top banner

Как снимали «Салют-7»

Тренировки, невесомость и специальное оборудование

САЛЮТ-7 – фильм о самом сложном полете в истории космонавтики. Действие фильма основано на реальных событиях, произошедших в 1985 году. Его съемки также оказались одними из самых сложных в карьере его создателей. Картину снимали в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, где в специальном павильоне выстроили точную копию ЦУПа (Центра управления полетами) и Центра подготовки космонавтов, макеты «Салюта-7» и «Союза Т-13» в натуральную величину, а также квартиры космонавтов – главных героев фильма.

Подготовительный период занял у группы восемь месяцев. Пять месяцев шли съемки картины. «Фильмы про космос снимать технически очень сложно, – рассказывает режиссер Клим Шипенко. – Хотя бы потому, что в условиях гравитации очень сложно имитировать невесомость. Да и в мире не так много фильмов про космос. Их немного именно по техническим причинам, ведь требуется огромное количество компьютерной графики – в космосе же пока снимать нельзя. Хорошо, что наш кинематограф технически дошел уже до такого уровня, когда мы тоже можем поучаствовать в этом жанре».

Для того чтобы почувствовать, что такое невесомость, съемочную группу посадили в самолет, моделирующий такое состояние. Все они пережили 26 секунд свободного падения. 10 раз подряд. Кстати, с помощью такого самолета в свое время снимали другой космический хит АПОЛЛОН-13 с Томом Хэнксом. Кроме того, перед началом съемок исполнители главных ролей Владимир Вдовиченков и Павел Деревянко прошли специальный курс тренировок и подготовки к продолжительной работе в условиях экстремальной физической нагрузки и на себе испытали ощущение невесомости. 

«Съемки были трудные, – вспоминает Владимир Вдовиченков. – У нас же много сцен, которые происходят в невесомости, а как снимать ее? Без ложной скромности скажу, что вместе с оператором Сергеем Астаховым, режиссером Климом Шипенко и моим партнером Павлом Деревянко мы придумывали целую систему съемок». Специально для картины были созданы механизмы тросов и подвесов, с помощью которых актеры оказывались в «невесомости». И чтобы существовать на этих тросах в кадре непринужденно, потребовалось определенное количество тренировок. «Это было даже не столько наращивание каких-то мышц, сколько наработка балансировки, умения владеть своим телом», – говорит Вдовиченков.

«В одном кадре один из актеров вертикально мог спускаться на шеститочечном креплении вниз по станции, которая стоит, как башня, а второй артист в это время мог летать на кране, который управлялся с земли. То есть один движется сверху вертикально, другой с земли горизонтально, – рассказывает Клим Шипенко. – Естественно, все эти краны и тросы мы на постпродакшене убрали, и возникнет полное ощущение, что люди находятся в невесомости». 

Чтобы все выглядело максимально правдоподобно, сначала сложную сцену в «невесомости» проходили каскадеры. Они выверяли все движения, и только потом звали актеров, чтобы те повторили все сами. 

«У нас было много сложных сцен, – рассказывает Клим Шипенко. – Например, пролет Владимира Вдовиченкова по всей станции. Очень много было дублей, он раз 20 головой вниз летал. Нам казалось, ну, сейчас, наверное, все, а он держался. Или пожар на станции – в какой-то момент мы испугались, что она сейчас действительно загорится, а внутри был Павел Деревянко. Но все в итоге закончилось хорошо и, надеюсь, будет очень выразительно выглядеть на экранах». 

Под каждый кадр вся технология съемки «невесомости» модифицировалась. Иногда кран заносился сверху, поэтому часто актеры висели вниз головой. В таком положении им приходилось играть и проговаривать текст. «В общей сложности мы провисели вниз головой с Павлом часов по двадцать–двадцать пять каждый, – расссказывает Вдовиченков. – Висеть вниз головой не сложно. Сложно при этом делать вид, что не тяжело, что лицо не отекает, что ты себя прекрасно чувствуешь. Мы пытались сначала исправлять ситуацию с помощью грима, но поняли, что это не работает». 

Павел Деревянко также вспоминает съемки вниз головой как самые трудные в его карьере. «Конечно, было сложно, костюмы тяжелые», – рассказывает актер. Кстати, для съемок картины были использованы настоящие скафандры, прошедшие космические экспедиции.

На фильме работали сразу два оператора – Иван Бурлаков, отвечавший за «земную» часть, и Сергей Астахов, взявший на себя «космические  эпизоды». Астахов начиная с 1999 года параллельно с операторской деятельностью занимается производством и прокатом съемочного оборудования. Его компания «АСТ» – одна из ведущих в своей области в России. На ее производственной базе были созданы съемочные приспособления для таких сложнопостановочных проектов, как НОЧНОЙ ДОЗОР (2004), ОБИТАЕМЫЙ ОСТРОВ (2008–2011), МЕТРО (2012) и многих других. В фильме САЛЮТ-7 он разрабатывал системы, имитирующие в кадре невесомость. Кроме того, в фильме было задействовано много компьютерной графики. Супервайзером визуальных эффектов выступил Алексей Гусев (ALGOUS studio). Над спецэффектами в картине работали специалисты, которые ранее отвечали за графику блокбастера МЕТРО.

 

Еще больше интересного – в нашем официальном канале в Telegram


13.10.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Наше кино

Самое читаемое

Фонд кино провел очную защиту проектов кинокомпаний-лидеров
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 8–14 апреля 2024 года
Подробнее
Приближается время проведения акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» все еще на первом месте
Подробнее
Суд требует взыскать более 27 млн рублей со студии Ивана Охлобыстина
Подробнее
Предварительная касса четверга: в десятку попали сразу шесть новинок
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Падение империи» стартовало со второй строчки
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» остается лидером четвертую неделю подряд
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Национальная премия в области веб-контента назвала лауреатов
Подробнее
Иван Голомовзюк покидает должность генерального директора 1-2-3 Production
Подробнее
Стала известна дата вручения премии «Оскар» в 2025 году
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Первая премия Евразийской киноакадемии пройдет в 2025 году
Подробнее
На Чукотке открылся кинофестиваль «Золотой ворон»
Подробнее
Сергей Минаев и Андрей Золотарев выступят отборщиками фестиваля сериалов «Пилот»
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» показало лучший старт в истории компании A24
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее