top banner

Как снималась «Легенда о Коловрате»

Трюки, грим, спецэффекты, костюмы

Российский эпический блокбастер ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ вышел в широкий прокат 30 ноября. Лента рассказывает о воеводе Евпатии Коловрате,  по преданию, бившемся с ордынцами в 1238 году под Рязанью. Тогда воины монгольского хана Батыя полностью разрушили город, а то, что мы называем Рязанью сегодня, до 1778 года было городом Переяславль Рязанский. Исторический источник, в котором упоминается Коловрат, – это летопись «Повесть о разорении Рязани Батыем», нынешний фильм Джаника Файзиева и Ивана Шурховецкого – первая попытка рассказать о событиях тех лет языком современного кинематографа.  

Съемки фильма начались в конце января 2016 года и продолжились до мая. Работа на площадке заняла 72 смены. Снимали в Москве, в специально построенных павильонах на территории завода ЗИЛ. Что интересно, несмотря на обилие пейзажей и природы в картине, ни одного ее кадра не было снято на натуре. Для того чтобы воплотить в жизнь все задумки режиссеров-постановщиков, на ЗИЛе возвели самые большие в Европе хромакейные павильоны, общий метраж которых составлял более 4 000 кв.м. Это абсолютный рекорд для российского производства. В соседних павильонах обустроили зал для тренировок актеров и каскадеров, а также создали манеж для верховой езды и конюшню. Таким образом, ЛЕГЕНДА О КОЛОВРАТЕ – первый российский фильм, полностью снятый с использованием технологии хромакей (зеленый или синий экран). 

Визуальными эффектами картины занималась компания Main Road Post, на счету которой такие хиты, как ОСОБО ОПАСЕН, СТАЛИНГРАД и ПРИТЯЖЕНИЕ. Чтобы справиться с колоссальным объемом графики, ей пришлось привлечь 16 дополнительных студий визуальных эффектов и 450 специалистов со всей России, Казахстана, Украины, Белоруссии и даже Индии. Этот разномастный коллектив работал над картиной на протяжении 1,5 лет. Генеральный директор Main Road Post Арман Яхин вспоминает: «Коллеги даже сетовали: «Куда ни плюнь, везде КОЛОВРАТ! И действительно, кажется, что бОльшая часть индустрии поучаствовала в этом проекте». 

В фильм вошли 1903 кадра с графикой. Причем это были кадры разной степени наполненности эффектами: от вставленного вида за окном до 100%-но состоящих из CG. Из реальных декораций для фильма были возведены только часть крепостной стены, городские ворота, фрагменты интерьера собора, фрагменты интерьера княжеских палат, интерьер дома Коловрата и фрагменты интерьера шатра Батыя.  

В массовых сценах картины участвовало в общей сложности более 500 артистов-эпизодников. Команда гримеров, состоявшая из 16 специалистов, ежедневно гримировала актеров по несколько часов. Самым трудоемким на проекте был грим хана Батыя. Актер Александр Цой ежедневно проводил в кресле гримера около 1,5 часов. На «разоблачение» в конце смены также уходило около часа. На создание образов ордынцев художника по гриму Валерию Никулину отчасти вдохновила выставка в «Эрмитаже», посвященная монгольской культуре. 

Интересно, что весь грим на проекте приходилось искусственно «замораживать»: создавать иней на волосах, ресницах и бороде, румянец и следы обморожения от мороза на коже. Это делалось потому, что практически все действие фильма происходит зимой (что соответствует летописи). Снег в картине поначалу изображал пенопласт, но затем от него отказались в пользу кварцевого песка и гранитной крошки – они выглядели правдоподобнее.

Для фильма было пошито около 300 костюмов. Ткани, кожу и меха для них закупали в Индии, Турции, России, Китае и Монголии. Некоторые детали были антикварными. На блошиных рынках в Индии и Монголии также приобретали винтажные аксессуары и украшения. При создании эскизов художники по костюмам вдохновлялись иконописью, элементами древнерусской архитектуры (убранством церквей, резьбой, орнаментами), византийскими мозаиками, национальными монгольскими и китайскими костюмами и особенностями цвета в средневековой китайской архитектуре. Больше всего костюмов было изготовлено для Хана Батыя – у героя 8 разных образов.

Доспехи для главных героев создали белорусские мастера Седловские – Олег и его сыновья Юрий и Дмитрий. Полные доспехи Коловрата весили порядка 12 кг. Оружие для центральных персонажей также ковали мастера Седловские. Плюс были приобретены десятки облегченных мечей, луки и копья – для тренировок и массовки.

Для актера Ильи Малакова Евпатий Коловрат стал первой главной ролью в полнометражном художественном фильме в карьере. Однако работа над образом для него осложнилась неприятным обстоятельством: в период съемок на репетиции в театре Малаков сломал правую руку. Отказываться от проекта или откладывать съемки актер не стал. Военным хирургом ему была сделана сложная операция по установке штифта, сразу после проведения которой он вышел на площадку и продолжил орудовать мечами сразу обеими руками. Все трюки Малаков исполнил самостоятельно, однако работать он был вынужден на мощных обезболивающих средствах. 

Перед началом съемок все исполнители основных ролей несколько недель тренировались и учились фехтовать, а актер Александр Ильин мл., чей герой Каркун – опытный лучник, учился еще и профессионально стрелять из лука. 

Большинство массовых трюков в картине исполнила прославленная команда каскадеров под руководством Жайдарбека Кунгужинова, за плечами которых работа в проектах ВЕЛИКАЯ СТЕНА, ВИКИНГ, КОЧЕВНИК и сериал «Марко Поло». Чаще всего они изображали воинов Орды. Интересно, что  для съемок некоторых очень сложных трюков команде каскадеров приходилось привлекать не обычных, а специально обученных лошадей. 


01.12.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Централ Партнершип

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Онлайн-кинотеатр Start приступил к усилению собственного отдела маркетинга и PR
Подробнее