top banner

Раздел «Ликбез для кинотеатров» предназначен для руководителей и сотрудников кинотеатров в малых городах, открывшихся по программе поддержки Фонда кино. Материалы раздела помогут показчикам, не имеющим опыта в кинопрокате, восполнить недостающие базовые знания по разным направлениям (репертуарное планирование, сотрудничество с дистрибьюторами, техническое оснащение кинотеатров, концешн и пр.), а также сориентироваться в актуальных тенденциях кинопрокатного рынка.


«Российский Кинобизнес»: «Позиционирование кинотеатра как современной точки досуга»

Светлана Максимченко о том, как государственным кинотеатрам привлечь зрителей

Фонд кино стал стратегическим партнером международного форума «Российский Кинобизнес» и провел образовательную программу для кинотеатров, открытых по программе кинофикации малых и средних городов России. В рамках программы генеральный директор «Москино» Светлана Максимченко рассказала участникам кинофорума о том, как за счет обширной модернизации государственной киносети удалось вернуть зрителей.

У ГБУК «Москино» есть три основных направления деятельности. Первое – собственно кинопоказ, управление сетью кинотеатров. Второе – создание и кураторство кинособытий, организация фестивалей, специальных показов, встреч и лекций, просветительских программ и выставок вокруг кино. Третье – содействие кинопроизводству, в том числе управление деятельностью Московской кинокомиссии по согласованию киносъемок в Москве. 

«Москино» как сеть кинотеатров — это 13 площадок с 23 кинозалами в разных районах Москвы. Три года назад все кинотеатры «Москино» находились в очень запущенном состоянии. Здания требовали не просто обновления кресел и кинопроекционного оборудования, но полной замены всех старых инженерных коммуникаций, электрики, вентиляции. После начала работ по реконструкции был проведен ребрендинг сети и разработан единый, легко узнаваемый стиль. В едином черно-белом стиле стало брендироваться все необходимое — фасадные вывески, мебель, навигационная таблички внутри зданий, стенды, лайтбоксы, униформа сотрудников. 

Постепенно командой Светланы Максимченко «Москино» была перезапущена не просто как сеть из некогда разрозненных городских кинотеатров, но именно как культурная институция, как совокупность специальных площадок, выстроенных вокруг кино. Зритель стал возвращаться в кинотеатры не просто посмотреть очередную новинку или посетить бесплатный показ, но с целью пообщаться с приглашенным режиссером или кинокритиком, посетить интересную ретроспективу или выставку, ознакомиться с уникальным фильмом, которого больше нигде не найти.

Источники финансирования деятельности «Москино» — бюджет и собственные кассовые сборы. При этом бюджетные поступления составляют меньше половины от общих расходов. Из бюджетных средств частично финансируется эксплуатация зданий, охрана и большая часть зарплат сотрудникам. Количество зрителей и количество проведенных бесплатных мероприятий — два основных показателя госзадания, которое «Москино» выполняет как ГБУК, чтобы получать госфинасирование.

Отвечая на первый вопрос из зала, Максимченко подробнее коснулась финансового аспекта работы киносети. Три года назад у «Москино» зияла финансовая дыра в размере 27 млн, до сих пор идут дела по вопросам хищений в особо крупных размерах. Из-за больших долгов у «Москино» была очень плохая репутация в среде прокатчиков. При старом руководстве часть выделяемых денег уходила в никуда, при этом посещаемость не превышала 400 тыс человек в год. На текущий момент посещаемость поднялась до 1 млн в год, то есть за три года наблюдается рост в 2,5 раза. Рост обусловлен в том числе грамотной росписью и балансом между авторским и зрительским кино. Подобное балансирование возможно за счет специфики различных кинотеатров. В кинотеатрах «Москино» с авторским репертуаром («Звезда», «Факел») зрители даже не найдут попкорна, но на площадках со зрительским и семейным репертуаром попкорн продается, так как ЦА этих кинотеатров активно его потребляют.

 Также из зала был задан вопрос, как работать региональным ДК, которые были переоборудованы по программе Фонда Кино, но не могут показывать кино регулярно. У таких площадок две проблемы — необходимая доля российского кино (50%) и маловыполнимые для них форматы от мейджоров. Как рассказала Максимченко, доля отечественного кино в их сети достигает 30%, и чтобы ее соблюдать, они поддерживают связь с обычными и спортивными школами, социальными центрами, обществами глухих, то есть по максимуму отрабатывают все возможности коллективных посещений. По общеиндустриальной проблеме давления мейджорами мелких площадок универсального совета Максимченко не дала. Конкретно «Москино» может себе позволить отказаться от того или иного релиза, если дистрибьютор будет настаивать на неудобных для киносети форматах.

Далее Максимченко рассказала, как «Москино» проводит августовские «Ночи Кино». Показ отобранных Фондом кино фильмов составляет лишь малую толику организуемых мероприятий. Среди прочего 27 августа прошлого года «Москино» провела несколько предпремьер фильмов с ведущих европейских фестивалей. Также были организованы уникальные сеансы с пленки в различных необычных местах Москвы (Измайловский Кремль, метро, сталинская высотка и открытый бассейн «Чайка»). Отдельными мероприятиями стали показы сборников короткометражек молодых кинематографистов и серий популярных ситкомов (на последнее особенно охотно шли подростки). Также было проведено несколько экскурсий, в том числе на «Мосфильм», «Союзмультфильм», Фильмофонд. Были проведены экскурсии в самые обычные киноаппаратные — подобное может позволить себе любой кинотеатр, в том числе в регионах. Венцом «ночной» активности «Москино» стала организация сложной театральной постановки по мотивам советской экранизации ТРЕХ МУШКЕТЕРОВ, которая прошла в музее Царицыно. В совокупности 27 августа было проведено более 400 мероприятий на 150 различных площадках Москвы. В целом за год «Москино» организует более 800 различных общественно значимых событий.

Участник кинофорума из города Магадан интересовался возможностью проведения сеанса немого кино — где взять контент? Как рассказала Максимченко, у достаточного количества старых фильмов (например, у многих картин Чаплина) уже нет правообладателя, так как они перешли в общественное достояние. Конкретно «Москино» помогает Госфильмофонд, так как две организации давно и плотно сотрудничают. Большинство ретроспектив у киносети проходят по статье образовательно-просветительских мероприятий, на которые билеты не продаются, поэтому получение ПУ здесь не требуется. 

При поддержке Фонда кино


27.12.2019 Автор: Никита Никитин

Самое читаемое

По итогам года российское кино за рубежом заработало $17,6 млн, это лишь на 2,8% выше цифр 2022-го

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году

Подробнее
Высокая кухня и чувства

«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски

Подробнее
Врожденная болезнь и творческий кризис

«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя

Подробнее
Мультфильм начал свой прокат в Китае

Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед

Подробнее
доступ запрещен