top banner

Вадим Валиуллин: «Зритель хочет приключения»

Автор: Максим Туула

12 июня 2017

Режиссер фильма «Мертвым повезло» – о своем проекте-участнике «Кинотавра»

Вадим Валиуллин был победителем прошлогоднего «Кинотавра» –  главный приз в короткометражном конкурсе достался его фильму КРЕДИТ, который, по признанию режиссера, был снят, чтобы развеяться во время изнурительного монтажа МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО. Полнометражный дебют Валиуллина – пожалуй, самый яркий пример жанрового кинематографа в нынешней программе, причем это гибрид не совсем привычных для российского кино черной комедии и слэшера (или, по словам Ситоры Алиевой, «настоящей расчлененки»): маньяк встречает банду уголовников. Снят фильм в окрестностях Уфы, в основном с уфимскими актерами, уфимской съемочной группой и минимальным бюджетом, но выглядит вполне достойно – главным образом благодаря комедийному дару режиссера.

Вы взялись за жанровое кино, хотя в действительности его снимать сложнее – в особенности хоррор или черную комедию, традиций которых в России почти нет. Что вас побудило обратиться именно к черной комедии?

В первую очередь хотелось найти недорогую камерную концепцию фильма (поскольку я понимал, что больших бюджетов не будет): одно помещение, несколько актеров и острый сюжет, который держит до конца. Комедия – потому что я счел, что хоррор в чистом виде мы не потянем по ресурсам: надо рисовать всяких страшных духов, делать спецэффекты, костюмы, локации. Без нормального бюджета это провальная затея – впрочем, как и со «стандартными» комедиями и ромкомами, где требуется много локаций, статистов, реквизита, костюмов. В процессе, конечно, сценарий чуть разросся и появилось больше локаций. Я в целом люблю жанровое кино и много его смотрю – от Серджио Леоне до Тарантино, Кевина Смита, Джеймса Ганна. Мне кажется, что зритель (особенно подрастающее поколение) практически готов к жанру – все школьники смотрят сериалы про зомби, обсуждают Дэдпула и Железного человека, а советские фильмы уже называют «черно-белыми». 

Какими были ваши ориентиры? 

В какой-то степени повлияли фильмы Тарантино, Гая Ричи, Элая Рота, а также различные хоррор-слэшеры, в том числе французские (у французов достаточно изощренное чувство юмора), и даже СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ – словом, все картины, где используется несколько колоритных персонажей в сложных обстоятельствах, ну и, конечно, схема «идиоты идут на дело».

Как вам удалось научиться работать с жанром? 

Мы снимали много рекламы, клипов и короткометражек – это позволило в достаточной мере натренироваться, чтобы найти различные методы работы под ту или иную задачу. Честно скажу: жанровые фильмы мне нравятся больше, чем реалистичные, и, на мой взгляд, обычный зритель не хочет смотреть на взаимоотношения людей в чистом виде, на реалистичную боль на экране – без истории и аттракциона, так как он и в жизни устал от всего. Зритель хочет приключения, чтобы забыться на полтора-два часа и уйти из реальности.

Проблематично было пересаживать слэшер на российскую почву?

Это не самая тяжелая и достаточно интересная часть работы. Я просто взял в качестве персонажей обычных российских ребят, дал им потусоваться на узнаваемой зрителем социальной почве, а потом постарался органично вытащить их в слэшер и приключения, постепенно повышая градус происходящего на экране.

Вы не боитесь переступить некую черту, за которой обычно говорят: «жесть», «много крови», «ниже пояса»? Какова для вас грань допустимого в кино?

Могу точно сказать, что в МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО нет недопустимых шуток, там все снято на грани. Мне кажется, что прохождение по краю и есть идеальная форма для такого рода фильмов – не пережать, но и не недожать. Если взять СТРАЖЕЙ ГАЛАКТИКИ. ЧАСТЬ 2, то там при рейтинге 16+ гораздо больше шуток ниже пояса, хотя мне в целом близок юмор этой франшизы. Если при просмотре первой части (до съемок МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО) мне было интересно, как работают шутки, то когда смотрел вторую, я уже видел схемы, по которым они написаны.

Какими были самые главные вызовы жанра?

Самый главный вызов – технический: бутафорские оторванные руки, ноги, кровь. Но надеюсь, мы справились. Подготовка локации тоже была непростой: нам нужен был дом, который можно изгадить и поломать. Мы с художником Русланом Асадуллиным и оператором Артемом Айсиным сами начали реставрировать заброшенный дом на турбазе «Сим» в 56 километрах от Уфы. Он был в разрушенном виде: отсутствовали полы, двери, стены не подходили, крыльцо покосилось. В итоге я заболел мышиной лихорадкой и попал в больницу. Артем с Русланом доделали дом без меня. Из больницы я вышел за два дня до начала съемок, и то, врачи не хотели меня так рано выписывать. Для съемок мы искали место недалеко от города, но чтобы при этом оно выглядело, словно самая глушь. В основном составе было семь актеров, и уехать в экспедицию мы не могли из-за их графиков. В итоге часть съемочной группы жила на даче недалеко от этого дома, а часть ездила каждый день в город. Я работал «таксистом» до и после съемок, развозил всех по вечерам и собирал по утрам, мы спали по два-три часа на протяжении двенадцати или тринадцати дней. Некоторые дни я напрочь не помню, как и что снимали. Поэтому мы сознательно делали «конструктор», чтобы разобраться потом на монтаже, так как понимали, насколько тяжела ситуация. Несколько дней я даже снимал как «режопер» (режиссер и оператор в одном лице) – оба оператора не могли в это время, а актер Дима Богдан скоро улетал в Москву и надо было срочно доснимать.

На каком этапе к вам присоединился Михаил Кукушкин? [Продюсер фильмов НЕАДЕКВАТНЫЕ ЛЮДИ, ВДРЕБЕЗГИ. – Прим. БК] Чем вам помогло участие московского продюсера?

Миша присоединился, когда я показал ему кастинг и сценарий – этого оказалось достаточно, чтобы поверить в проект. «Продюсеры» из Уфы и близлежащих городов только говорили, что хотят сделать что-то большое, но никто ни во что не верил. Все-таки уровень продюсеров московских и региональных сильно отличается. Миша Кукушкин стал соинвестором проекта, давал бесценные творческие и технические советы во время съемок и монтажа, помог организовать практически всю московскую часть постпродакшна. Более того, в 2016 году на «Кинотавре» мне повезло познакомиться с Валерием Федоровичем и Евгением Никишовым – одними из самых продвинутых людей в индустрии. Они помогли с монтажом и дали много полезных рекомендаций.

Как мы понимаем, съемки были закончены еще в 2015 году. Чем объясняется затянувшееся производство?

Тем, что мы снимали «конструктор». Мы сознательно не использовали хлопушку, чтобы сэкономить время на съемках и получить больше материала, монтаж из-за этого сильно затянулся, но такое решение в итоге себя оправдало. Тем не менее снова снимать без хлопушки и записывания дублей я все же вряд ли решусь.

В чем особенности феномена башкирского кино? Вы считаете себя его частью?

Я не считаю наш фильм башкирским, мы делаем кино для федерального уровня (пусть и не с таким бюджетом), для максимально широкого зрителя, а не только для жителей Башкирии. Чтобы получить грант в минкульте Республики Башкортостан, нужно быть носителем языка и снимать про их героев. Но то, что происходит в башкирском кинематографе, это хорошо – снимаются фильмы, даются гранты, жители республики узнают про свою культуру. Наверное, так и должно быть, чтобы культура не умирала. Единственное, что мне не до конца понятно – почему в республике нет интереса к картинам, ориентированным на федеральный уровень, таким, какие делаем мы. Ведь если бы в Башкирии была кинопродукция не только для внутреннего потребления, но и «на экспорт», это положительно сказалось бы на имидже республики. А мы вынуждены лишь без удовольствия сказать, что там все не очень хорошо и фильм МЕРТВЫМ ПОВЕЗЛО снимался без поддержки – не благодаря, а вопреки. Из всех заслуг Республики Башкортостан – только скидка на штатив (которую мы добивались два месяца, заполняя бумажки), а все остальное – заслуги отдельных людей, которые захотели помочь.

Вы думаете продолжать снимать комедии?

Думаю, что буду всегда стараться делать все свои фильмы в комедийном ключе (в том числе хорроры, драмы, мюзиклы, триллеры) либо с долей комедии, так как это самый интересный для зрителя жанр. В любой нашумевшей на весь мир картине есть элементы комедии и здорового трэша. Даже в самый тяжелый и драматический момент, когда, казалось бы, надо страдать уже изо всех сил, всегда найдется место для иронии и черного юмора.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее