top banner

«Мумия»: от грима к цифре

Как Голливуд воплощал в жизнь образ канонического кинозлодея из египетской мифологии

С выходом блокбастера МУМИЯ руководство Universal связывало большие надежды. Проект с Томом Крузом в главной роли должен был стать первым в череде ремейков и перезапусков под вывеской Dark Universe, призванных выбить золотую пыль из богатого хоррор-наследия студии. Мы решили вспомнить, с чего начиналась история про мумию, и как технологии влияли на ее образ. 

Цикл фильмов 3040-х годов

Первые звуковые хорорры, снятые на киностудии Universal, неразрывно связаны с именем Джека Пирса – выдающегося художника по гриму. Пирс придумал образы Дракулы, чудовища Франкенштейна, Человека-волка и, конечно, Мумии.

Пластический грим в те годы приносил массу неудобств, вызывал кожное раздражение и к тому же легко воспламенялся. На грим Бориса Карлоффа, исполнившего также роль чудища в ФРАНКЕНШТЕЙНЕ, уходило 8 часов. Известно, что при работе над кинематографическим Имхотепом художник изучил фотографии настоящей мумии фараона Сети I, но в конечном итоге придал персонажу облик ближе к мумии Рамзеса.    

Грим включал в себя глину, раствор коллодия, театральный клей и тугие бинты, которыми актера обматывали с ног до головы. В подобном облике, ставшем знаковым, Карлофф появлялся лишь на несколько минут. Все остальное время грим скрывал лишь его руки и голову. Картина МУМИЯ (1932) пользовалась успехом в кинопрокате и в последующие годы на экраны вышли несколько продолжений: РУКА МУМИИ (1940), ГРОБНИЦА МУМИИ (1942), ПРИЗРАК МУМИИ (1944) и ПРОКЛЯТИЕ МУМИИ (1944). Ничего нового в плане технологий эти фильмы не привнесли – грим все так же оставался неудобным и вредным. Вот только его примерил не Карлофф, а сначала Том Тайлер, а потом и легендарный Лон Чейни младший, с которым у Джека Пирса так и не сложились хорошие отношения.

Трилогия Стивена Соммерса

МУМИЯ (1999) Стивена Соммерса стала большим событием и запустила два продолжения, вышедших на экраны с перерывом в несколько лет. Малоизвестному на тот момент режиссеру удалось снять отличный приключенческий цикл, который если и уступает классической трилогии об Индиане Джонсе, то лишь самую малость. Поскольку картины снимались в уже наступившую эру цифровых технологий, многие эффекты создавались средствами компьютерной графики. За чудеса в первой и второй картине отвечали специалисты студии ILM, которая в свое время украсила олдскульной магией трилогию об Индиане Джонсе. В фильме Соммерса мумия претерпевает изменения по ходу развития сюжета. От полуразложившегося монстра она постепенно обретает черты импозантного Арнольда Вослу. Дизайн образа начал разрабатываться с карандашных набросков. После того как Вослу утвердили на роль, режиссеру на утверждение отправлялись эскизы, сделанные с использованием фотографий актера. Помимо этого до создания трехмерной модели скульптуры сваяли макет в масштабе 1:4.

Полуразложившийся персонаж был полностью сгенерирован и анимирован на компьютере, но все же большинство кадров включают в себя образ Имхотепа, сочетающий в себе традиционный грим и цифровые улучшения. Например, сцены с Имхотепом, где он уже Арнольд Вослу, но с разложившейся плотью на щеках и шее. Как это было реализовано на практике?

Актер носил особые пластины для трекинга, оснащенные светодиодами-маркерами, по которым художники по визуальным эффектам отслеживали расположение героя в кадре. Впоследствии трехмерщики создавали цифровую модель физиономии мумии и помещали ее поверх реального лица исполнителя роли путем трекинга и композитинга. Даже спустя почти двадцать лет этот эффект выглядит достаточно убедительно, чего не скажешь про Царя скорпионов из сиквела.

В продолжении визуальных эффектов стало еще больше с ростом бюджета. Одним из главных аттракционов стал Царь скорпионов в исполнении Дуэйна Скалы Джонсона. Персонаж был целиком сгенерирован и анимирован на компьютере. Вот только подобные герои даже сейчас зачастую выглядят неубедительно. Что уж и говорить про начало нулевых. Тем не менее для ILM это был определенный шаг вперед, поскольку у персонажа с узнаваемым лицом актера было больше десяти минут экранного времени, в том числе финальная битва с главным героем. Царь скорпионов создавался с использованием техники сканирования. Анимировался же персонаж исключительно по ключевым кадрам. 

В триквеле МУМИЯ: ГРОБНИЦА ИМПЕРАТОРА ДРАКОНОВ роль злодея из глины исполнил Джет Ли. Сменился режиссер и основной подрядчик по визуальным эффектам. Вместо ILM производством графики занялась студия Digital Domain, с которой Роб Коэн создавал СТЕЛС. Третий фильм киносерии примечателен масштабными сражениями, в которых принимали участие цифровые агенты компьютерной программы Massive. Глиняный образ мумии создан и анимирован целиком в графике, но с учетом актерской игры Джета Ли. Труднее всего пришлось работать с глазами героя, чтобы они выглядели живыми, а не стеклянными, как это часто бывает. Аниматоры потратили сотни часов и проели десятки тысяч долларов, чтобы публика хотя бы на мгновение поверила в то, что мумии умеют оживать.     


18.06.2017 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Давным-давно, на неведомых дорожках: будущее отечественных киносказок
Подробнее
Предпродажи уикенда: фантастика «Сто лет тому вперед» уступила «По щучьему велению»
Подробнее
«Триколор Кино и ТВ» займется созданием оригинальных проектов
Подробнее
«Спойлер» Сергея Минаева не выйдет на «Кинопоиске» в запланированную дату
Подробнее
Квентин Тарантино решил отказаться от съемок «Кинокритика»
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Объявлена деловая программа Московского международного кинофестиваля
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 18–21 апреля
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Canneseries продолжит существование после закрытия рынка MIPTV
Подробнее
Кинокомпания Participant закрывается после 20 лет работы
Подробнее
Стала известна программа АВКшоу «Синемаскоп 2024»
Подробнее
Никита Кологривый принял решение хулиганить только в кино
Подробнее
Официальная касса России: на вершине чарта остался «Летучий корабль»
Подробнее