top banner

Где и как снималась новая «Мумия»

Локации, декорации, трюки

Фильм МУМИЯ снимался в трех странах, а штаб-квартира съемочной группы находилась на студии Universal в Лос-Анджелесе. Было отснято более 300 километров кинопленки, которой режиссер Алекс Куртцман и оператор Бен Сересин отдали предпочтение с самого начала. «Анаморфированный фильм сам по себе создает впечатление масштабного и эпичного, – считает режиссер. – Создается впечатление нестареющей классики». Оператор был готов к трудностям, связанным со съемками на пленку: «Процесс становится еще интереснее, когда появляется элемент таинственности. Есть что-то фантастическое в ожидании готовых изображений, поскольку не знаешь, что получилось, до проявки. В этом есть какая-то магия, не известная цифровому кинематографу. Хотя эта таинственность существенно усложняет твою работу».

Первой локацией стала Великобритания. Многомесячный съемочный период работы над фильмом начался с ночной смены в одном из самых знаменитых мест в Англии: в престижном университетском городке Оксфорде. Взгляду зрителя предстанут старинные мощеные мостовые, масляные фонари, свет которых едва пробивается сквозь плотную завесу тумана, и уникальная архитектура, которую невозможно воссоздать в павильоне. «Здания многих английских деревушек выстроены из кирпича, однако когда попадаешь в Оксфорд, твоему взгляду открываются мостовые, каждый булыжник которых хранит память об удивительных исторических событиях, – говорит Хатмэн. – Во всяком случае, у нас с Алексом появилось это ощущение, когда мы оказались там впервые. Именно это нам и нужно было!»

Оксфорд задал тональность всему фильму МУМИЯ, поскольку именно там Ник впервые встречается с Аманет на темной улице, неподалеку от известного Моста Вздохов, который находится недалеко от колледжей Хартфорд и НьюСкул. Режиссер утверждает, что эта сцена стала для него самой запоминающейся. Свой трудовой подвиг Хатмэн, Уоткинс и их коллега, арт-директор Фрэнк Уолш завершали на студии Shepperton, оккупировав несколько павильонов и натурных площадок. На строительстве небольшого городка работало более 150 художников, декораторов и реквизиторов. Большая часть строений была выполнена из поролона и стеклопластика. Во время подготовительного периода рабочие трудились 24 часа в сутки семь дней в неделю. Заготовки впоследствии собирались командой из более чем двухсот строителей, работавших под командованием Брайана Нейбора.

Среди множества локаций нашлось место и Лондону. Съемки велись в трактире 1857 года «Уоррингтон» в районе Мэйда-Вэйл, который декораторы превратили в оксфордский паб. На самом деле, некогда в здании находился бордель. Три дня съемочная группа провела в лондонском музее естествознания. Сцены снимались непосредственно перед главным входом, в основном лобби, в зале минералогии, а также в одном из подземных хранилищ, где сохранились некоторые образцы, найденные Чарльзом Дарвином в XIX веке и подписанные его собственной рукой. На станции лондонского метрополитена «Чаринг-Кросс» съемочная группа спустилась глубоко под землю. Некоторые сцены снимали в тоннелях метро и в финансовом районе Корнхилл, в котором Аманет поднимает песчаную бурю. Старинная художественная школа Святого Мартинса предоставила помещение, которое декораторы преобразили в морг. Именно там Ник приходит в себя, непонятным образом пережив авиакатастрофу.

Менеджерам по подбору локаций очень приглянулось аббатство Уэйверли, выстроенное в классическом английском стиле XVIII века. Аббатство является охраняемым государством памятником архитектуры, поэтому о съемках на территории даже речи быть не могло. На самом деле, даже колышек нельзя было вбить в монастырскую землю, не получив на то особого разрешения. Строители и декораторы решили возвести своими силами точную копию древней постройки. По окончании работы трудно было определить, какое из зданий старше. Новостройку состарили очень профессионально и вплоть до мельчайших деталей. Отчасти эффектного результата удалось добиться благодаря озеленителям, которые украсили дворик бутафорного аббатства деревьями, мхом и дерном, чтобы добавить локации реалистичности.

Еще одной динамичной локацией стал лес Уинтерфолд, который находится в Суррее, неподалеку от студии Shepperton. Именно в этом лесу осаждаемая зомби машина скорой помощи с Ником и Дженни внутри съезжает с дороги. В этой сцене Аманет атакует главных героев, а Нику приходится защищаться. Супервайзер по транспорту Грэм Келли столкнулся со своими трудностями в работе над сценой: «Я работал со своей группой из 11 человек – все они в прошлом либо заядлые автомобилисты, либо имели отношение к автопрому. Вместе мы прорабатывали маршрут движения скорой помощи так, чтобы сцена получилась достаточно динамичной, но при этом безопасной. Три машины попали в кадр во время съемок, еще две мы пустили под откос… В общей сложности в съемках участвовали семь машин скорой помощи. Машины, кувыркающиеся в кювете, были оснащены дополнительными системами безопасности, так что водителю ничего не угрожало».

Фильм начинается со сцены в Ираке. Кинематографистам было очень важно, чтобы она была максимально правдоподобной, и без лишней необходимости они старались не прибегать к использованию компьютерной графики. Поэтому съемочная группа на время перебралась из Великобритании на юго-восток Африки, в Намибию. Здесь снималась сцена, в которой боевой беспилотник атакует иракскую деревню. Там же снимались египетские флэшбэки и видения Ника. На время съемок кинематографисты и британская команда остановились в удивительно красивом прибрежном городе Свакопмунд. 

«Мы выстраивали наши декорации в Кейптауне, а затем перевозили их в Намибию, чтобы впоследствии собрать посреди пустыни, – рассказывает арт-директор африканской группы Жюль Кук. – Нам потребовалось приложить немало сил, чтобы хрупкие и дорогостоящие декорации аккуратно перевезли с одной части континента в другую. Ко времени доставки уже были возведены строительные леса, все было готово для сборки. Было удивительно видеть, как безжизненные пески на наших глазах превращаются в оазис».

Одним из ключевых элементов африканских декораций стал сконструированный командой по разработке визуальных эффектов трехэтажный дом, который обрушивался и складывался, словно карточный. Находящиеся на крыше Ник и Вэйл в мгновение ока оказывались на земле, прямо у провала, ведущего в пещеру. Главная особенность этого дома состояла в том, что он был возведен с помощью хитроумной системы различных блоков и собирался воедино так же просто, как и разваливался. Спустя несколько минут после, казалось бы, фатального обрушения дом восстанавливался для съемок следующего дубля.

В Намибии британской команде помогали местные специалисты. С учетом наемной рабочей силы численность съемочной группы перевалила за 1000 человек. Иракская деревенька была возведена неподалеку от горы Россинг. Рядом находились дюны Санрайз и Феникс, где также снимались некоторые сцены фильма. Ландшафт Намибии уникален и не похож ни на один другой на планете. Не говоря уже о том, что намибийские коллеги приняли заокеанских кинематографистов с распростертыми объятиями.

Дружный коллектив дизайнеров фильма возглавляли художники-постановщики Доминик Уоткинс и Джон Хатмэн. Куртцману было очень важно, чтобы ни у кого не появилось сомнений в том, что действие фильма происходит в наше время. Команда строителей возвела в общей сложности 50 декоративных площадок в Европе и Африке, половина была построена на территории легендарной студии Shepperton, неподалеку от Лондона. 

Одной из самых впечатляющих декораций была штаб-квартира секретной организации «Продиджиум». Локация представляла собой подземный бункер под музеем естествознания в Лондоне, где доктор Джекилл и его армия всевозможных специалистов защищали не только наш мир от монстров, но и монстров от нашего мира. По мере продвижения работы над сценарием МУМИИ, преображался и «Продиджиум». «Эта декорация должна была вызывать страх, а затем – ужас, – рассказывает Куртцман. – В конечном результате мы остановились на двухэтажном зале площадью около 1400 кв.м., который завораживал каждого, кто туда попадал». В павильоне по соседству с тем, где был выстроен «Продиджиум», находился офис доктора Джекилла.

Первой декорацией, выстроенной на территории студии Shepperton, стал полуразвалившийся причал. Именно там зрители впервые увидят мумифицированную Аманет, очнувшуюся ото сна и пьющую кровь у своих первых жертв. Масштабная декорация состояла из моста, 20-метрового заброшенного судна и небольшого водоема, который напоминает прибрежную полосу Темзы.

Следующей внушительной постройкой на студии Shepperton стала целая серия описанных в сценарии гробниц: подготовительный зал, пещера и склеп с ртутью. По сюжету эти места были связаны друг с другом, и представали взгляду главных героев по мере того, как они искали саркофаг Аманет. На строительство этой декорации у сотни рабочих ушло около восьми недель. Саркофаг висел на канатах, погруженный в бассейн с ртутью, которая была нарисована при помощи компьютерной графики. «Мы хотели, чтобы эта сцена задала тональность всему фильму, – говорит Хатмэн. – Она должна была быть предельно реалистичной, осязаемой. У зрителей должно сложиться впечатление, что они сами оказались на глубине нескольких сот метров под землей».

Глядя на сцену в этом склепе, трудно представить себе, что декорация была возведена внутри деревянного остова. Плотники и формовщики приготовили фальшивые камни, а художники выкрасили их всеми оттенками серого для создания иллюзии настоящих валунов. Арт-директор Фрэнк Уолш не без гордости заявляет: «Мы сделали слепки настоящих камней, а впоследствии использовали эти слепки для создания искусственных валунов. На самом деле, они выглядят невероятно реалистично». Затем к работе приступили декораторы, которые украсили потолок 30 тоннами сталактитов, которые были привезены из шахты в Северном Уэльсе. После этого реквизиторам и специалистам по компьютерной графике осталось добавить последние штрихи – облака пыли и паутину.

Еще одной крупной и впечатляющей постройкой на территории студии Shepperton стали гробницы крестоносцев, в которых покоился прах средневековых рыцарей. Масштабная декорация включала действующий водопад и детальную карту древнего мира. По реалистичности она ни в чем не уступала усыпальнице Аманет. Кроме того, по сюжету рядом протекала Темза, и многие камни были вымыты сочащейся сквозь стены водой. Руководитель команды декораторов Гари Кросби утверждает, что над дизайном кладбища крестоносцев работало 60 художников. 

После этого строители начали возводить декорации древнего Египта. Первой локацией стали покои Аманет, где принцесса соблазняет Ника. Затем эта же площадка была переделана в королевскую спальню, после чего декораторы превратили комнату в зал для мумификации. 

В павильоне студии Shepperton таже снималась сцена нападения птиц на самолет, перевозящий найденный саркофаг. Стая ворон, атакующих кабину пилотов, добавлялась специалистами по визуальным эффектам во время монтажа. Сцена падения самолета снималась в павильоне без использования каких бы то ни было компьютерных спецэффектов. Для этого была выстроена гигантская 20-тонная декорация, установленная на гидравлической платформе. Эта съемочная площадка стала самой сложной за весь производственный период. Платформа позволяла вращать декорацию, в то время как актеры находились внутри. Кроме того, платформа могла наклоняться на 15 градусов вперед и назад для съемки сцен взлета и падения.

