top banner

Как снимали фильм «Лед»

Локации, тренировки на льду и музыка

Режиссером картины ЛЕД выступил дебютант в большом кино Олег Трофим, имеющий богатый опыт в съемках видеоклипов. Кастинг картины тянулся несколько месяцев и продолжался практически до самого начала съемок. На основные роли было отсмотрено до 500 претендентов, но одной из главных проблем был поиск главной героини. 

«Нам важно было сохранить баланс между будущей звездой и девочкой, почти сиротой, которая бы из гусеницы превращалась в бабочку, – рассказывает продюсер Дмитрий Рудовский. – И чтобы эта метаморфоза, трансформация была почти незаметна, была естественна, не искусственна. К тому же она должна была быть женственной и должна была привлекать характером. Много было претенденток, но везде был перекос в одну или другую сторону. И вот мы, наконец, сошлись на Аглае Тарасовой. Вернее, звезды сошлись».

«Милоша Биковича мы утвердили буквально сразу после проб, – продолжает Олег Трофим. – Тренера Шаталину «рожали» долго. Но когда возникла идея пригласить Марию Аронову, ни у кого, ни у меня, ни у продюсеров, ни у Федора Сергеевича Бондарчука, не возникло никаких сомнений: мы сразу поняли – это она. Это действительно мастер, это то, что нам нужно». А вот Александр Петров появился в проекте внезапно, когда до начала съемок оставались считаные дни. «Я даже понятия не имел, насколько он популярен, – вспоминает Олег Трофим. – Но на пробах Петров просто, как звезда, взорвался, и персонаж Саши именно в его лице, в его руках обрел какую-то особенную уникальную фактуру».

Главным консультантом картины выступила Елена Масленникова, тренер по фигурному катанию и хореограф, которая работает вместе с Ильей Авербухом. Она не только консультировала, но и сама ставила номера и тренировала актеров, а также привлекала лучших дублеров. Дублеры были у всех актеров, однако перед исполнителями главных ролей все равно стояла задача научиться уверенно кататься на коньках. «Да, они все тренировались, и довольно долго, под руководством Елены Масленниковой и ее подручных. Но, конечно, мы использовали дублеров, так как нам важнее было показать красоту катания и достоверность, чем катающихся актеров», – поясняет продюсер Михаил Врубель. 

Съемки фильма происходили в Москве и Сочи, на различных ледовых аренах. Но самыми знаковыми, самыми красивыми и самыми запоминающимися для всей съемочной группы оказались сцены, которые были сняты в Иркутске, на Байкале. «Это совершенно уникальное место, странно, что его не так часто снимают, там безумно красиво, – рассуждает сценарист картины Андрей Золотарев. – И оно очень подходит для истории девочки, которая со своими воспоминаниями о детстве в глубинке, с какой-то своей особенной красотой приезжает в большую, шумную Москву, в совершенно новую для себя атмосферу. А потом возвращается обратно, но уже в другом качестве. Нам очень хотелось, чтобы это место было каким-то знаковым – для нее прежде всего. И Байкал – как раз такое место».

«На Байкале снять некрасиво просто невозможно, – вспоминает художник-постановщик Жанна Пахомова. – Для сцен, где герои катаются на коньках на естественном льду, мы специально выбирали особенные места, где лед не занесен снегом, где ветер весь снег сдувает. Поэтому там было довольно скользко. А еще, так как дело шло к весне, лед на озере поднимался с большим грохотом, похожим на пушечные выстрелы. Но мы были в безопасности, так как с нами постоянно дежурили сотрудники МЧС. Они нас оберегали, грели нас, палатки для нас ставили. Это было очень приятно. Поэтому мы были спокойны».

«Технически снимать на Байкале было не просто, потому что туда сложно добраться, сложно привезти съемочную группу, всю технику. Ездили мы туда на хивусах – катерах на воздушных подушках, – рассказывает продюсер Александр Андрющенко. – А еще у льда озера Байкал есть характерный звук, особенный треск. Передать его невозможно, но можно услышать в фильме. Это как подводные звездные войны, когда из разных совершенно мест постоянно раздаются как будто выстрелы из бластеров. При этом на льду, который и так весь в трещинах, то и дело появляются новые». И не смотря на то, что с нами были сотрудники МЧС, нам было известно, что толщина льда в этом конкретном месте выдержит любое количество людей, техники и грузовиков, у некоторых людей в съемочной группе были даже панические атаки».

«Да, выглядело все довольно опасно, – подхватывает Михаил Врубель. – Мы снимали в феврале-марте, температура воздуха порой доходила до нуля. Однажды мы даже видели машину, наполовину торчащую из-подо льда: вторая ее половина провалилась под лед. Ты успокаиваешь себя, что тебя это не коснется. Но оказываясь на расстоянии 200–300 метров от берега, среди этого несмолкаемого треска, ты чувствуешь некоторую  нервозность».

Погода в Иркутске в конце зимы, когда шла работа над фильмом, не баловала съемочную группу. «Несмотря на то, что было безоблачно, солнце жарило весь съемочный период, было очень холодно, очень ветрено. Но при этом лед таял, трещал, громко, по-сумасшедшему трещал. Это было очень страшно, потому что, когда перед тобой стихия, и она гремит, ты чувствуешь себя маленьким, ничтожным, – вспоминает Олег Трофим. – Это было тяжело, с одной стороны, но очень красиво и вдохновляюще – с другой. И я уверен, что артисты это чувствовали, ощущали эту магию, это волшебство. И оно помогало им, давало силы, давало тонус. Это уникальная красота, которую не каждый человек может увидеть. Я посоветовал бы каждому хоть раз побывать на Байкале зимой. Потому что это то, что ни одного человека не оставит равнодушным, а, наоборот, оставит неизгладимые впечатления в жизни и разделит ее на до и после».

Важной составляющей всего фильма стала музыка, причем не только та, которая исполняется во время выступлений фигуристов на льду, но отдельные номера, тесно переплетенные с сюжетом истории. «С самого начала мы понимали, что в нашей истории будут музыкальные вставки, – говорит Андрей Золотарев. – Набор композиций подбирался за круглым столом. Разумеется, конечное слово было за продюсерами и режиссером, но предложения выслушивались от всех участников процесса. Это был неограниченный полет фантазии».

«Подбор композиций был очень тяжелым процессом, потому что они являются некой уникальной составляющей этого фильма. При том что это не мюзикл, в картине содержатся музыкальные номера, которые являются важными блоками в истории героев, – поясняет Александр Андрющенко. – Кастинг песен был долгим и сложным, потому что нужно было найти не просто известную, узнаваемую песню, но и найти ей новый контекст, в котором она по-новому заживет».

«Для нас было важно найти нашу, российскую музыку. Дело не в патриотизме, а в уверенности в том, что в нашей стране, в нашей культуре рождено такое количество первоклассной, качественной, важной, эмоциональной и трогательной музыки, что ее точно хватит на наш фильм, – рассказывает Олег Трофим. – Искали долго, потому что музыки действительно много. И это были скорее мучения не поиска, а мучения выбора. В какой-то момент я подумал построить фильм полностью на музыке Земфиры, но это была рисковая концепция. Хотя в итоге целых два ее трека звучат в фильме».

Поиски композиций действительно проходили непросто. Уже после этапа согласования списка приходилось что-то менять и от каких-то песен отказываться. Некоторые отобранные композиции не попали в картину потому, что создатели не смогли договориться с исполнителями и авторами песен на их использование, или их не устраивала предложенная аранжировка.  

«У нас нет бродвейской традиции, когда актер снимается в комедии или боевике, а потом вдруг появляется в мюзикле, и все узнают, что он прекрасный исполнитель, – рассказывает музыкальный продюсер Антон Беляев. – У нас и задачи такой не стояло, хотя все готовились, брали уроки вокала и подошли к этому очень ответственно. Да, порой не без нервов, не без разочарования в себе, но все было преодолено, все было сделано, и было сделано красиво».

«Песни, которые мы выбрали, характер аранжировок, который дал им Антон Беляев, то, как артисты исполнили их в фильме, – все это нельзя было запланировать заранее, – говорит Михаил Врубель. – Все это так совпало, так сложилось в каком-то неожиданном сочетании, из которого и рождается волшебство, рождается магия кино».

 

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram


16.02.2018 Автор: Артур Чачелов

Источник: WDSSPR

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 11–17 марта 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Позывной «Пассажир» уступил «Командиру»
Подробнее
Минюст РФ признал актера Семена Трескунова* и режиссера Романа Либерова* иноагентами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Позывной «Пассажир» стартовал со второй строчки
Подробнее
Касса четверга: «Онегин» продолжает лидировать
Подробнее
Минкультуры призвало увеличить число компаний – лидеров отечественного кинопроизводства
Подробнее
Сборы «Вызова» в Китае за первый месяц проката могут достигнуть $7 млн
Подробнее
Официальная касса России: «Онегин» показал лучший старт среди проектов братьев Андреасян
Подробнее
Суд отклонил иск к Виктору Хориняку на 8 млн рублей
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 14–17 марта
Подробнее
Как здорово, что все мы здесь сегодня
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 14–17 марта 2024 года
Подробнее
Госдума нашла решение для ограничения выплат вознаграждений по авторским правам иноагентам
Подробнее
Кристофер Нолан уже приступил к работе над новым фильмом
Подробнее
Российская драма «Просточеловек» получила награду на фестивале в США
Подробнее
Андрей Кончаловский запустил культурологическое исследование «Это мы. Родные люди»
Подробнее
ФНС приостановила банковские операции компании «Телеспорт Груп»
Подробнее
Стали известны номинанты второй премии Художественного театра
Подробнее