top banner

Как снимали фильм «Коматозники»

Декорации, костюмы, спецподготовка

Оригинальный фильм КОМАТОЗНИКИ вышел на экраны в 1990 году. Эта необычная картина с сюжетом, который заставлял о многом задуматься, изрядно щекотала нервы зрителям. И теперь, четверть века спустя, фильм в современной обработке вновь возвращается на экраны. Благодаря продюсерам фильма Майклу Дугласу, Лоуренсу Марку и Питеру Сафрану зрители увидят современную интерпретацию событий.  

В работе над фильмом датскому режиссеру Нильсу Ардену Оплеву (ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА, сериалы «Мистер Робот», «Под куполом») помогали оператор Эрик Кресс и художник-постановщик Нильс Сейер, с которым они уже трудились над большим количеством проектов, в том числе над шведской экранизацией Стига Ларсона. Дизайн костюмов для героев создавала Дженни Геринг. 

Подбирая локации для съемок и разрабатывая декорации, съемочная группа хотела подчеркнуть, что попытка объединить традиционные методы лечения и подход, берущий за основу научные изыскания последних лет, – это то, что толкает пятерых студентов на эксперимент, подвергающий их собственные жизни смертельной опасности. 

Готовя декорации для вымышленного медицинского центра «Тринити Эммануил», Нильс Сейер хотел создать атмосферу, которая бы подчеркивала, что в стенах этого медицинского учреждения стремление студентов поставить эксперименты с состоянием клинической смерти считают не стоящими внимания. И что для самих студентов – это шанс громко заявить о себе в мире медицины, в котором конкурентная борьба очень жесткая.

«Мы хотели показать, что наши герои работают в мире самых последних медицинских технологий и разработок, то есть в образцовом американском медицинском центре, – объясняет задумку Сейер. – Тремя главными понятиями, на которые мы ориентировались при создании декораций, были инновации, привилегии и традиции. И они нашли отражение во всех локациях, декорациях, дизайне интерьеров и костюмов и предметах обстановки в нашем фильме. Для съемок мы подыскивали здания с крытым переходом между ними. И нашли как раз то, что отвечало нашим трем параметрам: это был комплекс с красивым застекленным переходом, соединяющим здание медицинского факультета, построенный в 70-х годах прошлого века, и современный корпус из металла и стекла. Этот переход был словно мост из прошлого в будущее: он отражал основные идеи нашего фильма. Я сделал несколько фотографий перехода и зданий, которые он соединял, и повесил их на доску перед рабочим столом. Эти снимки в дальнейшем очень помогли мне в работе над картиной, тематикой которой было объединение прошлого и будущего, традиционного и современного».  

Одной из самых непростых задач, с которой пришлось столкнуться Сейеру и его команде, была разработка декорации для скрытого от посторонних специального отделения, находящегося в подвальном помещении медицинского центра «Тринити Эммануил», в котором студенты и проводили свои эксперименты на грани жизни и смерти. В стенах этого заброшенного отделения Оплев попытался создать атмосферу, наиболее подходящую для сцен клинической смерти. «Я отнесся к выбору локации и декораций очень придирчиво, ведь моей задачей было не только придать максимальный накал происходящему на экране, но и не забывать о том, что все должно выглядеть правдоподобно», – признается Оплев. 

Так, создатели фильма вели долгие дискуссии по поводу того, использовать ли ручные электроды дефибриллятора для воздействия на сердце героев. «На самом деле в медицине ручные электроды дефибриллятора использовали лет 15 назад. В современном мире врачи пользуются самоклеящимися электродами, которые закрепляют на теле пациента, – объясняет Оплев. – Однако ручные электроды могут понадобиться, если вам нужно остановить сердце и погрузить пациента в состояние клинической смерти». 

«По нашей задумке, студенты ставят свои опасные эксперименты в том отделении медицинского центра, которое используется очень редко и только в самых крайних случаях, поэтому оно оборудовано как современными приборами, так и медицинской техникой прошлых лет, – рассказывает Оплев. – Так что наверху, там, где принимают пациентов каждый день, используются самоклеящиеся электроды, а внизу, в подвальном отделении, хранятся ручные электроды». 

«Нильс хотел, чтобы в подвальном отделении царила атмосфера запустения и заброшенности, но в то же время оно должно было быть оборудовано современной техникой, способной зафиксировать мозговую активность во время состояния клинической смерти», – рассказывает Сейер. 

Центральным предметом в подвальном отделении стал суперсовременный томограф, который должен был подчеркнуть, насколько серьезным и технически сложным является эксперимент, в котором участвуют студенты. «Мы создали дизайн томографа нового поколения, – рассказывает художник–постановщик. – Я пообщался с нейрохирургом и узнал у него, как должен выглядеть аппарат, способный зафиксировать мозговую активность во время эксперимента. Когда я показал готовый образец этому нейрохирургу, тот воскликнул: «Мне такой прибор не помешает! Где же его можно достать?». Для меня это было лучшим доказательством, что я достиг поставленной цели». 

Перед художником по костюмам Дженни Геринг также стояла задача разработать костюмы, максимально соответствующие их профессиональной деятельности и характеру. «Мы тоже провели настоящую исследовательскую работу, ведь нет ничего хуже, чем нарядить героев в неподходящую одежду, – рассказывает Геринг. – Мы встретились и пообщались со студентами медицинских факультетов и врачами и узнали, что у них существует своя субкультура. Например, какая-то категория врачей и студентов халаты носит, а другая – нет. Также халаты студенты начинают надевать, лишь начиная с определенного курса. У кого-то из них они украшены вышивкой, у кого-то – нет, и тому есть свое объяснение». 

Так, Марло носит деловые костюмы, а Джейми – модные и элегантные свитера в стиле «преппи», как и подобает выпускнику престижного вуза.  Гардероб каждого героя отображает его характер и индивидуальность. «С помощью одежды рассказать о героях можно многое, – объясняет Геринг. – Например, Рэй предпочитает придерживаться нейтральной позиции во всем, поэтому его одежда в основном серого или черного цвета. У него нет задачи выделиться из толпы, он хочет делать свое дело и быть самим собой. А Джейми, наоборот, работает на публику, поэтому в его одежде преобладают яркие цвета».   

«Марло предпочитает одежду ярких натуральных цветов, она очень уверена в себе и любит носить строгие костюмы. Все в ее гардеробе говорит о том, что у нее нет недостатка в деньгах и что она очень яркая и неординарная, – говорит Геринг. – Ну а София – девушка открытая, милая и даже немного наивная. Поэтому она носит одежду ярких цветов и выглядит очень молодо».

Образ героини Эллен Пейдж не похож на образы других героев: тут художнику по костюмам пришлось попробовать что-то новое. «Мне было очень интересно разрабатывать наряды для Кортни, ведь она сочетает в себе сексуальность и силу, а такие образы мне не часто приходится создавать, – признается Геринг. – Эта героиня по своему характеру и стилю похожа на одну из женщин-икон 70-х годов прошлого века, например, на Шарлотту Рэмплинг или Фэй Данауэй. Она очень серьезна, сосредоточена и со всей ответственностью относится к своей профессии. Кортни знает, что она красива, и пользуется этим при случае. С помощью ее гардероба я постаралась подчеркнуть ее волевые качества».

Кроме того, создатели картины обратились к медицинскому консультанту Линдси Сомерс. До начала съемок и на протяжении всей работы над фильмом она и целая команда медсестер, врачей-рентгенологов, неврологов и нейрохирургов бок о бок работали с режиссером и сценаристом, чтобы диагнозы, которые в фильме ставят героям, и лекарства, которые им прописывают, были названы корректно, а также чтобы актеры грамотно обращались с медицинским оборудованием, делали уколы и производили зондирование так, как это делают настоящие врачи.  

«С самого начала режиссер Нильс поставил команде условие, что все медицинские манипуляции должны быть показаны в фильме с максимальной достоверностью. Так что первое, что я сделала, это прочитала сценарий и указала режиссеру и сценаристу на все неточности с медицинской точки зрения, – вспоминает Сомерс. – Например, во многих фильмах и телевизионных сериалах людей выводят из состояния комы с помощью разряда дефибриллятора, что не соответствует реальной действительности, так как вернуть к жизни пациента в коме таким способом невозможно. Оплев даже специально добавил в фильм сцену, в которой героиня Кирси Клемонс говорит о том, что, если нет сердцебиения, использовать электроды дефибриллятора бесполезно. Конечно, так как мы все-таки снимали голливудский фильм, а не документальную картину, мы позволили себе некоторые вольности с медицинской точки зрения, но в общем и целом мы постарались сделать так, чтобы все манипуляции соответствовали действительности».  

Создателям фильма также пришлось провести настоящую исследовательскую работу по теме того, как долго человек может пребывать в состоянии комы. «Мы пытались узнать как можно больше о том, как долго человек может оставаться в состоянии клинической смерти, то есть как долго мозг может прожить без кислорода, – вспоминает Оплев. – Большинство врачей сходится во мнении, что это примерно 3–4 минуты, но на самом деле все индивидуально и зависит от пациента. Были случаи, когда люди оставались в состоянии клинической смерти намного дольше, а потом, благодаря определенным обстоятельствам, возвращались к жизни». 

Для того чтобы помочь актерам как можно лучше вжиться в образы студентов-медиков, обучающихся на третьем курсе, Сомерс устроила актерам настоящий интенсив по медицине, который она сама назвала «Учебный лагерь для медиков-новобранцев». По единогласному признанию всех членов съемочной группы, без этого медицинского курса им бы было очень непросто справиться со своими ролями. «Нам пришлось потрудиться, чтобы запомнить все медицинские термины и научиться правильно обращаться с оборудованием, но благодаря этим знаниям мы получили настоящее удовольствие от съемок, – признается исполнительница главной роли Эллен Пейдж. –  Так как обучение мы проходили все вместе, это еще больше сплотило нашу команду и помогло нам легче и быстрее справиться с непростыми сценами съемки клинической смерти». 

 

 


24.11.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Sony Pictures

Самое читаемое

Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
«Сказка» Александра Сокурова выйдет в прокат в Великобритании и США
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее