top banner

«Невидимая» компьютерная графика в кино

Подробнее о спецэффектах, которые мы обычно просто не замечаем

Спецэффекты у большинства кинозрителей ассоциируются со зрелищем и визуальным аттракционом, в который окончательно рискует скатиться голливудский блокбастер, ориентированный на широкую аудиторию. В подобных фильмах нередко форма доминирует над содержанием, потому что создатели обычно делают ставку не столько на историю, сколько на подачу, пуская вход последние достижения цифровых технологий. С помощью последних создаются инопланетные миры, существа, давно ушедшие эпохи и тому подобные вещи, характерные для картин развлекательных жанров и большого стиля. 

Но есть и другие киноленты, где видеоряд не подавляет, а лишь обрамляет содержание. Но даже в этих фильмах присутствуют эффекты, просто они «невидимые». Компьютерная графика присутствует в любой современной комедии или драме. К цифровым эффектам прибегают такие титаны авторского кино, как Ларс фон Триер, Вуди Аллен и Уэс Андерсон – режиссеры, работы которых в последнюю очередь ассоциируются со спецэффектами. Так что же это за эффекты и для чего они нужны?

Matte painting или дорисовка фонов 

Доработка фона – одна из наиболее часто решаемых задач на постпродакшен этапе. На площадке не всегда удается снять в точности то, что хочет режиссер. Помимо этого многое изначально снимается на хромакейном синем или зеленом фоне. Построить дом на компьютере дешевле, чем возводить полноразмерную декорацию. А что делать, если место действия происходит в другую эпоху, а натурная площадка не соответствует в полной мере видению режиссера? Так постановщик ВЫЖИВШЕГО Алехандро Иньярриту отказался снимать фильм на хромакейном фоне, сделав выбор в пользу северной натуры. Но природа подвела: из-за высоких температур снега было непривычно мало, к тому же далеко не все живописные кадры канадской глубинки совпали с видением режиссера. Ему потребовалось внести изменения в пейзаж и «заменить» небо. В общей сложности художники ВЫЖИВШЕГО обработали свыше 130 планов, так что неочевидные визуальные эффекты есть даже в такой, казалось бы, реалистичной картине.

Удаление лишнего из кадра

В производство фильма вовлечены десятки, а иногда сотни специалистов не только на этапе постпродакшна, но и во время основной съемки. Какими бы опытными не были администраторы на площадке, частенько бывает, что в кадр попадает съемочное оборудование или в отражении видно кого-то из группы. Подобные недоразумения исправляются в ходе монтажно-тонировочного периода в программах для композитинга. Примеров работы, называемой клинапом (то есть вычищением), – масса. Если в фильме герой или героиня идет по карнизу, покатой крыше или же совершает кульбит через голову, то можете быть уверены, на съемках актер отыгрывал роль со страховкой в виде тросов, которые позднее «вытирались» из кадров. Так, Тома Круза крепили тросами к фюзеляжу самолета при съемках кадров взлета самолета в фильме МИССИЯ НЕВЫПОЛНИМА: ПЛЕМЯ ИЗГОЕВ, а Джозеф Гордон-Левитт ходил по канату в ПРОГУЛКЕ со страховочным тросом.

Если снимается исторический фильм, то все современные признаки – будь то линии электропередач, неоновые вывески и тому подобные вещи  – также удаляются на компьютере. Это не сложная, но кропотливая работа, зачастую требующая покадровой обработки или ротоскопинга.

В некоторых фильмах показывают людей с ампутированными конечностями. Далеко не всегда это актеры с реальными увечьями. Как правило, они вовсе не инвалиды, поэтому «лишнюю» руку или ногу просто обматывают тканью зеленого или синего цвета, а после удаляют из кадра, заполнив образовавшуюся пустоту необходимым изображением заднего плана. Так поступили с Гэри Синизом, сыгравшим лейтенанта-калеку в ФОРРЕСТ ГАМПЕ. Из свежих примеров – Фуриоса из фильма БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ в исполнении Шарлиз Терон.  

Омоложение

В Голливуде есть студия Lola Visual Effects, входящая в VFX структуру Hydraulx. Художники Lola специализируются на цифровом гриме. Известность компания приобрела благодаря эффекту омоложения. В разное время художники молодили героя Брэда Питта для картины ЗАГАДОЧНАЯ ИСТОРИЯ БЕНДЖАМИНА БАТТОНА, персонажей Джека Николсона для ОТСТУПНИКОВ и Майкла Дугласа для ЧЕЛОВЕКА-МУРАВЬЯ. Впервые подобная процедура проводилась ими в 2005 году для ретроспективной сцены в картине ЛЮДИ ИКС: ПОСЛЕДНЯЯ БИТВА. Эффект омоложения производился в программном комплексе Discreet Inferno. При работе над разглаживанием морщинок путем инструментов для деформации изображения специалисты консультировались с пластическим хирургом из Беверли-Хиллз.

Замена лиц

В разгар съемок ВОРОНА погиб исполнитель главной роли Брэндон Ли. В эпоху аналоговых спецэффектов проект оказался бы на грани закрытия, или же кинематографистам пришлось бы вносить изменения в сюжет и многое переснимать. Здесь же была произведена цифровая замена лица в 37 планах фильма при помощи композитинга. Художники отобрали необходимые кадры из уже отснятого материала, которые спроецировали на компьютерную модель лица, заменив ею лицо дублера. На руку создателям фильма тогда сыграли мрачное освещение и готический грим, которые скрывали несовершенства не до конца обкатанной технологии. Схожая задача решалась при работе над ФОРСАЖЕМ 7. Трагически ушедшего из жизни Пола Уокера на площадке дублировал внешне похожий родной брат, все остальное – дело рук художников студии Weta Digital. Лицо знаменитости восстанавливалось по скану и фотографиям. 

Помимо этого, специалистам по компьютерной графике постоянно приходится заниматься заменой лиц, когда в кадре каскадер подменяет актера. В картине ДЕВУШКА С ТАТУИРОВКОЙ ДРАКОНА на мотоцикле разъезжала дублерша в мотоциклетном шлеме, который позднее подменяли головой героини Руни Мары. В БЕЗУМНОМ МАКСЕ: ДОРОГЕ ЯРОСТИ на мотоцикле также ездил не Том Харди. Особое внимание при обработке подобных кадров уделяется месту сочленения шеи и головы, чтобы не было сдвига. 

Невидимые склейки

Съемка одним продолжительным планом – довольно растиражированный современными режиссерами художественный прием. Съемочное оборудование нового поколения и цифровые технологии позволяют им ставить поистине грандиозные сцены. Особую страсть к подобной манере съемки испытывает оскароносец Алехандро Иньярриту. Его БЕРДМЭН почти целиком был сделан без видимых монтажных склеек. В ВЫЖИВШЕМ есть только один такой эпизод, зато какой! Любопытно, что вся слава в работе над такими сценами достается оператору-постановщику и, разумеется, режиссеру картины. Но каким бы гениальным не был оператор Эммануэль Любецки, снять единым дублем продолжительную атаку индейцев на лагерь трапперов в ВЫЖИВШЕМ не представлялось возможным. Эффект единого кадра создавался средствами композитинга, который позволил тщательно завуалировать склейки. Более того, для многих кадров художники даже перестраивали задний план и насаживали компьютерные деревья. Без помощи трехмерщиков эффект воздействия на зрителя оказался бы совершенно другим.


18.03.2016 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее
Американская касса: «Падение империи» продолжает лидировать
Подробнее