top banner

Эдуард Пичугин: «Продюсерский хлеб – самый тяжелый»

Автор: Мария Позина

8 августа 2016

Глава «Ленфильма» о перспективах и текущих делах возглавляемых им киностудии и «Киноальянса»

В середине июня в отечественных СМИ появились новости о судебном иске, поданном Эдуардом Пичугиным против своего партнера по бизнесу Федора Бондарчука. Во избежание лишних домыслов мы решили напрямую узнать у зачинщика спора, что заставило его потребовать исключения Бондарчука из числа владельцев сети «Кино Сити». Но не тут-то было – говорить о судебных тяжбах Пичугин категорически отказался, зато рассказал о своих продюсерских амбициях и текущих делах возглавляемых им «Ленфильма» и «Киноальянса».

В рамках экономического форума, прошедшего в Северной столице в середине июня, было подписано соглашение с правительством Санкт-Петербурга об инвестировании строительства филиала «Ленфильма» в Кронштадте. Что происходит в данный момент на самой студии? В какой стадии находится реконструкция «Ленфильма»?

Слава богу, у нас сейчас все хорошо. Могу уже смело сказать, что студию возродили. 20 июня ее посетил президент России Владимир Путин и дал очень высокую оценку нашей работе, написал: «Поздравляю с новой жизнью «Ленфильма»!» Сейчас продолжается поэтапная реконструкция. Мы уже обновили весь технический парк, закупили самые последние модификации камер, программного обеспечения. Следующим этапом достраиваем производственный 10-й корпус, к осени хотим его полностью укомплектовать современнейшим оборудованием. Одна из основных наших насущных проблем – нехватка производственного пространства на основной площадке на Каменноостровском. В связи с этим мы обратились за помощью в администрацию Санкт-Петербурга, подыскали подходящее помещение на территории Кронштадта и на экономическом форуме подписали соглашение о строительстве полноценного филиала киностудии, где разместятся цеха подготовки съемок и съемочные павильоны. На экономическом форуме в прошлом году мы договорились с городом об открытии «Ленфильм-парка». Это уникальный для нашей страны проект. По своей концепции он ближе всего к всемирно известному парку Universal, с создателями которого мы активно консультируемся. Это будет одновременно и филиал студии, и съемочная натурная площадка, и парк развлечений. На площади более 20 гектаров разместятся павильоны с натурными и построенными декорациями, бутафорские улицы, различные аттракционы. Сейчас организовано фондирование проекта, а закончить строительство мы планируем к экономическому форуму 2020 года. Это будет еще и символично – наш участок расположен на Пулковских высотах, в прямой видимости от экспоцентра, где пройдет форум.

Насколько сегодня загружены съемочные павильоны «Ленфильма»? Продюсеры уже осваивают переоборудованную студию?

Цикл производства идет полным ходом. На сегодняшний день на базе «Ленфильма» было снято более 160-ти проектов, включая художественные фильмы и телесериалы. Мы сами как продюсерская компания сделали восемь картин. Одна из последних, ПЕТЕРБУРГ. ТОЛЬКО ПО ЛЮБВИ, стала фильмом открытия фестиваля «Кинотавр», а 22 сентября она уже выйдет в прокат. Сейчас мы заканчиваем снимать военный детектив, большую приключенческую картину про борьбу сотрудников советской госбезопасности с немецкой разведкой Абвера в 1942 году. Рабочее название фильма – БЛОКАДА. Так что трудимся во всех жанрах. Помимо этого, стараемся нести и социальную миссию, поддерживаем дебюты. Как говорит Сергей Сельянов, продюсеру надо молоко давать и еще доплачивать за работу с дебютами. Потому что это действительно тяжелый труд, но мы стараемся развивать это направление. В прошлом году вышла дебютная картина РАЗВОД ПО СОБСТВЕННОМУ ЖЕЛАНИЮ. Она и зрителям понравилась, и призы получила на десяти международных фестивалях. Сейчас я рассчитываю на зрительский и фестивальный интерес к фильму ПТИЦА дебютантки Ксении Баскаковой с Иваном Охлобыстиным в главной роли, который выйдет в этом году.

Сложные отношения с дебютами складываются не только у продюсеров, но и у аудитории – тот же РАЗВОД в прокате посмотрело всего 1300 человек. Что позволяет вам рассчитывать на зрительский интерес к следующей дебютной картине? По какому принципу вы отбираете проекты для работы?

Наш зритель любит картины с сильной историей. Иногда, конечно, «выстреливают» необычные новаторские решения, как было с первым ГОРЬКО! Но, как правило, успешное кино – это прежде всего очень хороший сценарий, который говорит со зрителем доступным и интересным в техническом плане языком. Если же будет просто набор спецэффектов, но при этом слабая история, фильм не сработает. Поэтому все продюсеры, и я в том числе, постоянно находимся в поиске интересных сценариев.

