top banner

Михалков хочет ввести авторский сбор в Интернете

31 октября 2014

РСП предложил понятие «глобальная лицензия»

Российский союз правообладателей (РСП), совет которого возглавляет режиссер Никита Михалков, предлагает бороться с пиратством в интернете с помощью введения фиксированного сбора в пользу правообладателей. РСП подготовил концепцию глобальной лицензии, которая должна стать новым инструментом управления правами интеллектуальной собственности в сети, и проект поправок в IV часть Гражданского кодекса.

По замыслу РСП платить правообладателям должны будут операторы связи. Их могут обязать получать глобальную лицензию на использование цифрового контента. «Такая лицензия означает, что произведение передается в неограниченное пользование индивидуальных потребителей правообладателем, который будет получать вознаграждение, зависящее от объемов потребления произведения (вне зависимости от размещения произведения, его хостинга) пользователями на территории Российской Федерации», – говорится в документе.

Собирать вознаграждение от операторов должна будет организация по коллективному управлению авторскими и смежными правами, аккредитованная государством. Предполагается, что под лицензирование попадет только контент, из него будут исключены программное обеспечение и составные произведения (энциклопедии, базы данных, сайты и т. п.).

По мнению авторов концепции, у такого решения есть несколько плюсов. Оно освобождает пользователей от ответственности за пиратство, снимает проблемы трансграничного хостинга, нагрузку на органы государственной власти, увеличивает количество участников экономического оборота контента в интернете и т. п.

По похожей модели РСП уже работает с производителями и импортерами техники: с 2010 года организация собирает с них так называемый авторский сбор – 1% от цены реализации товаров или их таможенной стоимости. Этот пункт стал самой растущей статьей доходов Российского авторского общества (РАО, получает эти средства от РСП): в прошлом году эти сборы увеличились на 187,76% до 390,7 млн руб.

В Минсвязи считают эти предложения спорными. Обязательные сборы с интернет-трафика в пользу правообладателей фактически создают юридическую базу для оправдания и легализации пиратства, говорит замминистра связи Алексей Волин. Такая база уже существует на рынке физических носителей, просто этой ситуацией никто еще не воспользовался. А введение такого сбора в интернете даст интернет-компаниям возможность заявить о том, что пиратского контента больше нет и все права на любой контент очищены, считает Волин. Зато другая идея – работа правообладателей через общества по коллективному управлению правами в интернете – имеет право на существование. Но здесь важно, чтобы не было монополизма, то есть таких организаций должно быть несколько, отмечает чиновник. А участие в них должно быть добровольным. Также не должно быть обязательства для интернет-компаний работать только с такими обществами – у них должна быть возможность договариваться напрямую с правообладателями, заключает Волин.

Коллективным управлением правами на музыку за пределами интернета в России занимается РАО. Именно РАО в 2009 году учредило РСП. РАО собирает отчисления с публичного воспроизведения музыки и песен: в 2013 году оно собрало в пользу авторов 4,36 млрд руб., а выплатило авторам 3,2 млрд руб. Но не все авторы довольны тем, как действует РАО. Например, в эту среду поэт-песенник Илья Резник сообщил, что изъял все права на свои произведения из коллективного управления РАО. Кроме того, Резник написал письмо премьер-министру Дмитрию Медведеву, сообщил в Twitter адвокат Резника Сергей Жорин. Резник жалуется, что РАО монополизировало управление авторскими правами в России и это привело к печальным последствиям. РАО, по словам Резника, фактически распоряжается правами автора вопреки его воле, «диктуя свои кабальные условия и навязывая автору мизерные, унизительные тарифы». Экономическая политика РАО привела, по мнению Резника, к полной финансовой незащищенности авторов. В частности, сам Резник получил от РАО за свои произведения в прошлом году 12 коп., говорится в письме. Резник считает, что только государство может исправить эту ситуацию.

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее

Новости по теме

Никита Михалков не исключил возвращения в Фонд кино
Подробнее
Никита Михалков займется мультфильмами
Подробнее
Евразийский аналог «Оскара» будет представлен уже летом
Подробнее
«Солнечный удар» не вошел в шорт-лист «Оскара»
Подробнее
Назначен оргкомитет по проведению Года российского кино
Подробнее