top banner

Иван Шахназаров: «Я снял кино о том, что сам хотел совершить»

Автор: Мария Позина

13 июня 2017

Режиссер фильма «Рок» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Выпускник ВГИКа и носитель громкой кинематографической фамилии Иван Шахназаров впервые принимал участие в «Кинотавре» в 2014 году с коротким метром «Рок». В этом году в основном конкурсе заявлен его дебютный полный метр с таким же названием и похожей фабулой – история в жанре роуд-муви о троице провинциальных рокеров, которые отправляются в Москву, надеясь обрести в столице признание и все, что к этому прилагается.

Как правило, дебютное кино снимают о том, что очень близко и знакомо. Можно ли так сказать про РОК?

Думаю, да. Не могу сказать, что это история буквально про меня. Скорее я снял кино о том, что всегда хотел сам совершить, но у меня не хватало на это смелости – сорваться и отправиться в авантюрное приключение.

Но сама по себе история все же выдуманная?

Да, это вымышленная история. Изначально она основана на моей дипломной работе, которую я делал во ВГИКе. После того, как мы ее сняли, нам со сценаристом стало интересно, что могло бы дальше произойти с нашими персонажами. В результате появилось это кино.

Насколько сложно оказалось превратить короткометражный фильм в полный метр? 

Я бы не стал связывать эти две работы. Это два совершенно самостоятельных фильма по смыслу и по настроению. Единственное, что в полном метре осталось от короткометражки – жанр роуд-муви и персонажи, рок-музыканты. Конечно, этот фильм снимать было сложнее, потому что масштаб совершенно другой, больше ответственности, больше людей на площадке, больше актеров, и каждому из них нужно объяснить, что делать. К тому же эта работа была дебютом не только для меня – основная часть группы тоже в большом кино работала впервые. Для каждого из нас это стало абсолютно новым шагом. 

С постановочной точки зрения проект кажется довольно сложным, особенно для дебюта – много трюков, техники в кадре. 

Да, сам жанр и сюжет требовали серьезной технической подготовки. В какой-то степени РОК можно назвать сложнопостановочным фильмом. Плюс у нас было очень много объектов, мы постоянно перемещались по ходу съемок, следуя тем же путем, что и наши герои.

Кстати, а где они живут? Такое впечатление, что их город практически оторван от цивилизации. 

В кино он значится как некий провинциальный город N. Мы постарались создать ощущение, что он находится в далекой глуши, некое затерянное пространство. В реальности мы снимали под Брянском, в городе Трубчевске. Начали экспедицию там и передвигались по мере съемочного процесса все ближе к Москве. Сцены с поездами снимали в Калужской области, последним был московский блок.

Долго ли проходил кастинг и как удалось найти актера, который так похож на Джареда Лето?

Кастинг был относительно длительным, главных героев мы искали где-то пару месяцев, просмотрели, наверное, человек 60–70. Когда подобралась эта троица – Дмитрий Чеботарев, Иван Ивашкин и Кирилл Фролов, то практически ни у кого из нас не осталось сомнений. Дмитрий пришел к нам на пробы с совсем короткими волосами. Мы на него надели парик, и он неожиданно действительно стал похож на Джареда Лето. Это случайно получилось, но, наверное, сыграло свою роль. Однако главным для меня было, что ребята в реальной жизни знают друг друга и дружат. Это являлось одним из ключевых критериев выбора – я хотел, чтобы на экране было видно, что между героями есть сложившиеся отношения, они знакомы не первый день, у них есть общий бэкграунд. Мне было важно, чтобы зритель верил в их дружбу.

Очевидно, что в фильме про рок-музыкантов саундтрек играет немаловажную роль. Чьи песни исполняют главные герои?

Это композиции группы «ДвѢнадцать». Я на самом деле очень долго, около года, слушал разную музыку, которая могла бы войти в фильм, и ничего не цепляло. Однажды мне рассказали про группу «ДвѢнадцать», которая тогда еще называлась «Наречье», познакомили с ее фронтменом, идейным вдохновителем и автором песен Мишей Милькисом. Их сложно назвать профессиональными музыкантами, они на самом деле актеры МХАТа, устраивают квартирники, у них есть даже пара клипов. Их музыка мне сразу понравилась – у них какое-то правильное ощущение жизни, драйва и при этом фольклорности происходящего. Мы с Мишей нашли в их репертуаре две композиции, которые в итоге и вошли в фильм. 

Финал в фильме открытый, и, наверное, каждый сам для себя решит, счастливый он или печальный. Как вы сами его объясняете?

Для меня финал, конечно, счастливый. Может быть, герои и не получили то, что они хотели, в буквальном смысле, но мне кажется, они обрели нечто большее, освободились от ограничений. Чтобы быть счастливым, человеку ничего не нужно извне, нужна лишь гармония с самим собой. Понять это можно, когда ты теряешь все, что тебе казалось важным. 

Какие у вас ожидания от участия в «Кинотавре»?

Для меня «Кинотавр» – прежде всего возможность показать картину зрителям. Это главное, что может дать фестиваль. Плюс мы рассчитываем на отклик со стороны индустрии, который, возможно, поможет нам с прокатом и продвижением фильма. В целом хочется понять, что у нас получилось на самом деле, потому что пока картину видели только наши мамы, жены и друзья, а это достаточно необъективная публика (смеется).

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее