Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


Курс на импортозамещение. Иные правила

Обзор питчинга Фонда кино для не лидеров

Материал впервые был опубликован в электронном БК №39 (865) от 2 октября 2020 года

Гораздо больше о пандемии говорили на питчинге иных компаний. Все фильмы, претендовавшие в этом году на допфинансирование, столкнулись с последствиями коронакризиса, многие из них находились в съемочном периоде или входили в него. Бюджет части проектов был увеличен по этим причинам, поэтому продюсеры снова обратились в Фонд кино. Таких картин было так много, что их выделили в отдельный блок.

По результатам нелидерских питчингов Фонд кино поддержит 25 фильмов из представленных 59-ти. Это самое большое число проектов за последние несколько лет. 14 получателей субсидий ранее уже удостаивались поддержки ведомства. При этом совет фонда оставляет за собой возможность дополнительно поддержать в 2020-м еще несколько проектов иных организаций кинематографии. Напомним, что в предыдущие годы на суд экспертов подавалось гораздо меньше заявок: в 2019-м компании не из лидерского списка представили на рассмотрение 43 проекта, из них получили безвозвратное финансирование 14, в 2018-м было презентовано всего 37 проектов, из них 20 было поддержано.

Из независимых компаний в первую очередь финансирование получили фильмы бывших лидеров – ПРОФИТ, «Нон-Стоп Продакшн» и ТПО «Рок». В рамках питчингов кинокомпаний-лидеров ранее уже дважды представлялся и получал финансирование масштабный исторический проект продюсера Игоря Толстунова СЕРДЦЕ ПАРМЫ. Объем господдержки достиг 195 млн безвозвратных и 150 млн возвратных средств. Съемки фэнтези-экшна Антона Мегердичева завершены, идет монтаж и создаются визуальные эффекты. За время производства бюджет проекта вырос на 5% из-за аномально теплой зимы в этом году, что потребовало досъемок и увеличения количества графики. Ранее сообщалось, что бюджет картины составляет 610 млн рублей и еще 150 млн продюсеры хотят потратить на маркетинг. В прокат фильм планируется выпустить в декабре следующего года и собрать более 1 млрд рублей.

Повторно за финансированием обратилась «НонСтоп Продакшн» для завершения работы над фильмом-катастрофой ЧЕРНОБЫЛЬ. Проект получил субсидию два года назад – безвозвратных 150 млн рублей и возвратных 50 млн. Ранее сообщалось о бюджете в размере 690 млн и планируемых сборах в 1,5 млрд рублей. Фильм вызвал интерес дистрибьюторов из США, Канады, Германии, Испании и ряда других стран. Несмотря на то, что картина получила поддержку Фонда кино, причем Александр Роднянский запрашивал субсидию на уровне компаний-лидеров, релиз был перенесен с октября на апрель 2021 года. Еще одним крупнобюджетным проектом с «лидерским» запросом стала военная экшн-драма ПАЛЬМИРА ТПО «Рок» Алексея Учителя. Съемки проекта идут в Крыму. Фильм с бюджетом в 600 млн рублей уже получал поддержку в прошлом году (200 млн). Картина рассказывает о саперах отряда разминирования, готовивших Пальмиру к проведению концерта Валерия Гергиева. Проекту активно помогает армия и Минобороны, его партнерами стали «Централ Партнершип» и PREMIER. Фильм готовится к прокату в 2022 году, продюсеры планируют собрать более 700 млн рублей.

ФОРМУЛА КОЩЕЯ

Следующий большой блок на питчинге иных компаний состоял из анимационных проектов. Всего было представлено 11 мультфильмов. Фонд кино решил поддержать три фильма компании «Лицензионные бренды»: БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ: СПЕЦИАЛЬНАЯ ДОСТАВКА, ПИНОККИО. ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ и КОТЫ ЭРМИТАЖА. Последние два уже получали финансирование. БОЛЬШОЕ ПУТЕШЕСТВИЕ в этом году стало одним из самых заметных российских проектов в зарубежном прокате, поэтому закономерно, что компании выделили средства на создание продолжения. Авторы не стали ничего усложнять, и в сиквеле герои будут заниматься тем же самым, что и в первом мультфильме – доставлять к родителям присланного по ошибке медвежонка. Как бы то ни было, права на прокат второй части уже купила студия Lionsgate, заинтересованность в картине также проявили иностранные партнеры, занимавшиеся прокатом первого фильма, который вышел в 55 странах. По словам режиссера Василия Ровенского, вторая часть должна стать масштабнее, смешнее и интереснее первой, а потому она нацеливается на еще более высокий кассовый результат. Производственный бюджет – 174 млн рублей, ожидаемый бокс-офис – 200 млн. Уже в следующем году должен выйти приключенческий мультфильм ПИНОККИО. ПРАВДИВАЯ ИСТОРИЯ. Продюсеры обещают, что проект станет музыкальной комедией, рассчитанной на широкую аудиторию – не только семейную, но и молодежную. Фильм уже пользуется популярностью у зарубежных покупателей. Бюджет заявлен в размере 358 млн рублей, прогнозируемые сборы – 300 млн. Производство мультфильма КОТЫ ЭРМИТАЖА уже началось, выход намечен на 2022 год. При бюджете в 240,8 млн рублей создатели планируют собрать 200 млн. Проект рассказывает о том, как кот Винсент вместе со своим другом-мышью попадает в музей и встречает там команду котов, охраняющих картины от грызунов.

Студия «Союзмультфильм» получила средства на создание впервые представленного анимационного проекта ФОРМУЛА ВОДЫ, к производству которого привлечены международные специалисты из Голливуда. Это семейная приключенческая фантастика о пиратах и поисках сокровищ на планете, где главной ценностью является пресная вода. Создатели рассматривают проект не как мультфильм, а прежде всего как анимационное кино, близкое по интонации ПЯТОМУ ЭЛЕМЕНТУ, а по воплощению – АВАТАРУ. Здесь тщательно проработан особый фантастический мир и созданы разнообразные необычные персонажи. В дальнейшем создатели планируют развить историю в трилогию. Производственный бюджет проекта составляет 360 млн рублей, ожидаемые сборы – 600 млн. Еще 80 млн рублей фильму выделят на продвижение. Его прокат запланирован на 2023 год.

При сопоставимом уровне бюджета (361 млн рублей) на гораздо меньшие сборы – 280 млн рублей – рассчитывает Wizart Animation. Компании необходимо еще 60 млн на создание мультфильма ГЕНЗЕЛЬ И ГРЕТЕЛЬ по мотивам сказок братьев Гримм. Ранее проект уже получал финансирование Фонда кино в размере 60 млн рублей, сейчас он находится на завершающей стадии разработки. Примерно столько же – 230 млн рублей – компания планирует заработать от продажи прав на международные территории и лицензию. Это будет первый фильм студии со ставкой на юмор. Более кассовым, по прогнозам Wizart Animation, станет другой проект студии – мультфильм РУСЛАН И ЛЮДМИЛА. Здесь при бюджете в 361,7 млн рублей компания ждет сборов около 320 млн. В первый раз поддержку Фонда кино мультфильм получил в 2018-м (безвозвратные 100 млн рублей), но в этом году оказался среди аутсайдеров. Он разрабатывается как начало франшизы по сказкам Пушкина, которая должна стать новым международным хитом. Ранее заявлялось, что в команде задействованы иностранные специалисты, работавшие над проектами DreamWorks, а основным референсом проекта является РАПУНЦЕЛЬ: ЗАПУТАННАЯ ИСТОРИЯ. Мультфильм выйдет весной 2021 года, сопродюсером значится Сергей Сельянов. В продвижение обоих проектов Wizart планирует вложить по 85 млн рублей.

Еще одним амбициозным проектом, получившим дополнительное финансирование, стал мультфильм ФИННИК Фонда девелопмента «Рики», ранее известный как МОЙ ДОМОВОЙ. Анимационная картина от создателей СМЕШАРИКОВ и ФИКСИКОВ с бюджетом в 350 млн рублей планирует собрать в прокате 650 млн. Она готовится к выпуску в 2021 году. Лента находится в разработке и производстве больше трех лет, ее готовая часть уже представлена международным байерам. Ранее сообщалось, что в продвижении проекта создателям помогает американский продюсер Нил Ландау.

Компания «КиноАтис» снова представила экспертам мультфильм КОЩЕЙ. ПОХИТИТЕЛЬ НЕВЕСТ, но финансирование не получила, хотя проект уже был поддержан Фондом кино. Сейчас романтическая комедия по мотивам русских сказок находится в активной стадии производства. Бюджет проекта 236 млн рублей, а планируемые сборы – 620 млн. Также компания в очередной раз не получила средства на производство мультфильма ФРЕГАТ «ПОЛУНДРА», в прошлом году тоже оставшегося без господдержки. За это время создатели полностью переписали сценарий, нашли сопродюсеров из Словении и Италии, а также из российской продюсерской компании «Слово». Продюсеры называют проект семейной комедией с элементами фильма-катастрофы. Ранее заявлялось, что его бюджет составляет 240 млн рублей, собрать планируют 420 млн. Прокатчиком обоих фильмов выступает компания «Каропрокат». У Фонда кино запрашивали 120 млн рублей.

Студия «Метрафильмс» не получила финансирование на создание полнометражной версии популярного мультсериала «Три кота». ТРИ КОТА: КАРИБЛЕ КРАБЛЕ расскажет об отпуске мультяшных котов на Карибском море. Продюсер Артем Васильев отметил, что бренд «Три кота» – один из самых известных и быстрорастущих, героев хорошо знают и за пределами России. Производственный бюджет мультфильма – около 90 млн рублей, прогнозируемые сборы – 150 млн. Прокат планируется в конце 2021 года. Дистрибьютором станет Sony Pictures, постоянный прокатчик фильмов компаний, входящих в НМГ.

ЛЕТАЮТ ВСЕ

В блоке проектов на дополнительное финансирование преобладают военные картины, причем с фокусом на летчиках. Это ЛЕТЧИК Рената Давлетьярова и ВОЗДУХ Алексея Германа-младшего. Первый проект рассказывает о советском военном летчике, вынужденном выживать в глухом лесу после жесткого воздушного боя. Продюсеры пообещали эффектный фильм с экшном и спецэффектами. Съемки уже фактически завершены, проект будет готов к весне 2021 года. Его прокатчиком станет «Централ Партнершип», поддерживать ленту будет ВГТРК. В случае с ВОЗДУХОМ, военной драмой о юных летчицах с бюджетом в 400 млн рублей, Алексей Герман выражал уверенность, что сможет сделать проект, по уровню не уступающий ДЮНКЕРКУ. Однако сначала теплая зима, а потом пандемия нарушили все планы создателей. В прокате продюсеры планируют собрать 400 млн рублей. Фильм поддерживают Первый канал и фонд «Кинопрайм».

С сопоставимым уровнем бюджета (450 млн рублей), но на более грандиозные сборы – 900 млн рублей – рассчитывают продюсеры военной драмы ПЕРВЫЙ «ОСКАР». Картина расскажет о создании документального фильма РАЗГРОМ НЕМЕЦКИХ ВОЙСК ПОД МОСКВОЙ, получившего первый советский «Оскар» в 1943 году. Съемки должны были начаться в марте в Лос-Анджелесе, но из-за пандемии отменились. Российская часть съемок находится на подготовительном этапе. Выход фильма намечен на начало 2022-го.

Студия «28 панфиловцев» получила средства на создание военной драмы ЛИТВЯК о советской летчице-истребителе Лидии Литвяк, которая также является персонажем фильма Алексея Германа-младшего. Общий бюджет проекта составляет около 300 млн рублей. Деньги на картину будут собирать в том числе и с помощью краудфандинга. Есть договоренность по прокату с Universal. В прошлом году проект не получал финансирование.

После войны советская футбольная команда «Динамо» отправилась в Великобританию сыграть серию матчей с англичанами в спортивной драме ОДИННАДЦАТЬ МОЛЧАЛИВЫХ МУЖЧИН Алексея Пиманова. Фильм уже в третий раз получает средства Фонда кино, в предыдущие годы на него было выделено 120 млн рублей. Сейчас съемки картины почти завершены. При бюджете в 310 млн создатели планируют собрать в прокате 1,2 млрд.

Многообещающе выглядит романтическое фэнтези Алексея Попогребского об эмоциональных вампирах САМАЯ БОЛЬШАЯ ЛУНА в духе первых СУМЕРЕК. В фильме создан необычный мир, где смешались популярные лет десять назад темы вампиров и субкультуры эмо – собственно, именно тогда о желании сделать этот проект вместе с Попогребским впервые заявил продюсер Роман Борисевич. Картина рассказывает о первой любви девушки со сверхспособностями – она может управлять эмоциями других людей. Авторы надеются превратить фильм в начало новой франшизы. Заявленный бюджет составляет около 260 млн рублей, в прокате создатели планируют собрать 500 млн.

Такую же сумму планируют заработать в прокате создатели триллера БЕШЕНСТВО – режиссер Дмитрий Дьяченко и продюсер Алексей Казаков. Фильм рассказывает об отце и сыне-наркомане, уехавших в таежную глушь, чтобы побороть зависимость, и оказавшихся в эпицентре эпидемии бешенства диких животных. Большую роль в фильме сыграют живые волки, но многое будет нарисовано с помощью компьютерной графики. Ранее заявленный производственный бюджет проекта в размере 160 млн рублей будет увеличен из-за сложностей, вызванных пандемией. На промо планируется потратить 70 млн. У Фонда запрашивают 60 млн, ранее было получено 50 млн рублей. Съемки в Алтайском крае запланированы на январь 2021 года. Фильм производится в партнерстве с Hype Films, его сопродюсерами стали Илья Стюарт и Павел Буря. Прокатывать картину будет «Централ Партнершип».

Фонд кино не выделил средства на комедию ЛЮБОВНИЦЫ 2: ОТВЕТНЫЙ УДАР, уже получавшую субсидию в прошлом году. Из-за пандемии съемки фильма пришлось отложить. Сиквел-перевертыш будет рассказывать о дружбе мужчин против коварных женщин. Создатели планируют собрать 380 млн рублей при бюджете в 112 млн. Прокатывать фильм будет Disney. Также на финансирование подавались комедия с Дмитрием Нагиевым СПАСИТЕ КОЛЮ! и ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ Алексея Нужного и «Квартета И». Первый проект претендует на сборы в 300 млн рублей при бюджете в 120 млн, а второй при практическим том же бюджете (119 млн) – 600 млн. В потенциале фильма Нужного почти нет сомнений, так как первая часть, ГРОМКАЯ СВЯЗЬ, собрала в прокате 525 млн рублей. Экспертный совет поставил картину «Марс Медиа» на 10-е место среди 57 проектов. Но в итоге СПАСИТЕ КОЛЮ!, как и в прошлом году, получил поддержку, а ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ – нет. Отказ Фонда кино заставил продюсера фильма Рубена Дишдишяна эмоционально выразить на своей странице в «Фейсбуке» то, о чем участники распределения средств обычно предпочитают не говорить: необходимы более четкие и прозрачные критерии отбора проектов для финансирования.

«Нам казалось, что ФК поддерживает зрительское кино. По крайней мере, так заявлялось. А что имеем на выходе? – задает риторический вопрос Дишдишян. – Уверен, что треть выигравших проектов соберут в прокате максимум 50 млн рублей. Я за справедливость, четкие правила игры и критерии отбора. Объявите их и давайте им следовать. Ведь принцип построения работы ФК правильный: защита проектов (питчинг) позволяет сделать предварительный отсев и показывает потенциал каждого проекта. По результатам питчинга эксперты (как правило, профессионалы рынка) выставляют рейтинг, который должен служить основой дальнейшего отбора проектов. Но дальше в игру вступает попечительский совет, где в основном сидят представители крупных ТВ-холдингов, АП и других госведомств, и, к большому сожалению, начинается лоббирование тех или иных групп влияния. В результате рейтинги экспертов-профессионалов становятся профанацией. И здесь кроется главное противоречие работы ФК – нет четкого регламента, как действовать с результатами экспертов».

СМЕХ ПРОДЛЕВАЕТ ЖИЗНЬ

Из новых проектов Фонд кино выделил средства прежде всего на комедии. 60 млн рублей на съемки драмеди НЕНОРМАЛЬНЫЙ о мальчике, который вопреки диагнозам врачей и благодаря наставнику стал музыкантом, запрашивал Петр Ануров. Сценарий фильма написал Роман Кантор, автор СЕРЕБРЯНЫХ КОНЬКОВ и «Эпидемии». По драматической структуре картина будет похожа на МИЛЛИОНЕРА ИЗ ТРУЩОБ, по интонации – на 1+1, по количеству музыки – на ОДЕРЖИМОСТЬ. Бюджет проекта – 150 млн рублей, ожидаемые сборы – 400 млн. Прокатчиком станет «Централ Партнершип».

Тимур Бекмамбетов получил средства Фонда кино на создание комедии ПОГРЕБЕННЫЙ предположительно с Дмитрием Нагиевым в главной роли. Режиссер запрашивал 70 млн рублей, бюджет проекта – 100 млн. Как и во многих проектах Бекмамбетова, здесь не обойдется без скринлайфа. Действие в основном происходит на экране телефона, так как герой, по собственному же плану, оказался заживо погребенным. Съемки начнутся в ноябре. Прокатывать фильм в 2021 году будет «Централ Партнершип», предполагаемые сборы – 300 млн рублей.

Фонд кино выделит средства на возрождение франшизы ЛЮБОВЬ-МОРКОВЬ. Последний фильм серии выходил девять лет назад. В новой части под названием ВОССТАНИЕ МАШИН к своим ролям снова вернутся Гоша Куценко и Кристина Орбакайте. На этот раз обмен телами предстоит с роботами. Продюсер Ренат Давлетьяров признался, что к старой истории его заставил обратиться очень смешной и талантливый сценарий. Бюджет проекта составит 120 млн рублей, прогнозы на сборы – 350 млн. Прокат картины запланировал на 2022 год. Ее поддержат компания «Каропрокат» и телеканалы.

Еще одной получившей финансирование фантастической комедией стал проект ЛЮБОВЬ И МОНСТРЫ. Здесь Роман Курцын оказывается в центре удивительных фантастических событий и вынужден спасать мир от неведомых монстров. Съемки фильма уже начались, но из-за коронавируса доснять его не успели. Заявленный бюджет – 100 млн рублей, у Фонда кино запрашивали 60 млн. Прогнозируемые сборы – до 400 млн рублей. Прокатчиком станет «Каропрокат».

Также финансирование получила социальная драма Гоши Куценко и исторические проекты Александра Велединского и Владимира Бортко. Продюсеры БАЛКАНСКОГО РУБЕЖА продолжают снимать зрелищное и актуальное кино. Гоша Куценко и Вадим Быркин получили финансирование на съемки фильма ПЛАКАТЬ НЕЛЬЗЯ, драматического триллера о русской женщине в Скандинавии, которая борется за своего ребенка с государством и соцслужбами. Бюджет картины – 122 млн рублей, еще 40 млн обещают потратить на промо. Предполагаемые сборы – 280 млн, прокатчик – ЦПШ. Александр Велединский получил финансирование на создание драмы 1993 об истории семьи во время октябрьского путча. Бюджет картины составит 182 млн рублей, у Фонда кино запрашивали 60 млн. В качестве референса по стилю съемки называют ДИТЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ. Картину планируют выпустить в 2023 году, прогнозируемые сборы – 450 млн рублей, прокатчиком станет RWV. Владимир Бортко получил средства Фонда кино на съемки исторического военного фильма АЛЕКСАНДР И НАПОЛЕОН. Производством амбициозного проекта будет заниматься «Студия «2-Б-2» Интертэйнмент». Бюджет проекта о взаимосвязи Александра Первого и Наполеона составляет 800 млн рублей, прогноз создателей на сборы – 2,1 млрд.

УЖАСНО ОБИДНО

В этом году из трех представленных хорроров только МЕДЕЯ от «Кинокомпании 25-й кадр» получила финансирование. Режиссером станет Василий Сигарев, постановщик ВОЛЧКА, СТРАНЫ ОЗ и ЖИТЬ. По сюжету, героиня в исполнении Яны Трояновой узнает о родовом проклятии и пытается спасти от него своих детей. Съемки картины должны начаться весной 2021 года, сейчас ведется разработка компьютерной графики. Прокатчиком станет Universal, на экраны лента выйдет осенью 2022-го. Не получил финансирование Фонда кино сиквел самого успешного российского хоррора в истории НЕВЕСТА: НАЧАЛО. Также ведомство отказало в поддержке историческому хоррору ИВАН ГРОЗНЫЙ компании QS Films. Вообще, остросюжетному жанровому кино в этом году совет фонда не благоволил. Фонд вновь не поддержал подававшийся в 2019-м фантастический триллер СВОБОДНОЕ ПАДЕНИЕ с Александром Кузнецовым в главной роли. При этом проект уже представляется на международных Кинорынках и вызывает интерес у зарубежных байеров. Картина расскажет о космонавте, который оказывается один в открытом космосе и пытается выжить, следуя консультациям диспетчера. Фильм в стиле ГРАВИТАЦИИ с бюджетом в 172 млн рублей рассчитывает на сборы в 250 млн. У Фонда кино запрашивали 60 млн рублей.

БОТАН И КРАСНАЯ ШАПОЧКА

Среди проектов иных компаний порой встречаются такие, что по своему потенциалу могу сравниться, а то и превзойти фильмы лидеров кинопроизводства. Тут можно вспомнить Т-34, находящийся на третьем месте по кассе среди российских проектов, обе части ПОЛИЦЕЙСКОГО С РУБЛЕВКИ, комедии САМЫЙ ЛУЧШИЙ ФИЛЬМ и Я ХУДЕЮ. Как раз создатель ПОЛИЦЕЙСКОГО С РУБЛЕВКИ Илья Куликов запрашивал у Фонда кино финансирование на съемки своей новой комедии БОТАН И СУПЕРБАБА о зажатом ботанике, который из-за проблем с реальными девушками изобретает андроида. В главных ролях задействованы звезды ПОЛИЦЕЙСКОГО С РУБЛЕВКИ Софья Каштанова и Роман Попов. Производством будет заниматься «НМГ Студия», поддерживать проект намерен канал СТС. Бюджет картины – 110 млн рублей, релиз состоится в ноябре 2022 года. Продюсеры прогнозируют сборы в размере 650 млн.

Сергей Светлаков не получил государственного финансирования на производство звездного проекта ко Дню всех влюбленных. Франшиза для праздника 14 февраля должна стать своего рода новыми ЕЛКАМИ. Проект LOVE будет состоять из нескольких новелл, действие которых происходит в День всех влюбленных. Бюджет составит 90 млн рублей, у Фонда кино запрашивали 50 млн. Предполагаемый бокс-офис фильма – свыше 550 млн рублей. Прокатывать проект будет компания «Каропрокат», его сопродюсером является онлайн-кинотеатр ivi. Съемки стартовали в сентябре.

Также Фонд кино не увидел целесообразности в финансировании семейного приключенческого фэнтези КРАСНАЯ ШАПОЧКА. ТАЙНА ПОСЛЕДНЕГО ВОЛКОБОЯ компании «Три А». Фильм с бюджетом в 380 млн рублей рассчитывает собрать в прокате 600 млн. На большие экраны картину выпустит Disney, ее партнером станет СТС. По сюжету, Красная Шапочка попадает из сказочного мира в реальный и выясняет, что ее пропавший отец на самом деле является могущественным волкобоем, а она должна продолжить его дело. Продюсеры передачи «Орел и решка» не получили средства на производство полнометражного игрового фильма по мотивам популярного трэвел-шоу.

Бюджет приключенческой комедии ОРЕЛ И РЕШКА составляет 150 млн рублей, предполагаемые сборы − 400 млн. Среди референсов – МАЛЬЧИШНИК В ВЕГАСЕ, СЕКС В БОЛЬШОМ ГОРОДЕ 2, ГОЛОГРАММА ДЛЯ КОРОЛЯ. У Фонда кино запрашивали 60 млн рублей. На сборы в 500 млн рассчитывают создатели фантастической комедии с элементами триллера АЛЕШКА БОЛЬШЕ НЕ ПРИДЕТ о Кыштымском карлике. Продюсеры обещают этнографический экшн с самоиронией и аутентичными персонажами, фарс и самобытный псевдонаучный комикс. Однако фонд картину не поддержал. Ее производственный бюджет составляет 90 млн рублей, прокатчиком станет «Каропрокат». Референсы проекта – МАРС АТАКУЕТ и ВЕЧЕРА НА ХУТОРЕ БЛИЗ ДИКАНЬКИ. Сразу три актуальные темы раскрываются в новом проекте Игоря Угольникова ПИРОГОВ – война, Крым и медицина. Фильм расскажет о жизни великого русского хирурга в годы Крымской войны, его открытиях и изобретениях в медицине, преданности Родине и любви. Тем не менее проект оказался среди аутсайдеров. Его бюджет − 260 млн рублей, у Фонда кино запрашивали 60 млн. Предполагаемые продюсерами сборы составляют 600 млн рублей.

И ТАНКИ НАШИ БЫСТРЫ

По итогам питчингов можно сказать, что в ближайшие два-три постковидных года зрителей по-прежнему ждет множество фильмов о войне – как крупнобюджетных, так и менее амбициозных. Но если на картины о Великой Отечественной государство по-прежнему не жалеет денег, а продюсеры запускают их с упорством, достойным лучшего применения, то поток спортивных лент, похоже, начал иссякать. Среди получателей субсидий оказалось всего две картины на спортивную тематику – ЧЕМПИОН МИРА и ОДИННАДЦАТЬ МОЛЧАЛИВЫХ МУЖЧИН. Среди выигравших конкурс Фонда кино впечатляет количество комедий. Действительно, в сложные времена зрители отдают предпочтение этому жанру, о чем публично говорила министр культуры Ольга Любимова. Комедии в целом быстрее снимаются и меньше стÓят в производстве, что на какое-то время обеспечит кинотеатры контентом в самом ближайшем будущем. Попробовав свои силы в некоторых жанрах с неоднозначными результатами, продюсеры со временем отказались от экспериментов – речь прежде всего о научной фантастике и фильмах ужасов. И если причины прокатных неудач российских фантастических картин понятны, то хорроры по-прежнему выглядят перспективно, так как в кризисное время этот жанр остается хорошо востребован зрителями, а ужастики редко бывают дорогими в производстве. У таких фильмов есть преданная аудитория, и это преимущественно молодежь, которая охотно ходит в кинотеатры и не опасается вируса. К сожалению, среди поддержанных Фондом кино проектов оказался только один хоррор.

Как продемонстрировал прокат в постковидное время, зрители отдают предпочтение картинам, ориентированным на конкретную аудиторию. Это показал и ДОВОД Кристофера Нолана, и романтическая мелодрама ПОСЛЕ. ГЛАВА 2. С этим у поддержанных в этом году проектов есть проблемы, так как продюсеры традиционно пытаются метить во все зрительские сегменты сразу. Другая проблема – значительная часть картин снимается для взрослого зрителя, который в настоящее время не так часто ходит в кино, что в будущем может стать еще одной проблемой. Если, конечно, коронакризисный тренд не окажется временным, и сентябрьская неудача СТРЕЛЬЦОВА будет единичным явлением. Сергей Сельянов не до конца уверен в кассовом потенциале российского кино в эпоху кризиса. «Даже в лучшие времена российские фильмы обеспечивали менее 30 процентов бокс-офиса кинотеатров, – говорит он. – Американское кино в свое время построило кинотеатры и продолжает занимать огромную долю рынка. Без голливудских фильмов, естественно, будет очень сложно и площадкам, и российским проектам, так как без них в кинотеатрах не генерируется должный поток зрителей, не работает индор-реклама, включая трейлеринг. Соответственно, с одной стороны, они обычно мешают отечественным фильмам, но их отсутствие тоже влияет неблагоприятно. Когда мы вместе с Минкультуры и Фондом кино окончательно приняли решение выпускать ВРАТАРЯ ГАЛАКТИКИ, тут же буквально в течение пары дней с августа ушли все крупные американские картины. Через те же пару дней территории, на открытие которых 1 сентября мы рассчитывали (Петербург, Новосибирск, Краснодарский край), объявили о возобновлении работы в конце сентября. В общем, если говорить о нас, то мы свою кровь в виде ВРАТАРЯ ГАЛАКТИКИ в поддержку отрасли сдали. Крови оказалось недостаточно ни для нас, ни для кинотеатров, но мы внесли огромный вклад. Огромный – потому что бюджет фильма и рекламной кампании очень большой». Продюсер отмечает пренебрежение, с которым правительство отнеслось к киноотрасли и к кинотеатрам в частности во время коронакризиса: «То, что к нашей отрасли относятся по остаточному принципу, на мой взгляд, не очень мудро. Как известно, в условиях кризисов кино часто помогает гражданам легче преодолеть их. Это все-таки развлечение, эмоциональное наполнение жизни, какое-то улучшение самоощущения в социальном плане». Главное, конечно, чтобы улучшение в социальном плане зрители видели не только в кино – тогда и экономике в целом, и киноиндустрии в частности явно станет полегче.

При поддержке Фонда кино

Обзор питчинга Фонда кино для компаний-лидеров

 


08.10.2020 Автор: Рая Башинская

Самое читаемое

«Искусственный интеллект» и «На острие» показали примерно одинаковый результат

Предварительная касса четверга: амбициозные новинки проиграли комедии «Непосредственно Каха»

Подробнее
К защите допущено 58 проектов

Минкультуры опубликовало список участников питчинга дебютантов

Подробнее
Проект продлили на второй и третий сезоны

Сериал «КиноПоиск HD» «Беспринципные» получит продолжение

Подробнее
Зрителей ждет множество свежих фильмов

Okko рассказал о новинках декабря

Подробнее
Я зарегистрирован на Портале Поставщиков Top.Mail.Ru