Декорация грузового самолета была выстроена с нуля командой Доминика Туохи, состоящей из 30 рабочих. Группа разработчиков компьютерных эффектов трудилась на протяжении 16 недель, затем за дело взялись каскадеры. Над этой сложнейшей сценой трудились и многие другие специалисты, включая инженеров, разработавших хитроумные системы блоков, моделлеров, электриков и дизайнеров. Первые шесть метров самолета в точности повторяли экстерьер и интерьер военного транспортника Локхид C-130, остальная часть представляла собой декоративный интерьер, выстроенный на съемочной площадке.  Для обеспечения пространства для трюков и облегчения работы операторской группы декорации были просторнее, чем интерьер настоящего самолета.

Актеров бросало из стороны в сторону, в то время как команда по разработке спецэффектов раскручивала платформу. Несмотря на все умения и навыки, специалисты могли варьировать скорость вращения и угол наклона декорации дистанционно при помощи компьютерной программы. Но команда Туохи столкнулась с проблемами: «Разогнать платформу весом в 20 тон – это одно, а затормозить эти 20 тон – совсем другое. При этом нам требовалось работать с учетом полной безопасности для актеров. Нашим главным инструментом были законы физики, которые, к сожалению, обмануть никак нельзя. Именно кручение давало нам эффект нулевой гравитации».

Решив снять часть фильма в воздухе (на что ранее ни один кинематографист не отваживался), съемочная группа обратилась за помощью во французскую компанию Novespace, штаб-квартира которой находится в Бордо. Продюсеры арендовали аэробус A310, в который погрузили команду из 40 актеров и представителей операторской группы. Не следовало забывать, что лишь интерьер в декорациях был сделан из резины, а в самолете все было довольно твердым и опасным. Кроме того, настоящий самолет был на 10% уже и на 40% ниже, чем выстроенные декорации, поэтому оператору приходилось тщательно выбирать ракурсы съемки. 

Самолет выполнял 16 параболических нырков за два часа, такие полеты совершались дважды в день на протяжении двух дней. В общей сложности пилоты выполнили 64 нырка, каждый из которых сопровождался эффектом невесомости. Съемочная группа использовала каждую возможность, чтобы снять кусочек захватывающей сцены. 20-секундная сцена, в которой показывается, как Ник пытается ухватиться за парашют и передать его Дженни, вошла в фильм. 


12.06.2017 Автор: Артур Чачелов

Источник: Universal

Самое читаемое

Кощей в Эрмитаже: сборы российского кино за рубежом в 2023 году
Подробнее
«Рецепт любви»: картина об искусстве жизни по-французски
Подробнее
Международная касса: «Кунг-фу панда 4» вырвалась вперед
Подробнее
Касса четверга: «Летучий корабль» вырывается вперед
Подробнее
Предварительная касса уикенда: «Летучий корабль» возглавил российский прокат
Подробнее
Предварительная касса четверга: «Летучий корабль» ожидаемо возглавил прокат
Подробнее
Официальная касса России: чарт возглавил «Летучий корабль»
Подробнее
Касса России: «Летучий корабль» возглавил прокат
Подробнее
Съемки второго и третьего «Чебурашки» будут идти одновременно
Подробнее
Стартовал прием заявок на Московский питчинг дебютантов в рамках ММКФ
Подробнее
Премьера «Фуриосы» состоится на Каннском кинофестивале
Подробнее
Создатели нейросети Sora проведут встречи с голливудскими студиями
Подробнее
Суд не стал ужесточать наказание Никите Кологривому за дебош в баре
Подробнее
Срок ареста Никиты Кологривого могут увеличить
Подробнее
Эмир Кустурица поддержал россиян после трагедии в «Крокус Сити Холле»
Подробнее
Стали известны победители кинофестиваля «Дух огня»
Подробнее
Обзор новинок проката на уикенде 28–31 марта 2024 года
Подробнее
В Минэкономики поступил проект по запуску в производство дополнительных 550 российских фильмов
Подробнее
Россия будет сотрудничать с Ираном, Индией и Турцией в совместном производстве и архивации фильмов
Подробнее
Фестиваль «Дух огня» начал работу с минуты молчания
Подробнее