Скажем, у КОНТРИБУЦИИ была остросюжетная история, но привлекла она лишь чуть больше 19 тысяч зрителей и собрала 4,6 миллиона рублей. С чем вы связываете ее скромные кассовые результаты?

Наша продюсерская компания еще только становится на ноги. И, кстати, КОНТРИБУЦИЯ – наша первая картина, которая окупилась. Это произошло благодаря тому, что права на нее приобрел Первый канал. В целом же при достаточно скромном для исторической картины бюджете мы постарались выложиться по полной, и я считаю, что фильм получился. Во всяком случае, он нравится зрителям. Это я вижу на примере нашего собственного кинотеатра, в котором я лично расписывал КОНТРИБУЦИЮ. В результате кино на одной только этой площадке заработало 11 процентов всего бокс-офиса России. Потому что фильм стоял на правильных сеансах. А многие кинотеатры поставили его или очень рано, или слишком поздно. Наша картина рассчитана на зрителей 30+, и, конечно, у этой аудитории нет возможности ходить в кино по утрам или поздно ночью – ей на следующий день нужно идти на работу. В итоге картина просто не дошла до своей публики. И тут я отчасти понимаю площадки. Дело в том, что у нас не было средств на маркетинг, мы не смогли раскрутить наш фильм. Поэтому слава богу, что кинотеатры вообще его взяли. Некоторые площадки были расписаны, как говорится, на личном отношении. Но в полной мере кино не смогло показать себя в прокате, и о его реальной востребованности можно будет судить по рейтингам на Первом канале. В дальнейшем мы, конечно, будем стараться нарабатывать свои возможности, чтобы уже более масштабно выпускать картины, чтобы они могли приходить к своим зрителям, чтобы их ждали. Я рассчитываю, что фильм БЛОКАДА выйдет более громко.

Вы продолжите сами заниматься прокатом?

Мы будем подходить к каждому проекту индивидуально. Собственное прокатное направление – для нас это скорее вынужденная мера. И причина все та же: у нас не было денег на маркетинг. Понятно, что любой прокатчик смотрит на маркетинговый бюджет, сколько вы готовы вложить в продвижение своей картины. Иначе возьмешь – а все обернется одними хлопотами, и ваш процент от прокатной доли того не стоит. Поэтому нам пришлось самим взяться на роспись КОНТРИБУЦИИ. Со следующими картинами мы будем смотреть по ситуации. Мы всегда сначала показываем проект прокатчикам. Если появляются желающие, готовые работать с фильмом, вложиться в маркетинг, раскрутить – то и хорошо. Если же нет таких предложений или они не очень адекватные, тогда сами будем заниматься. Я не боюсь ничего. Мы все знаем и про кинопрокат, и про площадки, и про портрет нашего зрителя, знаем, как построена вся модель бизнеса. Мы все это знаем и умеем. Вопрос только финансовых возможностей, и вот его мы как раз сейчас и решаем. Надеюсь, что будем расти с каждой картиной.

Насколько вам в принципе важны финансовые успехи ваших картин в прокате? Вы говорите, что КОНТРИБУЦИЯ была рассчитана на взрослую аудиторию 30+, но ведь всем хорошо известно, что эта возрастная группа не столь активно ходит в кино.

Ну, например, наш новый фильм БЛОКАДА уже рассчитан на более молодое поколение. С другой стороны, мы не можем ориентироваться только на подростков. Естественно, основной кинотеатральный зритель, который приносит деньги в кассу, – это юная аудитория, от тинэйджеров до 22-х лет, у которой есть много свободного времени. А чем старше публика, тем этого времени у нее все меньше и меньше возможности ходить в кинотеатры, однако этот зритель тоже достоин новых хороших релизов, от которых он будет получать удовольствие.

Конечно, достоин, но что делать с окупаемостью таких картин?

Хорошее кино зарабатывает не только в прокате. Оно, как правило, окупается в дальнейшем. Если оно интересно телеканалам, они постоянно продлевают права. Случаются еще международные продажи. Что касается окупаемости в театральном прокате, то у нас, в принципе, очень мало таких примеров. Есть продюсеры, которые в погоне за зрителем вкладывают огромные деньги в рекламу. Расходы на продвижение у них иногда чуть ли не превышают производственный бюджет. Потом они собирают кассу и говорят про коммерческий успех. Но только это все от лукавого – надо ведь считать все расходы, и на маркетинг в том числе. Поэтому мы все стараемся делать взвешенно. Как говорится, продюсерский хлеб – самый тяжелый. Кинотеатры берут себе долю от проката, затем прокатчики берут свой процент, а продюсер остается в самом конце этой цепочки. При том, что в производство вкладывается он один.

Но у продюсеров, в отличие от кинотеатров и прокатчиков, есть поддержка от государства.

А без нее мы вообще не выжили бы, потому что у нас очень мало кинотеатров. В нашей стране количество залов в десять раз меньше того, что должно быть. Отсюда и все ограничения по сборам. В первую очередь надо расширить сеть кинотеатров. И не важно, кто это будет делать – государство, муниципалитет или частные инвесторы. И, конечно, увеличить поддержку кинопроизводства. Пока она у нас сравнима с бюджетом одной средней американской картины. Только тогда мы сможем снимать больше фильмов. Коэффициент успешного зрительского кино меньше 10. То есть для того, чтобы появилось десять успешных картин, нужно под сотню снять. А сейчас у нас в год всего выходит столько же фильмов, сколько в хорошие времена снимала одна студия «Ленфильм». Нужно больше залов и чуть-чуть увеличить поддержку производства.

Вы же как раз занимались идеей строительства кинотеатров в малых и средних городах. В каком состоянии находится ваш проект «Киноклуб»? Насколько мы помним, вы планировали открыть 250 новых экранов.

Да, у нас был такой проект. Он был поддержан правительством, но, к сожалению, до финансирования дело не дошло. Нам удалось осуществить нашу идею только в Тульской области. При поддержке местной власти, при нашем управлении и технической поддержке была построена достаточно большая сеть. В прошлом году работало уже десять кинотеатров, сейчас еще открываются новые площадки. Это единственный регион, который откликнулся. С остальными, как говорится, все сложно. Мы все равно руки не опускаем, надеемся, что правительство нас поддержит. Опять же министерство культуры, оценив эффект, которого мы добились в Тульской области, открыло субсидирование на поддержку строительства новых залов в малых городах. Это уже хоть что-то.

Как вы оцениваете текущую государственную программу кинофикации?

Хорошо, что хоть такие деньги стали выделять. Сейчас нужно, чтобы к кинотеатру начали относиться как к социально значимому объекту. Кинотеатр – это один из важных элементов любого градообразования. Раньше эту функцию выполняли Дворцы культуры, Дома молодежи. А сегодня кинотеатр со своими цифровыми технологиями может превратиться в площадку для театральных постановок, концертов, показов альтернативного контента. Но выделяемых денег на кинофикацию недостаточно, нужно увеличивать поддержку. Потому что многие кинотеатры в малых городах, открывшись, не смогут самостоятельно выйти на безубыточность, его не смогут содержать дальше. Но это уже следующий вопрос.

Получается, государство или муниципалитет должны полностью взять на себя содержание этих кинотеатров?

Естественно, федеральная или местная власть должна взять это на себя, что произошло в Тульской области. Это социальная функция государства. На мой взгляд, нам следует ориентироваться на структуру кинопоказа, которая была при Госкино, или на китайскую модель, где есть единая кинотеатральная сеть, полностью построенная на государственные деньги.

Но в таком случае государство будет полностью контролировать кинопрокат.

Да и пожалуйста. Это как раз будет справедливо. Построили свою сеть кинотеатров – и дальше уже определяют, как она будет работать. В таком случае можно спокойно и квотировать, и налоги вводить. Как в Китае: построили сеть – и регулируют ее, определили правила работы с иностранным контентом и так далее. Зато за это время в стране появилось шесть новых киностудий и очень серьезно поднялась индустрия.

Однако по поводу существующих государственных инициатив вы от лица «Киноальянса» выступали с критикой, с открытым письмом правительству.

Мы считаем, что на сегодняшний день, когда большинство кинотеатров существует на собственные средства, налоги и подобные меры только вредны, так как приведут к сокращению выручки. И если крупные сети это еще выдержат, то региональные площадки в малых городах окажутся за чертой безубыточности, а следовательно, закроются. Этого нельзя допустить.

Будем надеяться, что мнение представителей кинотеатров было услышано. А как на сегодняшний день обстоят дела «Киноальянса»? Судя хотя бы по обновлениям на сайте некоммерческого партнерства, его деятельность не очень активна.

«Киноальянс» нуждается в укреплении. Нам надо привлечь дополнительных участников для того, чтобы элементарно иметь возможность содержать сильных юристов, которые отстаивали бы интересы отрасли. Например, если отдельный кинотеатр ведет тяжбу с арендодателем или кем-то еще, ему довольно накладно нести издержки на юридическую защиту. А когда все объединяются и скидываются по копейке, то глядишь, и рубль наберется – уже есть средства, с помощью которых можно дать отпор. В этом смысл «Киноальянса» – один в поле не воин.

Почему тогда, на ваш взгляд, многие кинотеатры вот уже который год не спешат пополнять его ряды?

Видимо, считают, что у них и так все хорошо. Но я уверен, что кинотеатры сейчас начнут подключаться, потому что увеличилась частота появления новых государственных инициатив – квотирование, налоги, еще что-то. С этими «чудесными» инициативами легче бороться сообща. Если вы – некоммерческое партнерство, общественная организация, то уже представляете интересы общественного мнения, а это имеет вес. Так что, учитывая ситуацию, думаю, сейчас коллеги будут активнее вступать в наши ряды. На следующей неделе у нас будет собираться правление в Москве, будем именно этот вопрос и обсуждать – увеличение количества участников, повышение системности работы. Так что ждите новостей!

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее