top banner

«Я тебя не люблю» Павла Костомарова и Александра Расторгуева: задокументированная история о людях

Автор: Максим ТУУЛА

7 июня 2012

Прошлогодний фильм Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, премьера которого состоялась на Роттердамском фестивале, оказался самым новаторским и оригинальным в русском кино последнего времени. В нем известные документалисты Павел Костомаров и Александр Расторгуев стирали границу между реальностью и вымыслом, уничтожали дистанцию между персонажем и автором. Их новый фильм Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ – второй в этом цикле, и участвует в конкурсной программе «Кинотавра».


Герои Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, простые парни из Ростова-на-Дону, отобранные и направляемые режиссерами, сами снимали себя на ручную камеру, а позже Костомаров и Расторгуев сумели создать из отрывков чужих жизней стройную и понятную историю. На этот раз главный персонаж – девушка, которая ищет настоящее чувство, а потому не может выбрать между двумя очень разными парнями. Картину поддержали сразу несколько продюсеров, в том числе Андрей Сигле, хорошо известный благодаря работе с Александром Сокуровым. Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ откроет фильмографию только что учрежденного продюсерского центра «Ленфильм».

Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ

Россия – Эстония, 2012, 85 мин.
Режиссеры Павел Костомаров, Александр Расторгуев
Автор сценария Сусанна Баранжиева
Оператор Виктория Шевцова
В ролях: Виктория Шевцова, Евгений Борисов, Артем Сотников
Продюсеры Андрей Сигле, Павел Костомаров, Александр Расторгуев, Павел Печенкин, Владимир Соколов, Максим Туула, Мария Гаврилова
Производство Продюсерский центр «Ленфильм», компании ProLine Film, «Новый курс», Marx Film (Эстония) при участии Фонда кино

 

ПАВЕЛ КОСТОМАРОВ И АЛЕКСАНДР РАСТОРГУЕВ
ЗАДОКУМЕНТИРОВАННАЯ ИСТОРИЯ О ЛЮДЯХ

БК: Как соотносятся между собой Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ и Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ?

Павел Костомаров: Как две части одного целого, как инь и ян, это женский ответ Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ. Они дополняют друг друга, хотя герои совершенно разные. Работа над двумя фильмами происходила примерно в одно и то же время, но с Викой история развивалась и дальше. Она видела Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ, после этого она даже больше раскрылась, стала еще активнее. Работа с ней длилась около полутора лет, в итоге получился фильм о поиске любви.

Александр Расторгуев: Вика просто очень хочет, но не может найти себе равного. Парни просто недотягивают до ее уровня, поэтому у нее никак не получается выбрать. Это типичная проблема для России, честно говоря, не знаю, как обстоит дело с этим в других странах.

БК: Звучит серьезно, но сам фильм ведь не настолько серьезен. Как бы вы определили его жанр?

Костомаров: Документальная комедия? Драма с элементами комедии? Это легкий жанр, там много смешного и трогательного, это не мрачный артхаус несмотря на экспериментальную форму.

БК: Вы показываете срез жизни некоего социального слоя, при этом не относитесь к этим людям как энтомологи с микроскопом. Вы, похоже, их даже любите.

Костомаров: Мы не ставили целью снять социальное кино. Если в фильме и показана жизнь каких-то групп, то просто потому, что так само получилось. На самом деле это просто задокументированная история о людях. Да, в отличие от некоторых русских режиссеров мы не испытываем страха перед «жителями рабочих окраин», мы их понимаем и принимаем. Это совсем не те люди, которых показывают по телевизору, они реальны. Мы просто дали голос тем ста сорока миллионам, которые никогда не смогли бы рассказать о себе по Первому каналу.

БК: У вас, как говорит Ситора Алиева, кино «фольклорное»: простые люди рассказывают сами о себе. Насколько отличается реальная Вика от той, которую мы видим на экране?

Расторгуев: Вика в реальности и Вика в нашем кино – не один и тот же человек. Там, конечно же, присутствует авторский взгляд: это история Вики, увиденная режиссерами Костомаровым и Расторгуевым, в нашей интерпретации. Мы даже спровоцировали некоторые ситуации. Но это совсем не тот случай, когда режиссер-автор пытается рассказать в фильме о себе, а не об окружающей реальности.

БК: Известно, что на этом проекте вы пытались сотрудничать с продюсерами, которые снимают рейтинговые сериалы.

Костомаров: Да, проектом интересовалась компания, которая собиралась продать его на один из федеральных каналов. Им очень нравился фильм и его герои, они увидели в нем потенциал. Но в итоге сотрудничество прекратилось по совсем другим причинам.

БК: Почему у вас сменились продюсеры?

Расторгуев: Мы очень благодарны Александру Родянскому за то, что он поддержал наш первый фильм. Но сейчас он занимается своими американскими проектами, ему не до русского кино. У нас появились другие продюсеры – например, Андрей Сигле, которому понравился Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ и он помог нам закончить работу над ним, так же как Павел Печенкин помог нам его начать.

БК: Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ был феноменом клубного проката – он не вышел в кинотеатрах, но его показывали в самых разных местах по всей России. Как будут обстоять дела с прокатом Я ТЕБЯ НЕ ЛЮБЛЮ?

Костомаров: У нас было примерно сто показов, Я ТЕБЯ ЛЮБЛЮ шел примерно три-четыре раза в месяц и всегда собирал публику – в Москве, Питере, Волгограде.

Расторгуев: История теперь более простая, более нарративная, всего один главный герой, и при этом девушка. Здесь всего штук семь матерных слов и практически нет секса, так что это можно показывать даже по телевизору.

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее

Новости по теме

Александр Жаров допустил возможность блокировки YouTube в России
Подробнее
Алексей Троцюк рассказал, что у «Чебурашки» может появиться продолжение
Подробнее
Сергей Сельянов об успехе дилогии «Брат»: «Перевыпуски оказались небезнадежной идеей»
Подробнее
Глава фонда «Кинопрайм» рассказал о ситуации с финансированием фильма Андрея Звягинцева
Подробнее
Сергей Сельянов про триумф «Конька-Горбунка»: «Зритель рублем подтверждает качество фильма»
Подробнее