top banner

Словарь

 
 
1-9   A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
 

3D HFR (High Frame Rate—  технология кинопоказа, отличительной особенностью которой является кадровая частота 120 кадров в секунду. Преимущество 3D HFR над другими технологиями кинопоказа в 3D – более плавно сменяющееся, максимально реалистичное изображение без мерцания и стробоскопического эффекта. 3D HFR совместим только с цифровым пакетом SMPTE DCP. Контент High Frame Rate весит в 4-5 раз больше обычного и воспроизводится только на проекторах II серии со встроенными медиаблоками и с обновленным до последней версии программным обеспечением. Дистрибьюторы, в том числе «Централ Партнершип», планируют протестировать кинотеатры на совместимость и запустить кинопоказ с применением технологии 3D HFR в 2019 году.

 

3D-формат — (от англ. 3-dimensional, «трехмерный») стереоскопическая технология кинопоказа, имитирующая наличие третьего измерения или вызывающая у зрителя иллюзию глубины пространства.

 

4DX — премиальный формат кинопоказа, позволяющий просматривать художественные и анимационные фильмы с дополнительным набором спецэффектов, усиливающих впечатления от просмотра и более полного погружения в передачу сюжета. 4DX предусматривает использование визуально-осязательных и обонятельных дополнений, изменения положения зрительского места в пространстве синхронно с видео и звуковой дорожкой. В России технология показа 4DX эксклюзивно представлена в сети кинотеатров «Синема Парк».

 

5.1-канальный звук  — наиболее распространенный цифровой аудиоформат, включающий шесть каналов звука – пять полной пропускной способности (фронтальный, тыловой, левый, правый и центральный) с частотным диапазоном 3-20 000 Гц, и один ограниченный низкочастотный (LFE) 2-120 Гц. Для воспроизведения звука используются пять громкоговорителей: три фронтальных (левый, центральный, правый) и два тыловых (левый задний, правый задний), а также сабвуфер для низких звуков.

 

7.1-канальный звук  — то же, что цифровой формат 5.1, но дополненный двумя каналами полной пропускной способности, воспроизводящимися на двух дополнительных тыловых громкоговорителях.

 

A

Auro-3D — звуковая технология премиального показа, уникальность которой заключается в особом расположении динамиков по трем перпендикулярным осям, что позволяет создать «объемный» звук.


AR — (от англ. augmented reality, букв. «дополненная реальность») в отличие от VR не полноценный искусственный мир, а результат внесения в поле восприятия человека виртуальных элементов. Столкнуться с AR можно, например, используя некоторые приложения для мобильных телефонов. Глядя на реальность сквозь призму камеры смартфона, пользователь может получать дополнительную информацию о предметах, на которые он наводит объектив, или видеть объекты (например, анимированных существ), которых на самом деле в реальном пространстве нет.

 

B

Big data — (букв. «большие данные») большие массивы данных, которые собирают и анализируют с помощью новых технологий. Понятие чаще всего используется в сфере IT и интернет-маркетинге, а применительно к кинопоказу может означать, например, данные о посетителях кинотеатрах – их поле, возрасте, семейном положении, предпочтениях, частоте похода в кино, среднем чеке, собираемые с целью предоставлять клиентам индивидуальное предложение и таким образом повышать их лояльность.

 

BVOD — (от англ. Blockchain Video on Demand, букв. «блокчейн-видео по запросу») разновидность VoD (cм. VoD), система легального индивидуального доступа к видеоконтенту с использованием технологии блокчейн (см. Блокчейн). Просмотр фильма в такой системе оплачивается криптовалютой – токенами. Благодаря прозрачности расчетов и доставки контента в блокчейн-структурах правообладатели могут передавать фильмы конечному потребителю напрямую без посредников.

 

C

CGI — (от англ. computer-generated imagery, букв. «изображения, сгенерированные компьютером») широко применимая в игровом и анимационном кинематографе технология по созданию неподвижных и движущихся изображений при помощи трехмерной компьютерной графики.

 

ComScore/Rentrak — международный сервис мониторинга кассовых сборов кинотеатров во всем мире. На данный момент Rentrak аккумулирует информацию о бокс-офисе в более чем 70 странах мира. Данные, передающиеся от кинотеатров в систему, доступны только зарегистрированным пользователям (преимущественно это правообладатели и дистрибьюторы).

 

CRM – (сокращение от англ. Customer Relationship Management, «управление отношениями с клиентом») программное обеспечение, позволяющее автоматизировать стратегии взаимодействия с клиентами. CRM-системы сохраняют информацию о клиентах и истории их действий и позволяют компаниям оптимизировать маркетинг, улучшить обслуживание, наладить бизнес-процессы и анализировать результаты своей работы.

 

D

D-Box — премиальный сегмент кинотеатральных кресел, основной особенностью которых является возможность вибрировать и наклоняться в разные стороны во время просмотра фильма

 

DCP — (от англ. Digital Cinema Package, букв. «цифровой кинопакет») формат цифрового кинопоказа, разработанный консорциумом ведущих мировых киностудий DCI (Digital Cinema Initiatives). DCP представляет собой пакет файлов, необходимых для воспроизведения фильма при помощи цифрового кинопроектора вместо обычного пленочного. Подробнее о DCP читайте в специальной справке БК.

 

Dolby Atmos — звуковая технология премиального показа, уникальность которой заключается в том, что звуковая дорожка фильма формируется для каждого кинотеатра в отдельности установленным в нем мощным процессорным блоком с учетом акустических особенностей конкретно взятого зала и с максимальным использованием установленных в нем акустических систем.

 

G

GRP — (от англ. Gross Rating Point, «суммарный рейтинг») – основной маркетинговый показатель, представляющий собой сумму рейтингов всех выходов рекламных сообщений в рамках рекламной кампании и отражающий масштаб рекламно-информационного воздействия. Также могут быть использованы термины «накопленный рейтинг», «суммарный рейтинг» и некоторые другие. Для расчета GRP телевизионной маркетинговой кампании необходимо знать все рейтинги (не доли), набранные отдельными выходами рекламных сообщений. GRP, как и рейтинг, считается только в рамках одной зрительской категории (например, 6+ или 16–34).

 

I

IMAX (формат) — премиальный формат кинопоказа, разработанный канадской корпорацией «Мультискрин» в 1970 году. Изначально формат IMAX подразумевал использование кинопленки шириной 70 мм вместо стандартных 35 мм и проекцию изображения на экран, значительно превосходящий по размеру обычные экраны. В 2008 году был запущен цифровой стандарт IMAX Digital. От обычных цифровых кинотеатров IMAX Digital отличается планировкой зала и размерами экрана, наблюдаемого с небольших расстояний. Кроме того, используется более совершенная звуковая система. В качестве цифрового стандарта может быть использован как обычный DCP, так и специальный пакет IMAX, представляющий собой расширенную версию DCP. При этом возможен показ как «плоских», так и 3D-фильмов.

 

P

P&A — (от англ. Prints and Advertising, букв. «копии и реклама») расходы студии или продюсера/ов фильма на производство копий (ранее пленочных, а ныне — цифровых) для кинотеатрального показа и рекламу релиза. P&A не входит в производственный бюджет и является отдельной статьей расходов.

 

PR, пиар, связи с общественностью – (от англ. Public Relations, букв. «публичные отношения») технология создания образа товара/услуги/бренда и закрепление его в сознании целевой аудитории как идеального; управление общественным мнением. В отличие от маркетинга, предполагающего проведение рекламной кампании с денежными вложениями, пиар можно проводить с минимальными затратами, создавая инфоповоды (например, приезд звезды), благодаря которым СМИ напишут о фильме/компании/кинотеатре бесплатно.

 

Q

Q&A — (от англ. Questions and Answers, букв. «вопросы и ответы») формат встречи общественности с известной личностью, когда зрители из зала задают гостю вопросы с помощью микрофона или записок.

 

S

SMPTE DCP — новый стандартизированный цифровой пакет для кинотеатров, разработанный на основе формата Interop DCP (см. DCP) и пришедший ему на смену. Формат Interop DCP был создан первыми производителями цифрового кинооборудования с целью решения проблемы совместимости контента при его демонстрации на разных системах. SMPTE DCP стал улучшенной версией Interop DCP и сейчас активно внедряется в кинотеатрах, в России – во многом благодаря усилиям дистрибьютора WDSSPR и компании «Киноплан». Новый стандарт совместим практически со всеми типами оборудования и в большинстве случаев требует лишь обновления программного обеспечения. Среди преимуществ SMPTE DCP – поддержка воспроизведения видео с частотой не только 24 и 48, но и 25, 30, 50, 60 кадров в секунду, возможность включать в пакет дополнительные нестандартные дорожки, устанавливать метки об автоматическом погашении света в зале и не только, изменять субтитры, проводить полиэкранную демонстрацию контента. Аббревиатура SMPTE расшифровывается как Society of Motion Picture and Television Engineers, «Общество инженеров кино и телевидения» – это организация, которая принимает технические стандарты для кино- и телеиндустрии.


SVOD — (от англ. Subscription Video on Demand, букв. «видео по запросу по подписке») разновидность VoD (cм. VoD), система легального индивидуального доступа к видеоконтенту, при которой потребитель за фиксированную ежемесячную плату получает доступ к любому количеству фильмов. Такую услугу предоставляют, например, Netflix и Amazon.

 

T

TVOD — (от англ. Transactional Video on Demand, букв. «видео по запросу по транзакции») разновидность VoD (cм. VoD), система легального индивидуального доступа к видеоконтенту, при которой пользователь может либо заплатить за просмотр фильма, либо купить фильм в собственность путем загрузки. По такой системе работает, например, iTunes.


V

VoD — (от англ. Video on Demand, букв. «видео по запросу») система легального индивидуального доступа абонента к телевизионным программам и фильмам с помощью цифровой кабельной, спутниковой или эфирной телевизионной сети. К сервисам VoD относятся онлайн-кинотеатры (Ivi.ru, Okko, TVZavr и др.); телеканалы, монетизирующие свой контент в Интернете (Первый, СТС, ТНТ и др.); операторы платного ТВ (Ростелеком, Билайн, АКАДО и др.) и платформы цифровой дистрибуции (iTunes, Google Play и др.).


VR — (от англ. virtual reality, букв. «виртуальная реальность») термин, обозначающий искусственный мир, созданный техническими средствами. Увидеть его можно, надев специальный шлем или очки виртуальной реальности и загрузив контент (фото, видео, игры) в сам шлем или на подключенное устройство. Видеоролики и игры в VR имитируют реальное присутствие человека в пространстве – он может видеть трехмерное изображение, разворачиваясь на 360 градусов, глядя себе под ноги или вверх. Современные технологии позволяют передвигаться в виртуальной реальности с помощью кнопочного управления или перемещения зрителя в реальном пространстве, управлять в VR предметами – например, оружием; переносить в виртуальную реальность тело человека, переносить в одно и то же виртуальное пространство сразу несколько человек.

 

А

Альтернативный контент — кинотеатральные релизы, не являющиеся игровыми или документальными фильмами. К альтернативному контенту относятся концерты, опера, балет, интерактивные игры, спортивные события, прямые трансляции событий и др.

 

Аниматик — (от англ. animatic) серия статических картинок с ключевыми кадрами сцены, на которую наложено тестовое звуковое сопровождение, диалоги. Помогает получить представление о том, как будет выглядеть сцена, до съемок.

 

Анимированный постер — постер фильма (обычно используется стандартный макет), оживленный добавленной динамикой. Герои или какие-либо элементы на таких постерах двигаются, может быть слышен звук. Анимированные постеры можно использовать для продвижения фильмов в Интернете, а также размещать в кинотеатрах на цифровых панелях (см. Цифровая панель). Такой постер привлекает больше внимания и дает зрителю стимул разглядывать его дольше.

 

Арт-мейнстрим — (от англ. art и mainstream – «искусство» и «основное направление») термин российского изобретения, означающий сегмент фильмов, по формальным признакам частично относящийся к артхаусу, частично – к мейнстриму. По целевой аудитории и бокс-офису арт-мейнстрим также обычно занимает нишу между артхаусом и массовым кино. Подробнее об арт-мейнстриме читайте в специальном материале БК.


Артхаус — (от англ. arthouse, букв. «дом искусств») кинопрокатная ниша, в которую попадают фильмы, рассчитанные на узкий сегмент аудитории. К категории артхауса относят фестивальное немейнстримовое кино, жанровые картины, расширяющие представления о жанре, работы классиков мирового кинематографа (авторское кино) и так называемое интеллектуальное кино. Немаловажно также, что артхаус зачастую стремится затронуть провокационные, деликатные или непопулярные темы. Зачастую артхаусные фильмы располагают маленьким бюджетом, которым определяются и методы их продвижения – артхаус в основном продвигает сам себя за счет профессиональной критики, отзывов в блогах и зрительского «сарафана».


Ассоциация владельцев кинотеатров — общественная организация, объединение предпринимателей, владеющих или имеющих долю в предприятиях публичного кинотеатрального показа. Официально Ассоциация была зарегистрирована в Министерстве юстиций 20 июня 2017 года, однако к тому моменту уже состоялось несколько неформальных встреч участников объединения, прошедших в Санкт-Петербурге, Красноярске и Краснодаре. Одним из инициаторов появления Ассоциации стал генеральный директор компании «Невафильм» Олег Березин. Помимо него, в организацию входят порядка 30 предпринимателей. Согласно уставу, кроме владельцев кинотеатров, до 25% численности Ассоциации могут составлять те, у кого нет доли в организации кинопоказа, за исключением представителей муниципальных кинотеатров и крупных сетей, подведомственных холдингам, для которых кинотеатральный прокат не является основным бизнесом. Вступить в объединение можно только получив две рекомендации действующих членов. Ассоциация владельцев кинотеатров действует в интересах своих участников, и ведет работу по поиску решений наболевших проблем – отношений с Российским авторским обществом и системой ЕАИС, «диктата мэйджоров», «потребительского экстремизма» и других. Ведется исследование падения зрительского интереса.


Ассоциация кинодистрибьюторов — общественная организация, объединение кинодистрибьюторов. Создание Ассоциации было анонсировано 18 сентября 2017 года на пресс-конференции в рамках «Кино Экспо» в Санкт-Петербурге. В тот же день в Министерство юстиции было подано заявление о регистрации организации, которое пока не получило подтверждения. В Ассоциацию кинодистрибьюторов войдут представители компаний WDSSPR, «Каро Премьер», Universal Pictures, «Централ Партнершип», «Двадцатый Век Фокс СНГ» и «Наше кино». Расширение этого списка независимыми прокатчиками в ближайшее время не планируется. Среди основных задач Ассоциации, анонсированных 18 сентября, формирование максимально благоприятных условий для роста и развития рынка кинотеатрального показа и отрасли в целом; налаживание и улучшение коммуникации/диалога между представителями бизнеса и органами законодательной и исполнительной власти; формирование и закрепление свода этических норм и правил, улучшающих деловой климат в отрасли, увеличивающих ее прозрачность и привлекательность для инвестиций, с особым фокусом на российское кино; ведение конструктивного диалога с другими отраслевыми организациями и группами, направленного на максимальное удовлетворение потребностей существующей зрительской аудитории и ее расширение, с помощью улучшения качества предоставляемых продуктов и услуг.


Ассоциация продюсеров кино и телевидения (АПКиТ) — отраслевое объединение, действующее в интересах развития российской киноиндустрии в политической, экономической и публичной сферах. Организация возникла в 2009 году. Сейчас в АПКиТ входит 31 продюсерская компания из числа крупнейших производителей кино- и телефильмов, телесериалов и программ разных жанров для российского рынка. Основной целью объединения является консолидация усилий российских продюсеров, направленных на укрепление экономических, юридических, кадровых основ функционирования отрасли и дальнейшее развитие российского кино и телевидения. Члены Ассоциации продюсеров кино и телевидения участвовали, например, в разработке закона о блокировке «зеркал», в создании программы рибейтов. Помимо защиты авторских прав в Интернете и совершенствования экономических условий развития отечественной теле- и киноиндустрии, среди направлений деятельности Ассоциации развитие профильного образования и отечественного детского кино и анимации, кинофикация и цифрофикация страны, продвижение профессии «продюсер». АПКиТ ежегодно вручает Профессиональный приз в области телевизионного кино.

 

Б

 

 

Блокбастер — (от англ. blockbuster, букв. «разрушитель квартала») высокобюджетный фильм с участием известных актеров, рассчитанный на массовую аудиторию, с предполагаемыми высокими кассовыми сборами. Чаще всего под блокбастером подразумевается голливудский студийный проект, однако в последнее время это слово активно используется и российскими продюсерами применительно к фильмам отечественного производства, создаваемым с расчетом на высокие показатели посещаемости и сборов.
В английском языке слово blockbuster появилось в годы Второй мировой войны и применялось по отношению к сверхмощной фугасной бомбе в своем прямом значении, то есть «бомба, способная разрушить целый квартал». Впоследствии это слово в переносном значении стало употребляться в театральной среде по отношению к пьесам, имевшим наибольший успех (образно говоря, производившим эффект разорвавшейся бомбы), а затем, в середине 1970-х годов, перекочевало в киноиндустрию.

 

Билетный агрегатор — компания, которая за определенную плату налаживает в кинотеатре процесс электронной продажи билетов и оказывает ему дальнейшую техническую поддержку. Подробнее о билетных агрегаторах читайте здесь.

 

Блокчейн — (от англ. blockchain или block chain, букв. «цепочка блоков») – виртуальная последовательная цепочка блоков с информацией, построенная по определенным правилам. Благодаря своим особенностям система обеспечивает безопасный и прозрачный обмен данными. Продюсер Сэм Клебанов, а также онлайн-кинотеатр TVzavr уже анонсировали создание интернет-кинотеатров, которые будут использовать блокчейн-технологии, что должно облегчить отношения с правообладателями и пользователями.


Бокс-офис — (от англ. box office, букв. «будка билетера») кассовые сборы фильма, выручка от продажи кинотеатральных билетов. Бокс-офис того или иного фильма может быть подсчитан как за конкретный временной период (например, за первый уикенд), так и за все время проката проекта. Кассовые сборы являются одним из важнейших параметров ведения кинопрокатной статистики (о том, как разобраться в статистических данных, представленных на сайте БК, можно подробнее прочитать в специальном путеводителе).


Букер — (от англ. booker, booking, букв. «бронирование») сотрудник кинотеатра, ответственный за репертуарное планирование; сотрудник дистрибьюторской компании, ведущий роспись фильмов в кинотеатрах. Если речь идет о кинотеатральном букере, то номинально такой сотрудник может занимать различные должности – от менеджера по репертуарному планированию до руководителя отдела проката, либо вообще не числиться в штате кинотеатра, работать удаленно и предоставлять свои услуги нескольким площадкам сразу. Фактически же в обязанности и полномочия букера входит выбор фильмов для демонстрации в конкретном кинотеатре с учетом его особенной, взаимодействие с дистрибьюторами (согласование количества и времени сеансов и других условий проката) и контроль выполнения договоренностей с ними. В свою очередь, букер со стороны дистрибьюторской компании взаимодействует и согласовывает условия проката каждого фильма с букерами кинотеатров.

 

В

Внутрикинотеатральная реклама, или индор — (от англ. indoor – «внутренний») рекламные материалы к будущим или идущим в прокате релизам, размещаемые внутри кинотеатра. Индор-реклама может быть представлена как в полиграфическом формате (постер, флаер, стенди и т.д.), так и в «цифровом», то есть на плазменных панелях. Подробнее об основных внутрикинотеатральных материалах читайте в кратком гиде по индору, а о последних тенденциях, связанных с индор-рекламой, – в специальном исследовании БК.

 

«Второй экран» — см. «Первый экран».

 

Д

Дистрибьютор — (от англ. distributor, «распространитель»), или прокатчик – компания, владеющая правами на фильм или представляющая владельца прав на фильм на определенной территории. Дистрибьютор занимается организацией проката фильма, предоставляя кинотеатрам права на его публичный показ на прописанных в специальных договорах условиях. Всего на российском рынке трудится более 30-ти дистрибьюторских компаний. Пять из них, так называемые мэйджоры, официально представляют крупнейшие голливудские студии на территории России. Остальные являются независимыми прокатными компаниями.

 

Е

ЕАИС — единая федеральная автоматизированная информационная система сведений о показах фильмов в кинозалах. Назначение ЕАИС состоит в сборе, учете и обработке сведений о публичной демонстрации кинофильмов в кинозалах российских кинотеатров, оператором системы является Фонд кино. Обмен информацией между демонстратором фильмов и оператором системы происходит в автоматическом режиме. Передача данных является обязательной для всех демонстраторов, осуществляющих платный показ фильмов в кинозалах. В сентябре 2016 года было запущено мобильное приложение ЕАИС, позволяющее в открытом доступе следить за кассовыми сборами в режиме реального времени.

 

К

Капсоревнование дистрибьюторов — статистическая таблица, демонстрирующая вклад каждого прокатчика в суммарный бокс-офис на территории РФ — как в абсолютных (сборы в рублях, долларах, количество зрителей), так и относительных показателях (процентная доля). Подробнее о капсоревновании читайте в специальном материале БК.


Ки-арт — (от англ. key art, «ключевое изображение») изображение или композиция, на основе которых создаются визуальные рекламные материалы к фильму (постеры, флаеры, баннеры и др.).

 

Кинобар самообслуживания — кинобар, выполненный в формате небольшого супермаркета, где покупатели сами выбирают товары и взаимодействуют с персоналом только на кассах при оплате. Число импульсных покупок в баре самообслуживания несоизмеримо выше, чем в обычном кинобаре. При грамотном планировании такой магазин может стать настолько успешным, что даже проблема воровства не будет значительно влиять на его рентабельность.

 

Кинорынок — (полное название — Российский Кинорынок) профессиональный форум и выставка киноиндустрии, в рамках которых проходят презентации и показы фильмов российских дистрибьюторов и студий, мероприятия деловой программы, презентация широкого спектра технического оборудования и услуг для киноотрасли. Кинорынок проходит ежегодно в марте (Москва), июне (Сочи, параллельно с фестивалем «Кинотавр») и декабре (Москва).


«Кино Экспо» — международный профессиональный форум и выставка киноиндустрии и индустрии развлечений. В рамках форума проводятся презентации и показы фильмов российских дистрибьюторских компаний и студий, презентации программы «Новое российское кино: pre, pro, post» (представление новых кинопроектов российских продюсерских компаний на разной стадии реализации). Кроме того, «Кино Экспо» отличается традиционно сильной и насыщенной деловой и технической программой. На выставке представлен весь спектр оборудования и услуг для кинотеатров, для кинопроизводителей и многое другое. «Кино Экспо» ежегодно проходит в Санкт-Петербурге во второй половине сентября.

 

Ключ KDM (Key Delivery Message) — файл в формате XML, который дистрибьютор присылает кинотеатру вместе с контентом. И контент (фильм), доставляемый в виде пакета файлов в формате Interop DCP или SMPTE DCP, и ключ KDM приходят представителям кинотеатров в зашифрованном виде. Ключ KDM способен  расшифровывать контент и сделать его доступным для показа в кинотеатре в течение временного периода, заданного дистрибьютором.

 

Комбо-касса — касса кинотеатра, в которой можно приобрести одновременно и билеты в кино, и продукцию кинобара. Решение о внедрении такой кассы принимается в маленьких кинотеатрах, где нет необходимости в двух отдельных кассах, а также на площадках, которые хотят оптимизировать штат сотрудников или увеличить выручку консешн-зоны.


Консешн — (от англ. concession stand, concession bar – постоянная или временная точка продажи продуктов питания на площадке, где проходят спортивные или развлекательные мероприятия) сегмент питания в кинотеатральном бизнесе. Употребляется как для обозначения всей сферы деятельности кинотеатров, связанной с реализацией продуктов питания (Пример: «Более половины доходов кинотеатру приносит консешн»), так и в более узком смысле (например, «консешн-зона» – то есть, территория кинобара).


Контрпрограммирование — прием формирования графика релизов дистрибьюторами или составления репертуара кинотеатрами, при котором в прокате в одно и то же время идут фильмы, предназначенные для разной целевой аудитории. Такой подход позволяет каждому релизу максимально отработать свой потенциал, а кинотеатрам — привлечь наибольшее количество зрителей.


Копродукция — участие в создании фильма представителей (студий или продюсеров) двух и более стран, подразумевающее совместное финансирование и производство картины.

 

Краудфандинг — (от англ. crowdfunding, букв. «народное финансирование») способ финансирования, при котором свой денежный вклад добровольно делает множество человек. Наиболее популярной краундфандинговой площадкой (сайтом, через который можно пожертвовать деньги на понравившиеся проекты) в Америке является Kickstarter, в России широкую известность получили Boomstarter.ru и Planeta.ru, есть и другие платформы. Денежный вклад не всегда вносится на благотворительной основе, создатели некоторых проектов предлагают вкладчикам процент от будущей прибыли или призы – например, билеты на мероприятия, встречи с актерами, реквизит, подарки от парнеров и так далее. С привлечением краудфандинговых средств был снят, например, российский фильм 28 ПАНФИЛОВЦЕВ.

 

Кросс-промо — (от англ. cross-promotion, «перекрестное продвижение») активно используемая в кинопрокате технология продвижения, представляющая собой комплекс маркетинговых мероприятий, совместно реализуемых двумя (или несколькими) неконкурирующими брендами, чей товар ориентирован на одну и ту же или схожую целевую аудиторию (например, проект ЧЕЛОВЕК-ПАУК: ВОЗВРАЩЕНИЕ ДОМОЙ и бренд детских игрушек Hasbro).Об успешных примерах кросс-промо в российском кинопрокате читайте в нашем материале.

 

Л

Локализация — процесс адаптации произведения (в т.ч. фильма) для аудитории конкретной страны. Включает перевод названия, который не всегда бывает дословным (материал о шаблонах локализованных названий читайте в нашем материале), перевод и адаптацию диалогов, надписей в кадре, изменение имен и названий и т.д.

 

М

Маркетинг — (от англ. marketing, букв. «рыночная деятельность») в широком смысле совокупность процессов производства, продвижения и реализации продуктов их конечному потребителю с целью удовлетворения его нужд и получения прибыли. Маркетинг фильма начинается еще до этапа производства и включает в себя в том числе изначальное планирование целевой аудитории, формирование бюджета. Непосредственно рекламная кампания подразумевает широкий спектр действий: согласование со студиями (в случае зарубежных релизов) рекламных материалов или создание таких материалов для российских картин, печать и рассылка полиграфии, стендов, а также трейлеров в кинотеатры, организация трейлеринга, наружной, телевизионной, интернет-рекламы, кросс-промо рекламы, создание инфоповодов и инициирование статей в СМИ (привоз режиссеров и актеров, проведение премьер). Промокампания фильма может начаться задолго до релиза благодаря статьям о запуске проекта в производство и ходе съемок, тизерам и другим инструментам, но в свою активную фазу она входит, как правило, за месяц до старта фильма в прокате. Маркетинг кинотеатра подразумевает продвижение площадки с помощью социальных сетей, создание сайта и приложения кинотеатра, создание программы лояльности, проведение акций и специальных мероприятий, дачу рекламы кинотеатра в печатные, интернет-издания, на телевидение, радио.


Меморандум — документ, в котором изложены требования кинопрокатной компании относительно показа того или иного фильма, такие, как запрет на проведение акций и действие скидок на билеты в течение установленного прокатного периода. Меморандум также может устанавливать минимальную цену билета на фильм.


Мерчендайзинг — (от англ. merchandising, букв. «искусство сбыта») в широком смысле методика продажи товара конечному потребителю. Применительно к киноиндустрии мерчендайзингом обычно называют одно из его многочисленных направлений, а именно – лицензионную продукцию, связанную как с анимационными, так и игровыми проектами.

 

Минимальная гарантия — формат взаимодействия дистрибьюторов с кинотеатрами, подразумевающий предоставление кинотеатрам фильма только в обмен на определенную прокатчиком предварительную выплату. Сумма минимальной гарантии впоследствии вычитается из положенной дистрибьютору прокатной платы. В случае, когда прокатная плата превышает минимальную гарантию, кинотеатр выплачивает дистрибьютору разницу. Основная проблема заключается в том, что, если сборы фильма окажутся невысокими, гарантийная выплата не будет возвращена кинотеатру. Минимальные гарантии призваны активизировать кинотеатры, чтобы они прилагали больше усилий для успешного проката фильма. Также гарантии применяются при сотрудничестве с ненадежными партнерами или кинотеатрами с традиционно низкими сборами. В последнем случае минимальная гарантия помогает дистрибьютору окупить доставку рекламы и не понести убыток в случае слабого проката. Подробнее о мингарантиях читайте в материале БК.


Множитель — коэффициент итоговых сборов фильма к его стартовому результату. Множитель может рассчитываться в рамках одного уикенда (множитель уикенда — отношение сборов фильма за уикенд к сборам четверга) или всего проката релиза (итоговый множитель — отношение общего бокс-офиса фильма к сборам первого уикенда). Данный показатель используется как при оценке результатов того или иного фильма, так и при прогнозировании. Значение множителя зависит не только от жанра и масштаба релиза, но и от сезона. Так, например, с осени по весну множитель уикенда игровых картин в среднем равен 7-8, а летом, когда посещаемость в будни дни повышается, — 5-6. Та же закономерность касается анимационных релизов, у которых в летний период множитель уикенда может составлять 6–8, а в остальные месяцы доходить до 20-25. В первый уикенд множитель любого релиза почти всегда ниже, чем во второй и последующий уикенды, особенно у ожидаемых фильмов, так как основной наплыв зрителей в первый же день проката.


Мокьюментари — (от англ. mockumentary; to mock и documentary – «подделывать», «издеваться» и «документальный») кинематографический и телевизионный жанр игрового кино, которому присущи имитация документальности. Фильмы этого жанра внешне соответствуют документальным фильмам, но их предмет, в отличие от настоящего документального кино, является вымышленным и специально «замаскирован» под действительность. Иногда в таком кино создается иллюзия реальности происходящего за счет участия реальных людей, в том числе знаменитостей.

 

Муд-рил или настроенческое видео — (от англ. mood, букв. «настроение», и reel, букв. «бобина», переносн. «часть фильма» или «короткометражный фильм») трейлер фильма, составленный из кадров других, схожих по настроению картин, призванный познакомить профессиональное сообщество с атмосферой будущего проекта, готовых материалов по которому еще нет,  с его жанром и некоторыми деталями сюжета.

 

Мультиплекс — (от англ. multiplex, «составной, сложный») кинотеатр, в котором три и более залов, зачастую расположенный в торговом центре. Мультиплекс, как правило, предлагает широкий репертуар фильмов, включая авторское и фестивальное кино, а также дополнительные развлечения – кафе и бары, игровые автоматы, боулинг и так далее. Кинотеатры с 12 залами и более называются мегаплексами.


Мэйджор — (от англ. major, букв. «старший, главный») крупнейший кинопроизводитель или кинопрокатчик. Изначально определение «мэйджор» возникло по отношению к «большой шестерке» голливудских студий, состав которой уже много лет остается неизменным – это Disney, Fox, Sony, Paramount, Universal и Warner Bros. Дистрибьюторы, официально представляющие эти студии на российском рынке, также называются мэйджорами – это WDSSPR, «Двадцатый Век Фокс СНГ», «Каро», ЦПШ и UPI (справочную информацию о них вы можете найти здесь). Кроме того, использование термина «мэйджор» можно также встретить по отношению к студиям – лидерам отечественного кинопроизводства, каждый год определяемым Фондом кино.

 

Н

Наработка — величина кассовых сборов фильма в расчете на один сеанс или один кинотеатр. Наработка рассчитывается путем деления бокс-офиса релиза за определенный отрезок времени на количество сеансов, состоявшихся в этот же временной промежуток, или количество кинотеатров, в которых шел фильм.


Независимый дистрибьютор — компания, не являющаяся официальным представителем одной из крупнейших голливудских студий и прокатывающая отечественные или независимые зарубежные проекты. На российском рынке на текущий момент работает порядка двадцати независимых дистрибьюторов (справочную информацию о них вы можете найти здесь).


«Новогодняя битва» — состязание, в котором участвуют фильмы, стартующие в период с середины декабря по первые числа января. Обычно в это время выходит сразу несколько больших проектов – оригинальных картин и таких уже традиционных для «новогодней битвы» продолжений франшиз, как например, ТРИ БОГАТЫРЯ и ЕЛКИ. Отчеты о ходе «новогодней битвы» каждый год публикуются в режиме онлайн на сайте «Бюллетеня кинопрокатчика» в специальном спецпроекте. В новогодние праздники в кинотеатрах заметно увеличивается приток посетителей, особенно в начале января – по сборам на первые 8-10 дней месяца приходится до 8-9% от общей кассы за год. Именно поэтому важно с особым вниманием отнестись к выбору фильмов и росписи этого периода, подготовить персонал к повышенному трафику, заранее решить все технические проблемы, спланировать дополнительные мероприятия и акции, усилить рекламу.

 

О

Ограниченный прокат — прокат фильма в 50-ти или менее кинотеатрах в общей сложности.

 

П

«Первый экран» — старт фильма в кинотеатре в день официального релиза. Понятие «первого экрана» наиболее активно применялось во времена использования пленки, когда количество копий одного фильма было ограниченным, из-за чего не все кинотеатры начинали его показ одновременно. Если кинотеатр получал копию фильма не в день официального старта, а спустя неделю проката, это называлось «вторым экраном». Форматы работы «первым» и «вторым» экранами до сих пор практикуются в российском кинопрокате. Однако с повсеместным переходом на «цифру» они связаны уже не с ограниченным количеством копий, а со спецификой работы дистрибьютора с каждым отдельно взятым кинотеатром.


Питчинг — (от англ. pitch, «выставлять на продажу») презентация кинопроекта с целью привлечения финансовых инвестиций в его производственный или рекламный бюджет. В России питчинги проходят в рамках фестивалей (в частности, на «Кинотавре», ММКФ и др.), а также в рамках программ государственного финансирования кинопроизводства Министерством культуры и Фондом кино.

 

Полный экран — роспись фильма, при которой он показывается в одном зале в течение всего дня (приблизительно 5-7 сеансов). Обычно полным экраном ставят потенциальные кассовые хиты.


Постер — (от англ. poster, «афиша, объявление, плакат») художественно оформленный плакат, используемый для рекламных целей. Как правило, помимо графического изображения (ки-арта), на постере фильма значатся имена его создателей и дата выхода в прокат.


Постпродакшн — завершающий этап производства фильма, включающий все работы по обработке отснятого материала: монтаж, наложение спецэффектов, озвучание и т.д.


Прайм-тайм — (от англ. prime time, букв. «первоклассное время») на телевидении – эфирное время, охватывающее максимальное количество телезрителей (обычно с 19:00 до 22:00 часов). Прайм-тайм является самым дорогим эфирным временем для размещения рекламы и наиболее предпочтительным временным отрезком для показа ТВ-программ с высоким рейтингом. Применительно к кинопрокату термин «прайм-тайм» означает временной период (как правило, с 19:00 до 20:59), в который наработка на сеанс может достигать пиковых значений.

 

Превизуализация, или превиз — (от англ. previsualization, previs или previz) анимированный ролик, представляющий собой эпизод из будущего фильма с озвученными диалогами, полностью нарисованный на компьютере. Чаще остальных используется 3D-превизуализация. Видео имеет техническое значение и помогает при минимальных затратах выбрать лучшие творческие решения, например, по  визуальным эффектам, а также понять, каких съемок и трат они потребуют, какой будет расстановка освещения, камер.

 

Превью — (от англ. preview, «предварительный просмотр») выход фильма за несколько дней до официального старта проката. Обычно режим превью подразумевает ограниченное количество сеансов на ограниченном количестве площадок, однако в российском кинопрокате также существует понятие «широкого превью» – этот формат мало чем отличается от обычного старта. Как правило, основная цель превью-показов – «разогрев» аудитории и запуск «сарафанного радио».


Премиальный формат кинопоказа — формат, в основе которого, как правило, лежит уникальная технология. Для осуществления кинопоказа в премиальном формате кинотеатр должен располагать специальным оборудованием. К премиальным относятся такие форматы кинопоказа, как 3D, IMAX, D-Box, 4DX, PLF, Dolby Atmos, Auro 3D.


Препродакшн — подготовительный период создания фильма, предшествующий началу съемочного периода и включающий актерский кастинг, формирование съемочной группы, разработку графика съемок, составление сметы производства, выбор локаций.


Приквел — см. Франшиза.

 

Программа лояльности – система вознаграждения постоянных клиентов, комплекс мероприятий, направленных на повторные продажи, стимулирование покупки дополнительных товаров и услуг. Создание программы лояльности помогает создавать пул постоянных посетителей и бороться с конкуренцией. Примером программы лояльности является дисконтная карта, благодаря которой клиент накапливает бонусы, получает скидки и, если пройдена регистрация с помощью анкеты, получает сообщения о специальных предложениях. Для автоматизированного анализа поведения клиентов и управления лояльностью существуют CRM-системы.

 

Продакт-плейсмент — рекламный прием, заключающийся в том, что в сюжет и реквизит фильма включается товар, бренд, образ, являющийся реальным коммерческим продуктом или имеющий его аналог. Такая скрытая реклама демонстрирует сам рекламируемый товар и его логотип или упоминает о его назначении, качестве, способе употребления.


Прокатное удостоверение — документ, который выдается владельцу прав на фильм (кино- и видеофильм российского, зарубежного и совместного производства), позволяющий использование фильма на территории РФ в целях показа в кинозале, проката на материальном носителе, показа другими техническими способам. Сведения о фильме и иная информация, содержащаяся в прокатном удостоверении, включая возрастное ограничение, вносятся Министерством культуры Российской Федерации в Государственный регистр фильмов

 

Промо-рил — (от англ. promo, букв. «рекламный материал», и reel, букв. «бобина», переносн. «часть фильма» или «короткометражный фильм») рекламный ролик, часто употребляется в значении технического ролика, предназначенного только для профессиональной аудитории.

 

Публичное видео (public video) — формат кинопоказа (наряду с показом с пленки, в 2D, 3D, IMAX), подразумевающий, что кинопроизведение будет демонстрироваться в любом месте, открытом для посещения, с видеоносителя (чаще всего DVD-носителя). Формат «публичное видео» применяется при демонстрации фильмов в некоторых кинотеатрах, библиотеках, учебных учреждениях, в рамках киноклубов, фестивалей и ретроспектив. Для осуществления такого показа требуется договоренность с правообладателем. Сложность заключается в том, что далеко не все дистрибьюторы выпускают фильмы в формате «публичное видео». В график релизов «Бюллетеня кинопрокатчика» этот формат по своим релизам заявляет только дистрибьютор «Русский Репортаж». Получить права публичного показа некоторых других фильмов с DVD можно также, обратившись в компанию «Магия Кино» (www.dvdprava.ru).

 

Р

Расширенный трейлер — как следует из названия, более подробный трейлер проекта, длящийся, как правило, 4-5 минут. Иногда такие ролики используются в промо-кампании фильма, но чаще демонстрируются профессиональной аудитории, чтобы дать более полное представление о проекте и его сюжете.


Ребут — (от англ. reboot, «перезагрузка») новая версия художественного произведения – фильма, компьютерной игры, комикса и др. Как правило, ребут игнорирует события предыдущих произведений из серии и создает новую сюжетную линию, но с теми же героями и идеями, с целью привлечения новой аудитории и увеличения доходов. Примеры ребутов: ГОДЗИЛЛА (1954, 1998, 2014), СУПЕРМЕН (1978) и ЧЕЛОВЕК ИЗ СТАЛИ (2013), БЕЗУМНЫЙ МАКС (1979) и БЕЗУМНЫЙ МАКС: ДОРОГА ЯРОСТИ (2015).


Релиз — (от англ. release, «выпуск») выпуск фильма в кинотеатральный прокат, на VoD или физических носителях, или непосредственно сам фильм, предназначенный для выпуска или уже выпущенный в прокат, на VoD или физических носителях. Пример: 1. Релиз новой картины с Брэдом Питтом был перенесен. 2. В рамках презентации дистрибьютор представил релизы второго полугодия.


Референс — (от англ. reference, «ссылка, эталон») ориентир, аналог. В кинопрокате понятие референс употребляется применительно к уже вышедшему фильму, результаты которого используются в качестве базы для прогнозирования кассовых сборов новинки. Подбор референса осуществляется на основе схожих параметров – жанра, производственного бюджета, команды создателей, даты выпуска и др.


Рибейт — (от англ. rebate, «скидка, уступка») возврат кинокомпании части их затрат на производство фильма из бюджета региона, в котором проходили съемки. Система налоговых возвратов кинопроизводителям является одной из самых распространенных и эффективных мер стимулирования кинопроизводства и применяется во многих регионах мира, в том числе и в России.


Римейк — (от англ. remake, «переделка») фильм, созданный на основе другого, уже существующего фильма. Римейки могут повторять оригинальные произведения с разной степенью точности. Чаще всего римейк создается без участия режиссера, актеров и съемочной группы, задействованных в оригинальном фильме. Однако в истории кинематографа есть случаи, когда тот или иной режиссер сам работал на римейком собственной картины – например, австрийский режиссер Михаэль Ханеке в 2007 году снял англоязычную версию своего фильма ЗАБАВНЫЕ ИГРЫ спустя десять лет после выхода оригинала.


Роспись — представительство релиза в кинотеатрах. Роспись фильма можно оценить как по количественному параметру (число кинотеатров и сеансов), так и по качественному (время начала сеансов). Аналитика росписи новинок проката (публикуется еженедельно в электронных выпусках БК) позволяет отслеживать ожидания рынка относительно потенциала того или иного релиза.

 

Российское авторское общество (РАО) — общероссийская общественная организация, негосударственная некоммерческая организация, созданная авторами и иными правообладателями для осуществления управления авторскими правами на коллективной основе. На данный момент все кинотеатры обязаны отчислять РАО от 0,5% до 1,2% выручки от продажи билетов каждого фильма в репертуаре. Организация направляет часть этих средств авторам музыкальных произведений как вознаграждение за использование их музыки в кинокартинах, демонстрируемых публично. Подробнее о РАО читайте в материале БК.

 

С

«Сарафан», или «сарафанное радио» — неформальные формы и способы передачи устной информации о товаре или услуге от потребителя к потребителю. В кинопрокате «сарафаном» называют зрительские отзывы на тот или иной фильм. В зависимости от характера отзывов «сарафан» может положительно или отрицательно влиять на результаты фильма в прокате, а также сказываться на зрительском интересе к сиквелам в случае франшиз.


«Сезон блокбастеров» — период с начала мая по конец августа, характеризующийся большой концентрацией блокбастеров. Принято считать, что летом, во время отпусков и каникул, общий поток зрителей традиционно снижается, и привлечь посетителей способны лишь крупные проекты, в особенности семейной направленности. Много лет подряд в «сезон блокбастеров» бал правят зарубежные картины, однако российские продюсеры постепенно начинают обращать внимание на летнее время и, как показывает успех БАБУШКИ ЛЕГКОГО ПОВЕДЕНИЯ, делают это не зря.


Сиквел — см. Франшиза.

 

Сино́псис — (от др.-греч. σύνοψις, «обозрение, обзор») краткое последовательное изложение содержания фильма, описание его концепции, героев, конфликта. В понимании сценаристов синопсис – довольное подробный (до двух страниц) сжатый пересказ сценария, который передается продюсерам на этапе обсуждения сотрудничества. В более общем смысле это текст из 6-7 предложений, который используется в том числе в информационных и рекламных целях.

 

Скрининг — (от англ. screening, «показ») показ фильма в рамках его производственного цикла (например, показы для фокус-групп или заинтересованных лиц на кинорынках) или подготовки к выпуску в прокат (например, для прессы). В БК также существует постоянная рубрика «Скрининг». Материалы выходят в пятничных номерах и представляют собой разбор фильма, показанного целиком накануне его выхода в прокат.

 

Слоган — (slogan, от англ. slog, «сильно ударять») короткая, запоминающаяся фраза, передающая суть рекламного сообщения. Хорошие слоганы лаконично описывают суть фильма и одновременно интригуют потенциального зрителя, вызывая у него желание посмотреть картину. Чаще всего размещается на постерах. 

 

Спин-офф — (от англ. spin off, «раскрутка») фильм, являющийся производным от уже существующего кинематографического произведения, в котором главными действующими лицами становятся персонажи, игравшие в оригинальном фильме второстепенную или эпизодическую роль (например, ПИНГВИНЫ МАДАГАСКАРА, МИНЬОНЫ, КОТ В САПОГАХ). Характерной чертой спин-оффа считается также то, что он базируется на ответвлении сюжета по отношению к существующему произведению, обычно не являясь его продолжением или предысторией (однако некоторые спин-оффы могут одновременно быть и приквелами — например, ИЗГОЙ-ОДИН: ЗВЕЗДНЫЕ ВОЙНЫ. ИСТОРИИ).

 

Спойлер — (от англ. spoil, букв. «портить») важная информация о сюжете фильма, сериала, книги, компьютерной игры, сообщенная преждевременно и портящая удовольствие от просмотра, прочтения или прохождения.

 

Т

Тантамареска — разновидность внутрикинотеатрального стенда, предназначенная для фотографий. Обычно такие рекламные конструкции имеют отверстие для лица или располагают специальным местом, расположившись в котором, зритель может сделать фото на память.


ТВ-спот — короткий рекламный ролик фильма продолжительностью от 10-ти до 30 секунд, который демонстрируется по телевидению с целью напомнить зрителю о картине (как правило, уже прорекламированной трейлером), в частности, о дате ее появления в кинотеатрах.

 

Телевизионная доля — среднее количество человек, смотревших телепрограмму; доля телепрограммы, которая выражается в процентах от общего количества телезрителей (тех, кто смотрел любую программу, включая оцениваемую) в данный момент времени.


Телевизионный рейтинг — рейтинг телепрограммы, который выражается в процентах от общего числа людей в исследуемом регионе, обладающих телевизором, и считается в рамках одной зрительской категории (например, 6+ или 16–34). То есть рейтинг, равный единице, означает, что данную программу или рекламное сообщение посмотрел 1% людей, имеющих телевизор.


Тентпол — (от англ. tent pole, пер. «опора») крупный студийный проект с большим производственным и рекламным бюджетом, призванный обеспечить студии гарантированно высокие финансовые показатели (в том числе за счет дополнительных статей доходов – например, реализации сопутствующих товаров) и тем самым покрыть возможные риски по другим проектам.

 

Тест-просмотр или тестовый просмотр — в социологии количественный метод исследования, подразумевающий показ материалов группе респондентов и проведение анкетирования. Применительно к киноиндустрии тест-просмотры помогают узнать реакцию потенциальных зрителей на фильм или рекламные материалы. Глубинные мотивы участников при данном методе не выявляются.


Тизер — короткий рекламный ролик фильма (обычно продолжительностью не больше минуты), смонтированный в период съемок или постпродакшна и, как правило, не дающий представления о сюжете картины. Материалы, представленные в тизере (короткие фрагменты, список создателей фильма, название), призваны зацепить зрителя, «раздразнить» его (название происходит от английского глагола tease – дразнить). Поскольку тизер монтируется во время производства фильма, в нем иногда можно увидеть кадры, которые не вошли в окончательную версию картины.

 

Тифлокомментирование — в терминах кинопоказа услуга для незрячих людей и людей с нарушениями зрения, подразумевающая предоставление зрителю специального оборудования, с помощью которого во время просмотра фильма он будет слышать дополнительную звуковую дорожку. Это запись комментариев к фильму специально обученного тифлокомментатора, который лаконично поясняет, что происходит на экране. Согласно приказу Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении Правил осуществления демонстраторами фильмов показа субтитрированных и тифлокомментированных полнометражных национальных фильмов, созданных в художественной или анимационной форме и Правил обеспечения условий доступности для инвалидов кинозалов, а также о внесении изменения в Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов культурных ценностей и благ» услуга тифлокомментирования теперь должна быть доступна как минимум в одном зале каждого российского кинотеатра.


Трейлер — полноценный рекламный ролик фильма, смонтированный из готового отснятого материала. Его хронометраж, как правило, составляет 2-2,5 минуты и включает наиболее эффектные и удачные кадры. Обычно к одному фильму создается несколько трейлеров. Они могут работать на разные сегменты аудитории, либо последовательно представлять зрителям новые детали проекта.


Трейлеринг — продвижение фильма в кинотеатрах с помощью трейлера. Подробнее о трейлеринге читайте в специальном материале БК.


Трекинг — (от англ. tracking, «отслеживание») исследование, позволяющее оперативно отслеживать уровень осведомленности и заинтересованности широкой аудитории в фильме. Трекинги осуществляют исследовательские компании с помощью пула постоянных респондентов (от полутора тысяч и выше), которые с необходимой регулярностью отвечают на вопросы анкеты, касающейся различных аспектов их потребления и образа жизни. В эту анкеты включаются в том числе вопросы о фильмах, которые респондент планирует посмотреть, чью рекламу он видел, и так далее. Трекинги могут проводиться как на еженедельной, так и на ежедневной основе, до или во время кинопроката.

 

У

Уикенд — временной промежуток, начинающийся с премьеры фильма в прокате и завершающийся с наступлением первого рабочего дня недели. Премьерные дни в разных странах могут отличаться, поэтому количество дней в кинопрокатном уикенде также бывает разным (подробнее читайте об этом в специальном материале БК). В России премьерным днем является четверг, поэтому уикенд включает в себя четыре дня (исключение — расширенный уикенд, включающий пять дней, в случае если на понедельник выпадает государственный выходной).

 

Ф

Флаер — рекламная листовка, как правило, формата А6 (105*148 мм). Флаеры могут быть односторонними – с изображением ки-арта; или двусторонними – с описанием фильма на оборотной стороне.

 

Фокус-группа — (англ. focus group) в социологии качественный метод исследования, подразумевающий длительное (от одного до четырех часов) обсуждение проблемы в группе. В нее входит 8-10 незнакомых друг с другом людей и модератор. Сценарий беседы составлен таким образом, чтобы раскрыть глубинную, неосознанную информацию об отношении участников к проблеме, продукту, бренду. Применительно к кино фокус-группа – обсуждение проекта на любом этапе производства с целью выяснить отношение потенциальных зрителей к актерскому составу и создателям, названию, теме, сюжету картины, маркетинговых материалах, промежуточной версии фильма и т.п. По результатам одной или нескольких фокус-групп становятся видны моменты, требующие корректировки, или подтверждается верность выбранной стратегии.

 

Фонд кино — (полное название — Федеральный фонд социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии) государственная организация, основными целями которой являются поддержка (в том числе финансовая) отечественной кинематографии, повышение ее конкурентоспособности, обеспечение условий для создания качественных фильмов, соответствующих национальным интересам, популяризация национальных кинофильмов в Российской Федерации и за рубежом. С 2014 года Фонд кино является оператором системы ЕАИС.

 

Формат росписи  —  количество сеансов фильма в день на первой, второй и последующих неделях проката.

 

Фичуретка — (от англ. featurette) фильм о фильме, содержащий кадры со съемочной площадки, отрывки интервью. Может быть как самостоятельным полнометражным фильмом, так и коротким роликом, призванным познакомить профессиональное сообщество или потенциальных зрителей с проектом, когда он еще находится на стадии съемки.

 

Франшиза — серия композиционно самостоятельных фильмов, связанных единством замысла, сюжета, общими героями, брендом. Второй и последующие фильмы франшизы, продолжающие сюжетную линию первой части, называются сиквелами (для обозначения третьей и четвертой части также могут использоваться специальные термины триквел и квадриквел соответственно). Фильм, сюжет которого предваряет события первой части, обозначается термином приквел.

 

Футаж (иногда также футадж) — (от англ. footage, «отснятый материал») нарезка из отснятых сцен, сырой нефинальный материал, дающий профессиональной публике некое представление о проекте, его масштабе, сюжете, героях, актерском составе.

 

Х

Хардлок — трейлер или набор трейлеров, прикрепленный дистрибьютором к кинотеатральной копии фильма. С помощью прихардлоченных трейлеров прокатчик может рекламировать как свои будущие релизы, так и релизы дистрибьюторов, с которыми был произведен обмен роликами.


Холдбэк, или «окно» — (от англ. hold back, букв. «удержание, задержка») временной отрезок, отделяющий выход фильма на телевидении или на VoD от его релиза в кинотеатре.


Холдовер — (от англ. hold over, «задерживать, продлевать») релиз, демонстрирующийся в кинотеатрах дольше одной недели. Изначально в англоязычной прессе выражение hold over применительно к фильму или театральной постановке означало «продолжать показывать дольше намеченного срока» и обычно касалось популярных релизов или спектаклей, задержавшихся на экранах или сцене благодаря непрекращающемуся зрительскому спросу. Однако в русском языке понятие холдовер приобрело более широкий смысл и стало означать все идущие на данный момент в прокате фильмы, не являющиеся новинками текущего уикенда.

 

Ц

Цифровая панель — экран, устанавливаемый в кинотеатре для размещения рекламы. На цифровом носителе можно размещать сменяющиеся и анимированные постеры (см. Анимированный постер), трейлеры грядущих релизов; выводить расписание кинотеатра, меню и акции кинобара, стороннюю рекламу. Вносить файлы но носитель можно с помощью флеш-карты, также существующие системы позволяют обновлять содержимое через Интернет, быстро и без привязки к конкретному месту расположения плазмы. На данный момент цифровые панели во многих кинотеатрах лишь дополняют печатную рекламу, которая все еще эффективно справляется со своими задачами.

 

Цифровой релиз — выход фильма на цифровых платформах (сервисы VoD, цифровое телевидение и др.).

 

Ш

Широкий прокат — прокат фильма в 51-м кинотеатре и более в общей сложности.

 

Шоурил, или сизл-рил — (от англ. show, букв. «показывать», и reel, букв. «бобина», переносн. «часть фильма» или «короткометражный фильм») короткий ролик, как правило на 2-3 минуты, представляющий образцы работ актера или компании. На Кинорынках можно увидеть корпоративные шоурилы или «ролики компании» – это нарезка из ярких моментов картин, выпущенных прокатчиком, и в некоторых случаях будущих проектов, сопровождающаяся динамичной музыкой. Зачастую такой ролик предваряет презентацию дистрибьютора и призван настроить букеров на позитивный лад.

 

Э

Экзитпол или Exit poll — (с англ. «опрос на выходе») в киноиндустрии метод исследования, подразумевающий экспресс-опрос зрителей после выхода из зала. Позволяет узнать первое, неотрефлексированное мнение о фильме, оценить, каким будет «сарафанное радио», определить портрет зрителя фильма. Опросы на выходе из зала шире распространены в США, чем в России – там продюсеры часто получают информацию о возрасте, поле и расовой принадлежности зрителей фильма. Существует также формат Интернет-опроса – экспресс-анкеты на определенных ресурсах в Сети, помогающей узнать уже более взвешенное мнение зрителей о недавно посмотренной картине и не только.


Экчуалс — (от англ. actuals, букв. «актуальные данные») в отличие от эстимейта, представляющего ожидания по кассовым сборам, экчуалс – это фактические окончательные данные о кассе фильма за тот же уикенд. На сайте «Бюллетеня кинопрокатчика» экчуалс публикуются в разделе «Статистика» -> «Бокс-офис России» или «Бокс-офис СНГ».

 

Электронный документооборот (ЭДО) — система автоматизированного обмена документами между организациями, переносящая документооборот в цифровую среду. Подробнее об ЭДО читайте здесь.  


Эстимейт — (от англ. estimate, «оценка, наметка») ожидаемые сборы релиза, приблизительная оценка продюсером и/или дистрибьютором его кассового потенциала, которая производится с учетом бюджетов, затраченных на производство и выпуск фильма.