер, в свою очередь, не пытается вникнуть глубоко – выходит лажа. Начиная с этапа замысла, необходима стопроцентная вовлеченность всех участников процесса – только тогда получится что-то настоящее. В кино с другим отношением работать нельзя.

В последнее время вы активно работали на телевидении. Можно ли сказать, что сериалы сегодня легче снимать, чем кино? Во всяком случае, всегда есть «страховка» в виде заказа канала.

Нельзя сказать, что на телевидении проще. Везде свои сложности. И то, что есть заказ канала, не значит, что ты снимаешь на их деньги. В творческом плане для меня нет особой разницы, где снимать – для телевидения или для кино. Мне интересно и там, и там. Я всегда иду за темой. Если история качественная, ее можно интересно сделать в любом формате. Опять же, все зависит от твоих амбиций. Хочешь всю жизнь снимать сериалы только для внутреннего рынка – делаешь под заказ. Хочешь снимать для мира – будешь рисковать, искать партнеров за рубежом. Конечно, это все требует времени. У нас куча проектов находилась в разработке по два, три, четыре года, но мы не сдавались. А многие перегорают. Наверное, в этом и есть чуйка продюсера – угадывать тенденции. Сегодня наши центральные каналы не рискуют запускать оригинальные форматы, поэтому я вижу перспективы в разработке идей, которые были бы интересны зарубежным покупателям.

И вы видите реальные перспективы на международном рынке?

Если люди, работающие в индустрии, не верят, что могут наш кинематограф поднять и сделать востребованным во всем мире, то, наверное, они находятся не на своем месте. Значит, нужно подвинуться и дать дорогу другим, тем более что за всеми нами уже выстроилась длинная очередь. На самом деле все возможно. В настоящий момент мы продали права на сериал, это оригинальный формат, который мы разработали вместе с «Амедиа», ведем переговоры с иностранцами о совместном производстве полного метра. Нужно просто работать. А не сидеть и ныть, что нет денег.

Расскажите, пожалуйста, о своих дальнейших проектах на телевидении и в кино.

Мы сейчас готовим амбициозный кинопроект ГЕРОЙ, который получил поддержку от Фонда кино в этом году. Это будет экшн в лучших традициях БОРНА и БОНДА. У нас играют Прилучный, Ходченкова, Машков. Даст бог, выпустим фильм к концу следующего года. Что касается сериалов, то в сентябре мы будем снимать большой проект под рабочим названием «Юбилейный встречный», тоже с Владимиром Машковым, историю про вывод советских войск из Узбекистана в 1991 году, когда там случайно забыли наш военный оркестр. Это совместный проект с «Марс Медиа» и НТВ, его курирует лично Тимур Вайнштейн. Мне кажется, должно получиться очень интересно. Также у нас много всего находится в разработке, но пока рано об этом рассказывать. В общем, мы работаем.

 

Еще больше интересного – в нашем официальном канале в Telegram

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее