top banner

Нигина Сайфуллаева: «Меня интересует, как эротические механизмы действуют на людей»

Автор: Макс Туула

13 июня 2019

Режиссер фильма «Верность» − о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Дебютная картина Нигины Сайфуллаевой КАК МЕНЯ ЗОВУТ, участвовавшая в конкурсе «Кинотавра» в 2014 году, открыла актрису Александру Бортич. Сама Сайфуллаева, которая начинала с молодежных телесериалов, с тех пор значится восходящей звездой российской режиссуры. ВЕРНОСТЬ – всего лишь второй ее полнометражный фильм, но один из самых интригующих в конкурсе «Кинотавра».

В программе «Кинотавра» часто возникает много рифм и пересечений. Например, главная героиня ВЕРНОСТИ – гинеколог, и в фильме ДАВАЙ РАЗВЕДЕМСЯ персонаж Анны Михалковой тоже работает гинекологом.

Да, и там тоже речь идет об измене! Более того, насколько я помню, в их рабочем названии упоминались и свет, и звезды, а одной из версий названия нашего фильма было ЗВЕЗД НЕВЕРНЫЙ СВЕТ.

А почему вы изменили название?

Вообще, первоначальным названием было РЕВНОСТЬ. Но за два года работы сценарий изменился, и ревность уступила место совсем другим интересным деталям. Перед началом съемок меня одолел художественный психоз, и название решили поменять – придумать что-то более поэтичное. В конце концов стало очевидно, что ЗВЕЗД НЕВЕРНЫЙ СВЕТ звучит кошмарно, а когда фильм уже сложился, мы поняли, что более правильного названия, чем ВЕРНОСТЬ, быть просто не может. Не буду раскрывать сюжет, но фильм о верности, которая по ходу действия переживает понятийную трансформацию.

В ваших предыдущих фильмах вы тоже говорите о внутрисемейных проблемах – причем с долей эротического напряжения.

Скажем так: если бы меня дико волновала французская революция, я снимала бы об этом. Про семью и отношения ты знаешь из личной практики – и когда начинаешь копаться в себе, выруливаешь на какие-то крайне интересные вещи. А насчет эротики – даже не знаю, разумного объяснения у меня нет. Я была страшно озабоченным подростком и крепко этим всем интересовалась. Сейчас меня интересует, как эти механизмы работают, как устроены, какие мотивации их запускают, как они действуют на людей.

У вас недавно появился ребенок. Это как-то повлияло на ваше восприятие подобных тем в фильме?

Ребенок появился позже: сценарий мы написали буквально перед моей беременностью. Но снимала я уже вовсю матерью. Действительно непросто фанатке грудного вскармливания, совместного сна и теории привязанности, у которой на руках младенец, приступать к эротическому фильму и искать на роль женщину со скрытой гиперсексуальностью. Появилась задача научиться настраиваться в нужный момент. Я стала смотреть вебинары на темы сексуальности, но вместо того, чтобы штудировать видео о многократном оргазме, я выбирала лекции типа «Как воспитать мальчика». В итоге я так долго искала главную героиню, что успела настроиться на нужную волну. Не только сексуальную, а вообще профессиональную. Кастинг проходил в 20:00 и длился два часа, потому что сын засыпал и мог не есть пару часов. Снимать, будучи кормящей мамой – тоже та еще задачка. Но все это меня как-то усложнило, я стала интереснее самой себе. Значимость человека в моей голове сильно выросла, почти обожествилась, и замысел фильма тоже чуть одухотворился, что ли.

Когда я только прочел описание фильма, то подумал, например, о работах Эдриана Лайна. Вы думали о каких-то похожих картинах, когда писали сценарий?

Наоборот, я стараюсь ничего похожего не смотреть, потому что волнуюсь, что это как-то на меня повлияет, что я начну думать: «О, как правильно они тут сделали!» Или самое ужасное: «О боги, они уже все сняли до меня!» Поэтому мне необходима кинематографическая изоляция. Чтобы не быть сбитой чужим взглядом на актрису, я даже не смотрела спектакли и фильмы, где она была занята.

Расскажите о ней немного, пожалуйста. В предыдущем своем фильме КАК МЕНЯ ЗОВУТ вы открыли прекрасных актрис.

Я так долго искала стопроцентное попадание в роль, что уже начала думать, будто способна точно подобрать только подростков. Но когда на кастинг пришла Евгения Громова, стало сразу понятно, что я нашла актрису. Вообще, конечно, я соскучилась по этому волшебному чувству, когда через пару минут ты ее уже любишь. Женя больше известна по работам в театре Женовача, а в кино пока скромно реализовала себя. И это несмотря на ее блестящую актерскую технику, глубину и красоту большой актрисы. Других новых актеров в фильме нет: там снимаются Аня Котова, Марина Васильева, Алексей Агранович, Павел Ворожцов и, конечно, Александр Паль.

Почему вы снимали в Калининграде?

В Калининграде и в Москве. Когда я придумываю фильм, то стараюсь, чтобы и работать было приятно. Не хотелось снимать в каком-нибудь ледяном Мурманске, хотелось моря и солнца – они, похоже, у меня в голове уравниваются с витальностью. Но море должно было выглядеть не южным, а более интеллигентным, европейским, соответствовать стилю фильма и отталкиваться от образа самой героини: благородной, спокойной, с ровной спиной. Никакой кукурузы на пляже рядом с Женей представить невозможно. Если в КАК МЕНЯ ЗОВУТ юг и подростковый драйв, то этой героине и духу этого фильма больше подходит нордическая морская прохлада. Героиня сначала холодна, хотя потом постепенно раскрывается. Общая атмосфера картины – медленная, плавная, в отличие от КАК МЕНЯ ЗОВУТ, где все подвижно, порой сумбурно, со множеством деталей. Кроме того, и город должен быть небольшим, с понятными, простыми условиями, которые не отвлекали бы от внутреннего конфликта. Сам Калининград оказался не таким, каким я его помнила: он чрезвычайно эклектичен. Даже диалог двух героев снять сложно: смотришь в одну сторону – это один город, смотришь в другую – совершенно иной, мы немного с этим помучились, так как было сложно создать образ одного цельного города.

У фильма довольно длинный список продюсеров.

Да, с продюсерами вышел кавардак: я забеременела, одни продюсеры ушли, другие пришли – и в итоге мы остались с Сергеем Корнихиным, с которым делали КАК МЕНЯ ЗОВУТ и все остальное. Потом к нам присоединился Валерий Федорович как второй основной продюсер. С нами остался и Павел Одынин, который не изменил нам и поставил все на фильм, когда отвалились другие продюсеры. Павел Лилиенфельд был исполнительным продюсером, который тоже взял на себя финансовые риски. Порой малобюджетные проекты требуют усилий большего числа людей.

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Стала известна дата вручения премии «Оскар» в 2025 году
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» показало лучший старт в истории компании A24
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее