top banner

Есть контакт: как создавали спецэффекты в популярных фильмах об инопланетянах

Стало ли «Прибытие» продолжателем традиций

Если рассматривать научно-фантастический жанр в кино, то самой популярной темой у кинематографистов, пожалуй, будет контакт с внеземной цивилизацией. Один только Голливуд за свою недолгую историю наснимал под сотню подобных картин. В честь выхода ленты ПРИБЫТИЕ Дени Вильнева мы решили вспомнить несколько примечательных фильмов прошлых лет, где человечество тоже контактировало с пришельцами.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ (1996). Режиссер: Роланд Эммерих

Кассовый чемпион в год своего выхода на экраны может похвастаться не только глупым сценарием и пафосными диалогами, но также молодым Уиллом Смитом и невероятно крутыми для своего времени спецэффектами. Неудивительно, что картина удостоилась премии «Оскар» за работу над ними. Роланд Эммерих собрал мощную команду постановщиков, умело сочетавших традиционные техники создания спецэффектов и цифровые технологии. Например, взрывы американских достопримечательностей, в том числе Белого дома – это пиротехника и миниатюрные модели. В то же время инопланетные тарелки, нависшие над мегаполисами, представляют собой макеты, добавленные в кадры средствами цифрового композитинга. При этом грозовые тучи -– это эффект, реализованный при помощи техники cloud tank, когда в аквариум с соленой (нижний слой) и свежей водой (верхний слой) добавляют различную жидкость. Из-за разной плотности рождаются причудливые узоры, напоминающие атмосферные эффекты. Стоит ли говорить, что пришельцы у Эммериха были или аниматронными куклами, или статистами в костюмах!?

ВОЙНА МИРОВ (2005). Режиссер: Стивен Спилберг

Опус великого голливудского сказочника Спилберга про злоключения крановщика в исполнении Тома Круза был удостоен номинации на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Как и картина Эммериха, рассматриваемый фильм изобилует традиционными спецэффектами вроде съемки миниатюр, но компьютерная анимация и цифровые эффекты уже используются по полной программе. Выделяется сцена первичной атаки, когда на воздух взлетает мост и взрываются дома и машины. Транспорт и постройки – это миниатюра, уничтожавшаяся на хромакейном фоне, а мост и инопланетный лазер – компьютерная графика. Эти разрозненные элементы соединены вместе со съемкой актеров в единой композиции на этапе постпродакшна. Кстати, всю графику создавала студия ILM в рекордно сжатые сроки.    

РАЙОН №9 (2009). Режиссер: Нил Бломкамп

Сенсационный кинодебют малоизвестного клипмейкера и специалиста по визуальным эффектам Нила Бломкампа задал очень высокую смысловую планку в жанре. Видеоряд тоже не подкачал. В особенности удались насекомоподобные пришельцы, за анимацию которых отвечала канадская студия Image Engine. На площадке вместо инопланетян в кадре были статисты в серых костюмах для захвата движений. Но финальная анимация – это не motion capture в чистом виде, а синтез mocap, анимации по ключевым кадрам и ротоанимации. Несмотря на срок давности, фильм по-прежнему великолепно смотрится, а компьютерным персонажам веришь сильнее многих реальных героев. Номинация на «Оскар» за лучшие визуальные эффекты, как и упоминание в числе лучших картин года, совершенно заслуженные.

ДЕНЬ НЕЗАВИСИМОСТИ: ВОЗРОЖДЕНИЕ (2016). Режиссер: Роланд Эммерих

Возродить былой успех создателям сиквела не удалось. Качество драматургии упало ниже ватерлинии, а компенсировать провал очень зрелищным видеорядом не удалось. В отличие от первой картины эффекты в продолжении практически полностью созданы средствами компьютерной графики. Из интересных особенностей, пожалуй, имеет смысл выделить участие в работе над проектом студии Weta Digital, создавшей эпизод погони с Маткой инопланетян за школьным автобусом. Рендерер Manuka проявил себя наилучшим образом при визуализации полностью компьютерных кадров, чего нельзя сказать о сценаристах картины.

Фильм Дени Вильнева ПРИБЫТИЕ кардинальным образом отличается от перечисленных картин. Причем как по форме, так и по содержанию. Новая лента в этом плане ближе к КОНТАКТУ Роберта Земекиса, который также является киноадаптацией известного фантастического произведения. Новых горизонтов обе картины в плане зрелищности не открывают, зато порождают смысл в стильном и оригинальном обрамлении, что уже достижение.  


13.11.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 28–31 марта
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Premier рассказал о новинках апреля
Подробнее
Американская касса: лидером проката стали новые «Охотники за привидениями»
Подробнее
Адам Сэндлер готовит продолжение «Счастливчика Гилмора»
Подробнее