top banner

Где и как снимали фильм «Щегол»

Локации, декорации и уникальный реквизит

Впервые щемящая история жизни Тео Декера развернулась на страницах романа Донны Тартт «Щегол». Книга была опубликована осенью 2013 года, сразу же получив у читателей статус «обязательной к прочтению», возглавив списки мировых бестселлеров и завоевав многочисленные награды, в том числе престижную Пулитцеровскую премию.

«Щегол» − это реально существующая картина, бесценное произведение искусства известного голландского художника. Она занимает центральное место в сюжете. Ее подлинник находится в постоянной коллекции музея «Маурицхейс» в Гааге, Голландия. Для съемок фильма этот музей смог предоставить кинематографистам очень реалистичного «дублера» картины. К. К. Баррет, художник-постановщик ЩЕГЛА, рассказывает: «В музее использовали 3D-сканнер для того, чтобы отсканировать поверхность картины, а затем послойно воспроизвести полотно в натуральную величину. Признаюсь, меня одолевали сомнения. Я думал про себя: «Это будет выглядеть как плохая репродукция», но когда они поднесли ее к оригиналу, меня совершенно поразило, насколько они схожи. Для некоторых кадров мы увеличивали картину в цифровом формате, а затем художник по реквизиту накладывал сверху слой краски, чтобы мазки и текстура выглядели так же, как на оригинальном полотне».

По другую сторону Атлантического океана «Метрополитен-музей» также оказывал помощь команде Баррета в подготовке выставки для фильма. Копии экспонатов, висящих на стенах музея в кино, создавались на основе изображений в высоком разрешении, на использование которых создатели фильма получили лицензии от «Метрополитен-музея», музея «Маурицхейс», «Рейксмюсеума» и других галерей. Команды художников-графиков и сценографов печатали изображения на фотобумаге, а затем работали над их текстурой, чтобы они выглядели как старинные полотна. Для «музейного» эпизода фильма были созданы репродукции более чем 80 полотен, самым знаменитым из которых является «Урок анатомии доктора Тульпа» Рембрандта.

Учитывая степень разрушений, которые должны были бы произойти в результате взрыва, было невозможно снимать такие интерьеры музея в самом «Метрополитене». Поэтому команда Баррета воссоздала несколько смежных залов музея в помещении огромного склада в Йонкерсе, который часто используют для съемок фильмов.

Воспоминания об ужасающем взрыве и его последствиях снова и снова появляются в кошмарах главного героя фильма Тео, которые он видит как во сне, так и наяву. Сцена снаружи музея после трагедии – когда сотрудники спасательных служб бросаются на помощь пострадавшим и Тео, все еще оглушенный взрывом, выходит из здания музея под проливной дождь, – снималась на натурном объекте: на лестнице перед фасадом музея. Хотя сама сцена достаточно короткая, съемки были сопряжены с определенными сложностями, так как приходилось работать очень рано утром в воскресенье и заканчивать до открытия музея.

Локацию для просторного дома семьи Барбур, к которым мальчик попадает после трагедии в музее, Баррет с командой нашли в городе Хэвен, штат Нью-Йорк. Для интерьеров были выбраны холодные тона, в частности, разные оттенки голубого, которые, как отмечает Краули, «распространились также и на гардероб миссис Барбур в первой части фильма»: «Во второй половине киноленты по обстановке дома видно, что за ним никто не следил уже многие годы».

Далеко от Парк-Авеню, в Гринвич-Виллидж, расположился антикварный магазин Хоби с мастерской на цокольном этаже и жилым пространством над ней. Баррет отмечает: «Это два совершенно разных Нью-Йорка – богемный даунтаун и аристократичный аптаун».

Когда объявляется отец Тео и увозит его, мальчик оказывается на безлюдной окраине Лас-Вегаса, за 4 000 километров от оживленного Нью-Йорка – на другом конце света. Баррет рассказывает: «Он переехал из одного района мегаполиса в совершенно другой… а затем вообще за его пределы. Ребенок, который вырос в городе, испытывает настоящий шок, когда он не просто отправляется в пустыню, но переселяется в безликий дом в богом забытом месте. В таких зданиях просторно, но они лишены индивидуальности и подлинной ценности». 

Большинство сцен, местом действия которых был Лас-Вегас, на самом деле снимались на окраинах Альбукерке. Чтобы еще больше усилить контраст между городом и пустыней, по словам оператора-постановщика Роджера Дикинса, «большинство сцен в Лас-Вегасе намеренно снималось при ярком дневном свете, чтобы добиться ощущения раскаленного воздуха и выгоревших на солнце цветов»: «Сцены внутри домов снимались тоже с использованием яркого света, в отличие от эпизодов в Нью-Йорке, для которых характерна более темная, приглушенная палитра». Дикинс добавляет, что помимо освещения «мы также использовали более широкий объектив, чтобы пространство выглядело более открытым, пустынным и враждебным по отношению к Тео».

Амстердам был последней съемочной локацией, и создатели фильма ни секунды не сомневались, что снимать эти сцены нужно именно там. Баррет подтверждает: «Мы не смогли бы снять виды Амстердама ни в каком другом месте мира. Ни один город не похож на него, к тому же имеется некоторая параллель с Нью-Йорком, который исторически сначала назывался Новым Амстердамом. Перипетии сюжета вели нас туда, и мы не могли дождаться, когда окажемся в городе».

«Фильм начинается со сцен в Амстердаме, и там же происходит развязка действия, –  добавляет Краули. – Это место, где высокое искусство соседствует с криминалом. Именно «Щегол» приводит Тео из изысканной обстановки мира искусства и антиквариата Нью-Йорка в мир сомнительных сделок, совершающихся в прямом смысле в подполье… на подземной парковке в Амстердаме».

Еще больше интересного в нашем официальном канале в Telegram 


13.09.2019 Автор: Артур Чачелов

Источник: Каро Премьер

Самое читаемое

Контент как «новая нефть»: отношения между игроками рынка после ухода Голливуда
Подробнее
Касса четверга: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Гильдия кастинг-директоров объявила номинантов на свою премию
Подробнее
Министр культуры России сравнила пиратские показы в кинотеатрах с видеосалонами
Подробнее
Российские кинотеатры отказались от предсеансовых показов в рамках акции «Месяц без пираток»
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Сто лет тому вперед» уверенно возглавил прокат
Подробнее
Обзор изменений графика релизов на неделе 15–21 апреля 2024 года
Подробнее
А24 подверглась критике за использование нейросетей в промокампании «Падения империи»
Подробнее
Деловая программа ММКФ открылась дискуссией о продвижении российского кино на зарубежные площадки
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Сто лет тому вперед» ожидаемо оказался лидером
Подробнее
Касса России: «Сто лет тому вперед» возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: «Сто лет тому вперед» показал шестой старт 2024 года
Подробнее
Sony Pictures включилась в борьбу за Paramount Global
Подробнее
Стали известны лауреаты кинофестиваля «Золотой ворон»
Подробнее
«Карина» стала самым кассовым якутским фильмом в истории
Подробнее
В рамках «Золотого ворона» прошли творческие встречи с Андреем Золотаревым и Светланой Камыниной
Подробнее
На ММКФ открылась внеконкурсная программа фильмов об искусстве «Арт-кор»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 25–28 апреля 2024 года
Подробнее
Предпродажи уикенда: «Блиндаж» уступает «Девятаеву»
Подробнее
Международная касса: хоррор «Эбигейл» уступил крупным холдоверам
Подробнее