top banner

Как снимали «Темную башню»

Локации, декорации, грим

Для режиссера Николая Арселя и оператора Расмуса Видебака ТЕМНАЯ БАШНЯ стала уже пятой совместной картиной. За визуальную составляющую фильма также отвечал художник-постановщик Кристофер Гласс.

Поскольку действие картины происходит и в современном Нью-Йорке, и в Срединном мире, Арсель искал способ подчеркнуть контраст между этими мирами, которые связаны Темной Башней. «Современный мир я решил показать камерно – мы сконцентрировали внимание на Джейке и людях, которые его окружают, – объясняет режиссер. – После первых 15 минут фильма картинка раскроется, словно в широкоформатном кино, открывая взгляду масштабные декорации».

По словам Гласса, контраст между Срединным и современным мирами был настоящей мечтой любого художника. «В фильме множество всевозможных ландшафтов и сцен, приключений и путешествий, – говорит он. – Зрители из Нью-Йорка попадут в Срединный мир, а потом доберутся до самой Темной Башни. Было очень интересно работать над фильмом, в котором странное сочетается и чередуется с привычным». При этом Гласс утверждает, что труднее всего было сделать мир, столь тщательно описанный Кингом в своих книгах. «Всегда непросто работать над локациями, описанными во всемирно известных литературных источниках, – отмечает художник. 

Часть фильма снималась в Южной Африке, где можно было найти совершенно уникальные ландшафты. Менеджеры по подбору локаций предложили кинематографистам пустыню Кару, где впоследствии и были выстроены декорации Срединного мира. Затем съемочная группа переместилась к горе Седарберг, где на территории национального заповедника располагались красивейшие пещеры и необычные красные скалы. «В Южной Африке мы нашли невероятные пустыни – почти такие, как на Марсе, – говорит Гласс. – Они уходят за горизонт. Я такого никогда в жизни не видел. Мне кажется, в съемках в Африке есть что-то поразительно романтичное и авантюрное».

Виноградник неподалеку от Кейптауна в ЮАР художники и декораторы превратили в деревню Мэнни. Долину, скрытую от глаз высокими горами, превратили в небольшое поселение – убежище для тех, кто пережил войну и ищет мирной жизни в неспокойном мире. «Ник описывал секту Мэнни, как нечто среднее между аманитами и древними племенами, – говорит Гласс. – Ник стремился к реализму, хотел создать что-то наподобие Пыльного Котла в Америке в 1930-е, что-то типа декораций фильма ГРОЗДЬЯ ГНЕВА. Работая над палитрой, мы черпали вдохновение в работах Эндрю Уайета, картины которого передавали все тяготы выживания в безжизненных природных условиях».

Команде Гласса потребовалось около двух месяцев для постройки деревушки – площади в окружении хлипких деревянных домов. «Мы целенаправленно выбирали землистые оттенки, благодаря которым деревня фактически сливалась с окружающими ее холмами и горами, – объясняет выбор палитры Гласс. – Фактически цвет работал как камуфляж, делая селян невидимыми и обеспечивая относительную безопасность от внешнего мира».

Алый Король, представляющий силу зла, которой так стремился услужить Уолтер, также внес свою лепту в разработку дизайна. «Это дьявольское существо живет в другом измерении, – говорит Арсель. – Многое о нем мы почерпнули в книгах, в частности, знак Алого Короля – искаженный глаз. Мне представлялось, в каком мире должен был жить Алый Король: это было место, похожее на вулкан. Я нашел способ реализовать эту фантазию – тьма и огонь, которые стали частью кошмаров Джейка. Все, что так или иначе связано с миром антагонистов, выполнено в темных или огненных тонах. На протяжении своего путешествия Роланд часто будет сталкиваться с черным и красным цветами».

До своего путешествия в Срединный мир Джейк жил в Нью-Йорке и жутко мучился от странных снов и видений, которые никак не мог объяснить. Кинематографисты решили подчеркнуть одиночество мальчика соответствующими интерьерами. «Джейк – самый обычный мальчишка, поэтому мы решили, что зажиточные районы Нью-Йорка не очень подойдут, – объясняет Гласс. – Он превратил свою комнату в настоящий мир, в котором мог путешествовать благодаря своему воображению. В это невозможно не поверить».

Свои странные видения Джейк тщательно зарисовывал. У мальчика накопилось довольно много таких рисунков. Несмотря на то, что Гласс – профессиональный художник, ему было невероятно сложно создать эти зарисовки. «Взрослому очень непросто сделать детский рисунок, – признается он. – Я пробовал даже рисовать левой рукой, но необходимого результата так и не добился». Однако выход в конечном итоге был найден: Гласс объявил кастинг начинающих художников и выбрал двух 15-летних мальчишек, поручив им работу, о которой можно только мечтать.

В фильме нашлось место локациям, в которых сталкиваются наш и Срединный миры, например, «Дикси-Пиг» – местечко в современном Нью-Йорке, где можно найти вампиров и тахинов. «Дикси-Пиг» – маленький городок в большом городе. Менеджеры по подбору локаций нашли в Кейптауне заброшенный многоэтажный торговый центр со спиральной планировкой этажей, напоминающей многоярусную парковку. Гигантское здание от подвала до чердака было превращено в съемочную площадку, в лабиринтах коридоров и небольших комнатушек нашлось место для самых разнообразных торговцев. Были здесь и мясники, разделывающие необычные туши; и магазин масок; и операционная по трансплантации кожи; и полный опасных существ птичий рынок; и аквариум; и лавка травника; и школа, в которой тахины учились человеческому поведению; и клуб, в котором коротали время Сейр (Джеки Эрл Хейли) и другие головорезы; и, конечно, верхние этажи, на которых располагались пыточная и парикмахерская.

Обычно кинематографисты стремятся к реалистичности, но в случае с «Дикси-Пиг» все запреты были сняты. «Это была одна из тех локаций, где можно было отпустить свое воображение», – улыбается Гласс. Команда художника задрапировала все здание, создав панорамную декорацию. Таким образом, Арсель мог выбрать абсолютно любой ракурс съемки. «Мы не пропустили ни единого уголка, – вспоминает Гласс. – Камера могла находиться где угодно. Можно было даже переходить с этажа на этаж, не прерывая съемочный процесс – синхронность выстрелов и взрывов не нарушалась. Каждая сцена была по-своему динамична, поэтому нам пришлось подойти к процессу создания декораций творчески».

Локация играла немалую роль в фильме, поскольку именно в «Дикси-Пиг» происходит кульминационное сражение. «Это кинематографическое крещендо, в котором Уолтер и Роланд сходятся лицом к лицу, – говорит Арсель. – Уолтер знает, что Роланд идет по его следу, и приготовился к этой битве».

Директор по кастингу актеров массовки также внес свою лепту в создание мира ТЕМНОЙ БАШНИ. В частности, его усилиями «Дикси-Пиг» был населен рабочими из психиатрической больницы, тахинами, изучающими человеческий язык, и обожающими кровь вампирами. За дизайн и создание тахинов и следопытов отвечали Грэм Пресс и Клинтон Эйден Смит соответственно. Тахины – человекоподобные создания с головами животных или птиц. Таких не видел никто в нашем мире, кроме Джейка. Пресс утверждает, что сложнее всего было уравновесить реализм и магию на экране. «Эти зверолюди пытаются влиться в наш мир, надевая маски», – объясняет он. Пресс создал пластические маски, которые скрыли лица около шестидесяти персонажей. Для нанесения такой маски гримеры тратили около трех часов.

В студии Пресса было множество предметов, которые вызывали живой интерес Гласса. Пресс вспоминает: «Он приходил к нам в студию и начинал загибать пальцы: «Мне нужно вот это и вот то, я заберу эту свинью и этого бабуина, мне нужны эти модели, эти руки и ноги». В «Дикси-Пиг» вы увидите безголовую немецкую овчарку, обожженную морду бабуина, свиную голову без глаз и языка. Все они далеко не первой свежести».

Клинтон Эйден Смит рассказывает о своей роли в процессе создания существ, населявших вселенную книг Кинга: «Пытаясь забраться к нему в голову, необходимо полностью отрешиться от нашего, знакомого мира. На страницах его романов может произойти все, что угодно. Ник дал нам совет: найти описание существа в книге Кинга и продумать, как эту тварь можно было бы оживить. Взять, например, кошачьих тахинов-следопытов. Мы задавались вопросами: какая порода кошек нас интересует? Какой длины должна быть шерсть? Как персонажи должны двигаться? С вдохновением проблем не возникало, поскольку семейство кошачьих довольно велико – и пантеры, и львы, и тигры. Мы прикидывали, как можно использовать движения животных в человеческой походке. Особое внимание мы уделяли элементам, которые могли попасть в кадр. В создании шерстяного покрова нам помогали специальные слабые шокеры, создававшие статическое электричество и приподнимавшие волоски. Некоторые волоски были длиннее, другие – короче. Финальный аккорд в создании персонажа ставили контактные линзы и зубные протезы».

Сейр, которого сыграл Джеки Эрл Хейли, – получеловек, полутахин. Он заправляет делами в «Дикси-Пиг» и следит за всеми его обитателями. «Мой персонаж совсем не похож на человека, в нем куда больше от животного, – говорит актер. – Даже маска не особо помогает скрыть его звериное нутро».

Легендарные револьверы Роланда создавались оружейником Лансом Питерсом. «Было очень непросто работать, потому что Стивен Кинг писал эту книгу в довольно юном возрасте и, по его собственному признанию, познания в области оружия у него были весьма скудные, – говорит Питерс. – Работая над дизайном револьверов Роланда, мы взяли за основу «Ремингтон», в который внесли некоторые изменения – увеличили стволы, гильзы и гравировку. К счастью, у нас были практически полностью развязаны руки для творчества, поскольку действие фильма происходит в параллельной вселенной». Пистолеты для съемок фильма были собраны Питерсом вручную.

Работая над ролью стрелка, актер Идрис Эльба тренировался и на стрельбище, и в спортзале. В частности, он взял несколько уроков бокса и смешанных боевых искусств, причем занимался спаррингом как до, так и во время съемок.


04.08.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Sony Pictures

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Студия Ghibli получит почетную «Золотую пальмовую ветвь» на Каннском кинофестивале
Подробнее
Кинофестиваль «Сандэнс» может сменить место проведения
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее