Снег по расписанию: как в кино «рисуют» зимние осадки
Секреты спецэффектов фильма «Ледокол» и других картин
На экраны страны вышел фильм-катастрофа ЛЕДОКОЛ про полярников застрявших во льдах близ берегов Антарктиды. Часть натурных сцен зрелищной кинокартины была отснята в Мурманске, в порту которого стоит на приколе атомный ледокол «Ленин», а часть и вовсе – в Крыму. Погода в этих широтах далека от антарктической, потому, чтобы придать достоверности отснятым кадрам, создатели фильма решились на искусственные атмосферные эффекты. Их производством занималась команда специалистов под руководством Глеба Локшина (КОЛОВРАТ) и художники по визуальным эффектам сразу нескольких московских студий.
Локшин и его коллеги подготовили восемь видов снега, использовав в качестве сырья преимущественно перемолотую бумагу. В ход также пошел воск, который плавили и распыляли, создавая сосульки и наледь. Стоит отметить, что технология изготовления бутафорского снега и льда претерпевала изменения по мере развития технологий. Локшин использует одну из наиболее передовых. Для этого ему, между прочим, пришлось самому разработать оборудование, которого в нашей стране попросту нет. Иначе продюсерам картины пришлось бы существенно потратиться на искусственный снег из Великобритании. Мы же отправимся в небольшое историческое путешествие, которое познакомит вас с искусством создания атмосферных эффектов для кинофильмов.
Снег и лед
Почему нужен искусственный снег? Не проще ли снимать настоящий?! Нет. На деле, снимать настоящий и сложнее, и иногда дороже. Снег и дождь, как и любое природное явление не подчиняются воле человека. Вы не сможете контролировать и управлять стихией, когда это вам будет необходимо. А необходимость обязательно возникнет, поскольку кино хоть и живой, но исключительно контролируемый процесс производства. Именно поэтому искусственно создаваемые атмосферные эффекты востребованы в мире кино на протяжении многих десятилетий. С ними значительно меньше риск успешно завершить съемку, справившись с задачей, поствленной режиссером.
Исторически наиболее часто используемым заменителем снега была соль. В умеренных количествах это относительно безопасный для здоровья человека ингредиент, но он наносит ощутимый урон растительности. Нередко при съемках соль смешивали с гипсом и отбеленными кукурузными хлопьями. Для кинофильма ЭЛМЕР ВЕЛИКИЙ (1933) кинематографисты намешали 46 тонн подобной смеси, чтобы укрыть улицу снежным одеялом.
Еще одним популярным заменителем являлась асбестовая пыль. Кинематографисты активно использовали эту имитацию, пока клинические исследования не доказали ее губительное воздействие на органы дыхания.
Часть действия классической голливудской драмы ДОКТОР ЖИВАГО (1965), снятой по одноименному роману Бориса Пастернака, происходит в заснеженной России. Очевидно, что в 60-е годы прошлого века американские кинематографисты не имели возможности приезжать для работы в Советский Союз. Выход был найден: натурные съемки сцен с конницей прошли в теплой Испании. Декораторы уложили на землю листы металла, которые равномерно посыпали мраморной крошкой, а ветви деревьев опрыскали известковым раствором. В результате копыта скакунов проскальзывали, но это и требовалось режиссеру, поскольку по сюжету кавалерия пересекала заснеженное и скованное льдом озеро. Стоит ли говорить, что мраморная крошка и пыль сейчас категорически запрещены к использованию из-за серьезного вреда причиняемого здоровью.
Сегодня мировым лидером по производству искусственного снега является британская компания Snow Business, у которой есть также филиалы в США и Австралии. Специалисты компании используют разнообразные материалы для имитации снега в зависимости от творческой задачи в кадре. Это может быть бумага, целлюлоза, пеноматериалы и содержащие воск смеси. Но около 80% всех заказов приходится на особым методом измельченную бумагу.
Имитировать падающий снег приходится реже, чем украшать декорации и площадки уже выпавшим. Для одиночных кадров, когда местность демонстрируется общим планом сгодится дешевая в производстве пена. Именно ее использовали для покрытия 36 гектар земли для фильма ГАМЛЕТ (1997). Основным минусом пены является непродолжительный срок сохранения ею своих свойств. Через пару часов она уже начинает таять.
Изморозь и иней зачастую создаются при помощи порошковой целлюлозы C-90, используемой в пищевой промышленности. Лед же представляет собой растопленный воск или силиконовый каучук.
Изменилось ли что-нибудь в снежном деле с приходом компьютерной графики? Безусловно. Художники по визуальным эффектам активно симулируют атмосферные осадки. Но, как правило, они не подменяют физическую имитацию компьютерной, а дополняют ее. Например, в том же ЛЕДОКОЛЕ они усиливали падающий искусственный снег. В картине ВЫЖИВШИЙ снег был и вовсе преимущественно настоящим. Но из-за аномально теплой зимы покров был не равномерным, поэтому на общих планах прогалины закрашивались средствами графики.
Одним словом, разнообразие применяемых материалов и технологий в деле заснеживания и обледенения кадра довольно большое. Как показывает киношная практика, чаще всего в одной и той же сцене используются их сочетания. Это помогает режиссеру достичь на экране большей достоверности, а продюсеру – сберечь нервы и деньги.
22.10.2016 Автор: Константин Мееров