top banner

Как снимали самые зрелищные фильмы 2017 года

Топ-5 проектов, достойных «Оскара» за лучшие спецэффекты

Стремительно приближающийся к своему завершению год был урожайным на зрелищные киноаттракционы. На экраны вышли традиционные комиксы от Marvel, сиквелы известных франшиз, а также несколько оригинальных фильмов. Американская киноакадемия уже составила список из 20 картин, которые будут рассмотрены кинопрофессионалами в качестве претендентов на премию «Оскар» за лучшие визуальные эффекты. Из десяти отобранных на следующем этапе в итоговый шорт-лист попадут пять номинантов. Мы не будем гадать, кому улыбнется удача, а просто составим свой список из пяти наиболее зрелищных лент, уже выходивших в российский кинопрокат. 

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049

БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049 Дени Вильнева – это прекрасный образец сложнопостановочной концептуальной фантастики с ярко выраженной авторской интонацией, которая идеально резонирует с темпоритмом первой картины – подлинной киноклассики. Сиквел опирается на четырех титанов постановочного цеха – оператора-постановщика Роджера Дикинса, художника-постановщика Денниса Гасснера, супервайзера визуальных эффектов  Джона Нельсона и не нуждающегося в представлении композитора Ханса Циммера. 

В окончательный монтаж вошли 1190 планов с компьютерной графикой. Супервайзер Джон Нельсон подрядил 8 вендоров: Dnegative (291), Framestore (281), In House team (192), UPP (188), Buf (105), Rodeo (64), Atomic Fiction (36) и, наконец, MPC (33). Городские пейзажи и героиню Джой создавали в недрах Double Negative. Половина планов с городскими видами – это сильно переработанные кадры аэросъемки трущоб города Мехико. Другая половина – полностью компьютерные кадры или же доработанные миниатюры. Городские кадры примечательны тем, что трехмерщики отказались от процедурной застройки, как это часто происходит. Застройка была точечной и производилась трехмерщиками под руководством арт-директора фильма. Многочисленные неоновые вывески отбирались непосредственно режиссером и добавлялись в кадры. 

Помимо компьютерных достроек пейзажей и доработки миниатюр фильм Вильнева интересен героями, созданными средствами графики. И виртуальная девушка Джой, и репликант Рейчел – это оцифрованные герои. Особенно сложная задача был решена в случае с Рейчел. Ее воссоздание доверили британской студии MPC, в целом очень прилично справившейся с аналогичной работой на фильме ТЕРМИНАТОР: ГЕНЕЗИС. Отметим, что Рейчел получилась убедительнее того же Таркина из ИЗГОЯ-ОДИН в первую очередь из-за характера сцен и освещения. С художественно-постановочной точки зрения, БЕГУЩИЙ ПО ЛЕЗВИЮ 2049  – один из главных претендентов на «Оскар» в технических категориях. 

ВАЛЕРИАН И ГОРОД ТЫСЯЧИ ПЛАНЕТ

Производственный бюджет экранизации популярного во Франции комикса составил по разным данным от $177 млн до $210 млн. Лента не окупилась, но запомнилась ярким видеорядом. В международном проекте Бессона свыше 2000 планов с компьютерной графикой. Самые потрясающие планы связаны с рынком и персонажами Перлами.

Многочисленная живность моделировалась и анимировалась с оглядкой на концепт-арт, созданный десятками сторонних художников на раннем этапе производства. Большая часть существ (как в случае с Перлами) является продуктом техники захвата движений. Особого упоминания заслуживает Мегаптор, преследующий героев в пустыне. Во-первых, он оказался самым разговорчивым из персонажей, во-вторых, самым крупным. Специалисты по риггингу создали скелет с сочленениями и мышцами и уделили внимание его лицевой мимике, в том числе вторичной микроанимации. За образец шкуры были взяты черепахи и крабы. В общей сложности трехмерщики ILM выдали более 585 планов с компьютерной графикой, задействовав команду из 250 художников. 

Что касается Перлов, их лица должны были быть одновременно инопланетными, приятными глазу и с понятными и считываемыми эмоциями.  Прототипами выступили манекенщицы из модельного агентства. Новоиспеченные актрисы приняли участие в сессии FACS (система кодирования лицевых движений) по захвату лицевой мимики. Несколько десятков зафикисированных техникой выражений их лиц впоследствии были положены в основу лицевой анимации. Помимо этого актрисы прошли через привычную процедуру сканирования в установке Light Stage, которая используется повсеместно при создании вымышленных существ с человеческими чертами. За образец кожи брались разнообразные формы подводной жизни, например, осьминоги и кальмары. Трехмерщики сымитировали структуру их кожи, расположив хроматофоры и иридифоры и применив различные методологии в рендеринге и шейдинге. Результатом работы стала нежная кожа с жемчужным сиянием. Все биохимические реакции визуализировались и служили одним из средств коммуникации между индивидами.

КОНГ: ОСТРОВ ЧЕРЕПА

Блокбастер про гигантскую обезьяну, сражающуюся с монстрами на труднодоступном острове, по уровню зрелищности не уступит картине Питера Джексона. Один из наиболее сложных для анимации моментов родился как раз из концепта нарисованного художниками MPC, когда Конг сидит и поедает кальмара. Этот обманчиво простой план потребовал симуляции воды, плоти, лицевой анимации, наконец, сложного груминга и композитинга мельчайших деталей. Одним же из референсов послужила сцена с поеданием осьминогов в Олдбое. Тоби Кеббелл играет в этой сцене и Джека Чэпмена и Кинг Конга. Ранее он поучаствовал в сессии по захвату движений для ВАРКРАФТА, после чего ILM – основной подрядчик – использовала его для проекта про обезьяну. Аниматоры студии воспользовались данными по захвату мимики его лица в качестве референса. Вот только Тоби ел не осьминога, а жевательные конфеты. От анимации с помощью мокап отказались в пользу анимации по ключевым кадрам из-за размеров персонажа. В Новом Конге он крупнее, чем в классическом, и достигает тридцати метров в высоту. Но мордаху ему сделали с оглядкой на образ из 30-х, оживленный в технике стоп-моушн. 

У модели Конга было 19 млн волосинок шерсти с многочисленными настройками для контролирования рендеринга, которые позволяли художникам прореживать шерсть, делать ее толще или тоньше. Даже был инструмент, позволявший полностью убирать шерсть с участков тела не попадавших в кадр. Эти инструменты оказались очень полезными в производственном конвейере студии.  

КОНГ: ОСТРОВ ЧЕРЕПА неплохо заработал в мировом кинопрокате и удержал высочайшую планку персонажной анимации и визуальных эффектов. Если картина даже и не попадет в финальный шорт-лист, то наверняка окажется в числе лауреатов профессиональной премии VES Award.

СТРАЖИ ГАЛАКТИКИ. ЧАСТЬ 2

Сиквел марвеловского суперхита получился зрелищнее оригинальной картины. В продолжении всего больше. Запоминающимся удалось сделать образ Эго в исполнении Курта Рассела. Для некоторых сцен актера омолодили. Этим эффектом занималась студия Lola VFX, о работе которой мы писали в отдельной статье. Здесь стоит лишь добавить, что эффект омоложения реализуется полностью 2D средствами композитинга. В качестве же ориентира выступила старенькая лента ПОДЕРЖАННЫЕ АВТОМОБИЛИ Роберта Земекиса. Фактически художники постарались омолодить Курта Рассела на 37 лет. 

В боевых сценах Эго полностью подменяла компьютерная модель, созданная в студии Weta Digital. В отличие от других персонажей, требовавших фотореализма, Эго был стилизованным. В разорванном состоянии его нутро излучало голубой свет. Этот эффект был частью образа и визуализировался вместе с моделью, а не добавлялся на этапе композитинга. В качестве рендерера трехмерщики использовали собственную программу Manuka, разработанную для сиквела ДНЯ НЕЗАВИСИМОСТИ. Помимо цифрового Курта Рассела трехмерщикам Weta Digital пришлось создавать модель Дэвида Хассельхоффа для тех кадров, в которых Эго знакомит своего сына с альтернативной фигурой отца.

ПЛАНЕТА ОБЕЗЬЯН: ВОЙНА

Еще один большой проект студии Weta Digital. Фильм примечателен феноменальной работой по созданию обезьян. Уже предыдущая картина продемонстрировала невероятно убедительный уровень воплощения обезображенных интеллектом приматов, но триквел сделал еще один шаг вперед. Обновленный рендерер Manuka, перенастроенные шейдеры шерсти и невероятно сложные симуляции и анимация. Захват движения осуществлялся полностью на площадках, в том числе натурных, без участия специализированного павильона. Поскольку лицевые мускулы людей и обезьян существенно отличаются, аниматорам приходилось дорабатывать мимику и движения мускул вручную, чтобы анимированные герои передавали максимально подробно игру актеров на площадке. Улучшенные инструменты по симуляции шерсти позволили имитировать ее взаимодействие со снегом и ветром.      

 


09.12.2017 Автор: Константин Мееров

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
«Ненормальный»: уехать в Китай, чтобы найти себя
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
Прогноз кассовых сборов России на уикенде 28–31 марта
Подробнее